Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Развитие советской науки: достижения и противоречия




После многих лет социал-дарвинистских экспериментов, которые активно насаждались рьяными сторонниками педологии                                (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Б. Залкинд), ему удалось создать эффективную систему высшего образования и отменить многие нововведения, в том числе бригадный метод зачетов, которые резко снижал личную ответственность студентов за результаты своей учебы.

А в июне 1936 г. было принято постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», которое узаконило традиционные формы обучения в виде лекций, семинаров и производственной практики.

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1936 года

 

О РАБОТЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И О РУКОВОДСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

 

СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают, что состояние подготовки кадров в высшей школе все еще остается неудовлетворительным.

При организации новых высших учебных заведений и развертывании старых нередко упускалось важнейшее условие работы вузов - обеспечение их соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов).

Учебные планы все еще многопредметны и подвергаются, равно как и программы, ежегодным изменениям. Отсутствуют стабильные учебники для высшей школы и нет совершенно учебников по ряду важнейших дисциплин. Крайне недостаточен выпуск специальной переводной литературы.

Чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности приводят к распылению научно-педагогических сил, материальных средств и к понижению качества обучения в высших учебных заведениях.

В организации учебной работы до сих пор не изжит так называемый " бригадно-лабораторный" метод обучения: групповые занятия с малоквалифицированными руководителями подменяют собою установленные лекции, на ряду с этим студенты перегружаются другими видами учебной работы в ущерб их самостоятельной работе.

Вопреки Постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 19 сентября 1932 г. о том, что производственная практика должна быть органической частью всего учебного процесса, должного руководства этой важной составной частью обучения все еще нет.

 Для производственной практики студентов народные комиссариаты предоставляют недостаточно оборудованные предприятия, клиники, лаборатории и т. п.

 Нет необходимого контроля за прохождением производственной практики студентами. Нет строгой отчетности о проделанной работе по возвращении студента с практики в вуз.

Все это не может не привести и на деле нередко приводит к тому, что студенты не приучаются сочетать теорию с практикой, - проверять опытом полученные ими в стенах вузов знания.

Директива партии и правительства о единоначалии директоров высших учебных заведений не выполняется: единоначалие директоров нарушается администрированием со стороны общественных организаций, а директора, в свою очередь, передоверяют ряд основных функций управления второстепенным лицам.

Со стороны директоров и общественных организаций высших учебных заведений нет повседневной заботы о всестороннем воспитании студента, как примерного по политической сознательности, культурности и дисциплинированности советского гражданина.

Совершенно неудовлетворительно поставлен прием в высшие учебные заведения. Отсутствуют единые твердо установленные условия приема.

Важнейшее дело приема студентов директора зачастую передоверяют второстепенным работникам. Вступительные экзамены производятся в большинстве случаев недостаточно организованно, при отсутствии непосредственного участия и контроля со стороны директоров вузов и управлений высших учебных заведений народных комиссариатов.

Вместо тщательной проверки знаний каждого поступающего в вуз, директора вузов, в погоне за выполнением установленных контингентов приема, снижают уровень требований для поступающих.

Вследствие этого состав студентов засоряется малограмотными, случайными людьми.

Руководящие работники многих народных комиссариатов до сих пор не осуществляют на деле конкретного руководства вузами, явно недооценивая важнейшее государственное дело подготовки кадров, и передоверяют его второстепенным работникам народных комиссариатов.

Вузы далеко не пользуются тем вниманием, каким обычно пользуются в народных комиссариатах предприятия.

Все эти недостатки в руководстве высшими учебными заведениями с особой силой выявились за последнее время в связи со стахановским движением в промышленности и на транспорте.

 Стахановское движение вскрыло резкое отставание научной и учебной работы в вузах от практики. Отсюда вытекает необходимость пересмотра устаревших программ, учебников, справочников, энциклопедий и технических пособий, в соответствии с результатами стахановского движения и задачами использования техники до дна и быстрого роста производительности труда.

В условиях победы социализма, когда " кадры, овладевшие техникой, решают все", к высшим учебным заведениям должны быть предъявлены новые, более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных,

 политически воспитанных,

 всесторонне образованных и культурных кадров,

 обладающих " знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (Ленин), и способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по-большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

 

I. О приеме в высшие учебные заведения

 

1. Правом на поступление в высшие учебные заведения и на бесплатное обучение в них пользуются все граждане Советского Союза обоего пола, в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и успешно выдержавшие установленные для поступления в эти учебные заведения испытания.

