Традиционная китайская модель механизма переработки информации у человека
Моделированию механизма переработки информации у человека была посвящена классическая китайская «Книга перемен» («И-цзин»), где 64 гексаграммы расположены в так называемой последовательности Вэнь-вана (см. рис. 4). По мнению автора, последовательность гексаграмм Вэнь-вана передает последовательность сбоев алгоритма переработки информации у человека в зависимости от положения Земли на гелиоцентрической орбите. Это так называемый хронобиологический фактор. Поскольку координатной шкалой положения Земли относительно Солнца является солнечный календарь, то привязку каждого из состояний 64 гексаграмм можно выразить через дату, на которую приходится этот сбой, с точностью до недели (таб. 17).
Данные этой таблицы получены нами в процессе комплексного исследования, в том числе благодаря акупунктурной диагностике. Напомним, что согласно китайским воззрениям, тело человека условно делится на 6 частей, к каждой из которых по принципу сегментарной иннервации относятся не только внутренние органы, но и БАТ, и определенные психические процессы. В указанные дни года с максимальной вероятностью отмечаются болезненные ощущения в определенных БАТ, связанных с конкретными этапами переработки информации у человека. Психическая адаптация к указанным дням, по Книге Перемен, происходит следующим образом: в день, указанный в таблице 17, надо прочесть текст к соответствующей гексаграмме. Например, 19 декабря необходимо медитировать на символе гексаграммы 15 — «скромность» (цянь ), а 6 мая — на символе гексаграммы 39 — «хромота» (цзянь ) и т. д. В китайском издании «Книги перемен» Чжоу Цзунхуа для каждой гексаграммы имеется подробный комментарий и соответствующий медитативный рисунок.
Каждый из шести «слоев» (яо ) моделируется «положительной» (янской ) и «отрицательной» (иньской ) составляющими. Всего получаются 12 «слоев». Коррелятами этих 12 слоев являются 12 «киноварных полей» (дань тянь ), изображенных на рисунке 21 и описанных в таблице 18. Каждому из 12 слоев (киноварных полей) приписываются только ему присущие функции. Каждое из 12 киноварных полей соотносится с одним из 12 парных «энергетических меридианов» (цзин-ло ), которые помимо «физиологических» функций выполняют также и функции «психические». Функционирование и 12 слоев, и 12 меридианов, в свою очередь, связано с биологическими ритмами: суточными (таб. 19), месячными (таб. 20), годовыми (таб. 21).
Рис. 21. «Священный гриб» (лин-чжи) символизирует двенадцать «киноварных слоев» даосской «алхимии духа»
Таблица 18. Основные психосоматические функции 12 слоев «киноварных полей» (дань-тянь)
Таблица 19. Психические функции 12 парных энергетических меридианов (в суточном ритме) (по Гаваа Лувсану, 1986)
*) По данным методики «Физические упражнения для адаптации к 24 сезонам года».
Как отчетливо видно по таблицам 19–21, «энергетические меридианы» однозначно связаны с психическими состояниями человека, а их темпоральное (временное) состояние оказывает существенное влияние на всю психоэмоциональную сферу человека. Особой статьей является система управления функционированием «меридианами» и «киноварными полями». Обычно, когда речь идет об управлении «энергией» (ци ) в «меридианах», то прибегают к «внешней алхимии» (вэй-дань ) и акупунктуре — воздействию на биологически активные точки (БАТ): — механическим путем — растиранием, массажем, иглоукалыванием; — термическим путем — прижиганием полынными сигарами; — химическим путем — накладыванием фитоактивных растений, например чеснока; или приемом фармацевтических средств («священных пилюль»).
Когда же речь идет о «киноварных полях», то используют средства «внутренней алхимии» (нэй-дань), т. е. психического воздействия (медитацию на символах, произношению звукорезонансных рядов и пр. ), а также экстрасенсорное ощущение «киноварных полей» и их состояний. На рисунке 36 показаны несколько примеров возможного состояния слоев «дань-тянь» относительно друг друга. Если на рисунке 21 изображено идеальное положение «киноварных полей», то на рис. 22-а показано состояние, вызванное неадекватным психическим отражением окружающей среды, например, под воздействием биоритмов; на рис. 22-b — вирусное заболевание, которое в предсмертном состоянии может иметь вид, изображенный на рисунке 22-с. При травмах (и наоборот — перед травмой) состояние слоев может иметь вид как на рисунках 22-d и 22-с (соответственно, травмы нижних конечностей и верхней части тела — рук, шеи). Последний рисунок 22-f изображает состояние человека перед проигрышем в бою — это состояние страха, неуверенности, пораженчества.
Рис. 22. Примеры взаимного расположения «киноварных полей» (дань-тянь) относительно друг друга
Существует много других вариантов, один из распространенных — «вращение» слоя на угол до 180 градусов. Одним из распространенных средств управления организмом во «внутренней алхимии» было представление мыслеобразов (символов киноварных полей) в определенной последовательности. Все 12 «киноварных полей» могли изображаться символически (рис. 23).
Рис. 23. Символы эйдосов
Исходя из изложенных выше соображений, целесообразно, наряду с термином «структура личности», в отношению модели «колодезных полей» оперировать термином «биологическое поле», или «биополе». Понятие «поле» в отношении биологических объектов ввел в современную науку советский ученый Александр Гаврилович Гурвич (1874–1954), специалист в области эмбриологии, цитологии и физиологии клеточного деления. В нашем случае, понятия «структура мироздания», «структура личности», «механизм психических отражений» и «биополе» практически тождественны. Во всяком случае, мы можем применить любой из них, когда речь идет о китайских концепциях «колодезных полей», «внутренней алхимии» или «цигун». Связанные едиными законами мироздания, эти структуры имеют единые операнды. В контексте нашего исследования этими операндами являются средства внушения, перечисленные выше и более подробно рассмотренные ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|