Глава IV. Восточно-азиатская концепция суггестии в подготовке единоборцев
Глава IV. ВОСТОЧНО-АЗИАТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУГГЕСТИИ В ПОДГОТОВКЕ ЕДИНОБОРЦЕВ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Из китайской истории известны случаи ускоренной массовой боевой подготовки войск, рекордные сроки которой достигали 3—10 суток! Академик В. М. Бехтерев был одним из первых, кто отметил этот феномен, назвав его «психическим заражением», и в качестве примера описал в разделе «Китайская эпидемия секты и-хэ-туань» своей книги «Внушение и его роль в общественной жизни». В том же труде В. М. Бехтерев дал определение внушению:
«Внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия».
Известный советский психолог С. Я. Рубинштейн указывал, что внушение, это:
«Особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на человека, вызывающий у него некритическое восприятие того, что внушается». /Внушение в широком смысле/ «употребляется для обозначения всякого психического воздействия или влияния одного человека на другого, при котором у человека, подвергающегося внушению, возникают определенные представления, понятия, поступки».
Психолог Е. И. Шварц в своей работе «Внушение в педагогическом процессе» дал следующее определение:
«Внушение в собственном и строгом значении этого слова — психическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее решающее значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности».
Внушение часто называют суггестией (от латинского suggestio — подсказывание, внушение). Известно, что внушающее воздействие на человека может оказывать как слово (речь), так и обстановка (предметы). Словесное внушение называют вербальным, а внушение, которое является результатом воздействия каких-либо предметов или процессов, именуют невербальным или реальным внушением. Психическое состояние человека определяется внушением, производимым другим лицом, и самовнушением. Имея общую природу, эти виды суггестии в силу ряда причин следует различать. Поэтому в литературе мы встречаемся с двумя терминами: гетеросуггестия и аутосуггестия. Внушение, производимое другим лицом, называют гетеросуггестией, самовнушение — аутосуггестией. Акт внушения основан на таком качестве психики, как внушаемость. В самом общем виде внушаемость можно определить как способность человека воспринимать внушение. Если внушение — способ воздействия, то внушаемость — это степень восприимчивости к внушению. Внушаемость характеризуется безотчетным подчинением человека требованиям других людей. Человек изменяет свое поведение по требованию, которое исходит от другого лица (или группы людей), не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы. Причем, выполняя внушенное действие, человек считает, что оно является результатом самостоятельно принятых решений. Таким образом, внушаемость представляет собой безотчетное саморегулирование личности, совершаемое под влиянием внешних средств воздействия. С другой стороны, внушаемость — нормальное свойство, в той или иной степени присущее всем людям. Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем более внушаем), пола (женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (чем ниже уровень его развития, тем более внушаем индивид), состояния здоровья и других факторов. Она также колеблется в зависимости от вида внушений и авторитетности того лица, которое проводит внушение. Внушаемость является одним из существенных показателей индивидуальных особенностей личности.
Соответственно, существуют различные системы внушения, в том числе в рамках ВАККППЕ. Научное изучение внушаемости началось в связи с развитием экспериментальной психологии. Ученые исследуют ее взаимосвязь с другими компонентами психики, изучают место этого феномена в структуре личности. Так, под руководством В. Н. Мясищева и А. В. Петровского в конце 1960-х — начале 1970-х годов были выполнены исследования, установившие специфику зависимости внушаемости от силы и слабости нервных процессов, а также связи внушаемости и интроверсии — экстраверсии, внушаемости и конформности, внушаемости и ригидности, внушаемости и внимания. Много внимания уделялось изучению гипноза, как одной из форм крайних проявления суггестии. В частности, были исследованы методы практического применения гипноза, разработаны тесты внушаемости, шкалы степени гипнотического транса. В нашем исследовании термин «транс» и его критерии относятся к числу ключевых, поэтому остановимся на них подробнее. «Словарь йоги» трактует состояние транса как абстрагирование, отстранение души от тела, «йогический сон», который может длиться от нескольких минут до десятков суток (зарегистрированы случаи нахождения в трансе до 40 суток). Большая советская энциклопедия определяет транс (от французского «transir » — оцепенеть) как состояние помраченного сознания, при котором выполняются автоматические, внешне целесообразные, иногда сложные действия (например, ходьба по улицам, путешествие в транспорте). Переживаемое в период транса не сохраняется в памяти (амнезия). Наблюдается транс главным образом при эпилепсии, истерии, в стадии глубокого гипноза. Трансом обозначают также состояние отрешенности, экстаза, «ясновидения» и др. В «Толковом словаре по аналитической психологии» В. В. Зеленского встречаем близкое по значению определение:
«Трансформация (англ. Transformation; нем. Wandlung) — психологический переход, включающий в себя регрессию и временную утрату «эго», к сознанию и реализации ранее не осознанной психологической потребности».
Применительно к ВАККППЕ, транс можно трактовать как психическое состояние, близкое к экстатическому (иногда его называют «кураж») и возникающее либо спонтанно, либо под воздействием целенаправленного психологического воздействия. Он инспирируется благодаря следующим факторам. Группа «внушающих факторов»: 1. авторитетность источника информации; 2. достоверность источника информации; 3. способ инспирирования (вербальный, невербальный, эмпатический, психомоторный, хронобиологический, физиологический, медикаментозный, аппаратурный и пр. ); 4. доступность (понятность) инспирируемой информации; 5. форма внушающего воздействия (последовательность, комплекс средств, модальность, направленность) 6. эмоциональность инспирируемой информации; 7. ситуация информирования.
Группа «внушаемых факторов»: 1. возраст инспирируемых; 2. пол инспирируемых; 3. национальность (так, японцы легче воспринимают наглядно-образную информацию; китайцы — логически просто построенные рассуждения); 4. род занятий внушаемых. При условиях благоприятного для инспирирования сочетания указанных факторов, внушение иногда приобретает поистине «чудесные» формы: люди мгновенно выздоравливают, приобретают необычные способности; в кратчайшие сроки обучаются неизвестной им ранее деятельности — начинают говорить на иностранных языках, врачуют болезни, «видят» будущее и прошлое, «слышат» стихи, рассказы и многое другое. Или же, что важно для нас, в рекордно короткие сроки осваивают боевые приемы. Для того, чтобы понять механизмы и причины столь необычных результатов внушения, необходимо подробнее рассмотреть каждый из перечисленных факторов внушения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|