Практикум №2. Сенсорное развитие. Конструктивная деятельность.
Года 1. Воспринимаемые цвета. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения основных цветов (красный, синий, зеленый). Материал: три пары носков или варежек красного, синего и зеленого цвета. Процедура исследования. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красная – зеленая – синяя – красная – синяя – зеленая. Взрослый дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя – красная – зеленая – синяя – красная – зеленая. Задание повторяется. Показатели развития: · правильно подбирает по образцу 3 цвета; · делает выбор по названию, сличению. 2. Восприятие формы, величины. Конструирование. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения формы (шар, кубик, кирпичик, крыша), величины (большой, маленький), навыков конструктивной деятельности, координации «глаз – рука». Материал: 2 набора четырех основных цветов: шар, кубик, кирпичик, крыша (призма); пирамидка из 3-х колец с колпачком, 12 кубиков. Процедура исследования: 1 серия – Взрослый дает ребенку один набор разных геометрических форм, другой оставляет у себя. Показывает одну фигуру: «Дай такую же». «Покажи, где кубик (шар и т.д.)?» 2 серия – Строительство башни. Предъявить ребенку 12 кубиков. Себе взять 4 кубика и построить башню перед ребенком. «Сделай так же!» - говорят ребенку, образец не разрушают. В ответ на просьбу ребенок должен сделать башню из 4-х или более кубиков. 3 серия – Ребенку предлагают самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. 4 серия – Перед ребенком кладут большое и маленькое кольцо от пирамидки (одного цвета). «Покажи большое, маленькое колечко». Показатели развития.
· 1 серия – 1,5 – 2 года – сличение геометрических форм. · 2 года – выбор форм по названию. · 3 серия – собирает пирамидку без учета величины. · 4 серия – выбирает из однородных предметов контрастной величины «большой» и «маленький». Года 6 месяцев. 1. Восприятие цвета. Цель: исследование перцептивной идентификации и различения 4 основных цветов (красны, желтый, синий, зеленый). Материал: цветное лото, в котором 4 карточки красного, синего, желтого, зеленого цвета; 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (изображения знакомых предметов). Процедура исследования Взрослый раздает ребенку карточки 4-х цветов, затем показывает картинки с изображением предметов (цвета чередуются). · На какой цвет эту картинку надо положить? · Покажи, где красные (синие, желтые, зеленые) картинки? Показатели развития: · правильно подбирает картинки каждого цвета; · осуществляет выбор по названию; · осуществляет выбор по образцу. 2. Восприятие формы. Конструирование из формы. Цель: исследование перцептивных действий и способов их осуществления (идентификация, соотношение); различие формы (4-6 предметов разной формы); конструктивного праксиса, координации «глаз – рука». Материал: 2 комплекта геометрических фигур: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус; разрезные картинки, 12 кубиков из 2-х частей с разной конфигурацией разреза; дидактическая игра «Почтовый ящик». Процедура исследования. 1 серия – Один комплект геометрических фигур дают ребенку, другой находится у взрослого, который показывает одну из фигур и просит дать такую же. Затем просит: «Покажи, где кубик (кирпичик, крыша, шарик)? 2 серия – Ребенку предлагают что-либо построить из предложенных фигур, назвать свои постройки. Строительство башни: ребенку предъявляют 12 кубиков. Взрослый берет себе 4 кубика и строит башню перед ребенком. «Сделай так же!» - говорит ребенку, образец не разрушают. Ребенок должен суметь построить башню из шести кубиков.
