Определение и формулировка целей РR-кампании, разработка стратегии
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Предварительная постановка целей, как уже говорилось, реализуется на аналитическом этапе, поскольку эта операция непосредственно связана с определением проблем / возможностей, являющихся поводом для РR-кампании (цель есть «перевернутая» формулировка проблемы). На этапе стратегического планирования осуществляется: - уточнение целей; - координация целей, определение их приоритета целей; - окончательная формулировка целей, в результате которой создается «программный», официальный документ, фигурирующий как в утвержденном плане кампании, так и в отчете о ее проведении. Непосредственно формулировка цели зависит от понимания предмета и результатов РR-деятельности в данной организации и данном подразделении по связям с общественностью, а также от типа проводимой РR-кампании (напомним, принято выделять кампании, направленные на информирование общественности, на формирование у нее определенного отношения к кому- или чему-либо, мнений, установок на изменение поведения общественности; на решение этих задач в кампании в целом; кампании, направленные на внешнюю или внутреннюю общественность, комбинированные; моноцелевые и полицелевые кампании и т. д.). Тактическое планирование (планирование тактик) Тактическое планирование представляет собой отработку деталей, составляющих общего стратегического плана, развитие ключевых идей (факторов) этапа планирования стратегии. Существует несколько видов тактического планирования. 1. Календарное планирование. Целями данного вида планирования являются обеспечение последовательности, порядка и «состыкованности» составляющих РR-кампании, определение начала, завершения, продолжительности каждого из подэтапов (операций), соблюдение сроков их реализации. Общий календарный план РR-кампании (в нем отражается только основные ее этапы, например: «исследование — планирование — реализация — оценка эффективности») представляет собой относительно самостоятельный документ, обязательно предлагаемый заказчику / руководителю. Помимо общего календарного плана могут создаваться календарные планы отдельных мероприятий, проводимых в рамках кампании (например, спецмероприятия). Принято выделять несколько видов календарных планов15.
А. Собственно календарный план. Как правило, он составляется в форме таблицы и содержит следующие основные параметры: - собственно этапы (операции, фазы) РR-кампании в их хронологической последовательности, причем обязательным условием начала следующего этапа является завершение предыдущего; - формы отчетности по этапу (например, по итогам исследовательского этапа такой формой может быть аналитической отчет, по итогам этапа планирования — концепция, стратегический план кампании, после завершения всей кампании — итоговый отчет) с указанием ответственных за выполнение этапа. Иногда в данную форму включается графа «стоимость этапа» (в этом случае мы имеем комбинацию календарного и бюджетного планирования). Каждый из основных этапов РR-кампании в календарном плане разбивается на подэтапы и основные операции (возможна детализация на фазы и подфазы), указываются сроки их осуществления и формы отчетности по ним. Удобство собственно календарного плана в его классическом варианте заключается в том, что все этапы и операции расписываются как строго последовательные, имеется возможность контролировать сроки их выполнения. Однако на практике далеко не всегда возможно распределить все операции именно как последовательные. Б. График Гантта. Сам график имеет форму латинской буквы L: по вертикали располагается список всех видов деятельности в хронологическом порядке, горизонталь графика представляет собой шкалу, на которой изображены временные промежутки (в днях, неделях, месяцах), знаком «х» отмечаются начало или конец каждой операции.
Основным достоинством данного графика является то, что он наглядно представляет не только последовательность действий, но и их пересечение во времени, одновременность. В случае чрезвычайной «накладываемости» операций друг на друга целесообразно, если это возможно, развести их, если нет — организовать ресурсы таким образом, чтобы имелась возможность в сжатые сроки выполнить большой комплекс работ. Такой вид календарного планирования, по-видимому, наиболее удобен для создания планов спецмероприятий; для планирования кампании в целом «полный список мероприятий в хронологическом порядке» выглядел бы громоздко. В. Блок-схемы, или РЕRТ-диаграммы. Более сложной формой календарного плана является построение блок-схемы, часто называемой «критическим участком», или PERT («техника ревизии оценки программы»). Этот сложный, требующий больших трудозатрат и квалификации инструмент календарного планирования в наибольшей степени отвечает не столько отчетным, сколько содержательным требованиям РR-кампании: он позволяет увидеть всю ее сложность, параллельность этапов; сопоставить их продолжительность. До составления блок-схемы целесообразно составить календарный план в его более простом варианте (например, в форме графика Гантта). По форме РЕRТ-диаграмма представляет собой пространственное (двухмерное) отражение соотношения этапов и акций РК-кампании, их последовательность и параллельность, начало и завершение, продолжительность. Главной особенностью данной модели является то, что она позволяет увидеть, что завершение одного этапа (например, начального) «вызывает к жизни» не один, а ряд последующих, которые, осуществляясь параллельно, в каких-то точках сходятся (например, на завершающей фазе кампании). Основными наглядными элементами схемы РЕRТ являются «кружки» и «черточки». Кружками обозначаются начало и завершение каждого этапа, черточками (в определенном масштабе) — их продолжительность. Под схемой указывается содержание каждого этапа (например, «1-2 — предварительный сбор информации», «9-10 — написание итогового отчета» и т. д.)
