Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечание.




 Высококвалифицированным специалистам с большим производственным стажем, но не имеющим ученых степеней, при привлечении их к преподавательской работе в высших учебных заведениях может быть присуждено ученое звание профессора или доцента.

 

15. Звания профессора и доцента присваиваются Высшей Аттестационной Комиссией Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при СНК СССР по представлению соответствующих народных комиссариатов на основе решений советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.

16. Звание старшего научного сотрудника присваивается соответствующим народным комиссариатом, а по учреждениям Академий Наук СССР и союзных республик - Президиумом Академии по представлению совета научно-исследовательского учреждения.

17. Для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий в народных комиссариатах, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения или научно-исследовательские учреждения, образуются квалификационные комиссии, представляющие свои решения на утверждение народного комиссара.

Состав квалифицированной комиссии утверждается народным комиссаром.

18. Решение советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений по вопросам присвоения ученых степеней и званий могут быть обжалованы заинтересованными лицами или опротестованы учреждениями и организациями в двухмесячный срок:

а) в Высшую Аттестационную Комиссию Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при СНК СССР - в отношении степеней доктора и кандидата наук званий профессора и доцента;

б) соответствующему народному комиссару (Президиуму Академии Наук) - в отношении звания старшего научного сотрудника.

19. Всесоюзному Комитету по Делам Высшей Школы при СНК СССР поручается издать инструкцию по применению настоящего постановления.

20. С изданием настоящего постановления отменяются:

а) постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. " Об ученых степенях и званиях" (С. З. СССР, 1934, N 3, ст. 30; 1935, N 23, ст. 188);

б) утвержденная СНК СССР 10 июня 1934 года инструкция о порядке применения постановления СНК СССР от 13 января 1934 года " Об ученых степенях и званиях" (С. З. СССР, 1934, N 34, ст. 270).

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

Управляющий Делами СНК Союза ССР

И. МИРОШНИКОВ

 

Приложение N 1

к Постановлению СНК СССР

от 20 марта 1937 г. N 464

 

СПИСОК

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ПРИЕМА

ДОКТОРСКИХ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

К УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК

 

По Народному Комиссариату Просвещения РСФСР

 

1. Московский Государственный Университет им. Покровского.

2. Ленинградский Государственный Университет им. Бубнова.

3. Казанский Государственный Университет им. Ульянова-Ленина.

4. Воронежский Государственный Университет.

5. Саратовский Государственный Университет им. Чернышевского.

6. Томский Государственный Университет им. Куйбышева.

7. Московский Государственный Педагогический Институт им. Бубнова.

8. Ленинградский Государственный Педагогический Институт им. Герцена.

9. Московский Институт Истории, Философии и Литературы.

10. Высший Коммунистический Институт Педагогики.

 

По Народному Комиссариату Просвещения УССР

 

11. Киевский Государственный Университет.

12. Харьковский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Грузинской ССР

 

13. Тбилисский (Тифлисский) Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения БССР

 

14. Белорусский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Армянской ССР

 

15. Армянский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Азербайджанской ССР

 

16. Азербайджанский Государственный Университет.

 

По Комитету по Заведыванию Учеными

и Учебными Учреждениями при ЦИК СССР

 

17. Среднеазиатский Государственный Университет.

18. Ленинградский Восточный Институт.

 

По Народному Комиссариату Здравоохранения

 

19. Всесоюзный Институт Экспериментальной Медицины им.                                   А. М. Горького.

20. 1-й Московский Медицинский Институт.

21. 2-й Московский Медицинский Институт.

22. 1-й Ленинградский Медицинский Институт.

23. 2-й Ленинградский Медицинский Институт.

24. Киевский Медицинский Институт.

25. 1-й Харьковский Медицинский Институт.

26. Казанский Медицинский Институт.

27. Ленинградский Педиатрический Институт.

28. Центральный Институт Усовершенствования Врачей (Москва).

29. Ордена Ленина Государственный Институт Усовершенствования Врачей им. Кирова (Ленинград).

 

По Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности

 

30. Краснознаменный Механико-Машиностроительный Институт им. Баумана (Москва).

31. Московский Горный Институт им. Сталина.

32. Ленинградский Горный Институт.

33. Московский Инженерно-Строительный Институт им. Куйбышева.

34. Московский Энергетический Институт им. Молотова.

35. Ленинградский Индустриальный Институт.

36. Московский Химико-Технологический Институт им. Менделеева.

