Методы исследования в PR-кампаниях
Введем основные понятия, необходимые для описания работы специалиста по РК по проведению исследования, сбору и обработке информации. Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника исследования — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика исследования — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Разработка методов, техники и процедуры исследования — совокупность операций, которые необходимо провести при подготовке исследования для обеспечения РК-кампании необходимой информацией. По критерию характера применения в процессе разработки кампании и анализа ее эффективности можно выделить методы основные и вспомогательные. Неосновные – наблюдение (включенное, невключенное). Основные: Анализ документов; Мягкие методы нарративного и полуструктурированного интервью; Метод фокус-групп; Количественные методы массовых опросов; Экспертные опросы. Качественные: глубинное интервью; Нарративное интервью; Полуструктурированное; Фокусированное; Диалоговое; Метод фокус-групп. Качественные методы.для: Выявление и сегментирование целевых аудиторий; Выявление соц-х и социально-демографических характеристик целевых аудиторий; Выявление парамеров сознания целевой аудитории; Изучение групповых и массовых аспектов восприятия PR-материалов, имиджей базисных объектов или субъектов PR; Оценки эффективности PR-кампании с точки зрения их влияния на параметры сознания и поведение целевых аудиторий.
Виды: Анализ документов (официальная – неофициальная, письменная, иконографическая, статистическая); Контент-анализ. Опросные методы. Выборка, генеральная совокупность. Анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос. Фаза анализа ситуации Сущностью данного подэтапа являются определение основных факторов, способных повлиять на ход именно данной РR-кампании. Основываясь на предварительно выявленных проблемах / возможностях и данных фокусированного исследования, формулируют главную цель данной фазы — определение «видения» ситуации для подготовки создания теоретической модели проведения кампании. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. 1. Осуществление общего анализа ситуации с точки зрения связи организации с другими субъектами, влияющими на ее деятельность. Типичные вопросы, на которые следует найти ответ на данной фазе: Какова предыстория существующей ситуации, на выход из которой направлена РR-кампания? Какова современная ситуация в организации? Каково окружение организации? Какими видятся перспективы организации? Каковы внешние и внутренние, зависимые и независимые факторы, влияющие на ситуацию? Какие проблемы и возможности связаны с ситуацией? Каковы основные факторы риска для данной ситуации? Каковы сильные и слабые стороны позиции организации в данной ситуации? Очевидно, что на данной фазе целесообразно использование метода SWOT-анализа. 2. Описание характера существующих связей организации с общественностью: - общая характеристика групп общественности и характера связей с ними данной организации (аудит общественности). Результатом такого аудита должно стать предварительное описание данных групп по критерию интенсивности связей: центральные, полупериферийные, периферийные;
- вскрытие «явных» негативных стереотипов и установок общественного мнения по отношению к организации; - изучение позитивных отношений общественности (по группам) к организации. 3. Раскрытие специфики взаимоотношений организации с другими организациями. Здесь следует, во-первых, определить связи и их характер с другими субъектами, вовлеченными в процесс, во-вторых, проанализировать соотнесение плюсов и минусов организации с плюсами и минусами конкурентов. 4. Предварительное исследование имиджа организации: - определение основных составляющих имиджа организаций данной отрасли; - выявление имиджевых преимуществ / недостатков данной организации по отношению к конкурентам; - изучение аспектов имиджа, формирующих негативные и позитивные установки у конкретных групп общественности. В результате должна быть получена общая схема (формула) составляющих имиджа. 5. Предварительный анализ коммуникаций организации: - анализ коммуникационных потоков организации (где, когда, по каким каналам, как часто, с каким эффектом и т. д.); ПЛАНИРОВАНИЕ Особенности этапа Завершив исследовательскую и аналитическую деятельность, необходимо перейти к этапу планирования кампании. Главная задача этапа планирования — найти ответ на вопрос: «Что мы должны изменить, сделать или сказать с учетом того, что нам стало известно о ситуации?» Для этой цели необходимо принять стратегическое решения о том, что и в какой последовательности для этого нужно делать. То есть планирование РR-кампании заключается в определении приоритетности целей по степени их важности для данной организации (по результатам проведения исследований и анализа ситуации) и в разработке стратегии и тактики достижения этих целей. Планирование позволяет увидеть ситуацию в целом. На этапе планирования: - формируется объединенная программа, при надлежащем исполнении которой общие усилия всех участников РR-кампании приводят к достижению конкретных целей; - обеспечиваются согласованные действия менеджмента и всех участвующих в кампании подразделений организации; - создается возможность для их проактивной деятельности; - задается основное направление действий, не позволяющее отклонится от главного;