Отметим еще раз, что данная схема позволяет определить как общую продолжительность проекта, так и продолжительность, последовательность или паралельность каждого этапа. 2. Планы по работе с основными группами общественности. Подобное планирование целесообразно как в ходе регулярной РR-деятельности, так и в ходе отдельной РR-кампании. В плане указываются основные акции и формы коммуникаций с данной группой общественности, сроки осуществления этих акций, формы отчетности, ответственные (напомним, что выделение конкретных видов плана относительно условно, на практике они, как правило, комбинируются по двум, иногда и более признакам — в данном случае мы имеем комбинацию рассматриваемого вида плана с календарным планированием). 3. Медиапланирование. Медиаплан в РR-кампании значительно отличается от медиаплана рекламной кампании: он содержит меньше показателей. Но поскольку РR-кампания, как правило, имеет рекламное сопровождение, целесообразно перечислить основные показатели медиапла-нирования в рекламе: - аудитория рекламной кампании; - охват целой группы рекламной кампании; выраженное в процентах отношение представителей целевой группы, охваченной рекламной кампанией, к общей численности целевой группы в генеральной совокупности; - суммы рейтингов рекламной кампании; - индексы предпочтения для СМИ (умноженное на 100 отношение рейтинга в СМИ в целевой группе к рейтингу в генеральной совокупности); - показатели по затратам на тысячу представителей целевой аудитории — отношение бюджета рекламной кампании (или бюджета на одно СМИ, или стоимости одной публикации) к численности целевой аудитории; показатели по затратам на проект рейтинга целевой аудитории — отношение бюджета рекламной кампании к сумме рейтингов. Работа над медиапланом РR-кампании начинается с составления медиалиста и медиакарты.
Медиалист представляет собой бланк специальной формы, в который заносятся перечень наиболее интересных для организации СМИ и их характеристика (тираж, аудитория, направленность, периодичность и т. д.). Подобные медиа-листы должны иметься в РR-отделах, поскольку они организуют РR-деятельность со СМИ. Однако перед началом РR-кампании следует трансформировать имеющийся медиалист в соответствии с целями данной конкретной РR-кампании. В ряде организаций в медиалист добавляется «черный список» — перечень изданий, сотрудничество с которыми неприемлемо ни при каких условиях. Медиакарта (во многих организациях она называется «досье») составляется на одно СМИ и содержит конкретную и расширенную информацию о нем (материалы, публикуемые на каждой полосе, основные рубрики, разделы, политическая направленность, взаимоотношения с ним за предшествующий период, например: всего публикаций — 7, положительных — 4, нейтральных — 2, негативных — 1; профили ведущих менеджеров и журналистов и т. д.). Медиакарты позволяют адресно направлять информацию конкретному лицу для предполагаемой публикации в конкретной рубрике, на конкретной полосе. В ходе РR-кампании используются уже имеющиеся медиакарты или формируются новые, если это целесообразно для решения задач данной программы. После подготовки этапа в виде составления медиалиста и карты (отметим связь качества этих документов с ведущимся или не ведущимся в организации мониторингом СМИ) переходят к составлению собственно медиаплана PR- кампании.
