Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология психологической подготовки




ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Метод «А». (Самопрограммирование на эмоции «радость боя»)

Любой набор («пакет») команд «вводится» в бессознательную сферу психики в состоянии глубокой управляемой релаксации.

Состояние нервно-мышечной релаксации (СР) характеризуется концентрацией внимания на телесных ощущениях, мышечным расслаблением, замедлением сердечного и дыхательного ритма. В ответ на СР в организме происходят разнообразные функциональные сдвиги.

Они подразделяются на 3 группы: устранение психического напряжения (эффект успокоения), ослабление проявлений утомления (эффект восстановления), усиление психофизических реакций в ответ на словесное и образное воздействие (эффект программируемости).

Для описываемой методики наибольшее значение имеет последний из перечисленных функциональных ответов организма.

Именно благодаря ему становится возможным введение конкретных программ в человеческий биокомпьютер.

Главная трудность для многих людей в достижении СР — это приобретение навыка самовнушения. Для преодоления этой трудности целесообразно применять: в группах — внушение инструктора, в индивидуальных занятиях — самовнушение посредством технического устройства (магнитофона или видеомагнитофона).

Последовательность предъявления формул внушения (самовнушения) выглядит следующим образом:

1. Общее успокоение;

2. Успокоение дыхания;

3. Расслабление мышц лица;

4. Ощущение тяжести в руках;

5. Ощущение тяжести в ногах;

6. Ощущение тепла в руках;

7. Ощущение тепла в ногах;

8. Ощущение тепла в области живота;

9. Успокоение работы сердца;

10. Ощущение прохлады в области лба.

На первом этане тренинга (от 1 до 3 недель) проговаривается полный текст формул внушения. 30-секундные паузы между формулами помогают практикантам оценивать результаты проработки предыдущих формул и настраивать себя на восприятие последующих. В дальнейшем, от занятия к занятию, текст формул сокращается, отдельные формулы соединяются друг с другом. В конце курса овладения СР все формулы соединяются в одну общую. А еще позже их заменяют буквально два-три слова (например, формула «я совершенно спокоен»).

Цель, к которой стремится практикант, обычно находится за пределами непосредственно переживаемого им расслабления.

Именно это обстоятельство представляло собой главную трудность для адептов традиционных школ. Ведь с одной стороны, для усвоения внушаемых формул человек должен находиться в СР. А с другой стороны, чтобы внушать их себе самому во время сеанса программирования, требуется «выйти» из СР, перейти от дремоты к активному мыслительному процессу. Получается своего рода замкнутый круг.

В традиционных школах данное противоречие преодолевалось за счет того, что их адепты фактически находились на казарменном положении, а психотренинг носил характер группового религиозного культа. Один и тот же инструктор годами внушал одно и то же сразу всей группе учеников, бдительно контролируя при этом их состояние. В современный период нельзя надеяться на подобное постоянство. Выход из указанного противоречия дает использование звуковоспроизводящей техники магнитофона или видеомагнитофона. Как ни проста данная идея, однако в указанных целях ранее она никогда и никем нереализовывалась.

Главный принцип этого технического приема можно сформулировать следующим образом: «Сам себя погружаю в состояние полной релаксации, а достигнув его, сам себя кодирую на то, что мне нужно». Основное условие для ее применения — наличие магнитофона и запись всего текста на аудиокассету.

Остальное выглядит просто: человек включает магнитофон и, подчиняясь собственному голосу (фактически самому себе) достигает СР, после чего воспринимает «пакет» команд (который должен повторяться трижды). Схема занятий аналогична предыдущей: ежедневно по 2–3 раза в день в течение 2–3 месяцев. Затем можно перейти к поддерживающему тренингу: 2–3 дня в неделю, по 1 разу в день.

Для повышения эффективности процесса самовнушения, целесообразно и в этом варианте тренировки использовать «якоря» (см. далее «Метод Б»), В частности, аудиальный («волшебное слово», записанное в качестве своеобразного заголовка «пакета команд») и кинестетический (особое сжатие пальцев в момент произнесения «заголовка»).

Пример «пакета» команд из пяти фраз:

— Я всегда готов к бою!

— Я наслаждаюсь схваткой!

— Я действую мощно!

— Противник — игрушка в моих руках!

— Я всегда побеждаю!