- обеспечивается оперативность принятия решений как при подготовке, так и при проведении РR-кампании. Основные функции планирования: функция контроля и самоконтроля, функция координации действий различных подразделений, функция ресурсе- и бюджетосбережения, технологическая функция (перевод креативных решений, появившихся в рамках данной РR-кампании, в технологии для последующего использования); «конкурентоанализирующая» и «конкурентоопределяющая» функция (РR-кампания позволяет сопоставить уровень коммуникации и РR-акций данной организации с уровнем таковых у конкурентов); функция создания возможности оценки результатов; функция учета условий (например, времени и места) проведения РR-кампании. при планировании РR-кампаний следует учитывать ряд существенных особенностей и характеристик организации и управления именно этим видом программ. 1. Тесная связь планирования РR-кампании с целями и планированием РR-деятельности в целом и планированием всей деятельности организации. 2. Гибкость планирования. Существует выражение «план — ничто, планирование — все». В нем в концентрированном виде выражаются два важнейших требования, предъявляемых к планированию РR-кампании. Во-первых, должен быть составлен план, представляющий собой детальную, законченную, утвержденную форму проведения и организации данного мероприятия («является легитимным руководством к действию»); во-вторых, его составители должны обязательно учитывать изменчивость среды и ситуации, возможность появления новых, в том числе и внешних, не зависящих от организации, факторов. Именно поэтому при наличии одобренных планов проведения кампании РR-специалист должен иметь планы «альтернативных решений проблемы». 3. Сочетание креативности и технологичности планирования. Не существует одинаковых РR-кампаний, творчество как при ее реализации, так и при ее планировании проявляется в использовании особенностей корпоративной культуры организации, в учете места, времени, характера и особенностей целевых групп, целей, стратегий и т. д.
4. Учет при планировании особенностей различных типов кампаний. Выделим как минимум два основания, требующих различного подхода к подготовке и проведению кампании. Во-первых, это «проактивность» или «реактивность» характера планирования. Проактивное (предвосхищенное) планирование позволяет в довольно спокойной обстановке решать и детализировать все вопросы, готовить конкретные планы и составлять прогнозы. Реактивное (реагирующее) планирование является откликом («тушением пожара») на внезапно появившиеся (или не учтенные ранее) проблемы, когда требуются оперативные меры и действия и нет достаточного времени для серьезной подготовки и глубокого анализа. Во-вторых, различают планирование для «рутинных» и для «нерутинных» кампаний и мероприятий. Если событие воспринимается как предсказуемое, носящее относительно рутинный, повторяющийся характер (например, для многих организаций очередной «День открытых дверей» или годовое собрание акционеров), то планирование, скорее всего, будет непродолжительным, проводимым по схеме «от достигнутого»; оно будет использовать и повторять технологические наработки предыдущих подобных мероприятий. Главная задача данного типа планирования — синхронизация планируемых действий. Планирование для нерутинных событий значительно более сложно и трудозатратно. Особое внимание к планированию требуется в том случае, если организация (RК-подразделение) проводит РR-кампанию в первый раз. 5. Обязательность наличия запланированных оценок эффективности и их показателей по РR-кампании в целом и по ее основным этапам в частности. 6. Значительная продолжительность, трудоемкость этапа, а также жесткие требования к квалификации специалистов, осуществляющих планирование кампании. Данная характеристика может быть проиллюстрирована на следующем примере: проведение того или иного спецмероприятия (например, выставки) требует одного, двух, трех дней; подготовка и планирование — недель и месяцев (в этой связи становится понятным требование весьма значительной предоплаты со стороны внешних организаций, которым организации поручают проведение РR-кампаний «под ключ»). Существует несколько схем, выделяющих основные фазы этапа планирования. На наш взгляд, наиболее четкой и продуманной является следующая: - определение и формулировка целей РR-кампании; -разработка стратегии; - тактическое планирование; - формирование единого плана РR-кампании, его согласование и одобрение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|