Тема 1. Основы теории государства и права
Стр 1 из 7Следующая ⇒ УДК 34 (07) Корбанкова Н. В., Мачеча И.С., Наумов И.А., Абрамова Е.С. Основы правоведения: Учебное пособие (дополненное и переработанное). - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, 2007. - 105 с. Библиогр. - 39 названий. В учебном пособии “Основы правоведения” изложен материал по теории права и дана характеристика основных отраслей системы российского права. Учебное пособие охватывает курс правоведения в соответствии с Государственным образовательным стандартом предназначено для студентов технических и экономических специальностей.
Авторы: Темы 1, 7 - Абрамова Е.С., Корбанкова Н.В. Темы 2, 3 – Наумов И.А. Темы 4 – Корбанкова Н.В., Мачеча И.С. Темы 5, 6 – Корбанкова Н.В.
Рецезенты: зав. кафедрой «Экономическая теория», д.э.н., проф. А.А. Лапинскас; первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института Гуманитарного образования, к.ю.н., доцент О.В.Харченко.
С Корбанкова Н.В., Мачеча И.С., Наумов И.А., Абрамова Е.С.
Петербургский государственный университет путей сообщения,
Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Понятие "право" тесно связано с понятием "государство". Право - это, прежде всего, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством. Государство - это политико-территориальная, суверенная органи-зация публичной власти классового общества, основной институт политической системы. В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы классов, социальных групп, наций, возникает объективная необходимость в регулировании этих интересов, то есть в политике. Политика же нуждается в определенном арбитре, авторитете, обладающем властными функциями, а именно - способностью влиять на поведение социальных субъектов. Воплощением политической власти является государство.
Специфические черты государства, отличающие его от других политических институтов: ¨ государственный аппарат; ¨ суверенитет государственной власти; ¨ монополия на принудительную власть; ¨ наличие права; ¨ ограничение государством своей территории, на которую распространяются его власть, правовые нормы (юрисдикция); ¨ взимание налогов и сборов с населения данной территории. Государства различаются по форме правления, форме государ-ственного устройства.
Что касается причин возникновения государства и права, по этому вопросу не было и нет единой точки зрения. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права. Теория насилия исходит из того, что государство и право возникли в результате завоевания и подчинения одними народами других. В марксистско-ленинском учении государство рассматривалось как надстройка над экономическим базисом общества, его происхождение связывалось с возникновением частной собственности и расколом общества на классы эксплуатируемых и эксплуататоров. Государство, по Ленину - аппарат насилия и господства, машина, с помощью которой экономически господствующие классы обеспечивают себе подчинение классов, лишенных средств производства. Право, согласно марксистско-ленинской концепции, — возведенная в закон воля господствующего класса. На Западе в XVII-XVIII вв. прочно утвердилась теория общест-венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк и др.). В соответствии с этой тео-рией все люди от рождения обладают естественными правами - на жизнь, свободу, собственность и др.; все они равны. Но в естественном состоянии права человека не могли быть гарантированы, царило соперничество между индивидуумами, поэтому люди вступили в общественный договор, по которому создали гражданское общество и государство: каждый из них отказался от части своих прав, но в лице государства получил гаранта прав и свобод человека и гражданина. Естественное право - высшее право, по сравнению с действующим правом (законами, обычаями, прецедентами).
Существуют и другие теории происхождения государства и права. В современной отечественной теории марксизм-ленинизм критикуется за преувеличение роли классов в возникновении государства, внимание акцентируется на усложнении общественной жизни первобытного общества, переходе к производящей экономике, появлении новых организационно-трудовых форм существования и воспроизводства человечества. Подвергается критике и формационный подход к типологии госу-дарства (выделение типов государства в соответствии с учением К.Маркса об общественно-экономических формациях: рабовладель-ческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Все больше утверждается цивилизационный подход, суть которого состоит в том, что тип государства, его социальная природа определяются не только материальными, экономическими факторами, но и в не меньшей степени духовно-культурной жизнью общества, накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностях, образцами поведения. Цивилизационный подход позволяет понять многие явления, не укладывающиеся в марксистскую схему (почему, допустим, в одних буржуазных государствах существует демократический политический режим, а в других - происходит поворот к тоталитарному; почему ликвидация буржуазии как класса в бывших социалистических странах не привела к развитию демократии и т.д.). Право в рамках данной концепции определяется как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом (см.: Общая теория права и государства/Под ред. В.В.Лазарева.–М.: Юрист, 1994, с.29). Признаки права: ¨ социальность: право регулирует различные общественные отношения (организацию производства, распределение продук-тов общественного производства, формы собственности, закрепление социальных ролей в обществе и т.д.);
¨ нормативность: право - система норм, правил поведения людей, групп, организаций и т.д.; ¨ обязательность: правовые нормы обеспечиваются силой госу-дарственного принуждения, за их нарушение предусмат-риваются различные санкции со стороны государственных органов; ¨ формализм: правовые нормы, как правило, фиксируются в спе-циальной форме (законы, указы и пр.); ¨ процедурность: право предусматривает четкий порядок создания и применения правовых норм, защиты прав; ¨ институциональность: правотворчество осуществляется орга-нами государства (институтами) в пределах их полномочий; ¨ неперсонифицированность: нормы права, как правило, не имеют индивидуальных, конкретных адресатов.