37. Ленинградский Химико-Технологический Институт им. Ленсовета.

38. Харьковский Химико-Технологический Институт им. Кирова.

39. Томский Индустриальный Институт им. Куйбышева.

40. Киевский Индустриальный Институт.

 

По Народному Комиссариату Оборонной Промышленности

 

41. Московский Авиационный Институт им. Орджоникидзе.

42. Ленинградский Электротехнический Институт им. Ульянова-Ленина.

 

По Народному Комиссариату Легкой Промышленности

 

43. Московский Текстильный Институт.

 

По Народному Комиссариату Пищевой Промышленности

 

44. Киевский Химико-Технологический Институт Пищевой Промышленности им. Микояна.

 

По Народному Комиссариату Лесной Промышленности

 

45. Ленинградская Лесотехническая Академия им. Кирова.

 

По Народному Комиссариату Внутренней Торговли

 

46. Институт Народного Хозяйства им. Плеханова.

 

По Народному Комиссариату Путей Сообщения

 

47. Московский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Сталина.

48. Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Рудзутака.

49. Московский Электромеханический Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Дзержинского.

 

По Народному Комиссариату Водного Транспорта

 

50. Ленинградский Институт Инженеров Водного Транспорта.

 

По Народному Комиссариату Земледелия

 

51. Московская Сельскохозяйственная Академия им. Тимирязева.

52. Московский Гидро-Мелиоративный Институт им. Чернова.

53. Омский Сельскохозяйственный Институт им. Кирова.

54. Казанский Ветеринарный Институт.

55. Воронежский Сельскохозяйственный Институт.

 

По Народному Комиссариату Обороны СССР

 

56. Военно-Медицинская Академия им. Кирова.

57. Военно-Воздушная Академия им. Жуковского.

58. Военно-Морская Академия им. Ворошилова.

50. Военная Академия им. Ворошилова.

60. Военно-Электротехническая Академия им. Буденного.

61. Военно-Инженерная Академия им. Куйбышева.

62. Военная Академия Механизации и Моторизации РККА им. Сталина.

 

По Главному Управлению Гражданского Воздушного Флота

 

63. Ленинградский Институт Гражданского Воздушного Флота.

 

По Академии Наук СССР

 

64. Институт Энергетики им. Кржижановского.

65. Институт Математики.

66. Институт Физики.

67. Институт Общей и Неорганической Химии.

68. Институт Органической Химии.

69. Институт Геологии.

70. Институт Почвенный.

71. Институт Ботаники.

72. Институт Зоологии.

73. Институт Физиологии им. Павлова.

74. Институт Экономики.

75. Институт Геохимии, Кристаллографии и Минералогии им. Ломоносова.

76. Институт Генетики.

77. Институт Языка и Мышления им. Марра.

78. Институт Востоковедения.

 

Приложение N 2

к Постановлению СНК СССР

от 20 марта 1937 г. N 464

 

СПИСОК

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ПРИЕМА

КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНОЙ

СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

 

Все высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, перечисленные в приложении N 1, а также:

 

По Народному Комиссариату Просвещения РСФСР

 

1. Ростовский Государственный Университет.

2. Горьковский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения УССР

 

3. Одесский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Казахской ССР

 

4. Казахский Государственный Университет (Алма-Ата).

 

По Народному Комиссариату Юстиции

 

5. Московский Институт Советского Права им. Стучка.

6. Ленинградский Институт Советского Права им. Крыленко.

 

По Народному Комиссариату Здравоохранения

 

7. Томский Медицинский Институт.

8. Ростовский Медицинский Институт.

9. Саратовский Медицинский Институт.

10. Воронежский Медицинский Институт.

11. Одесский Медицинский Институт.

12. Харьковский Фармацевтический Институт.

13. Минский Медицинский Институт.

14. Ташкентский Медицинский Институт.

15. Азербайджанский Медицинский Институт.

16. Тбилисский (Тифлисский) Медицинский Институт.

17. Ленинградский Фармацевтический Институт.

 

По Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности

 

18. Московский Геолого-Разведочный Институт им. Орджоникидзе.

19. Азербайджанский Индустриальный Институт им. Азизбекова.

20. Днепропетровский Горный Институт им. Артема.

21. Московский Институт Цветных Металлов.

 

По Народному Комиссариату Оборонной Промышленности

 

22. Московский Институт Стали им. Сталина.