 

2. Все поступающие в высшие учебные заведения подвергаются вступительным экзаменам по следующим предметам:

 а) русский язык (письменное сочинение),

б) грамматика,

 в) литература, в вузах же, где преподавание ведется на других языках, также экзамен по языку, на котором ведется преподавание в данном вузе, г) политграмота,

д) математика,

е) физика,

 ж) химия, а с 1937 г. по одному из иностранных языков                                              (английский, немецкий, французский).

Поступающие в сельскохозяйственные и экономические высшие учебные заведения подвергаются дополнительным испытаниям по географии, а в гуманитарные (исторические, филологические, юридические) - по истории и географии.

 Поступающие в строительные, архитектурные и художественные высшие учебные заведения подвергаются дополнительным испытаниям по рисованию и черчению, а поступающие в музыкальные и театральные высшие школы - дополнительным испытаниям по специальности.

Преимущественным правом поступления в вузы пользуются лица, получившие в ходе приемных испытаний наивысшие отметки.

Окончившие среднюю школу и имеющие по основным предметам отметки " отлично", а по остальным предметам (рисование, черчение, пение, музыка, физкультура) отметку не ниже " хорошо", принимаются в высшую школу без вступительных экзаменов.

3. Поступающие в высшие учебные заведения подают на имя директора заявление с приложением автобиографии и следующих документов (в подлинниках):

а) аттестат об окончании среднего учебного заведения;

б) паспорт (предъявляется лично);

в) военно-обязанные представляют, помимо вышеуказанных документов, справку об отношении к воинской повинности.

 

4. Во изменение существующей практики, когда каждое высшее учебное заведение устанавливает свои сроки приема, установить следующие единые сроки приема во все высшие учебные заведения Союза ССР: прием заявлений о поступлении в высшие учебные заведения производится с 20 июня до 1 августа, приемные испытания - с 1 по 20 августа, зачисление в число студентов - с 21 по 25 августа.

Прием в другие сроки запретить.

5. Вся подготовка и организация приема, а также ответственность за ход приемных испытаний возлагаются на директора учебного заведения, под председательством которого (без права замены) создается приемная комиссия в составе: заместителя директора по учебной части, деканов и двух профессоров.

Директора высших учебных заведений и члены приемочных комиссий обязаны лично знакомиться с каждым поступающим и лично проверять все документы поступающих.

6. Предложить народным комиссариатам обеспечить контроль за ходом приема в высшие учебные заведения и помощь директорам в правильной организации и своевременном проведении приема, исправляя обнаруживаемые недочеты в процессе самого приема.

Предложить народным комиссариатам издать для всеобщего сведения справочники по высшим учебным заведениям, с указанием факультетов, отделений и специальностей в них, а также условий приема.

7. Перевод из одного высшего учебного заведения в другое однотипное допускать только до начала учебного года с разрешения директоров обоих вузов.

Перевод студентов в разнотипные высшие учебные заведения разрешается только студентам первых двух курсов до начала учебного года с разрешения директоров обоих вузов.

 

II. Об организации учебного времени

 

1. Отменить существующую практику произвольных сроков начала, перерывов и окончания занятий в высших учебных заведениях, установив в вузах начало занятий с 1 сентября и окончание их 30 июня с перерывами: на зимние каникулы с 24 января по 6 февраля и на летние каникулы с 1 июля по 31 августа.

Для старших курсов (3, 4 и 5 курсы) высших учебных заведений, производственная практика которых связана с сезонностью работы, допустить начало учебного года с 1 ноября.

 Список этих вузов утверждается Всесоюзным Комитетом по высшей школе при СНК Союза ССР.

2. В отмену существующей практики перегрузки студентов обязательными учебными занятиями (до 40 часов в шестидневку), сократить количество часов обязательных занятий, проводимых под руководством преподавателей, и установить с начала 1936/1937 учебного года следующее количество учебных часов в шестидневку:

 на I и II курсах - не более 30 часов,

 на III и IV - не более 24 часов,

 на V - не более 18 часов. Выделить для студентов III и IV курсов по одному дню и для студентов последнего курса - по два дня в шестидневку, кроме выходного, для самостоятельных занятий.

