Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Основы теории государства и права




УДК 34 (07)

Корбанкова Н. В., Мачеча И.С., Наумов И.А., Абрамова Е.С.

Основы правоведения: Учебное пособие (дополненное и переработанное). - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, 2007. - 105 с.

Библиогр. - 39 названий.

В учебном пособии “Основы правоведения” изложен материал по теории права и дана характеристика основных отраслей системы российского права. Учебное пособие охватывает курс правоведения в соответствии с Государственным образовательным стандартом предназначено для студентов технических и экономических специальностей.

 

 

Авторы:

Темы 1, 7 - Абрамова Е.С., Корбанкова Н.В.

Темы 2, 3 – Наумов И.А.

Темы 4 – Корбанкова Н.В., Мачеча И.С.

Темы 5, 6 – Корбанкова Н.В.

 

 

Рецезенты: зав. кафедрой «Экономическая теория», д.э.н., проф. А.А. Лапинскас; первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института Гуманитарного образования, к.ю.н., доцент О.В.Харченко.

 

С Корбанкова Н.В., Мачеча И.С., Наумов И.А., Абрамова Е.С.

 
 
С


Петербургский государственный университет путей сообщения,

 

Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Понятие "право" тесно связано с понятием "государство". Право - это, прежде всего, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством.

Государство - это политико-территориальная, суверенная органи-зация публичной власти классового общества, основной институт политической системы. В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы классов, социальных групп, наций, возникает объективная необходимость в регулировании этих интересов, то есть в политике. Политика же нуждается в определенном арбитре, авторитете, обладающем властными функциями, а именно - способностью влиять на поведение социальных субъектов. Воплощением политической власти является государство.

Специфические черты государства, отличающие его от других политических институтов:

¨ государственный аппарат;

¨ суверенитет государственной власти;

¨ монополия на принудительную власть;

¨ наличие права;

¨ ограничение государством своей территории, на которую распространяются его власть, правовые нормы (юрисдикция);

¨ взимание налогов и сборов с населения данной территории.

Государства различаются по форме правления, форме государ-ственного устройства.

 


Что касается причин возникновения государства и права, по этому вопросу не было и нет единой точки зрения. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права. Теория насилия исходит из того, что государство и право возникли в результате завоевания и подчинения одними народами других. В марксистско-ленинском учении государство рассматривалось как надстройка над экономическим базисом общества, его происхождение связывалось с возникновением частной собственности и расколом общества на классы эксплуатируемых и эксплуататоров. Государство, по Ленину - аппарат насилия и господства, машина, с помощью которой экономически господствующие классы обеспечивают себе подчинение классов, лишенных средств производства. Право, согласно марксистско-ленинской концепции, — возведенная в закон воля господствующего класса.

На Западе в XVII-XVIII вв. прочно утвердилась теория общест-венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк и др.). В соответствии с этой тео-рией все люди от рождения обладают естественными правами - на жизнь, свободу, собственность и др.; все они равны. Но в естественном состоянии права человека не могли быть гарантированы, царило соперничество между индивидуумами, поэтому люди вступили в общественный договор, по которому создали гражданское общество и государство: каждый из них отказался от части своих прав, но в лице государства получил гаранта прав и свобод человека и гражданина. Естественное право - высшее право, по сравнению с действующим правом (законами, обычаями, прецедентами).

Существуют и другие теории происхождения государства и права. В современной отечественной теории марксизм-ленинизм критикуется за преувеличение роли классов в возникновении государства, внимание акцентируется на усложнении общественной жизни первобытного общества, переходе к производящей экономике, появлении новых организационно-трудовых форм существования и воспроизводства человечества.

Подвергается критике и формационный подход к типологии госу-дарства (выделение типов государства в соответствии с учением К.Маркса об общественно-экономических формациях: рабовладель-ческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Все больше утверждается цивилизационный подход, суть которого состоит в том, что тип государства, его социальная природа определяются не только материальными, экономическими факторами, но и в не меньшей степени духовно-культурной жизнью общества, накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностях, образцами поведения. Цивилизационный подход позволяет понять многие явления, не укладывающиеся в марксистскую схему (почему, допустим, в одних буржуазных государствах существует демократический политический режим, а в других - происходит поворот к тоталитарному; почему ликвидация буржуазии как класса в бывших социалистических странах не привела к развитию демократии и т.д.).

Право в рамках данной концепции определяется как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом (см.: Общая теория права и государства/Под ред. В.В.Лазарева.–М.: Юрист, 1994, с.29).

Признаки права:

¨ социальность: право регулирует различные общественные отношения (организацию производства, распределение продук-тов общественного производства, формы собственности, закрепление социальных ролей в обществе и т.д.);

¨ нормативность: право - система норм, правил поведения людей, групп, организаций и т.д.;

¨ обязательность: правовые нормы обеспечиваются силой госу-дарственного принуждения, за их нарушение предусмат-риваются различные санкции со стороны государственных органов;

¨ формализм: правовые нормы, как правило, фиксируются в спе-циальной форме (законы, указы и пр.);

¨ процедурность: право предусматривает четкий порядок создания и применения правовых норм, защиты прав;

¨ институциональность: правотворчество осуществляется орга-нами государства (институтами) в пределах их полномочий;

¨ неперсонифицированность: нормы права, как правило, не имеют индивидуальных, конкретных адресатов.

