Механизмы внушающего воздействия с позиции научного естествознания
Практика показывает, что прямому переносу традиционных азиатских систем внушения в современный учебно-тренировочный процесс препятствует непонимание сущности их методов. Проблема здесь, как всегда, в доступности, уместности и дозировке. Осознание психологических механизмов методов внушения ВАККППЕ позволяет применять эти методы в современных условиях не менее эффективно, чем в старину. Электромагнитная гипотеза внушения (ЭМГВ). Датой ее рождения следует считать 1892 год. Идея буквально «носилась в воздухе» и ее одновременно высказали сразу три исследователя. 1 марта 1892 года в секции электричества Франклиновского института с докладом о предполагаемом излучении мозга выступил известный американский физик Э. Хаустон. Шмидкунц в изданной в том же году книге «Физиология внушения» указал, что «мысленное внушение сходно с явлениями Герца». Наконец, знаменитый английский физик В. Крукс в статье «Некоторые возможности применения электричества», напечатанной в 1892 году, следующим образом оценил одну из таких возможностей:
«В некоторых частях человеческого мозга, может быть, скрывается орган, могущий передавать и принимать другие электрические лучи с длинами волн, еще не определенными посредством инструментов. Эти лучи могли бы передавать мысль от мозга одного человека к другому. Таким путем могли бы быть объяснены обнаруженные случаи передачи мыслей и многие примеры «совпадений». Я не буду делать предположений о тех результатах, которые получились бы, если бы мы обладали возможностью ловить эти «мозговые волны» и управлять ими».
Более подробно эту свою «радиационную гипотезу» суггестии, которую в то время называли телепатией, В. Крукс изложил в статье «Иной мир — иные существа», напечатанной в 1898 году в «Бюллетене Астрономического общества Франции». В ней Крукс обосновал возможную частоту колебаний предполагаемого мозгового излучения. Она предполагалась огромной, порядка 1018 Гц! Крукс отметил:
«Излучения с такой частотой колебаний проникают через наиболее плотные среды, не уменьшаясь, так сказать, в своей интенсивности, и проходят их со скоростью света и почти без преломления и отражения… подобными лучами возможна передача мысли. С некоторыми допущениями мы найдем здесь ключ ко многим тайнам психологии».
Крукс также предположил:
«Эти лучи или другие еще большей частоты могут проникать в мозг и действовать на некоторый нервный центр… человеческий мозг, возможно, содержит центр, действующий этими лучами, как голосовые струны звуковыми колебаниями (в обоих случаях повелевает рассудок), и посылающий их со скоростью света с целью оказать воздействие на воспринимающий центр другого мозга».
ЭМГВ неоднократно рассматривалась в начале XX столетия во многих странах, став почти общепринятой. Осталась самая «малость»: получить прямые или косвенные доказательства ее истинности. В 1919–1926 гг. инженер Б. Б. Кажинский выполнил цикл работ по теоретическому и экспериментальному обоснованию ЭМГВ. Свои исследования он начинал в физиологическом кабинете профессора (позже академика АН Укр. ССР) А. В. Леонтовича, в Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Именно там он пытался реализовать замыслы по созданию «электромагнитного микроскопа» и «регистратора мысли», но отсутствие необходимого оборудования, а главное, общее состояние техники того времени не позволили ему сделать это. Например, «электромагнитный микроскоп» представлял собой трехламповый усилитель с антенной, подающий усиленные колебания на регистрирующий прибор — струнный гальванометр. Прибор оказался слишком грубым.
Надо сказать, что задачу прямой регистрации электромагнитного излучения мозга впервые детально обосновал в 1920 году академик П. П. Лазарев. В статье «О работе нервных центров с точки зрения ионной теории возбуждения» он высказал гипотезу:
«Периодическая электродвижущая сила, возникающая в определенном месте пространства, должна непременно создавать в окружающей воздушной среде переменное электромагнитное поле, распространяющееся со скоростью света, то мы должны, следовательно, ожидать, что всякий наш двигательный или чувствующий акт, рождающийся в мозгу, должен передаваться и в окружающую среду в виде электромагнитной волны».