Предложить начальникам управлений вузов и директорам высших учебных заведений обеспечить все необходимые условия для самостоятельной работы студентов: бесперебойную ежедневную работу библиотек, чертежных зал, лабораторий, научных кабинетов и консультаций.

Установить продолжительность академического часа в 45 - 50 минут, с перерывом между занятиями в 10 - 15 минут.

Все занятия организовать по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня.

Учебное расписание вуза должно утверждаться на весь учебный год и опубликовываться перед окончанием текущего учебного года.

Количество дисциплин, изучаемых в семестре, как правило, не должно превышать шести, а количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать трех.

 

III. Об организации учебной работы

 

1. В целях поднятия научного уровня преподавания и повышения качества учебных занятий в высшей школе, а также в целях развития у студентов навыков самостоятельной работы над учебным материалом, ликвидировать все еще практикуемые в ряде вузов, несмотря на категорическое запрещение, групповые занятия для проработки лекционного материала, представляющие пережиток осужденного в свое время так называемого бригадно-лабораторного метода обучения.

Установить следующие формы учебной работы с преподавателем:

а) лекции, проводимые профессорами и доцентами;

б) практические занятия в лабораториях, кабинетах, в мастерских, в клиниках и т. п., проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и ассистентов;

в) производственная практика, проводимая согласно учебному плану под руководством специально выделенных кафедрой руководителей по тому или иному виду практики.

При организации учебного процесса основное внимание должно быть направлено на самостоятельную работу студентов, проводимую в читальнях, библиотеках, архивах, лабораториях, кабинетах или на дому, с обеспечением консультаций студентам.

2. Отменить существующую практику текущего учета успеваемости студентов, установив единственным критерием успеваемости сдачу экзаменов по лекционным курсам и зачетов по практическим занятиям.

Все студенты обязаны сдавать экзамены за полный курс каждого предмета, вошедшего в учебные планы, а также сдавать зачеты по практическим работам после того, как данный курс прослушан студентами полностью.

Экзамены по сложным предметам, имеющим самостоятельные разделы, производятся по частям, но не чаще, чем два раза в год.

Экзамены производятся профессорами и доцентами (ведущими соответствующие лекционные курсы), утвержденными в этом звании.

3. Установить во всех высших учебных заведениях следующие степени оценки успеваемости студентов (отметки):

 1) неудовлетворительно,

 2) удовлетворительно,

 3) отлично.

4. В отмену существующего положения о защите студентами последних курсов дипломных работ, не обеспечивающего проверки подготовленности оканчивающих высшее учебное заведение к самостоятельной работе по специальности, установить, как правило, во всех высших учебных заведениях, кроме технических, сдачу государственных экзаменов, а в технических - защиту дипломных проектов, в специальных государственных экзаменационных комиссиях, ежегодно назначаемых народными комиссарами.

Государственные экзамены и защита дипломных проектов проводится ежегодно с 1 по 30 июня и с 1 по 31 октября.

К государственным экзаменам и к защите дипломных проектов допускаются сдавшие экзамены и зачеты по всем предметам, предусмотренным учебным планом высшего учебного заведения.

Студенты, не сдавшие государственных экзаменов или не защитившие дипломных проектов, допускаются к повторной сдаче в следующем году.

Предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в двухмесячный срок разработать положение о государственных экзаменационных комиссиях и установить применительно к различным типам высших учебных заведений перечень предметов, подлежащих сдаче в указанных комиссиях, а также установить порядок защиты дипломных проектов и внести на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

5. Ввести во всех высших учебных заведениях единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка).

 В матрикул заносятся все предметы, обязательные для прохождения, и запись о сдаче экзаменов и зачетов.

Отмечать в матрикуле сдачу экзаменов и зачетов и проставлять отметки имеет право только профессор, производивший экзамен, и доцент, принимавший зачет.

Предложить Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в месячный срок разработать единый тип студенческого билета и матрикула, представив их на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

6. Установить для оканчивающих высшие учебные заведения дипломы двух степеней.

