Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановление ЦК ВКП(б) от 25.VIII.1932 г.




Постановление ЦК ВКП(б) от 25. VIII. 1932 г.

Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.

ЦК ВКП(б) устанавливает, что в области начальной и средней школы по РСФСР за последний год произошли значительные сдвиги в связи с введением всеобщего обязательного обучения; переходом к систематическому усвоению наук на основе определенных учебных планов, программ и расписаний.

 

Однако, еще не устранен до конца коренной недостаток школы, з заключающийся в том, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др. )». (Постановление ЦК ВКП(б) от 5‑ го сентября 1931 г. ).

Важнейшими причинами этого являются недостатки программ (в особенности для 2‑ го концентра школы — 5, 6, 7 группы), неудовлетворительность методов школьной работы и слабость методического руководства со стороны Наркомпросов и их местных органов, слабая дисциплина в школе, а иногда — отсутствие всякой дисциплины и порядка.

Следует также отметить отсутствие увязки между различными звеньями школьной системы, в результате чего начальная и средняя школа ни по выпускаемым контингентам, ни по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров для поступления в техникумы, втузы и вузы.

ЦК ВКП(б) постановляет:

I. Об учебных программах.

Констатируя, что после решения Центрального Комитета от 5‑ го сентября 1931 г. учебные программы НКПроса РСФСР для начальной и средней школы, в особенности программы 1‑ й ступени, значительно улучшились, стали выше по объему знаний и систематичнее по расположению учебного материала, по сравнению с программами предшествующих лет, ЦК считает, что они все еще страдают существенными недостатками и должны быть, — в части программ 5, 6, 7 г. г. — переработаны.

Основными недостатками программ являются:

а) Перегрузка программ учебным материалом, приводящая к тому, что ряд дисциплин приходится в школе наспех, а знания и навыки детьми твердо не усваиваются и не закрепляются (по математике — отдел стереометрии в 7‑ й группе, по литературе — включение в учебные программы произведений, недоступных учащимся и т. д. ).

б) Недостаточность и даже отсутствие увязки между отдельными программами, в особенности между программой по математике и черчению, а также между программами по математике, физике и химии и программой по труду и т. д. (геометрические знания, требуемые программой по черчению 5‑ го года даются лишь в 6‑ м году, изучение физики в 5, 6 и 7 годах не обеспечено объемом математических знаний и т. д. ).

в) Наличие принципиальных ошибок в ряде программ и                                     упрощенско-вульгаризаторский подход некоторых составителей программ к своей задаче (отсутствие понятия об ускорении, понятия о силе и законах Ньютона в курсе физики, смазывание понятия о клетке в курсе биологии, отсутствие ориентировки на карту в курсе географии, отдельные политические ошибки в курсе обществоведения).

г) Недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам, выражающаяся в том, что в них крайне слабо дается представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и т. д.

Существенным недостатком является и то, что не разработаны еще программы по истории.

В соответствии с этим ЦК предлагает:

1. НКПросу РСФСР переработать к 1 января 1933 года программы для начальной и средней школы таким образом, чтобы обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук, знание фактов и навыки правильной речи, письма, математических упражнений и проч.

2. При переработке программ руководствоваться следующим:

а) провести внутреннее перераспределение учебного материала программ по математике, физике, химии и биологии для групп 2‑ го концентра, приведя объем и характер учебного материала этих программ в полное соответствие с возрастными особенностями детей каждой из этих групп.

 Одновременно с этим необходимо произвести и частичное сокращение программ 2‑ го концентра по математике, физике, биологии и химии с тем, чтобы безусловно обеспечить твердое и прочное усвоение и закрепление основ каждой науки.

б) Устранить существующие факты недостаточной увязки между учебными программами 2‑ го концентра по математике, физике и химии, а также и между программами по истории, обществоведению, литературе и языкам.

в) Учесть необходимость использования в учебных занятиях (упражнения по русскому языку, математике, обществоведению и т. д., лабораторные работы по физике, химии и естествознанию) материала социалистического строительства, обеспечив тщательный подбор доступного детям материала.

г) Значительно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, по языку и литературе, географии, иллюстрируя основные разделы и темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом, историческими экскурсами и сравнениями.

д) Предусмотреть увеличение количества часов на математику, построив курс математики в начальной и средней школе таким образом, чтобы обеспечить переход к следующим ступеням профтехнического образования.

е) В программах по физике — ввести отсутствующие элементы статики, понятие о силе, о законах Ньютона; по биологии — понятие о клетке и клеточном строении организма; по химии — необходимо более систематическое построение программы, рассчитанное на твердое усвоение элементарных химических понятий; по географии — программа должна обеспечить знание карты, в особенности карты СССР, основных понятий физической географии и основных элементов физической, природной и экономической географии СССР как в целом, так и каждой из республик, краев и областей в отдельности; в учебные программы по географии должны быть включены в надлежащем объеме и знания по географии капиталистических стран.

ж) Признать необходимым, чтобы средняя школа обязательно обеспечила знание одного иностранного языка каждому оканчивающему школу.

з) Отмечая, несмотря на некоторое улучшение, все еще неудовлетворительное состояние программ и преподавания родного языка и обществоведения, ЦК ВКП(б) предлагает НКПросу РСФСР обратить особое внимание на разработку программ по этим предметам и улучшения преподавания их.

Программа по родному языку должна обеспечить усвоение действительно систематического и точно очерченного круга знаний, а также прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи, введя в практику учебной работы учащихся самостоятельные письменные работы, грамматический разбор и т. п. как в классе, так и на дому,

и) Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д. ).

к) Придавая большое значение постановке трудового обучения в политехнической школе, признать необходимым переработать учебные программы по труду с тем, чтобы обеспечить действительное соединение обучения с производительным трудом и изучение «в теории и на практике главных отраслей производства» (программа ВКП(б)), руководствуясь указаниями Ленина, что политехнический принцип «не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще» (запись Ленина на III сессии ВЦИК'а 7 созыва 26‑ 27 сентября 1920 г. по докладу Наркомпроса).

Исходя из этого необходимо обеспечить, как указывал Ленин, следующие «основы политехнического образования»:

 “основные понятия об электричестве”, “применение электричества к механической промышленности”,

“тоже к химической”, “тоже о плане электрификации РСФСР”, посещение “не менее 1‑ 3 раз электрической станции, завода, совхоза”,

“знать такие-то основы агрономии и т. д. (разработать детально минимум знаний)”.

В связи и наряду с этим учащимся в средней школе должно быть обеспечено овладение основными инструментами и получение навыков по обработке дерева, металла и проч.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...