В том же году Лазарев заявил о возможности «уловить во внешнем пространстве мысль в виде электромагнитной волны». Эта задача, считал Лазарев, является одной из интереснейших задач биологической физики. Он отмечал:
«Конечно, a priori можно указать на огромные трудности нахождения этих волн. Потребуется ряд лет напряженной работы для того, чтобы непосредственно открыть эти явления на опыте, но во всяком случае необходимость их предсказывается ионной теорией возбуждения».
Приняв во внимание основной ритм колебаний электрического потенциала мозга (10–50 Гц) и с учетом скорости распространения электромагнитных колебаний (300 тысяч километров в сек. ), Лазарев определил длину волны предполагаемого излучения мозга в 6 — 30 тыс. км. Иного мнения о длине волны придерживался академик В. М. Бехтерев. Он считал, что при мысленном внушении «мы имеем дело с проявлением электромагнитной энергии и более всего вероятно, с лучами Герца», то есть с высокочастотными (коротковолновыми) колебаниями. Как отмечают в своем исследовании современные авторы И. В. Винокуров и Г. К. Гуртовой, возможны следующие основные пути ведения работ по экспериментальному доказательству ЭМГВ: а) непосредственная регистрация предполагаемых мозговых излучений; б) их экранирование и изменение расстояния между передающим и воспринимающим мозгом. Что касается прямой регистрации мозговых излучений, то наибольшую известность в этом плане получили исследования в области «телепсихических явлений и мозговых радиаций» профессора неврологии и психиатрии Миланского университета (Италия) Фердинандо Каццамалли (1887–1958), которые он проводил с 1923 по 1954 годы. В его книге «Излучающий мозг», вышедшей в свет в 1960 году, изложены выводы, к которым Каццамалли пришел в результате своих более чем 30-летних исследований.
Согласно Каццамалли, человеческий мозг, находящийся в состоянии интенсивной психосенсорной активности, излучает электромагнитную энергию; Каццамалли назвал это свое открытие психоцереброрадиантным рефлексом. Мозг человека, но Каццамалли, это орган, самой природой предназначенный для активного исследования колебаний Вселенной, поскольку психоцереброрадиантный рефлекс обеспечивает возможность непосредственного взаимодействия между мозгом и космическим эфиром. «Эти универсальные колебания, — считал Каццамалли, — вступая в контакт с мозговыми психосенсорными центрами, являются физической основой телепсихических феноменов». Он утверждал, что зарегистрировал излучаемые мозгом человека в окружающее пространство апериодические затухающие радиоволны длиной 0, 7—100 м. Отметим, что техническим консультантом Каццамалли был Гульельмо Маркони (1874–1937), лауреат Нобелевской премии 1909 года, известный, наряду с А. С. Поповым, как «изобретатель радио». Маркони утверждал:
«Человеческий мозг — несравненно более тонкий инструмент, чем какой бы то ни было изобретенный человеком аппарат, и может, очевидно, посылать сообщения на гораздо большие расстояния, чем какой-либо передающий механизм».
История второго направления — экспериментальное доказательство электромагнитной гипотезы телепатии посредством экранирования предполагаемых излучений мозга — началось с работ инженера-электрика (позже кандидата физико-математических наук) Бернарда Бернардовича Кажинского, пионера научного исследования феномена внушения в СССР. Эти работы были проведены в 1922–1926 гг. в Москве.