 

Функции права:

¨ регулятивная;

¨ охранительная;

¨ идеологическая;

¨ воспитательная;

¨ карательная (функция насилия);

 

Основные принципы правового государства:

¨ главенство закона во всех сферах общественной жизни;

¨ обязанность государства действовать в рамках конституции и

закона;

¨ незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести

и достоинства; гарантия прав и свобод;

¨ взаимная ответственность государства и личности;

¨ верховенство конституции по отношению к другим законам;

¨ приоритет норм международного права перед нормами нацио-

нального права;

¨ эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

Суть правового регулирования общественных отношений состоит в том, что субъекты этих отношений наделяются соответствующими правами и несут определенные обязанности. В результате использования предоставленных прав и выполнения обязанностей происходит осуществление правовых норм в деятельности отдельных людей, организаций, учреждений.

Право как система общеобязательных правил поведения, зафиксированных в законодательстве, - объективное право.

Право как система юридических прав участников общественных отношений - субъективное право.

Предписания права выполняются добровольно или с использованием государственного принуждения.

Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, регулятор общественных отношений.

 

 


 

По способу воздействия на общественные отношения нормы права делятся на:

* регулятивные, содержащие предписания, предоставляющие участникам отношений права и возлагающие на них обязанности;

* охранительные, устанавливающие и регламентирующие меры юридической ответственности.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на:

¨ императивные, т.е. категорические, строго обязательные, от которых нельзя отступать;

¨ диспозитивные, которые предоставляют субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению в пределах, предусмотренных законом.

В зависимости от особенностей диспозиции (способа изложения) различают:

 

¨ бланкетные, в которых содержатся общие положения относительно правила поведения, а недостающие сведения следует искать в другом или других нормативных актах;

¨ отсылочные, содержащие не все элементы нормы права и отсылающие к конкретным статьям этого же нормативного акта, где находятся недостающие сведения.

Система права - исторически складывающаяся структура (внут-ренняя форма) права, объективно обусловленное внутреннее единство всех действующих в стране юридических норм и их подразделение на отрасли права. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид конкретных общественных отношений.

В основе деления права на отрасли лежат 2 критерия:

1. Предмет правового регулирования – т.е. та разновидность общественных отношений, которая регулируется определенной отраслью права.

2. Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения и его участников.

Важнейшие отрасли права: конституционное, административное, гражданское, финансовое, земельное, семейное, трудовое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное.

Основными формами (источниками)права являются нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент и договор нормативного содержания.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ – это государственный правовой акт (официальный письменный документ),содержащий нормы права. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты
ЗАКОН – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы подразделятся на: · Конституционные – это сами конституции и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в конституцию. · Обыкновенные – все иные законы; они не могут противоречить конституции. Обыкновенные законы можно разделить на: · Кодифицированные, это сводные нормативные акты (кодексы), комплексно регулирующие группу однородных общественных отношений; · Текущие, которые принимаются по отдельным специальным вопросам. В федеративных государствах существует деление законов на: · Федеральные, действие которых распространяется на всю территорию федерации; · Законы субъектов федерации, которые действуют только на территории конкретного субъекта и должны соответствовать федеральным законам. ПОДЗАКОННЫЙ АКТ – это нормативно-правовой акт компетентного органа (организации),изданный в соответствии с законом и ему непротиворечащий. По сфере действия подзаконные акты можно разделить на: · Общие, которые действуют на всей территории РФ; · Местные, действующие в отдельных местностях; · Ведомственные, действуют внутри ведомства; · Локальные, которые применяются внутри организации, предприятия, учреждения. Подзаконные акты могут издаваться в пределах компетенции любым органом (организацией). К ним относятся: · Указы и распоряжения президента РФ; · Постановления и распоряжения правительства: · Приказы и инструкции министерств и ведомств; · Акты органов местного самоуправления и т.д.

 

Правовой обычай – это общепризнанное правило, которое не имеет текстуального воспроизведения в правовом документе, но применяется для регулирования общественных отношений и в судебной практике.

Под юридическим прецедентом понимают судебное решение по конкретному делу, возникшему впервые, которое служит эталоном для решения аналогичных дел в дальнейшем. Юридический (правовой) прецедент не является источником права в Российской Федерации.

Договор нормативного содержания – это соглашение между субъектами правотворчества, содержащее правовые нормы.

Условием применения норм права является возникновение правоотношения. Правоотношение – это волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Правоотношение – это юридическая связь между субъектами.

Правоотношение - особый вид общественных отношений, урегулированных нормами права.

Субъектами правоотношения могут быть как физические, так и юридические лица. Они должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Физические лица обладают правоспособностью с момента рождения. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности. Вопрос о моменте наступления дееспособности физического лица в отраслях права решается по-разному (например, в гражданском праве гражданин считается полностью дееспособным с 18 лет, в административном праве ответственности подлежит гражданин, достигший 16-ти лет и т.д.). Право- и дееспособность юридического лица возникают с момента государственной регистрации.

Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов.

Содержание правоотношения – это субъективные права и обязанности его участников.

Правоотношения возникают на основе юридических фактов.

 
 

 


Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный (вредный) характер.

Вина - психическое отношение лица к совершенному им проти-воправному деянию. Вина выступает в форме умысла или неосторож-ности. Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело общественно опасный характер своих действий, желало или сознательно допустило их наступление. Неосторожность выражается в том, что лицо предвидело наступление общественно опасных последствий своих действий, но легкомысленно надеялось их предотвратить, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было предвидеть.

Состав правонарушения - совокупность признаков, при наличии которых деяние считается правонарушением. Состав правонарушения - основание юридической ответственности.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
(((

                 
 
 
       
 


Специальным видом юридической ответственности является материальная ответственность сторон трудового договора (работника и работодателя), которая наступает в случае причинения вреда при выполнении трудовых и связанных с ними правоотношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...