Бюджетное (финансовое) планирование. Обычно РR-кампания классифицируется как «коммерчески рискованное предприятие» (конечная задача может быть не выполнена), сопряженное с систематическим риском. Главная цель бюджетного планирования РR-кампании — сделать ее наименее финансово рискованной, т. е. добиться наибольшей вероятности реализации промежуточных и главных целей с помощью вкладываемых средств. 1. Основные затратообразующие факторы РR-кампании: - ее масштаб; - наличие или отсутствие опыта организации РR-кампании вообще и подобных данной; - характеры и типы применяемых технологий; - вовлеченность «чужих» мощностей (в том числе рабочей силы); - широта спектра решаемых задач (например, ассортимент товаров или услуг, «продвигаемых» данным проектом); - возможность использования связей с поставщиками и заказчиками; степень воздействия на определенное число представителей целевой группы (сильное, среднее, слабое, постоянное, единовременное).
2. Основные тактики вложений в РR-кампании: - пассивная (ориентированная на образцы, на общественное мнение, на проводимые ранее РR-кампании); - активная (поиск нестандартных решений и путей вложения средств). 3. Виды финансового планирования по характеру и объему затрат: - «удовлетворенческое» планирование (минимальные вложения, позволяющие добиться некоего, не самого лучшего результата); - «оптимизационное» планирование (направленное на минимизацию ресурсов, максимизацию эффективности, максимизацию пропорции отношения ресурсов к затратам); - аналитическое или стратегическое (направление на реализацию задач, характеризующихся в будущем неопределенностью, процесс планирования идеального будущего состояния). 4. Основные принципами подготовки бюджета РR-кампании: - все бюджетные расходы должны быть сгруппированы по целевым статьям-программам; - каждая целевая статья должна иметь ответственное лицо — исполнителя; - проект целевой статьи должен состоять из трех документов: анализ, финансовая информация (финансовый план), сопроводительные документы (копии контрактов, лицензий и т. д.). 5. Методы конкретизации объемов ассигнований на РR-кампанию: - метод фиксирование выделенного процента; - метод соответствия затратам конкурентов; - метод максимальных расходов; - метод максимального дохода; - метод «цель-задания». В целом бюджет (смета) РR-кампании, как и ее календарный план, является относительно самостоятельным документом, подписываемым и визируемым соответствующими руководителями и службами.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РR-КАМПАНИИ Особенности этапа На наш взгляд, приступая к непосредственной реализации РR-кампании, необходимо предусмотреть ряд требований, предъявляемых к этому этапу: - четкое следование плану и программе и одновременное отслеживание (мониторинг) внешних и внутренних условий их реализации, чтобы в случае необходимости скорректировать те или иные составляющие плана и программы; - регулярное выполнение организационных функций управления РR-кампанией (координация работ в ее ходе, распределение работ между подчиненными, в случае необходимости делегирование ответственности за выполнение конкретных задач специалистам и т. д.); - использование всех имеющихся в организации средств РR-воздействия («РR-кампания — комплексное, системное мероприятие»), а также возможностей смежных подразделений; - реализация всех имеющихся в арсенале РR.-службы специфических «форматов» работы с каждой из целевых групп, позволяющих усилить воздействие на данную группу общественности. Принципы проведения РR-мероприятий Влияние стратегии организации на выбор и содержание РR-мероприятия При планировании РR-кампаний, в состав которых входят отдельные РR-мероприятия, необходимо учитывать следующие факторы. 1. Так как РR-мероприятия в основном персонализированны, то они существенно влияют на имидж организации. 2. Необходимо использовать подход: «Соответствуй своему целевому рынку и целевой аудитории, отображай свой имидж». 3. Каждый вид публичной деятельности организации и ее представителей (руководителей, сотрудников РR-подразделения) есть своего рода «заявление» или «утверждение», которое организация делает для общественности и по своей сути являет ответы на вопросы: «Кто мы?», «Что мы делали, делаем или собираемся делать?» «Какие мы?» («Какие способы используем для достижения своих целей?») 4. Ответы на эти вопросы в совокупности формулируют итоговое заключение об организации, которое, в конечном счете, может являться и оценкой эффективности усилий РR-руководителя: «Насколько тот имидж организации, ее товаров и услуг, который мы собираемся внедрить в общественное сознание, — „желаемый имидж", — соответствует той репутации, которая уже сложилась или подразумевается по умолчанию, — „существующий имидж"?» 