Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Культурное строительство в СССР в 1930-х гг.




Тема: Культурное строительство в СССР в 1930-х гг.

 

 

План:

 

1. Завершающий этап «культурной революции».

2. Развитие советской науки: достижения и противоречия.

3. Развитие советской художественной культуры.

 

1. Завершающий этап «культурной революции»

 

В годы первых пятилеток общее руководство всеми преобразованиями в области культуры реально осуществляло Управление агитации и пропаганды (Агитпроп) ЦК ВКП(б), которое в январе 1930 г. было разделено на два самостоятельных отдела — Отдел культуры и пропаганды и Отдел агитации и массовых изданий.

 

 Первый отдел в составе трех секторов — научной работы и просвещения, пропаганды марксизма-ленинизма и периодической печати возглавил известный «бухаринец» А. И. Стецкий, а второй отдел, состоящий из секторов общей агитации, массовых кампаний промышленного и сельскохозяйственного характера и массовой работы среди работниц и крестьянок, первоначально возглавил Г. Н. Каминский, а затем                                    К. И. Николаева.

 

На тех же началах был выстроен весь культурно-идеологический аппарат ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных партийных комитетов.

В январе 1932 г. Отдел культуры и пропаганды ЦК был разукрупнен и число его структурных подразделений было резко увеличено до                                  12 секторов.

 

 В частности, были созданы самостоятельные сектора партийных учебников и политграмоты, преподавания ленинизма в вузах и средней школе, массовой пропаганды ленинизма и политики партии, народного образования, научно-исследовательских учреждений, производственно-технической пропаганды, культурного обслуживания заводов и колхозов, газетный, журнальный и научной литературы и искусства.

 

 Дальнейшее развитие культурного строительства потребовало новой перестройки Культпропа ЦК и придания его аппарату функционально-отраслевого характера.

 

В мае 1935 г. на его базе были созданы 5 укрупненных отделов: Отдел партийной пропаганды и агитации (А. И. Стецкий), Отдел печати и издательств (Б. В. Таль), Отдел школ (Б. М. Волин), Отдел культурно-просветительной работы (А. С. Щербаков) и Отдел науки,                                  научно-технических изобретений и открытий (К. Я. Бауман).

 

Непосредственное руководство партийными органами всех отраслей культурной работы позволило обеспечить довольно эффективное решение многих вопросов культурного строительства в стране.

Но в то же время такое всевластие партийных органов привело к серьезному ущемлению конституционных прав тех государственных органов, которые непосредственно осуществляли управление всеми сферами образования и культуры.

 

Практическую реализацию всех партийных установок в области культурного строительства осуществляли наркоматы просвещения всех союзных республик, в том числе Наркоматы просвещения РСФСР и УССР, которые в конце 1920-х гг. возглавили два влиятельных члена ЦК ВКП(б) А. С. Бубнов и   Н. А. Скрыпник.

 

Последний был одним из главных идеологов насильственной «украинизации», которая проводилась по прямому указанию ЦК КП(б)У на всей территории Украинской ССР, особенно русского Донбасса.

 

В мае 1925 г. в Харькове состоялся Пленум ЦК КП(б) Украины который принял беспрецедентное постановление                                                     «Об украинизации», которое содержало целый набор требований, обязательных к исполнению всеми партийными, государственными и хозяйственными органами УССР:

 

1) принудительно внедрять украинский язык, особенно в среде партийного и советского аппарата;

 

2) подбирать и выдвигать партийные кадры из рабочих и трудового крестьянства украинской национальности;

 

3) перевести все партийное просвещение на украинский язык;

 

4) перевести на украинский язык преподавание во всех средних и части высших учебных заведений;

5) украинизацию партийного аппарата провести немедленно, а советского — не позднее января 1926 г.

 

Проводниками политики «украинизации» стали самые активные сторонники бывшего главы СНК УССР, известного троцкиста                              Х. Г. Ваковского, который носился с этой идеей еще со времен Гражданской войны и образования самой УССР, а незадолго до своей отставки и отъезда в качестве советского постпреда в Лондон опубликовал известную брошюру «Основные задачи момента» (1923).

 

Таковых упертых националистов было примерно 400 человек на всю многотысячную КП(б) Украины, но именно они — бывшие «боротьбисты» — сиречь малороссийские эсеры, очень вовремя вступившие в ВКП(б), и составили тогда ядро всего партийно-государственного аппарата УССР.

