Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Метод изменения эмоционального состояния




А. Метод изменения эмоционального состояния

Исследования некоторых современных ученых показали, что изменение психоэмоционального состояния с негативного на позитивное целесообразно осуществлять путем самопрограммирования. Его суть заключается в том, что боец обеспечивает себе на некоторое время (достаточное для победы в рукопашной схватке) резкое усиление стенических эмоций. Данный психологический феномен известен как «радость боя» («Есть упоение в бою, у мрачной бездны на краю…» — А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь»).

Этот метод основывается на идее, согласно которой вся информация, циркулирующая в бессознательной сфере психики, управляется конкретными программами. Следовательно, путем введения в психику тех или иных программ можно целенаправленно корректировать шаблоны поведения в определенных ситуациях. Конкретно, для успеха действий в ближнем бою требуется на время боя вытеснить (подавить, ослабить) парализующий страх смерти. Сделать это удается за счет замещения (вытеснения) негативных программ позитивными.

Для того, чтобы человек «знал», что нельзя бояться смерти, и сделал данную позитивную программу частью своего «Я», необходимо перевести ее из сферы сознания в бессознательную сферу психики. Поэтому надо составить список («пакет») конкретных команд для своего биокомпьютера. Такие команды должны быть, короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений (т. е. без частицы «не», без слов «никогда», «нельзя», «нет» и им подобных). Любой «пакет» не должен включать в себя более 5–7 команд (по своему содержанию он близок к так называемым «кодексам мужества» традиционных воинских школ). При правильном вводе программы она начинает работать независимо от сознания. Иными словами, заданное программой эмоциональное состояние возникает в экстремальной ситуации боя как бы само собой, без всякого вмешательства извне.

Б. Метод вхождения в образ

Метод вхождения в образ идеального бойца иначе можно назвать методом ролевого поведения. Его суть заключается в следующем.

Человек самостоятельно (либо под руководством инструктора) выбирает себе объект для отождествления. Этим объектом может быть как реальное лицо (знаменитый воин, мастер рукопашного боя), так и вымышленное (мифический герой, персонаж литературного произведения или кинофильма), а также хищное животное (птица, насекомое). Не имеет значения, насколько реален избранный объект. Важна убежденность субъекта тренинга в том, что этот идеальный образец в любой ситуации ближнего (рукопашного) боя действовал бы наилучшим образом: всех победил бы, преодолел бы любые препятствия.

Затем этот субъект определенным способом отождествляет себя с объектом подражания, по принципу: «он — это я, я — это он». Именно так поступали индейские, древнеславянские и скандинавские воины, отождествлявшие себя с животными-тотемами, например с волками, псами или медведями, именно так поступают адепты подражательных стилей ушу, отождествляющие себя с различными животными, птицами, насекомыми, мифическими героями.

Речь идет не о краткосрочном программировании, но о глубокой трансформации психических структур индивида. Далеко не случайно во всех без исключения цивилизациях прошлого существовали особые касты воинов-профессионалов. Помимо социально-экономических факторов, их возникновению способствовали также факторы психологические. Воинские касты отличались от основной массы соплеменников своим образом жизни (непрерывный боевой тренинг) и принятой системой ценностей (боги и тотемы воинов).

Видимо и в современную эпоху истинный профессионализм воина (как частный случай — профессионализм бойца-рукопашника) вряд ли возможно сформировать иначе как на основе особой ментальности (т. е. сознательно избранных и культивируемых ценностей) путем непрерывной психофизической практики.

Однако подобная задача стоит далеко не всегда. Если мы имеем дело не с профессионалами, то можно ограничиться лишь базовым тренингом в указанном направлении.

В рассматриваемом феномене необходимо выделить три аспекта.

ВО-ПЕРВЫХ, благодаря вхождению в желаемое психическое состояние становится возможным реагировать на изменения боевой ситуации и управлять своими действиями как бы со стороны. Иначе говоря, можно на какое-то время внутренне (психологически) СТАТЬ ТЕМ, ЧЬЮ РОЛЬ ИГРАЕШЬ. Тогда ВЕСТИ БОЙ БУДЕТ ОН! В результате сознательная часть психики (экран сознания) на время боя отключается, поведением начинает управлять ее бессознательная часть — помещенный туда в качестве эталона идеальный образец. При этом никаких астенических эмоций (в том числе эмоцию страха) индивид, перевоплотившийся в дикого зверя, легендарного героя или вымышленный персонаж, не испытывает. Временно отключается у него и абстрактно-логическое мышление. Он сражается автоматически, ни о чем не думая, на «автопилоте». Этот автопилот — сформированный виртуальный образ идеального бойца.