 

Метод «Б» («вхождение в образ»)

Работа с образом — дело весьма серьезное и ответственное.

Ведь образ (иначе говоря, ситуационно реагирующая личностная структура) — это своего рода сверхличность, психологическая реальность которой с определенного этапа тренинга становится для практиканта несомненной. Это почти то же самое, что Бог для искренне верующих. Можно также сказать, что виртуальный образ — это своего рода «матрица» (формообразующая психологическая реальность), на которой «записаны» стереотипы желаемого поведения.

Образ идеального бойца — это то, что древние называли «магическим духом», которым боги одаряли лучших воинов. Он принципиально отличен от привычного социального «Я» данного человека и именно за счет этого столь эффективен.

Такой образ не укореняется в психике за десяток сеансов, его надо долго и терпеливо «выращивать» в себе, все более и более конкретизировать. При этом необходим постоянный контроль со стороны инструктора и жесткая организации процесса тренинга через ритуальные процедуры. Ведь любая ролевая практика в определенном смысле есть транс.

Для того, чтобы шаг за шагом демонтировать «неправильные» элементы БАР, а вместо них установить (вмонтировать) «правильные», нужно прежде всего найти «свой» образ. Его выбор осуществляется с помощью инструктора в процессе медитации (шаманы в примитивных сообществах называли такую процедуру «выбором духа-помощника»). «Свой» образ должен нравиться, восхищать, стимулировать.

Вышесказанное определяет серьезные требования к личностным особенностям и профессиональным качествам инструктора. Ведь инструктор должен осуществлять контроль сразу в нескольких аспектах: следить за «правильностью» отрабатываемой техники; помогать практиканту в поиске «своего» образа; определять, насколько убедительны действия практиканта в избранном им образе (хорошо ли он играет свою «роль») и выяснять, ощущает ли он удовлетворенность от своего «пребывания в нем».

Автор разработал, проверил на себе и на ряде учеников практике конкретную методику, позволяющую в нужный момент «входить в образ» идеального бойца, а после окончания боя — выходить из этого состояния без вредных последствий для собственной психики.

Эта методика включает в себя следующие основные «шаги» (или этапы):

1. Овладение нервно-мышечной релаксацией как основой для всего последующего тренинга;

2. Усвоение через статическую и динамическую медитацию образа «идеального» бойца, избранного в качестве объекта отождествления (в том числе «проигрывание» в своем воображении различных вариантов ведения боя в этом образе);

3. Выработку конкретного пускового механизма «вхождения в образ» (постановку так называемых «якорей»);

4. Систематическую тренировку данного механизма посредством определенных физических действий.

Практика показала, что в зависимости от способностей практиканта и его настойчивости, при условии систематических занятий (2–3 раза в день по 15–30 минут) для полного освоения предложенной методики требуется от трех до шести месяцев. В дальнейшем необходимо осуществлять поддерживающий тренинг 2–3 дня в неделю по одному разу в день.

Рассмотрим указанные «шаги» более подробно.

Технология нервно-мышечной релаксации изложена выше.

Смысл термина «медитация» трактуется многозначно. Здесь он понимается как сосредоточение внимания и мышления на избранном объекте с целью выработки ощущения слияния с ним.

А. Для освоения процесса медитации можно рекомендовать два подготовительных упражнения визуальной медитации: «точка» и «круг» (сосредоточение на визуальном объекте наилучшим образом соответствует поставленной задаче).

Их психологический смысл заключается в том, чтобы практикант научился создавать силой своего воображения такие иллюзорные образы, которые воспринимались бы им как реальные (например, он должен добиться ощущения, будто бы «вошел» внутрь нарисованного на стене черного крута и оттуда смотрит сам на себя).

После освоения этих подготовительных упражнений необходимо перейти к основному — собственно к «вхождению в образ».

Оно, в свою очередь, подразделяется на две процедуры. Суть первой состоит в том, что практикант в течение 10–15 минут внимательно рассматривает изображение избранного для отождествления объекта и пытается «проникнуть» внутрь его, пытается «стать» им по принципу «я — это он, он — это я».

Суть второй процедуры заключается в представлении сцен победоносных рукопашных схваток, проводимых тем идеальным бойцом, которым стал в своем воображении практикант. По существу, это так называемая идеомоторная тренировка, но осуществляемая в особом психическом состоянии.