В экспериментах Кажинского человек, осуществлявший мысленное воздействие, размещался в камере, экранированной листами металла (клетка Фарадея). Воздействие адресовалось животному (собака) или человеку, поведение которых служило индикатором успешности или неуспешности «передачи». Результаты оказались неопределенными: в части случаев воздействие экранированного человеко-индуктора не достигало адресата, в части случаев — достигало. Первая экспериментальная попытка прямой регистрации мозговых излучений могла быть связана не с Ф. Каццамалли, а с Б. Б. Кажинским. Еще в 1923 году в своей первой книге «Передача мыслей» он сообщил, что им «давно была предложена схема приборов, могущих Осуществить… улавливание мыслительных колебательных волн, если таковые будут излучаться из нервной системы». В эту схему были включены «антенная рамка, конденсаторы, детекторы, катодные усилительные лампы и др., составляющие, собственно говоря, приемник, связанный индуктивно с особым регистрирующим устройством — «регистратором». Однако, писал Кажинский, отсутствие полного комплекта приборов лишило его возможности проведения экспериментов. К настоящему времени ситуация с аппаратурными исследованиями изменилась ненамного. В 1922–1931 гг. в Москве существовала Практическая лаборатория по зоопсихологии. Ученый совет возглавлял В. Л. Дуров; его заместителем был профессор А. В. Леонтович. Членами ученого совета являлись профессор МГУ зоолог Г. А. Кожевников, Б. Б. Кажинский, А. Л. Чижевский. В заседаниях совета и в работе лаборатории участвовали академик В. М. Бехтерев, профессора Л. Л. Васильев, Н. К. Кольцов, Г. И. Россолимо, Г. И. Челпанов, П. П. Подъяпольский, многие другие известные ученые того времени. А. Л. Чижевский вслед за Кажинским защищал идею «о наличии в клетках и органах образований, тождественных элементам радиосхемы». В работе «О передаче мысли на расстояние» Чижевский пишет: «Основной тезис, что факт непосредственной передачи мысли на расстояние в природе существует, считаю научно и экспериментально доказанным». Ранее в книге «Физические факторы исторического процесса» (1924 год) Чижевский, в частности, писал, что «явления внушения — единичного и массового — могут быть объяснены путем электромагнитного возбуждения центров одного индивида соответствующими центрами другого». Вслед за этим он затронул очень важный вопрос:
«История изобилует красноречивыми фактами массового внушения. В сущности, не совершилось ни одного исторического события с участием масс, где нельзя было бы отметить внушения, подавляющего волю единиц. Это внушение в некоторых случаях не ограничивалось только какой-либо группой людей, но охватывало города и целые страны, и следы его на протяжении долгого времени сохранялись в политических или военных партиях, передаваясь из рода в род и отражаясь в различных произведениях искусства. Так внушение в ходе исторического процесса психической эволюции человечества приобретает огромное значение первостепенной важности».
Александр Леонидович заявил:
«Сила внушения — влияние единичных лиц на массы — возрастет с усилением пятнообразовательной деятельности Солнца… «Влияние на массы ораторов, народных вождей, полководцев не всегда имеет одинаковую силу и колеблется не только периодически по этапам солнечного цикла, но даже и по временам года… Поэтому возникает предположение, что увеличение пятнообразовательной деятельности Солнца, связанное с увеличением его электрической энергии, оказывает сильнейшее влияние на состояние электромагнитного поля земли, так или иначе возбуждая массы и способствуя внушению».
Обоснованная Чижевским теория зависимости поведения масс от космического влияния рассматривалась им не как некая отвлеченная теория, а как руководство к действию:
«Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение, правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачен пятнами? Солнце — великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны. Поэтому государственная власть должна равняться по его стрелкам: дипломатия — по месячной, стратегия — по суточной. Военачальники перед каждым боем должны знать о том, что делается на Солнце».
Как это близко к словам великого китайского полководца эпохи Троецарствия (220–280 н. э. ) Чжугэ Ляна:
«Быть полководцем и не разбираться в небесных знамениях, не понимать законов земли, ничего не смыслить в темных и светлых силах природы — значит быть бездарным: не обладать способностью изобретать военные планы, не знать какими приемами вести бой, не уметь оценивать силу войск».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|