Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и значение логики. Логика и право.




Логику можно назвать наукой о точных, простых пропорциях, характерных для стройного правильного ясного мышления. Логику иногда рассматривают как науку о симметрии, соразмерности и порядке наших мыслей, благодаря которому они становятся убедительными, весомыми и глубокими. Термин «логика» происходит от греческого слова «logos». Оно в зависимости от контекста переводится как «мысль», «слово», «разум», «речь»,«смысл», «закономерность» и т. д. В современных условиях понятие «логика» чаще всего используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира («логика вещей»); во-вторых, для характеристики самого процесса мышления («женская логика»); в-третьих, для обозначения науки о логических формах и законах правильного мышления. Объектом логики как науки является мышление. Мышление - это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Мышление — сложный, многосторонний процесс. Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике. В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судебной практике, в теории, в юрисконсультской работе - обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышления в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них - все основные виды отношений людей, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.

Сознательно использовать правила логики - значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно. Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления.С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики правового мышления во многом определяют особенности его логической формы.Познание, связанное с установлением истины по уголовным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее, процедуры исследования в правовой сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социальными нормами (юридической формой), чего нет ни в какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность. Формально-логический метод является одним из основных методов теории права. Он предназначается для анализа формализованных правовых явлений, например, правовых актов: их непротиворечивости, иерархии, адекватности социальным заказам, запросам. С помощью формально-логического метода проверяется соответствие правовой формы политическим, экономическим, духовным и иным требованиям, притязаниям социальных групп, слоев, движений. Этот метод применяется не только в научных исследованиях. Как хорошо разработанный прием он применяется и на практике: в толкованиях, разъяснениях нормативных актов в судебной, арбитражной практике. Развивающееся в рамках теории права новое направление - «логика права» - специально изучает логические приемы, с помощью которых осуществляется толкование права. Эта логика развивается на понимании права как нормативно-предписывающей информации и имеет большие перспективы.

2. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Мышление следует рассматривать как активную форму отражения объективного мира, направленную на его целенаправленное, опосредованное и обобщённое познание. Мышление преобразует чувственный опыт, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму. В процессе длительного развития человечества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность мышления приобрела относительно автономный характер от преобразующей, т.е. практической деятельности человека. Мышление активно, и это означает, что подчас оно может отходить от действительности, а это порождает искажённые, иногда извращённые или фантастические представления человека об окружающей действительности.

Мышлению присущ категориальный характер, ибо знание, добытое в процессе познавательной деятельности, фиксируется в категориях. В ходе развития возможностей познания совершенствуется категориальная структура мышления, оно продолжает наполняться всё новыми понятиями, категориями, отражающими процесс постепенного приближения к объективной истине. Мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, таким образом, возможность их закрепления средствами языка. Целью нашего познания выступает достижение истинных знаний об объективной окружающей нас действительности. Мысль можно считать истинной, если она адекватно отражает тот фрагмент действительности, на который направил в данный момент своё внимание тот или иной человек. Неадекватное, искажённое отражение ведёт к появлению ложных мыслей. Вопрос о том, какую мысль следует считать истинной, а какую ложной, решают в конечном итоге практикой. Истинные мысли, являющиеся адекватным отражением части действительности, выступают верным руководством к осуществлению наших целей и планов. Ложные мысли в большинстве случаев приводят нас к неудаче. Опора на опыт, выработанный человечеством и апробированный на практике, избавляет нас от нужды проверять каждую мысль непосредственным путём. Подвергая анализу знания, мы обретаем возможность, не обращаться каждый раз к непосредственному опыту.

Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения. Существует всего три формы мышления: Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Пример: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость. Суждение – это форма мышления, которая состоит из поня- тий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами». Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.

Таким образом, логическая форма, или форма абстрактного мышления —это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...