3 серия – Ребенку предлагают соединить 2 части картинки, чтобы получилась целая. 4 серия – Взрослый берет одну из фигур «Почтового ящика» и бросает ее в соответствующую прорезь, затем предлагает ребенку бросить остальные. Показатели развития. 1 серия – сличает 6 геометрических фигур; выбирает по названию 4 фигуры. 2 серия – делает 1-2 простые постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (дом, стол, стул, и др). 3 серия - правильно самостоятельно составляет разрезные картинки из 2-х частей, называет составленный предмет. 4 серия: 1. неспецифические манипуляции (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот) – неадекватные действия; 2. специфические манипуляции (познавательные); 3. силовая проба (без учета свойств и величины); 4. целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ); 5. примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу); 6. зрительное соотнесение (правильное решение на основе зрительного анализа). 3. Восприятие величины. Цель: исследование перцептивного различения признаков предмета – величины; перцептивных действий (идентификация, соотношение). Материал: 4 предметные картинки для построения сериационного ряда; палочки разных размеров (4 шт.); пирамидка из 4-х колец с колпачком. Процедура исследования. 1 серия – Ребенку предлагают разобрать и собрать пирамидку. После выполнения задания просят показать самое большое колечко и самое маленькое. 2 серия – Ребенку предлагают построить лесенку из 4-х палочек, начиная с самой большой. 3 серия – Ребенку предлагается разложить по порядку картинки. Показатели развития. 1 серия – собирает пирамидку без учета величины. Выбирает по названию «самый большой» и «самый маленький» предмет. 2,3 серии – ориентируется в величине 4-х предметов. Выстраивает сериационный ряд любым способом действия. Года. 1. Восприятие цвета, величины. Цель: исследование перцептивного различения и называния цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и величины (большой, поменьше, маленький, самый маленький), перцептивных действий.
Материал: пирамидка из 4-5 колец с колпачком. 4 предметные картинки для построения сериационного ряда. Процедура исследования. 1 серия – Ребенку предлагают разобрать и собрать пирамидку. После выполнения задания предлагают назвать цвет колец. 2 серия – Ребенку предлагают разложить картинки по порядку. После выполнения задания спрашивают: «Какой это предмет? (большой, поменьше, маленький, самый маленький)» Показатели развития. 1 серия – собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания. 2 серия – знает и называет величину: большой, поменьше, маленький, самый маленький. 2. Восприятие формы. Навыки конструирования. Цель: исследование перцептивного различения и называния формы (шар, кубик, кирпичик, крыша); перцептивных действий; конструктивного праксиса, координации «глаз – рука». Материал: геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, поезд, елочка и т.п.) в основе которых лежат основные геометрические фигуры; набор строительного материала, 12 кубиков, дополнительный материал (машины, матрешки и др.); дидактическая игра «Почтовый ящик». Процедура исследования. 1 серия – Ребенку по одному показывают образцы несложных предметов из геометрических фигур и просят сделать такую же картинку, накладывая фигуры на образец. После выполнения задания спрашивают: «Что это?», «Какой формы предмет?» 2 серия – Ребенку дают набор строительного материала и дополнительный материал и предлагают что-либо построить. После выполнения задания спрашивают: «Что ты построил?», «Из чего ты построил? (с уточнением формы элементов конструкции)», «Какого цвета кирпичик (кубик и т.п.)?» Постройка моста: ребенку предъявляют 12 кубиков; из 3-х кубиков построить перед ребенком мост. «Сделай так же!». Модель не разрушают. Затем подстраивают по одному кубику вверх, показывая ему. Ребенок должен выполнять так же. Даже если мост будет недостаточно устойчив, проба считается успешной. 3 серия – Ребенку предлагают дидактическую игру «Почтовый ящик».