Такая тренировка развивает и укрепляет веру человека в свою способность эффективно сражаться с любыми противниками. В данной связи надо сделать три важных методических указания.

1) В иллюзорном мире воображения нет места выбору: если идеальный боец не побеждает, то он проигрывает, ничья невозможна. Поэтому он должен ВСЕГДА побеждать;

2) Человеческий мозг не в состоянии создавать правдоподобные конструкции из пустоты. Поэтому чем обширнее «архив» зрительных и двигательных впечатлений практиканта, связанных с рукопашным боем, тем лучше;

3) Разным людям наилучшим образом подходят различные ролевые образы. Именно с этим фактом связана проблема подбора «своего» образа для каждого из обучаемых.

Общее время одного сеанса для достижения СР, медитации на «образе» идеального бойца (включая «сражение» в этом образе) и для «выхода» — от 30 минут до 1 часа. Наилучшее время начала медитации — 5 часов утра (плюс/минус час) для так называемых «жаворонков» и полночь (плюс/минус час) для «сов».

В процессе тренировки обязательными условиями поначалу являются: устранение всех внешних факторов, рассеивающих внимание (звуки, запахи, яркий свет и т. д. ); устранение всех внутренних отвлекающих факторов (мышечное, эмоциональное, умственное напряжение). В дальнейшем, по мере выработки соответствующего навыка, влияние отвлекающих факторов постепенно ослабевает вплоть до полного исчезновения.

Б. По существу, феномен появления в сознании человека какого-то воображаемого образа, воспринимаемого в качестве реального, можно считать результатом самогипноза. Ибо гипноз — это «временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения (или самовнушения)… В состоянии гипноза у человека могут возникать психические и физиологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания» (См.: «Краткий психологический словарь», М., 1985, с. 64).

Однако при этом гипнотическое состояние рассматривается здесь в понятиях не Павловской школы (как бодрствование изолированного очага на фоне сна всей остальной коры головного мозга). Известны более современные представления о природе бессознательного, развитые в работах Милтона Эриксона. Имеется в виду то, что человек не спит, а бодрствует, но какие-то участки его мозга перевозбуждены (как бы «сверхбодрствуют»).

Эриксоновская теория гипноза привлекательна тем, что указывает путь, следуя по которому любой нормальный человек способен входить в тот или иной образ (т. е. сам себя гипнотизировать, достигать измененного состояния сознания, или транса) не прибегая к наркотикам, ритмическим телодвижениям, особому способу дыхания и прочим традиционным средствам.

Иными словами, речь идет о формировании «пускового механизма», посредством которого человек может МГНОВЕННО вызывать у себя желаемое психическое состояние. А оно, в свою очередь, обеспечивает желаемое поведение в ситуациях ближнего боя (действия на «автопилоте»). Подобный феномен возможен лишь при том условии, что действиями человека управляет преимущественно правое полушарие головного мозга (обеспечивающее наглядно-образное и наглядно-действенное мышление), тогда как работа левого (логическое, оценочное мышление) отходит на задний план. Как уже сказано выше, это возможно тогда, когда происходит «значительное сужение объема сознания» и одновременно имеет место «резкая фокусировка на содержании внушения» (т. е. в гипнотическом состоянии).

В рамках излагаемой концепции содержание внушения представлено образом идеального бойца. Если размышления прекращаются, и этот образ «вспыхивает» в мозгу ярчайшей живой картиной, то следуют «психические и физиологические реакции, не свойственные человеку при обычном состоянии сознания». И тогда с врагами сражается уже не тот обычный человек, которого все знают в обыденной жизни, а кто-то другой, чей образ «живет» в бессознательной сфере его психики, помещенный туда в процессе медитации (или самопрограммирования, что в данном контексте одно и то же).

Действия человека, «вошедшего в образ» идеального бойца, характеризуются следующими особенностями:

— Господствующей эмоцией, временно подавляющей или вытесняющей у него все другие эмоции, становится ярость (психическое состояние, синтезирующее в себе многие эмоции; весьма характерно то, что иногда ярость тоже называют «радостью боя»);

— Человек действует чрезвычайно решительно и напористо, его действия полностью подчиняются стремлению победить любой ценой;

— Значительно снижается болевая чувствительность (вплоть до ее полного исчезновения);

— Существенно ускоряется быстрота реагирования на действия противника;

— Намного возрастают энергетические возможности организма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...