Диплом первой степени выдается студентам, окончившим высшее учебное заведение с отметками " отлично" не менее чем по 3/4 всех предметов, а по остальным - с отметками " удовлетворительно" - и сдавшим все государственные экзамены или защитившим дипломные проекты на " отлично".

Диплом второй степени выдается всем остальным студентам, окончившим высшие учебные заведения и сдавшим государственные экзамены или защитившим дипломный проект.

7. Получившие диплом I степени пользуются преимущественным правом:

а) на занятие вакантных должностей на работе по специальности, а также должностей по научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях и в научно-исследовательских институтах;

б) на зачисление в аспирантуру при соответствующих кафедрах высших учебных заведений;

в) на включение в число кандидатов для посылки в научные командировки как внутри Союза ССР, так и за границу.

8. Предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР представить на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР единый тип диплома (I и II степени) об окончании высшего учебного заведения, а также издать инструкцию о порядке выдачи дипломов об окончании вуза.

9. Исходя из того, что производственная практика должна являться органической частью всего учебного процесса обучения и помогать студентам лучше усваивать теоретические знания и применять их в своей практической деятельности:

а) установить, что студенты на производственной практике выполняют весь цикл основных работ по специальности;

б) посылать студентов на практику группами, под руководством специально выделенных преподавателей высшего учебного заведения;

в) предложить народным комиссариатам закрепить за вузами, сроком не менее чем на 4 - 5 лет, производственные предприятия, наиболее оборудованные и хорошо организованные, для проведения в них производственной практики студентов;

г) предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в трехмесячный срок разработать положение о производственной практике, обеспечив в новых учебных планах вузов не менее 30 процентов времени на производственную практику для двух старших курсов, увеличивая это время в зависимости от специальности до 40 процентов;

д) предложить народным комиссариатам в четырехмесячный срок разработать программы производственной практики для вузов всех специальностей.

 

IV. О руководстве высшей школой

 

1. Установить, что народные комиссары и руководители ведомств несут полную личную ответственность за состояние и работу высших учебных заведений, находящихся в их системе.

2. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств лично знакомиться с состоянием высших учебных заведений и систематически заслушивать доклады директоров высшей школы, а также ставить на обсуждение советов при наркомах важнейшие вопросы подготовки специалистов высшей квалификации (планы подготовки, качество подготавливаемых в вузах специалистов и т. д. ).

3. Во всех народных комиссариатах и ведомствах, в ведении которых имеются вузы, организовать управления учебными заведениями, возложив на них руководство всей работой по подготовке                                                 и переподготовке кадров высшей и средней квалификации                                                и инспектирование вузов по всем разделам их работы.

Подчинить управления вузов непосредственно народным комиссарам или руководителям ведомств.

4. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств укрепить состав управлений учебных заведений квалифицированными специалистами, имеющими опыт научно-педагогической                                                  и производственной работы.

5. Установить, что директор вуза несет полную ответственность перед советским государством за руководство высшим учебным заведением, за прием и обучение студентов и организацию политико-воспитательной работы среди них, за научно-исследовательскую работу в высшем учебном заведении и хозяйственное его состояние, за подбор и правильное использование научно-педагогического персонала, за подготовку научно-педагогических кадров на кафедрах, за культурно-бытовое обслуживание студентов и преподавательского состава.

6. Исходя из задач подготовки высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов, стоящих на уровне современной науки и высоких требований, которые предъявляются в связи с этим к директорам высших учебных заведений, а также в целях дальнейшего повышения авторитета и ответственности директоров установить впредь, что:

а) директорами высших учебных заведений могут быть лишь лица, имеющие законченное высшее образование и опыт научно-педагогической и производственной работы в данной отрасли;

б) директора вузов утверждаются и смещаются Всесоюзным Комитетом по высшей школе при СНК СССР по представлению народных комиссариатов;

в) административные взыскания на директоров могут быть наложены только народным комиссаром.

7. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают народным комиссарам создать директорам высших учебных заведений все необходимые условия для повышения их научной и технической квалификации (научные отпуска, научные командировки, выписка литературы, освобождение от работы для подготовки диссертации на ученую степень и др. ).

8. Заместитель директора по научной и учебной работе выдвигается из числа наиболее квалифицированных профессоров по ведущим специальностям и утверждается и смещается народным комиссаром.