Показатели развития. 1 серия – правильно подбирает мозаику к рисунку. Самостоятельно называет форму: круг, квадрат, треугольник. 2 серия – делает сюжетную постройку (например, гараж и дорогу к нему). Играет с этой постройкой. Называет формы: шарик, кубик, кирпичик, крыша. 3 серия – собирает «Почтовый ящик» путем зрительного соотнесения. Допустима целенаправленная проба, примеривание. Практикум №3. Изобразительная деятельность. Года. 1. Графическая деятельность. Цель: исследование уровня развития графической деятельности. Материал: лист бумаги (половина альбомного листа), карандаш или разведенная гуашь. Процедура исследования. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Показатели развития. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок имеет сходство с предметом, названным ребенком. 2. Лепка. Цель: исследование навыков действий с пластилином. Материал: кусок пластилина, стека, клеенка, салфетка. Процедура исследования. Ребенку предлагают слепить что-либо из пластилина. Показатели развития. · Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом он должен иметь сходство с предметом, названным ребенком. · Способы действия с пластилином: раскатывает, скатывает, сплющивает в руках, соединяет концы. Практикум №4. Развитие речи. Года. 1. Понимание речи. Цель: исследование понимания ребенком короткого рассказа о событиях, бывших в опыте ребенка; исследование навыков слушания, пассивного словаря. Материал: короткие рассказы о хорошо знакомых ребенку событиях; примерные вопросы. Процедура исследования. Возможно проведение в группе детей из 2-3 детей. Дети сидят полукругом. Взрослый сидит напротив них и рассказывает сначала одну часть рассказа, после чего, задает детям 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу » I часть. · Кто пошел на улицу гулять? · Что Машенька надела? «На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается». Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть» II часть. ·:Кто испугал Машу на улице? · А что тетя сказала Маше? Показатели развития. · Ребенок справляется с заданием, если внимательно слушает взрослого, и правильно отвечает на вопросы. 2. Активная речь. Цель: исследование активного словаря (называние предметов) и использования ребенком в деятельности и общении с взрослым фразовой речи (предложений из 2-3 слов).
Материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов; карта развития ребенка. Процедура исследования. 1 серия – наблюдение в естественных ситуациях деятельности и общения. 2 серия – предлагается карточка и взрослый задает вопрос «Что это?» или «Что нарисовано?». Показатели развития. · В деятельности и общении с взрослым ребенок использует 2-3-х словные предложения; называет 5-6 картинок. Года 6 месяцев. 1. Понимание речи, активная речь. Цель: исследование понимания ребенком короткого рассказа о событиях, бывших в опыте ребенка; исследование навыков слушания, пассивного и активного словаря, фразовой речи. Материал: короткие рассказы о хорошо знакомых ребенку событиях; примерные вопросы; картинки с изображением предметов, названия которых использованы в рассказах (кукла, кровать, кораблик, молоток, зайка, тазик). Процедура исследования. 1 серия – Возможно проведение в группе детей из 2-3-х детей. Взрослый рассказывает сначала одну часть рассказа, после чего задает детям 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. «Кровать куклы» Жила-была девочка Галя, у нее была кукла Катя. Галя играла с куклой и спать ее укладывала в кроватку. Вдруг кроватка сломалась и негде кукле Кате спать. · С чем играла Галя? · Что сломалось? Взяла девочка Галя молоточек и гвоздики и сама починила кроватку. Есть теперь у куклы кроватка. · Кто починил кроватку? · Чем Галя починила кроватку? «Кораблик» Жил-был мальчик Ваня. Купил папа ему в магазине кораблик. Взял Ваня большой таз, налил воды и пустил кораблик плавать, а в кораблик посадил зайку. · Что папа купил в магазине? · Куда Ваня пустил плавать кораблик? · Кого Ваня посадил в кораблик? Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Ваня вытащил зайку из воды, вытер его и положил спать. · Что случилось с корабликом? · Что сделал Ваня с зайчиком? 2 серия – Ребенку предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых использованы в рассказах. · Что это? · Что делают с …? 3 серия – Наблюдение в естественных ситуациях деятельности и общения. Года. 1. Понимание речи, активная речь. Цель: исследование навыков слушания, активного словаря (наличие обобщающих слов), навыков говорения (диалог со взрослыми). Материал: короткий рассказ (Сутеев «Цыпленок и утенок» или «Три котенка» 1 часть); примерные вопросы; предметные картинки (животные, игрушки, одежда). Процедура исследования. 1 серия – Возможно проведение в группе из 2-3 детей. Взрослый сначала рассказывает одну часть рассказа, после чего задает детям вопросы, затем читает другую часть рассказа и задает вопросы. 2 серия – Ребенку предлагают рассмотреть предметные картинки и назвать их. Затем взрослый раскладывает все картинки по рядам (животные, игрушки, одежда) и спрашивает, показывая на ряд: «Кто это?» или «Что это?» Показатели развития. · Ребенок понимает содержание рассказа, правильно отвечает на вопросы. Обозначает обобщающими словами ряды предметных картинок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|