 

По Народному Комиссариату Легкой Промышленности

 

23. Московский Институт Кожевенной Промышленности.

 

По Народному Комиссариату Связи

 

24. Московский Электротехнический Институт Связи.

 

По Народному Комиссариату Внутренних Дел

 

25. Ленинградский Автодорожный Институт им. Куйбышева.

 

По Народному Комиссариату Коммунального Хозяйства РСФСР

 

26. Ленинградский Институт Инженеров Коммунального Строительства.

27. Московский Институт Инженеров Коммунального Строительства.

 

По Народному Комиссариату Пищевой Промышленности

 

28. Воронежский Химико-Технологический Институт Пищевой Промышленности.

 

По Народному Комиссариату Земледелия

 

29. Московский Зооветеринарный Институт.

 

По Госплану СССР

 

30. Московский Плановый Институт им. Кржижановского.

 

По Народному Комиссариату Обороны СССР

 

31. Артиллерийская Академия им. Дзержинского.

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 1932 года

 

ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ТЕХНИКУМАХ

 

Решениями июльского 1928 г. и ноябрьского 1929 г. пленумов ЦК ВКП(б) и соответствующими Постановлениями Правительства Союза ССР от 11 сентября 1929 г. и 13 января 1930 г. подготовка кадров специалистов поднята на уровень требований растущего социалистического хозяйства Союза ССР. Значительно выросла сеть втузов, вузов и техникумов, организованы учебные заведения нового типа, широко развернуто обучение без отрыва от производства и расширены контингенты студентов.

 

Так, по народным комиссариатам тяжелой, легкой и лесной промышленности, народному комиссариату земледелия и народному комиссариату путей сообщения число втузов по отношению к 1928 г. выросло в 5 раз и дошло до 400, а число техникумов - до 1600.

Число учащихся во втузах и вузах, в сравнении с 1928 г., выросло более чем в три раза, в техникумах - в 4 с лишним раза. Общее число учащихся в вузах, втузах и техникумах составляет в 1932 г. более 1500000.

Увеличилось число специалистов в народном хозяйстве Союза ССР: в 1929 г. в Союзе было 57000 специалистов с законченным высшим образованием и 55000 с законченным средним образованием; в 1932 г. - 216000 специалистов с законченным высшим образованием и 288000 с законченным средним образованием.

 

Коренным образом изменился социальный состав обучающихся в высших школах и техникумах: по индустриальным втузам рабочее ядро составляет около 70 проц., достигая по ряду втузов 80 - 90 проц.

Передача вузов, втузов и техникумов хозяйственным народным комиссариатам содействовала установлению конкретного руководства подготовкой кадров, приближению учебной работы к производству и установлению ее прямой связи с практическими задачами различных отраслей народного хозяйства.

Эти успехи свидетельствуют о том, что в Союзе ССР создана прочная база для развития в дальнейшем подготовки пролетарских специалистов в соответствии с задачами технической реконструкции всего народного хозяйства во вторую пятилетку.

Но наряду с этими успехами по подготовке новых пролетарских кадров специалистов в практике проведения в жизнь решений партии и правительства народными комиссариатами и самими втузами, вузами и техникумами были допущены извращения, которые выразились главным образом в однобоком внимании к количественному росту сети и учащихся при недостаточном внимании к вопросам качества учебной подготовки, а также в чрезмерном дроблении специальностей, в результате чего некоторые втузы и вузы зачастую выпускали специалистов стоящих на уровне квалификации техника, а не инженера.

В подготовке среднего технического персонала в техникумах, несмотря на их исключительно большой рост и ряд серьезнейших достижений, есть крупные недостатки.

 Народные комиссариаты и хозяйственные организации уделяли техникумам недостаточное внимание, оставляя фактически некоторые из них без руководства.

 В результате этого техникумы не всегда дают достаточно квалифицированных техников для народного хозяйства и социально-культурного строительства.

Между тем внедрение новой высшей техники в советскую промышленность, транспорт, сельское хозяйство и рост народно-хозяйственных задач предъявляют повышенные требования к теоретическому уровню советских специалистов - как инженеров и техников узкой специальности с более коротким сроком обучения, так и особенно основной части специалистов, от которых требуются все более высокая квалификация, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знание системы советского хозяйства и его планирования и практическое знакомство с постановкой специализированных производств в условиях передовой техники.