5. При планировании РR-мероприятий целесообразно использовать подход, включающий в себя следующие основные постулаты. а) Нужны креативные идеи. Однако при разработке креатива принимается во внимание долгосрочное позиционирование организации, чтобы креатив и долгосрочное позиционирование не вступали в противоречие друг с другом. Например, если вы позиционируете свою фирму как организацию по обслуживанию У1Р-клиентов и по реализации дорогих товаров / услуг, не увлекайтесь прямой почтовой рассылкой среди обширной и разнообразной по доходам и уровню жизни аудитории. б) При построении начальных элементов вашего мероприятия имейте в виду ключевые элементы вашего позиционирования — «предоставление передовых технологий», «индивидуальное обслуживание», «надежное и простое в обращении оборудование» и т. д. в) Планируя РR-мероприятия, находите такие базисные элементы для него, которые могут использоваться и повторяться в течение долгого времени, например, в течение года, в ходе других мероприятий. Тогда все эти мероприятия будут запоминаться на более долгий срок, тем самым вы создадите «зонтик» для всего набора мероприятий.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ Особенности этапа На данном этапе осуществляется анализ соответствия достигнутых результатов тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования. Очевидна его связь с другими этапами РR-кампании: вновь, как и на аналитическом этапе, особое значение приобретают исследования; однако если на первом этапе исследовалось «будущее» организации и РR-кампании, то на последнем — прошлое, то, что уже сделано. Основные показатели оценки эффективности закладываются на этапе планирования, а оцениваться будет прежде всего этап реализации (акций и коммуникаций). Е. Ромат сформулировал основные цели данного этапа применительно к рекламной кампании1; по-видимому, при известной корректировке эти положения применимы и к РR-кампании. Итак, основными целями этапа являются: - обеспечение соответствия главных направлений РR-кампании общим целям коммуникационной политики организации; - определение эффекта, конкретного результата кампании; - обеспечение эффективности в самом широком смысле: от выбора наиболее эффективных вариантов обращений, средств и каналов коммуникации до разработки общих целей РR-деятельности; - определение эффективности расходования финансовых средств на кампанию; — обеспечение соответствия формы и содержания коммуникаций требованиям государственного и профессионального регулирования и морально-этическим нормам общества. Данные положения, на наш взгляд, кроме всего прочего содержат еще одну весьма плодотворную идею о возможности разграничения основных функций этапа и соответственно о возможности выделения специфических операций. Основными функциями могут быть названы контрольная, отчетно-презентационная (по итогам кампании представляется отчет, в котором характеризуются основные параметры события; он сопровождается иллюстративными материалами, например, медиаклипингом, подборкой отзывов значимых персон и т. д.) и функция собственно оценки эффективности (отметим, что отчет о РR-кампании на практике очень часто ограничивается именно представлением материала, содержательная оценка в нем не предполагается). В этой связи хотелось бы обратить внимание на выделяемые рядом авторов основные подходы к оценке эффективности, к которым относятся: «вкусовой» (заказчик или руководитель судит об эффективности РR-кампании по тому, нравится она ему или нет, никакие количественные или качественные параметры не измеряются, при этом реальные результаты кампании и их оценка существуют во многом обособленно, параллельно), количественный (как правило, оценивается количество публикаций в СМИ, число персон, пришедших на спецмероприятие и т. д., однако эти показатели далеко не всегда объективно характеризуют эффект РR-кампании), научный (проводится серьезное исследование воздействия акций на те или иные параметры, характеризующие позиции целевых групп). В западной литературе по связям с общественностью в последнее время отмечается значительное увеличение работ, посвященных оценке эффективности РR (к сожалению, этого нельзя сказать о российских публикациях). Этот интерес вызван прежде всего сложностью и практической значимостью решения данной проблемы. Как отмечают Д. Вернет и С. Мориарти, именно «оценка результатов паблик рилейшнз является по ряду причин наименее исследованным вопросом осуществления данного вида маркетинговых коммуникаций. Дело в том, что данный