 

 Среди этих персон особым рвением отличались заведующий отделом печати ЦК КП(б)У А. А. Хвыля, заместитель председателя СНК и председатель Госплана УССР Г. Ф. Гринько, нарком юстиции и прокурор УССР, будущий нарком просвещения УССР Н. А. Скрыпник, нарком финансов УССР М. Н. Полоз, тогдашний нарком просвещения УССР                      А. Я. Шумский, председатель Киевского губисполкома П. П. Любченко и ряд других.

 

Когда вакханалия украинизации перешла все разумные пределы, особенно на Донбассе и в Кривом Роге, где в течение полугода более 60% промышленных рабочих и шахтеров под угрозой увольнения были махом записаны в «украинцы», И. В. Сталин направил письмо «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП(б)У», где, в частности, писал:

 

 «Нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский.

 Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнета…

При слабости коренных коммунистических кадров на Украине это движение, возглавляемое сплошь и рядом не коммунистической интеллигенцией, может принять местами характер борьбы за отчужденность украинской культуры и украинской общественности от культуры и общественности общесоветской, характер борьбы против " Москвы" вообще, против русских вообще, против русской культуры».

 

Полностью остановить процесс тотальной украинизации удалось только в начале 1930-х гг., когда после разгрома всех оппозиционных группировок в Москве и Ленинграде очередь дошла до республиканских кадров и отставки самых одиозных русофобов, в том числе и Н. А. Скрыпника, который в знак протеста против «незаслуженных гонений» застрелился в 1933 г.

 

 

В начале 1930-х гг. была в основном завершена унификация организационной структуры всех республиканских наркоматов просвещения, которая была обусловлена единством культурной политики и единой для всех советских республик системой народного образования.

 

В сентябре 1933 г. в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР в Наркомате просвещения РСФСР было создано пять управлений — начальной и средней школы, подготовки учителей, университетов и научно-исследовательских учреждений, библиотек и театрально-зрелищных предприятий. Кроме того, в структуре наркомата сохранялись Главлит, Главрепертком и ОГИЗ.

 

С началом первой пятилетки по указанию партийных органов было развернуто новое наступление на всех «фронтах социалистического строительства», в том числе на «фронте борьбы с неграмотностью», поскольку по итогам первой всесоюзной переписи, проведенной в 1926 г., уровень неграмотности населения составлял еще достаточно высокий процент — в городах и поселках городского типа более 21%, а в сельской местности — более 56%.

 

Поэтому уже в 1928 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ был объявлен всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью, который в кратчайшие сроки превратился в массовое общественное движение.

 

В 1930 г. на борьбу с неграмотностью было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей и работников культурно-просветительской сферы, а число обучающихся на курсах ликбеза достигло 10 млн человек.

 

Основную роль в решении проблем образования в стране играла общегосударственная школа. К концу 1920-х гг. система школьного образования была представлена несколькими типами учебных заведений — начальной школой, школой второй ступени, семилетней школой, девятилетней школой, школой фабрично-заводского ученичества и школой крестьянской молодежи.

 

 Далеко не все дети и подростки учились даже в начальной школе. Поэтому одновременно с началом нового этапа по ликвидации безграмотности в мае 1929 г. V съезд Советов СССР принял принципиальное решение приступить к осуществлению всеобщего обязательного обучения детей до 15 лет, получившего название «всеобуч».

 

 

Во исполнение этого решения СНК СССР уже на новый финансовый год резко увеличил бюджетное ассигнование на школьное образование ровно 10 раз, в том числе на строительство новых школьных зданий, бесплатное снабжение учащихся начальной школы школьными учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой и питанием.

 

Более того, в июне 1930 г. в резолюции XVI съезда ВКП(б) было прямо указано, что введение всеобщего начального и обязательного обучения и ликвидация неграмотности должны стать «боевой задачей партии на ближайший исторический период».

 

Поэтому в июле 1930 г., во исполнение решений партийного съезда, ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», в соответствии с которым на всей территории страны было введено бесплатное всеобщее обязательное начальное образование на базе четырехлетней школы.

 

Этим же постановлением во всех городах и поселках городского типа в рамках всесоюзного «всеобуча» было введено обязательное семилетнее образование. Местным органам советской власти было предоставлено полное право вводить подобное образование и в сельской местности, в том числе за счет открытия дневных и вечерних школ для сельской молодежи.

 

Введение всеобщего образования в стране поставило на повестку дня и острейший вопрос быстрой подготовки учительских кадров, который первоначально был решен следующим образом: всем, кто имел законченное семилетнее образование, было предоставлено право стать учителем в начальной школе после окончания краткосрочных «учительских курсов».