Центральный исполнительный комитет Союза ССР считает, что в массовой подготовке кадров специалистов в настоящее время основной задачей являются закрепление достигнутых успехов и дальнейшая борьба за повышение теоретического образования в вузах, втузах и техникумах при всемерном дальнейшем укреплении их связи с производством, поднятии качества учебы и действительном поощрении инициативы и энергии каждого учащегося в его учебной работе.

Исходя из этого, Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет:

 

I. О программах и учебных планах

 

Учебные программы вузов, втузов и техникумов за последний год стали значительно систематичнее и выше по качеству. В частности, значительно повысилось качество программ социально-экономических дисциплин после переработки этих программ на основе марксизма-ленинизма. Однако и теперь учебные планы и программы вузов, втузов и техникумов имеют целый ряд серьезных недочетов, главными из которых являются следующие:

значительное несоответствие программ основным специальностям выпускаемых и еще большее несоответствие между объемом программ и временем, отводимым на прохождение некоторых предметов;

нет твердых учебных планов: большинство вузов, втузов и техникумов работает по так называемым переходным планам, при чем учебные планы и программы часто пересматриваются и в результате почти повсеместно отсутствует стабильность учебного процесса;

программы не охватывают всего учебного процесса в целом и в особенности непрерывной производственной практики и лабораторных занятий студентов, во многих программах не отражены новейшие достижения техники и зачастую мало используется опыт крупнейших передовых заводов, новостроек, совхозов и т. п.;

при распределении часов в учебных планах недостаточное время отводится для общетеоретических, общетехнических и специальных предметов (в среднем 60 - 70 проц. ), в результате чего в ряде вузов и втузов из учебных планов совершенно исключены такие важнейшие предметы, как физика и химия;

в учебных планах часто не выдерживается правильная последовательность предметов;

программа в техникумах часто составляется путем механического сокращения вузовских и втузовских программ или просто путем их копирования;

учебные планы и программы обучения во втузах, вузах и техникумах без отрыва от производства в подавляющем большинстве копируются с учебных планов и программ обычных вузов и втузов;

в учебных планах преобладает многопредметность, при чем часть научных дисциплин чрезмерно и искусственно дробится на отдельные учебные предметы.

В целях повышения общетеоретической и специальной подготовки в высшей школе и техникумах провести следующие мероприятия:

1. Пересмотреть к 1 января 1933 г. учебные планы и программы с тем, чтобы на все общенаучные (математика, физика, химия, биология), общетехнические и специальные предметы по вузам и втузам было отведено не менее 80 - 85 проц. и по техникумам не менее 70 проц. учебного времени без производственной практики.

2. При пересмотре программ и учебных планов руководствоваться следующим:

а) для обеспечения теснейшей связи между прохождением теоретических курсов, экспериментальными работами и производственной практикой перестроить программы и учебные планы в направлении охвата ими всего учебного процесса в целом, в том числе непрерывной производственной практики как на производстве, так и в мастерских, а также лабораторных работ студентов;

б) для подготовки теоретически образованного инженера-специалиста и культурного техника добиться полного соответствия программ требуемым специальностям, для чего выделить в программах ведущие дисциплины, определяющие студента как будущего специалиста. Для ведущих дисциплин установить точно необходимое для их прохождения количество часов и продолжительность систематического занятия ими;

в) при составлении программ избегать их чрезмерной детализации, чтобы профессорско-преподавательский состав имел возможность правильно использовать отведенное для дисциплины время в целях сосредоточения внимания студентов на решающих участках дисциплины.

Наибольшая гибкость должна быть обеспечена в программах специальных предметов, которые должны проходиться со второго - третьего курсов с тем, чтобы руководитель кафедры имел возможность пополнять программы новейшими материалами из области последних достижений науки и техники;

г) ликвидировать многопредметность путем объединения в учебных планах искусственно раздробленных дисциплин (по теоретической физике, по теоретической механике и т. п. );

д) не допускать ломки программ и учебных планов в течение учебного года и изжить практику работы учебных заведений по переходным учебным планам.

3. Ввести на старших курсах высших учебных заведений, кроме общеобязательных по учебному плану дисциплин, дисциплины факультативные (необязательные), имеющие отношение к данной специальности с тем, чтобы обеспечить наиболее успевающим студентам возможность углублять свои знания.

4. Отменить существующую практику построения учебных планов, когда прохождение отдельных дисциплин ведется на коротком промежутке времени, непрерывно и без чередования с другими дисциплинами (конвейерная система), что лишает учащегося возможности углубленно освоить предмет.