9. Деканы факультетов выдвигаются из числа профессоров по ведущим дисциплинам данного факультета, утверждаются начальником управления учебных заведений народного комиссариата, по представлению директора высшего учебного заведения.

Деканы осуществляют единоличное руководство учебной и научной работой факультета.

10. Руководители кафедр выдвигаются по конкурсу и утверждаются по представлению директора высшего учебного заведения Всесоюзным Комитетом по высшей школе при СНК Союза ССР.

Право участия в конкурсе на руководство кафедрой предоставляется лицам, имеющим звание профессора или ученую степень доктора наук.

11. Доценты кафедр выдвигаются по конкурсу и утверждаются начальником управления вузов народного комиссариата по представлению директора вуза.

Право участия в конкурсе на вакантную должность доцента предоставляется лицам, имеющим звание доцента или степень кандидата наук.

12. Сотрудники кафедр - ассистенты, научные сотрудники, лаборанты выдвигаются персонально профессором - руководителем кафедры, по согласованию с деканом факультета, и утверждаются директором вуза.

13. Ставя перед сотрудниками кафедр задачу систематического повышения их научно-преподавательской квалификации, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают директорам высших учебных заведений и начальникам управлений высших учебных заведений не допускать совместительства в работе доцентов, ассистентов и научных сотрудников кафедр, обеспечив все необходимые условия для повышения их научной квалификации.

Предложить руководителям кафедр установить для каждого сотрудника кафедры индивидуальный конкретный план научно-исследовательской работы и обеспечить систематическое повышение научной и педагогической квалификации работников кафедры.

 

14. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) осуждают распространенные среди известной части работников народных комиссариатов и учебных заведений взгляды, что кафедры высших учебных заведений не должны заниматься научно-исследовательской работой, а ограничиваться только учебно-педагогической деятельностью.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) указывают, что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслима подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации.

Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают всем народным комиссариатам и директорам высших учебных заведений обеспечить на деле развертывание научно-исследовательской работы по кафедрам.

15. Запретить партийным, советским и хозяйственным организациям отрывать научно-педагогические кадры высших учебных заведений от их непосредственной работы и использовать на работе не по специальности.

16. Запретить народным комиссариатам производить перемещение научно-педагогических кадров высших учебных заведений во время учебного года.

 

V. О порядке и дисциплине в высшей школе

 

1. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) указывают, что высокое качество подготовки квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях обусловливается четко установленным порядком и проведением твердой сознательной дисциплины в высшей школе.

 

В этих целях Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают директорам установить точное расписание занятий и строгое его соблюдение; полный порядок в аудиториях, кабинетах, лабораториях, библиотеках, читальнях, обеспечивающий нормальную учебную работу, закрепление определенных учебных помещений за кафедрами; обеспечение необходимого ремонта и пополнение лабораторий и кабинетов наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, реактивами, чертежными принадлежностями и т. д.

 

2. Установить твердое расписание дней и часов приема директором, его заместителем и деканами факультетов, отдельно для профессорско-преподавательского состава и отдельно для студентов во внеучебное время.

Установить, что право входа в учебные корпуса и общежития высших учебных заведений имеют только студенты, научно-педагогический и административно-технический персонал данного учебного заведения. Доступ в них прочим лицам разрешается лишь по специальным пропускам.

3. Предложить директорам вузов обеспечить во всех помещениях высшего учебного заведения своевременный ремонт и уборку, а также культурную обстановку в вестибюлях, в комнатах для ожидания, культурное обслуживание у вешалок, в буфетах и столовых.

4. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают директорам вузов следить за физическим воспитанием и состоянием здоровья студентов и принимать меры к приведению в образцовое состояние студенческих общежитий с обеспечением в них безукоризненной чистоты и всех необходимых санитарно-гигиенических условий.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают директорам высших учебных заведений и начальникам управлений высших учебных заведений народных комиссариатов:

а) установить твердый распорядок в общежитиях и самым решительным образом бороться с его нарушителями;

б) установить, что собрания в общежитиях и учебных помещениях могут устраиваться лишь с согласия директора;

в) не допускать произвольного снижения установленных государством норм жилплощади для студентов, перегрузку общежитий, а также не допускать заселения общежитий посторонними лицами и учебных корпусов какими бы то ни было жильцами.