 

 Одновременно начались ускоренные выпуски из всех пединститутов и училищ, а прием в педагогические вузы и техникумы увеличился более чем в 2, 5 раза.

 

В 1930& 1932 гг. ЦК ВЛКСМ под руководством нового генерального секретаря ЦК А. В. Косарева провел среди грамотных комсомольцев три всесоюзные мобилизации на педагогическую работу, а в апреле 1930 г. специальным постановлением СНК СССР на базе Второго МГУ был создан Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова, ставший главной кузницей педагогических кадров для всей страны.

Все это позволило уже к концу первой пятилетки охватить всеобщим обучением в начальной школе 98% всех детей и обучить элементарной грамоте почти 90% неграмотных и малограмотных людей из числа взрослого населения страны.

 

В 1933 г. нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов официально заявил, что план обучения неграмотных и малограмотных людей в первой пятилетке был перевыполнен более чем в 2, 5 раза и охватил 18, 5 млн человек, а общие расходы на образование и просвещение выросли почти в 6 раз.

 

Начавшаяся индустриализация страны потребовала резко ускорить подготовку квалифицированных кадров для промышленности. Обучение большинства таких рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях, как с отрывом, так и без отрыва от производства. Массовую подготовку всех рабочих осуществляли школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), система которой состояла из:

 

1) школ с двухгодичным сроком обучения, которые выпускали рабочих массовых профессий 3; 4-х разрядов;

 

2) школ с двух-трехлетним сроком обучения, где готовили рабочих-универсалов 5-6-х разрядов;

3) школ с трех-четырехлетним сроком обучения, где готовили наладчиков станков, контролеров ОТК и высококвалифицированных рабочих.

 

Осенью 1933 г. решением СНК СССР все школы ФЗУ были реорганизованы в профессиональные учебные заведения для подготовки квалифицированных рабочих массовых специальностей из школьников, окончивших семилетку.

 

В условиях особой нужды в массовых рабочих кадрах сроки обучения в ряде ФЗУ были резко сокращены с двух лет до шести месяцев, а по самым сложным специальностям — до одного года.

 

С переходом к политике ускоренной индустриализации была перестроенаи вся система среднего технического и высшего образования.

 

С 1931 г. ускорение темпов создания новой технической интеллигенции из представителей рабочего класса и трудового крестьянства осуществлялось под известными лозунгами «Пора большевикам самим стать специалистами» и «Техника в период реконструкции решает все».

 

 Для реализации этих задач было предложено за два-три года увеличить число новых кадров технических специалистов в 4 раза, в связи с чем срок обучения во всех технических вузах был сокращен с пяти до трех лет.

 Одновременно многие старшие классы общеобразовательных школ превращались в техникумы, ряд техникумов — в вузы, ряд политехнических институтов и многоотраслевых вузов были разукрупнены, а их факультеты и отделения стали самостоятельными высшими учебными заведениями.

 

 В результате принятых мер уже к концу первой пятилетки выпуск инженеров из технических вузов был увеличен почти в 4 раза, а из техникумов — в 6, 5 раз.

 

Всего же за годы двух первых пятилеток (1928; 1937) было подготовлено около 2 млн специалистов, которые сыграли решающую роль в индустриальном развитии страны.

 

В 1930 г. на базе знаменитого Московского высшего технического училища (МВТУ), основанного Николаем I в 1830 г., были созданы новые технические вузы, ставшие в дальнейшем крупнейшими учебными и научными центрами страны: Московский авиационный институт                        (МАИ), Московский энергетический институт                                                                                 (МЭИ),  Московский механико-машиностроительный институт (МММИ), Московский инженерно-строительный институт                             (МИСИ), Академия противохимической защиты (АПХЗ) и другие.

 

В 1932 г. после ликвидации ВСНХ СССР и создания отраслевых наркоматов была проведена реорганизация главной кузницы руководящих хозяйственных кадров — Всесоюзной промышленной академии, которая вошла в состав Наркомата тяжелой промышленности СССР.

 

 Тогда же для повышения качества подготовки будущих инженеров, технологов и конструкторов и укрепления материально-технической базы высших учебных заведений и оснащения их лабораторий новейшими образцами технического оборудования часть из них была передана в отраслевые промышленные наркоматы.

 

Чуть позже, в 1933 г., для общего руководства всеми вузами страны был создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, преобразованный в 1936 г. во Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который первоначально возглавлял                    И. И. Межлаук (1936-1937), а затем С. В. Кафтанов (1937; 1946).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...