вид оценки требует измерения того, что по сути с трудом поддается измерению, а именно, изменения мнений потребителей. Оценка вклада РК оказывается сложной еще и потому, что обычно они используются совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций»3. Другими словами, если для маркетинговых коммуникаций возможны как количественные (достигнутый объем сбыта, величина завоеванной доли рынка, полученной прибыли), так и качественные оценки (осведомленность потребителей, степень запоминаемое™ торговой марки, изменение отношения к товару), то для РК — только качественные (например, изменение мнений целевых групп). Однако сложность измерения результатов РR-деятельности вовсе не означает отказа от него вообще. Как говорят практики, «лучше плохо измеренный результат, чем вообще не измеренный». Приступая к оценке эффективности РR-кампании, необходимо учитывать ряд особенностей как связей с общественностью вообще, так и параметров самого этапа. 1. Реальная оценка эффективности РR-кампании возможна только тогда, когда ее результат соотнесен с поставленной целью. В данном случае речь идет о «целях влияния» (информационные цели, цели в сфере поведения), хотя и «цели выхода» (распространение информационных материалов и т. д.) могут и должны служить оценке результатов на промежуточной стадии. 2. Базовые показатели оценки эффективности должны быть заложены еще на этапе планирования, в ином случае возможен лишь «вкусовой» подход. 3. Возможна ситуация, когда перед РR-кампанией ставится не одна, а несколько целей. В этом случае необходим ряд систем оценки эффективности, каждая из которых характеризуется собственными показателями. 4. На данном этапе, как и на первом, аналитическом, особое значение приобретает РR-исследование — «оценочное исследование». Заметим, что, по мнению специалистов-исследователей, сметная стоимость оценочного исследования вполне сопоставима со стоимостью фокусированного исследования, проводимого на аналитическом этапе. 5. Предыдущая характеристика четко фиксирует необходимость наличия соответствующей статьи расходов в бюджете РR-кампании. Причем затратность данного этапа связана еще и с тем, что оценочное исследование должно проводиться наиболее квалифицированными специалистами, в том числе и независимыми экспертами. По свидетельству Д. Бернета и С. Мориарти, стоимость годовых оценочных исследований коммуникаций крупной кампании составляет 100-500 тыс. долларов. 6. Если результаты РR-деятельности относятся к «стратегическим» факторам формирования нематериальных активов фирмы, то помимо непосредственного эффекта на момент завершения кампании следует ожидать и «отложенного эффекта», «растянутых во времени» результатов, которые достаточно сложно поддаются планированию и проектированию. 7. РR-кампания сопровождается рекламой, маркетинговой поддержкой, соответствующей работой с персоналом, поэтому реально оценить эффект каждой из составляющих весьма проблематично, налицо «опосредованность эффекта». Если в целях РR-кампании содержится требование «способствовать непосредственной маркетинговой активности организации», то результаты проявятся через деятельность отдела продаж, продавцов, персонала, которые с определенным основанием могут заявить о собственном вкладе в конечный результат. Исходя из этих особенностей данного этапа, необходимо предусмотреть схему самого процесса оценки. Возможны варианты того, кто будет проводить эту акцию: - руководство организации или заказчик (клиент); - непосредственные исполнители проекта; - независимые эксперты; - руководство / клиент и исполнители совместно. Для службы РК именно последний вариант является оптимальным. Наконец, остановимся на основных формах проведения оценки эффективности РR-кампании, реализуемых на практике: 1. Система «план-факт». Результативность РR-кампании оценивается с точки зрения выполнения всех запланированных мероприятий, акций, коммуникаций. Необходимо отметить, что данная методика не является сугубо формальной. При грамотно, качественно составленном плане она с достаточной степенью точности отражает достижение запланированных результатов. 2. Система «от достигнутого», как правило, применяется при достаточно регулярных акциях одного типа (например, ежегодный «День открытых дверей» или годовое собрание акционеров), позволяет сравнить планируемые показатели сходных мероприятий, выделить достижения или их отсутствие (естественно, учитывается и бюджет каждого из сравниваемых мероприятий). 3. Система «цель — конечный результат». Эффективность РR-кампании оценивается как реализация поставленной цели, естественно, с учетом временных и финансовых соответствий плану.