5. Обязать народные комиссариаты и городские советы до сентября 1936 г. освободить все студенческие общежития от посторонних жильцов и учебные здания от каких бы то ни было жильцов.

 Виновных в невыполнении данного Постановления привлекать к ответственности.

6. Предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК СССР внести на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР новый устав высшей школы, разработанный на основе данного Постановления.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) обязывают Комитет по высшей школе при СНК Союза ССР и народные комиссариаты обеспечить проведение в жизнь настоящего Постановления, а партийным и советским организациям оказывать всемерную помощь директорам высших учебных заведений в организации учебной работы, в установлении порядка в вузах и тем самым создать необходимые условия в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, полностью отвечающих современным требованиям социалистического строительства.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 

 

К концу второй пятилетки была в основном создана и прочная материальная база для реализации программы сплошной грамотности, поскольку появилось более 20 тыс. новых школ — ровно столько, сколько было создано в имперский период за 200 лет.

 Кроме того, отныне все школьное образование приобрело гораздо большую стройность, и в соответствии с постановлением СНК СССР «О структуре начальной и средней школы», принятом в мае 1934 г., по всей стране устанавливались три типа общеобразовательной школы — начальная                   (1—4-й классы), неполная средняя (1—7-й классы) и полная средняя (8—10-й классы) школа.

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1934 года

 

О СТРУКТУРЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В СССР

1. В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.

2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней - 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней - 10 классов (с 1 по 10 включительно).

3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.

4. Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.

5. Предложить Госплану Союза ССР представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ.

6. Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.

7. Заведующими начальными школами назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили педагогический техникум, имеют трехгодичный стаж педагогической работы и получили надлежащую аттестацию со стороны соответствующих местных органов народного образования.

8. Заведующих начальными школами назначать наркомпросам союзных и автономных республик по представлению местных органов народного образования.

9. Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.

10. Директорами неполных средних и средних школ назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили высшее педагогическое учебное заведение и имеют трехгодичный стаж педагогической работы.

11. Директоров неполных средних и средних школ назначать наркомпросам союзных и автономных республик.

12. Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 

В результате уже к 1937 г. общая численность учащихся в начальной                       и средней школе возросла с 21 млн до 29, 5 млн человек, а расходы государства на культурное строительство — школу, вузы, учительские кадры, науку, печать и т. д. — более чем в 5 раз превысили затраты первой пятилетки.

 С развитием всеобуча менялось и само понятие ликбеза, поскольку элементарная азбучная грамотность уже перестала удовлетворять потребности социалистического строительства.

 

Человек, не имевший знаний в объеме четырех классов, стал считаться просто малограмотным, и поэтому в январе 1936 г. было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных», которым ставилась задача в течение двух ближайших лет добиться реальных успехов в полной ликвидации неграмотности и малограмотности трудящихся в возрасте до 50 лет.

 

 В соответствии с этим было расширено обучение старших поколений в общеобразовательных школах и определены два типа вечерних школ с трехлетним сроком обучения — неполная средняя школа для взрослых на базе начальной школы, и полная средняя школа для взрослых на базе семилетней школы.

 

Надо обратить особое внимание на тот, увы, подзабытый факт, что всю первую половину 1930-х гг. русофобская верхушка Наркоматов просвещения всех союзных республик продолжала активно насаждать во всех школах и даже вузах социал-дарвинистскую педологию.

 

 Более того, в марте 1931 г. СНК РСФСР (Д. Е. Сулимов) принял специальное постановление «Об организации педологической работы в республике», которое де-юре узаконило весь тот педологический шабаш, который творили в советской школе                               Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, С. С. Моложавый и другие теоретики и практики этой расистской лженауки.

 

 А то, что собой представляла эта лженаука, можно хорошо судить хотя бы по таким «шедеврам» А. Б. Залкинда и П. П. Блонского, как «Половое воспитание юных пионеров» (1928) и «Очерки детской сексуальности» (1928).

 

К счастью, в июле 1936 г. ЦК ВКП(б) наконец-то принял историческое постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое положило конец этой расистской буржуазной лженауке.

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 1936 года

 

О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ

 

ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых " педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся.

 

 Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса " с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т. д.

Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, - все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.

Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе.

Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией.

Эти, якобы, научные " обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с " научной" " биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общест

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...