Функции права: ¨ регулятивная; ¨ охранительная; ¨ идеологическая; ¨ воспитательная; ¨ карательная (функция насилия);
Основные принципы правового государства: ¨ главенство закона во всех сферах общественной жизни; ¨ обязанность государства действовать в рамках конституции и закона; ¨ незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства; гарантия прав и свобод; ¨ взаимная ответственность государства и личности; ¨ верховенство конституции по отношению к другим законам; ¨ приоритет норм международного права перед нормами нацио- нального права; ¨ эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов. Суть правового регулирования общественных отношений состоит в том, что субъекты этих отношений наделяются соответствующими правами и несут определенные обязанности. В результате использования предоставленных прав и выполнения обязанностей происходит осуществление правовых норм в деятельности отдельных людей, организаций, учреждений. Право как система общеобязательных правил поведения, зафиксированных в законодательстве, - объективное право.
Право как система юридических прав участников общественных отношений - субъективное право. Предписания права выполняются добровольно или с использованием государственного принуждения. Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, регулятор общественных отношений.
По способу воздействия на общественные отношения нормы права делятся на: * регулятивные, содержащие предписания, предоставляющие участникам отношений права и возлагающие на них обязанности; * охранительные, устанавливающие и регламентирующие меры юридической ответственности. По методу правового регулирования нормы права классифицируются на: ¨ императивные, т.е. категорические, строго обязательные, от которых нельзя отступать; ¨ диспозитивные, которые предоставляют субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению в пределах, предусмотренных законом. В зависимости от особенностей диспозиции (способа изложения) различают:
¨ бланкетные, в которых содержатся общие положения относительно правила поведения, а недостающие сведения следует искать в другом или других нормативных актах; ¨ отсылочные, содержащие не все элементы нормы права и отсылающие к конкретным статьям этого же нормативного акта, где находятся недостающие сведения. Система права - исторически складывающаяся структура (внут-ренняя форма) права, объективно обусловленное внутреннее единство всех действующих в стране юридических норм и их подразделение на отрасли права. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид конкретных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат 2 критерия: 1. Предмет правового регулирования – т.е. та разновидность общественных отношений, которая регулируется определенной отраслью права. 2. Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения и его участников. Важнейшие отрасли права: конституционное, административное, гражданское, финансовое, земельное, семейное, трудовое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное. Основными формами (источниками)права являются нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент и договор нормативного содержания.
Правовой обычай – это общепризнанное правило, которое не имеет текстуального воспроизведения в правовом документе, но применяется для регулирования общественных отношений и в судебной практике. Под юридическим прецедентом понимают судебное решение по конкретному делу, возникшему впервые, которое служит эталоном для решения аналогичных дел в дальнейшем. Юридический (правовой) прецедент не является источником права в Российской Федерации. Договор нормативного содержания – это соглашение между субъектами правотворчества, содержащее правовые нормы. Условием применения норм права является возникновение правоотношения. Правоотношение – это волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Правоотношение – это юридическая связь между субъектами. Правоотношение - особый вид общественных отношений, урегулированных нормами права. Субъектами правоотношения могут быть как физические, так и юридические лица. Они должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Физические лица обладают правоспособностью с момента рождения. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности. Вопрос о моменте наступления дееспособности физического лица в отраслях права решается по-разному (например, в гражданском праве гражданин считается полностью дееспособным с 18 лет, в административном праве ответственности подлежит гражданин, достигший 16-ти лет и т.д.). Право- и дееспособность юридического лица возникают с момента государственной регистрации. Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов. Содержание правоотношения – это субъективные права и обязанности его участников. Правоотношения возникают на основе юридических фактов.
Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный (вредный) характер. Вина - психическое отношение лица к совершенному им проти-воправному деянию. Вина выступает в форме умысла или неосторож-ности. Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело общественно опасный характер своих действий, желало или сознательно допустило их наступление. Неосторожность выражается в том, что лицо предвидело наступление общественно опасных последствий своих действий, но легкомысленно надеялось их предотвратить, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было предвидеть. Состав правонарушения - совокупность признаков, при наличии которых деяние считается правонарушением. Состав правонарушения - основание юридической ответственности.
Специальным видом юридической ответственности является материальная ответственность сторон трудового договора (работника и работодателя), которая наступает в случае причинения вреда при выполнении трудовых и связанных с ними правоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|