Методики оценки Сопоставление разных схем, моделей оценки эффективности позволяет, во-первых, выявить в них общее, «точки соприкосновения», во-вторых, зафиксировать «полярность», существенные расхождения ряда авторов. На наш взгляд, общей моделью оценки эффективности РR-кампании может служить уже упоминавшаяся в гл. III модель «рекламная пирамида». Д. Вернет и С. Мориарти называют ее «моделью иерархии результатов» и приводят ряд модификаций, используемых при оценке эффективности в ряде коммуникативных технологий (модель АГОА — «от осведомленности и интереса к желанию, а затем к действию», модель «думать — чувствовать — делать», модель РСВ, модель доменов — «одновременное воздействие на восприятие, обучение и убеждение потребителей»4). Суть данного подхода заключается в том, что проводящему исследование эффективности РR-кампании предлагается последовательно оценить результаты по трем основным «ступеням» оказываемого воздействия: 1) оценка информирования целевых групп (оцениваются интенсивность распространения информации, степень ее достижения и усвояемости конкретными аудиториями; единицы измерения — процент охвата целевых аудиторий, объем прочитанного материала, время слушания и просмотра и т. д.); 2) оценка реакции групп общественности (оценивается степень интереса и понимания; основной метод — опрос аудитории); 3) оценка эффекта кампании в целом, понимаемого как изменение поведения людей (основные методы — опрос и «измерение показателей поведения», т. е. увеличение количества заявок на информацию, справок об услугах, уменьшение числа жалоб и т. д.). Необходимо отметить, что если целями РR-кампании является только информирование общественности или формирование позитивного отношения к организации, то оценка производится лишь по первому (или первому и второму) показателю, однако, как указывается в специальной литературе, в целом эффект кампании тем выше, чем более системный характер она носит. Конкретизация этого подхода находит свое выражение в ряде методик оценки эффективности РR-кампаний, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Ю. Мурашко, как уже говорилось, выделяет три группы действий в ходе РR-кампании, соответственно оценка осуществляется по итогам каждой из них. Критериями «группы действий 1» является то, что «х реципиентов знают о существовании идеи (товара, услуги и т. п.)»; критерием «группы действий 2» — <а реципиентов хотели бы стать сторонниками идеи (приобрести товар, услугу и пр.)», критерием «группы действий 3» — <сс реципиентов поддерживают идею (за определенное время приобретают у единиц товара, услуг и т. п.)». Выделяемые Ю. Мурашко основные группы действий соответствуют основным ступеням рекламной пирамиды; хотя, на наш взгляд, автор не совсем последовательно определяет, исходя из предложенных критериев, главную цель РR-кампании: «положительное восприятие реципиентами идеи (товара, услуги и пр.)»; однако Ю. Мурашко совершенно справедливо отмечает необходимость после завершения РR-кампании «самостоятельных действий реципиентов», выражаемых во «включении в РR-кампанию всех необходимых социальных групп», «настоящий, а не искусственно сформированный, интерес СМИ» и, наконец, «совершение реципиентами всех задействованных в РR-кампании социальных групп необходимых действий по собственной воле». Д. Вернет и С. Мориарти предлагают следующую схему оценки эффективности РR-деятельности в целом и РR-кампаний в частности. Во-первых, «определение числа контактов с потребителями, обеспеченного средствами распространения информации». По итогам измерения клиенту предоставляется отчет, в котором указываются все средства распространения информации, сообщение сведений о товаре. Отчет завершается пересчетом «эфирного времени и места в печатных СМИ» по расценкам на рекламу, таким образом, оценивается «экономический результат» РR-кампании как уменьшение затратности средств организации на коммуникационную политику. Отметим, что российские практики давно освоили эту методику: измерение эффективности, например, РR-текстов часто осуществляется «с помощью линейки» (измеряется площадь опубликованного материала, затем она переводится в стоимость соответствующего объема рекламных модулей). Д. Вернет и С. Мориарти сами отмечают, что данный метод «не всегда обеспечивает точные результаты». Так, он не позволяет определить, сколько людей на самом деле читали, видели или слышали данное обращение; не дает информации о фактическом количестве читателей, узнавших о товаре, так как один и тот же человек нередко читает сразу несколько материалов на эту тему; наконец, данный метод подсчета не учитывает, носит упоминание о товаре позитивный или негативный характер. Добавим, что и сама идея о возможности «пересчета» площади РR-кампании в объем рекламных обращений не выглядит корректной и убедительной. Во-вторых, «оценка изменения осведомленности, понимания и отношения». Для получения такой оценки предлагается «собирать данные об ответах потребителей на разные вопросы», например, уровень запоминаемости сообщения, свободного тиражирования сообщений