5. Дифференцировать сроки обучения в высших учебных заведениях в зависимости от специальности и задач втуза и вуза (узкая специализация - с меньшим сроком обучения или более фундаментальная подготовка специалиста), увеличив сроки обучения для основной части вузов и втузов Союза ССР.

Поручить Комитету по высшей технической школе при Центральном исполнительном комитете Союза ССР, установить по представлению народных комиссариатов сроки обучения для каждой группы вузов и втузов и по основным специальностям.

Сроки обучения в техникумах установить в пределах от 3 до 4 лет в зависимости от специальности техникума, по усмотрению соответствующего хозяйственного народного комиссариата.

Сроки обучения без отрыва от производства устанавливаются в том же порядке, при чем допускается их увеличение до одного года в сравнении с соответствующими специальностями нормальных вузов и втузов.

6. Считать, что система обучения без отрыва от производства должна подготовлять по преимуществу специалистов с резко выраженной специализацией.

 Специалисты с более фундаментальной подготовкой могут готовиться без отрыва от производства лишь на крупнейших предприятиях-комбинатах, обладающих мощной технической вооруженностью и надлежащими инженерно-техническими и научными кадрами.

7. Предложить всем народным комиссариатам в двухмесячный срок пересмотреть список специальностей, подготовляемых вузами, втузами и техникумами под углом максимального сокращения номенклатуры специальностей и установления специальностей в учебных заведениях с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую базу для полного овладения данной специальностью.

Для проведения этой работы образовать в народных комиссариатах авторитетные комиссии с участием высококвалифицированных ученых, специалистов с производства и крупных работников высшей школы.

8. Держа курс на развитие втузов и вузов в соответствии с растущими потребностями народного хозяйства, принять меры к упорядочению сети в интересах действительного обеспечения втузов и вузов преподавательскими кадрами, оборудованием и т. п.

При дальнейшем развертывании вузов и втузов особое внимание обратить на недопущение излишнего параллелизма и создания карликовых втузов и вузов и на развертывание втузов и вузов в районах крупного строительства и в национальных республиках. Подтвердить, что организация новых высших учебных заведений допускается лишь с разрешения Правительства Союза ССР.

 

II. О непрерывной производственной практике

 

В течение последних лет непрерывная производственная практика студентов, ставшая обязательным элементом учебной работы всех вузов, втузов и техникумов, что является исторически важным достижением высшей школы Союза ССР, проводится значительно организованнее и в большей связи с теоретическим обучением.

 

 Однако в постановке непрерывной производственной практики все еще наблюдается целый ряд крупнейших недостатков, как, например, недостаточная связь производственной практики со специальными дисциплинами, использование студентов во время практики не на квалифицированной работе, частый перевод практикантов с одного станка на другой и пр.

В интересах повышения качества непрерывной производственной практики Центральный исполнительный комитет Союза ССР устанавливает следующие принципы ее проведения:

1. Производственная практика является составной частью учебы студента. Поэтому при построении учебных планов и программ необходимо связывать в единый учебный процесс теорию и практику с таким расчетом, чтобы каждая ступень производственной практики была подчинена прохождению соответствующей части теоретического курса.

Непрерывную производственную практику студенты проходят по программам втузов, вузов и техникумов под непосредственным руководством преподавателей. За учебно-методическую часть производственной практики отвечает преподаватель, а за производственно-техническую часть - директор предприятия и выделенный для руководства этим делом ответственный специалист.

2. Практика на производстве осуществляется по общему правилу, начиная с 3 курса для вузов и втузов с 4- и 5-годичным сроком обучения и со                           2 курса - для всех остальных вузов и втузов с тем, чтобы объем этой практики определялся в пределах 30 - 40 проц. учебного времени соответствующих курсов.

Студенты младших курсов всю общую (технологическую) практику проходят в мастерских, лабораториях, клиниках и т. д. с тем, чтобы направляясь на производственную практику в предприятиях, студенты имели надлежащую предварительную теоретическую подготовку.

В техникумах практика на производстве устанавливается в норме                                    30 - 35 проц. учебного времени соответствующих курсов, дифференцируется по техникумам в зависимости от специальности каждого техникума и начинается со второго курса.

3. Порядок и сроки производственной практики определяются каждым народным комиссариатом отдельно в зависимости от специализации втуза, вуза и техникума с учетом сезонности видов практики (сельское хозяйство, строительство, транспорт).

