Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Основы психологической подготовки к рукопашному бою. (по методу «боевая машина»)




Опыт 1

В группах разного возраста обоего пола, различных профессий (более 300 человек) предлагалось нарисовать некий мыслеобраз, который возникнет у испытуемых в результате прослушивания четверостиший Ци Цзигуана на китайском языке, причем им не говорилось на каком языке и что они услышат. В результате этого эксперимента были получены следующие данные:

А. В детских группах мыслеобраз, описанный в мантрах, нарисовали 83 % испытуемых;

Б. В мужских и женских группах — 84 %. Последние данные совпали с данными экспериментов в разных профессиональных группах.

Из этого следует вывод, что таков механизм воздействия последовательности звуков на психику.

 

Опыт 2

Второй опыт был проведен в интересах выявления психомоторной реакции на прослушивание четверостиший Ци Цзигуана в нескольких группах, занимающихся спортивно-боевыми единоборствами (20 человек, не ниже первого взрослого разряда). Проводился эксперимент аналогично первому, с той лишь разницей, что испытуемый в результате воздействия каждого звуко-резонансного ряда должен был выполнить то двигательное действие, которое казалось ему наиболее адекватным в данной ситуации.

Двигательные действия идентичные описываемым в мантрах выполнялись на первом занятии в 18 % случаев, на втором занятии в 34 % и далее эта цифра постепенно увеличивалась. К десятому занятию 85 % испытуемых адекватно реагировали практически на все четверостишия, более того, у некоторых из них возникло устойчивое ощущение того, что выполняемые двигательные действия складываются в единой цельной комплекс боевых приемов. В Китае подобные комплексы получили название таолу, в Японии — ката, т. е. этот феномен не нов.

На основании этих двух опытов было выявлено, что качественно звукорезонансные ряды действительно воздействию на психомоторную систему человека, но теперь встал другой, более сложный вопрос о выявлении механизмов и закономерностей этого воздействия, его количественных характеристик.

С этой целью был начат эксперимент «Звук-99» по выявлению частотных характеристик каждого четверостиший Ци Цзигуана. Тексты мантр взяты из «Нового справочника назидательных примеров». Список всех 32-х мантр начитала мастер китайских воинских искусств из КНР Лю Шухуэй 15 января 1999 года на профессиональной студии звукозаписи «Юника». Каждая мантра была обработана при помощи стандартной программы анализатора спектров «Sound Forge 4. 0 d» выпуска 1997 года.

Анализ выведенных на экран монитора частотно-амплитудных спектров четверостиший выявил, что:

1. Максимально информативным является диапазон частот 60—6000 Hz (т. е. именно в этом диапазоне необходимо искать основные частотные характеристики звуковой суггестопедии).

2. Выведение на экран монитора цветного изображения временного распределения частотно-амплитудного спектра в диапазоне 0-22050 Hz позволяет зрительно (качественно) различать мантры, т. е. частотные распределения звуков графически явно отличаются друг от друга, хотя и начитывались одним человеком, что не наблюдается при спектральном анализе процесса чтения обычных текстов.

На основании многочисленных аппаратурных, педагогических и медицинских экспериментов, а так же психологического и физиологического тестирования мы выявили, что комплекс указанных воздействий действительно оказывает на психомоторную систему человека узконаправленное воздействие, в результате которого наблюдается оздоровительный эффект, усиливаются профессионально важные личностные качества, развивается антиципация (предощущение опасных ситуаций).

Система может быть использована для обучения двигательным действиям практически в любой области человеческой деятельности.

История донесла до нас тот факт, что использование методики Ци Цзигуана позволяла готовить войска к ведению боевых действий всего за 3—10 дней.

 

Приложение 2

 

 

А. Е. Тарас  

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РУКОПАШНОМУ БОЮ

(ПО МЕТОДУ «БОЕВАЯ МАШИНА»)

Современные школы рукопашного боя в своем большинстве не придают центрального значения проблеме организации психики как высшего звена управления человеческим поведением.

Их методы подготовки бойцов к «реальному» ближнему бою, и к его спортивным аналогам, психологически не обоснованы.

По этой причине в процессе тренировочной подготовки бойцов-рукопашников обеспечивается лишь внешнее соответствие «рисунка» отрабатываемых действий идеальному (теоретическому) образцу.

В «обычной» (т. е. тренировочной) ситуации действия бойца осуществляются вполне приемлемо. Однако в экстремальной ситуации реального боя (в том числе спортивного на ответственных соревнованиях) у него дезорганизуется работа регуляционных систем высшего уровня. Движения становятся недостаточно рациональными (нередко просто хаотичными), боевое поведение в целом оказывается малоэффективным.

В итоге исход столкновения определяется факторами, не имеющими прямого отношения к технике и тактике боя (такими, как морально-психологическое состояние, физическая выносливость, особенности телосложения, внешние условия ситуации и т. п. ).

В данной связи весьма показателен тот факт, что психологическую подготовку к рукопашному бою в ряде современных школ (как военно-прикладных, так и спортивных) пытаются решать посредством… физических упражнений (! ).

Среди последних распространены прыжки в глубину, через препятствия и акробатические, падения спиной назад, передвижение на высоте без страховки, прыжки с движущегося транспорта и т. п. Это полная подмена предмета. Указанные физические упражнения безусловно помогают преодолевать страх высоты, страх падения и иные страхи, однако к рукопашному бою они не готовят никоим образом.

С другой стороны, в традиционных школах боевых искусств Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии известны способы серьезной психологической подготовки, выработанные эмпирическим путем. Однако их применение рассчитано на чрезвычайно длительные сроки обучения, а теоретические модели тренинга описываются в понятиях и принципах религиозно-философских учений, чуждых современной науке и европейской ментальности. Мы встречаем там бесконечные рассуждения о накоплении и выбросе мистической энергии «ци» (или «ки»), об энергетических центрах человеческого организма, о взаимодействии «сердца, ума и воли», о «победе через недеяние», о состояниях «безмыслия» и тому подобные тезисы, абсолютно непонятные подавляющему большинству рядовых практиков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...