Речь не идет о том, что неловкий, физически плохо развитый человек внезапно начнет драться и маневрировать так, словно он стал выдающимся мастером рукопашного боя. Боевое мастерство не может появиться из пустоты. Имеется в виду другое: устранив сковывавший его страх, индивид раскрепощается и максимально задействует весь имеющийся у него боевой потенциал. Между тем, любой обычный человек (не атлет) обладает физическими возможностями, достаточными для того, чтобы в течение нескольких секунд убить двух-трех противников, каждый из которых сильнее и тяжелее его.

Однако в своем «нормальном» психическом состоянии такой человек использует в бою не более 10 % тех сил, которыми потенциально обладает. Перевоплощение же в идеального бойца позволяет ему задействовать свои бойцовские качества на 100 %. Иначе говоря, метод вхождения в образ позволяет овладевшему им человеку максимально эффективно использовать в схватке те физические, технические и тактические возможности, которыми он располагает.

ВО-ВТОРЫХ, «вхождение в образ» идеального бойца значительно ускоряет реагирование на угрозу нападения. Человеческое мышление — это процесс переработки информации, поступающей в мозг через все органы чувств из окружающей среды, а также изнутри организма. В результате переработки человеческий биокомпьютер (центральная нервная система) «выдает» команды в виде импульсов, «бегущих» по периферической нервной сети и управляющих всеми движениями и действиями.

Человеческое мышление органично сочетает в себе три основных уровня:

а) наглядно-действенное (основанное на манипулировании собственным телом и предметами окружающего пространства);

б) наглядно-образное (основанное на чувственном восприятии предметов и явлений «вне» и «внутри» организма);

в) абстрактно-логическое, или понятийное (основанное на понятийном отображении причинно-следственных связей и осознании самого себя).

Наглядно-действенный и наглядно-образны и уровни мышления наиболее важны для рукопашного боя. Его абстрактно-логический уровень в бою только мешает. Такой вывод следует из теории функциональной ассиметрии головного мозга человека.

Установлено, что функцией левого полушария головного мозга является оперирование знаковой информацией, в том числе устная речь, чтение и счет. Функцией правого — оперирование визуальными образами (в том числе распознавание объектов), ориентация в пространстве, координация, скорость и мощность движений тела.

При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его перерабатывают. Левое полушарие «использует» абстрактно-логические способы переработки, правое — нагляднообразные и наглядно-действенные. Левое полушарие работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает всю поступающую информацию синтетически (целостно) и одновременно (синхронно). Поэтому оно мгновенно «схватывает» любую ситуацию во всей совокупности ее элементов. Иначе говоря, именно правое полушарие головного мозга осуществляет восприятие любой ситуации в ее пространственно-временных и энергетических аспектах.

Эмпирическим путем наставники традиционных школ боевых искусств Востока установили, что у мастера боя изменяется субъективное ощущение времени, в том смысле, что как бы «продлевается мгновение». Внешне это выражается в ускорении ответных реакций его тела. Данный феномен можно объяснить усилением активности правого полушария при одновременном торможении работы левого полушария.

Суть дела в том, что на абстрактно-логическом уровне мышление человека способно перерабатывать не более 100 бит информации в секунду. А на сенсомоторном (наглядно-действенном) и образном уровнях — до 10 миллионов бит в секунду!

Установлено также, что на общее опознание ситуации требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ занимает 320 миллисекунд. Но если, например, две атаки следуют с интервалом меньше этой величины, то человек физиологически не способен адекватно отреагировать на вторую из них.

Поэтому всякий раз, когда боец пытается понять ситуацию боя в деталях, он неизбежно запаздывает с ответом.

И напротив, воспринимая ситуацию в целом (не думая), боец успевает «выдать» ответную реакцию в кратчайший промежуток времени. Распознав ситуацию, его освобожденный от «цепей разума» мозг практически мгновенно запускает нужную двигательную реакцию. Таково научное объяснение удивительной способности мастера рукопашного боя мгновенно и адекватно отражать любое нападение.

Возвращаясь в данной связи к тезису о том, что боевое мастерство не может появиться у нетренированного человека, подчеркнем важный практический вывод. Выбор тех или иных движений (приемов, способов маневрирования и т. п. ), нужных для адекватного реагирования в данной боевой ситуации, человеческий биокомпьютер способен осуществлять только из числа тех, которые «закодированы» в психике.

Чтобы поместить их в долговременную память, требуется многократное повторение (несколько тысяч раз на каждый прием) и длительное упражнение (т. е. многократное проигрывание в разнообразных учебно-тренировочных ситуациях).

Иначе говоря, автоматизм действий в бою требует предварительной выработки определенных двигательных «клише» (матриц). В противном случае психологически подготовленный, но технически нетренированный человек будет сражаться бесстрашно (что тоже весьма значимо и нередко достаточно для победы), однако нерационально.

В-ТРЕТЬИХ, доминирование правого полушария над левым весьма существенно снижает чувствительность к боли (вплоть до полной утраты болевой чувствительности). Иначе говоря, «вошедшего в образ» субъекта ничто не может ни остановить, ни отвлечь от главной цели — уничтожения либо полной нейтрализации противника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...