 Время непрерывной производственной практики включается в общий учебный план.

4. Непрерывная производственная практика проходится по возможности на определенных предприятиях, к которым прикрепляются отдельные учебные заведения.

 Для проведения производственной практики в таких отраслях народного хозяйства, как сельское хозяйство, при ряде втузов и техникумов создаются свои собственные учебные хозяйства.

5. Установить, что ответственность за проведение непрерывной производственной практики и ее качество лежит на заведующем кафедрой и преподавателях соответствующих дисциплин.

 Преподаватели обязаны выезжать вместе с группой на место практики, сопровождая последнюю консультацией, лекциями и т. п.

6. Установить, что с января 1933 г. всем студентам вузов, втузов и техникумов выплата стипендий производится и во время непрерывной производственной практики.

 

III. О методах преподавания

 

Построить учебную работу в высшей школе и техникумах таким образом, чтобы методы обучения во всей их совокупности способствовали дальнейшему повышению знаний учащихся и тем самым обеспечивали подготовку кадров, вооруженных глубоким знанием своей специальности и имеющих широкий общественно-политический кругозор.

 

Методы обучения должны обеспечить индивидуальную и самостоятельную работу студентов, а также повысить роль профессорско-преподавательского состава, сделать преподавателей ответственными за постановку учебного дела и за работу каждого студента в отдельности.

Центральный исполнительный комитет Союза ССР констатирует, что в результате неправильного применения так называемого                                 " бригадно-лабораторного метода", как всеобщего и обязательного при проработке всех учебных дисциплин, в практике работы учебных заведений выявился целый ряд крупнейших недостатков, как то:

снижение индивидуальной ответственности студентов за свою работу, обезличка в учебной работе,

 равнение на слабых и отстающих

и установление в ряде случаев порядка, при котором непосредственное общение учащегося с профессурой заменялось учебными занятиями студента с малоквалифицированным руководом или бригадиром.

Центральный исполнительный комитет Союза ССР признает нецелесообразным применение " бригадно-лабораторного метода" в его современной фактически сложившейся форме и обязывает все учебные заведения при определении методов обучения подходить конкретно с учетом особенностей учебного материала и каждой дисциплины,

 с учетом квалификации преподавателя,

 уровня подготовки учащихся,

наличия учебного оборудования, лабораторий и пр.

 Развивая самостоятельную индивидуальную работу студентов, необходимо вместе с тем всемерно поощрять коллективную учебную работу студентов.

В соответствии с этим:

1. Построить весь учебный процесс в высшей школе и техникумах на следующих основах:

а) всемерно усилить лабораторную работу (самостоятельная работа студентов по индивидуальным заданиям в специально оборудованных для этого помещениях - лабораториях, мастерских, кабинетах, музеях и т. д. ) под обязательным руководством преподавателей, широко практикуя различные упражнения по предмету, графические занятия, проектирование и т. п.;

б) применять лекции, как метод преподавания, способствующий сближению профессора с учащимся, с тем, чтобы вслед за лекцией следовала основательная проработка материала под руководством ассистентов и при обязательном контроле профессора;

в) учитывать специфические особенности обучения без отрыва от производства; такие формы занятий, как самостоятельная работа вне учебного заведения, выполнение домашних графических работ и т. д., для обучающихся без отрыва должны занять меньшее место, чем в нормальных вузах, втузах и техникумах, и одновременно большее место должны занять такие методы преподавания и такие формы учебной работы, которые велись бы непосредственно под руководством преподавателя, с тем, чтобы в рамках этих методов всячески развивать навыки к самостоятельной работе.

2. В целях обеспечения действительного контроля за качеством учебы каждого студента в отдельности провести следующие мероприятия:

а) запретить всякие коллективные зачеты студентов;

б) возложить ответственность за оценку знаний студентов на профессорско-преподавательский состав и провести решительную борьбу с фиктивными зачетами;

в) ввести дифференцированную форму оценки успеваемости студентов в зависимости от характера дисциплины и метода преподавания;

 

 

г) ввести, как правило, зачетные сессии два раза в год, в конце осеннего и весеннего семестра, для предметов, по которым требуются отдельные зачеты; список таких предметов устанавливается в учебном плане;

д) установить на последнем курсе обучения для каждого студента дипломную работу, а во втузах - дипломный проект (с обязательной защитой его), для чего должно быть предусмотрено специальное время в учебном плане;

е) ввести специальные аттестаты с характеристикой успеваемости оканчивающих втузы, вузы и техникумы, а также систему премий и поощрений (научные командировки, литература и т. д. ) за лучшую успеваемость как во время обучения, так и по его окончании.

 

IV. О комплектовании высшей школы и техникумов

 

В целях обеспечения комплектования высшей школы и техникумов вполне подготовленными контингентами осуществить следующие мероприятия:

1. Ввести вступительные испытания вне зависимости от окончания рабфака, техникума и т. д. для всех поступающих в высшие учебные заведения по математике, химии, физике, родному языку и обществоведению.

Установить такой порядок комплектования втузов, вузов и техникумов, который предоставлял бы поступающему широкую возможность выбора специальности по своим склонностям и способностям (широкая пропаганда каждого втуза, вуза и техникума, издание печатных популярных описаний каждой специальности и т. д. ).

 Одновременно с этим разработать ряд мер, ограничивающих переход студентов из одного учебного заведения в другое.

2. При приеме в техникумы производить тщательную проверку знаний в объеме курса семилетки и принимать лишь успешно выдержавших испытание по основным предметам (родному языку, математике, химии, физике и обществоведению).

 

V. О подготовке научных кадров и высококвалифицированных

специалистов

 

Придавая исключительное значение подготовке квалифицированных научных кадров, осуществить следующие мероприятия:

 

1. Дальнейшее комплектование аспирантуры производить только из числа успешно окончивших высшие учебные заведения по представлению кафедр и советов вузов и втузов.

2. Всю подготовку аспирантуры сосредоточить в наиболее мощных втузах и вузах, прикрепив каждого аспиранта к кафедре, установив для аспирантов систематические научные задания и обеспечив уже в 1933 г. для каждого аспиранта индивидуальный учебно-производственный план работы, введя обязательность сдачи зачетов, а перед окончанием - защиту научной диссертации.

Запретить снятие аспирантов с научной работы и мобилизацию их на различные кампании.

3. Увеличить до 500 руб. в год ассигнование на теоретическое обучение каждого аспиранта.

4. Установить срок учебы аспирантов в пределах от 2 до 3 лет в зависимости от специальности.

5. Признать необходимым установление ученых степеней.

6. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, могущих обобщать опыт больших строек, заводов и отраслей промышленности в целом, и разрабатывать проекты крупнейших сооружений и производств с использованием при этом достижений мировой науки и техники, создать специальную инженерную академию с 2 - 3-годичным сроком обучения.

Работа академии строится по отраслям промышленности (металлургия, машиностроение и т. д. ), а ее комплектование производится из числа инженеров с законченным высшим образованием, в течение 3 - 4 лет успешно проработавших на производстве.

7. Укрепить существующие университеты, как учебные заведения, подготовляющие высококвалифицированных специалистов по общенаучным дисциплинам, а также педагогов, и развернуть университеты в тех республиках (Украина и др. ), в которых их не имеется.

 

VI. О режиме во втузах, вузах и техникумах

 

1. Несмотря на решения партии и правительства о единоначалии во втузах, вузах и техникумах и ряд последующих указаний партии и правительства, единоначалие в учебных заведениях проводится неудовлетворительно и до настоящего времени наблюдается вмешательство студенческих организаций (партийных и профессиональных) в административно-учебные распоряжения дирекций втузов, вузов и техникумов.

Центральный исполнительный комитет Союза ССР указывает, что за всю учебную и административно-хозяйственную деятельность втуза, вуза и техникума единолично отвечает директор.

Заведующий кафедрой единолично отвечает за постановку работы подведомственной ему кафедры, за качество и своевременность подготовки программы занятий, за методы учебной работы, за подбор преподавателей, их работу и т. д.

Студенческие организации (партийные и профессиональные), выполняя свои основные политические задачи, содействуют дирекции в борьбе за выполнение учебных планов и программ, за качество учебы и высокую учебную дисциплину, никоим образом не вмешиваясь в административно-учебные распоряжения дирекции, деканатов и кафедр.

2. В целях повышения роли и ответственности профессорско-преподавательского состава установить, что заведующий кафедрой назначается народным комиссариатом по конкурсу, организуемому втузом (вузом) из числа лиц, имеющих профессорское звание.

Преподавательский состав (доценты, ассистенты и др. ) назначается и смещается директором втуза (вуза) по предс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...