реципиентами, т. е. измерение влияния основных условий коммуникаций, изменение отношения к организации и т. д. В-третьих, «оценка влияния паблик рилейшнз на показатели сбыта и прибыли. Очевидна «маркетинговая ориентированность» Д. Бернета и С. Мориарти («данные о влиянии РК на показатели сбыта и прибыли (если оно имело место) служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций»), однако предлагаемая методика целиком «оценочна», «предположительна», поскольку вклад РR в достижении этих показателей основывается на «личном опыте руководителей предприятия», посчитавших, например, что доля РR в увеличении продаж составила 15%, в этом случае возможен экономический расчет эффективности РR-составляющей как «доход от инвестиций в РR», «прибыль от инвестиций в РR» и т. д. Представляется, что данная методика допустима и целесообразна при использовании интегрированных маркетинговых коммуникаций, в кампаниях же по связям с общественностью требуется большая осторожность при ее использовании. Л. Азарова, К. Иванова, И. Яковлев выделяют четыре основные направления оценки РR-кампании: во-первых, оценка распространения информации (включает в себя три измерения сообщений: размещение, понятность, удержание в памяти), во-вторых, оценка влияния на ценностные установки (измеряются выраженность и направленность установок до и после проведения кампании, отслеживается появление новых установок), в-третьих, оценка «поведенческих целей» (используются опросы, наблюдения, качественные методы), в-четвертых, оценка «числа событий в контролируемых и неконтролируемых СМИ» (РR-тексты, встречи с журналистами, публикации для каждой группы)5. Отметим определенную непоследовательность выделяемых критериев оценки эффективности: так, четвертый критерий явно выпадает из общего ряда. По мнению А. Чумикова, при оценке эффективности РR прежде всего следует учесть тот факт, что связи с общественностью — это вид информационной деятельности, следовательно, измерению подлежит то, что связано с производством и использованием информационных продуктов6. Конкретно могут учитываться и подсчитываться следующие параметры. Во-первых, количество подготовленных информационных продуктов, среди которых следует выделить базовые информационные продукты (справка о результатах исследования, стратегическая концепция, тактический план, сценарий акции, рабочая смета) и оперативные информационные продукты (информационный пакет, письмо, релиз, анонсы, приглашения и т. д.). Возможна не только количественная, но и качественная оценка этого параметра — тестирование (и последующая корректировка) подготовленного информационного продукта. Во-вторых, «количество лиц / организаций / СМИ, получивших подготовительные информационные продукты». «Набор позиций», которые на данном этапе подлежат изучению и измерению, следующий: адресаты, которым направлены оперативные информационные продукты (по списку, предоставленному заказчиком, и списку, составленному РR-специалистом в результате анализа целевых аудиторий), и адресаты, получившие направленные информационные продукты (список включает в себя перечень организаций / СМИ, где зафиксирован сам факт получения информации, и перечень организаций / СМИ, где последовала какая-либо реакция на полученную информацию). В-третьих, «количество изменений, произошедших в результате получения информационных продуктов». Среди показателей данного ряда могут быть выделены параметры, «подверженные» прямым, непосредственным, точным измерениям (количество субъектов, отреагировавших на полученную информацию, персон, пришедших на спецмероприятие, количество СМИ, разместивших полученную информацию, и т. д.), и параметры, характеризующие косвенные, приблизительные, ориентированные измерения (процент участников целевой аудитории, изменивших свое мнение / отношение, сменивших / сформулировавших свои интересы, потребности, ценности в соответствии с ожиданиями заказчика, совершивших желательные для заказчика действия в направлении предложенного товара или услуги). Весьма важной представляется мысль А. Чумикова о том, что следует разделить все показатели оценки РR-деятельности на две группы: поддающиеся планированию и прогнозированию, вплоть до фиксации в соответствующих разделах договоров на РR-обслуживание, и не поддающиеся планированию и прогнозированию, «поскольку мотивация к совершению действий, а тем более глубинные изменения ценностных ориентации являют результатом большой совокупности факторов, где РR-обеспечение фигурирует лишь в виде отдельной и не всегда доминирующей составной части»7. К этому виду показателей автор относит как раз «изменения мнений, ценностей, поведения» участников целевой группы, замечания, что оценка этих факторов возможна лишь при условии проведения серьезных исследований, способных выявить как реальные изменения, так и иерархию факторов, им способствующих, причем этот вид измерения следует характеризовать как «мягкий и ориентированный». В-четвертых, «количество информационных циклов, связанных с производством и использованием информационных продуктов». Под циклами имеется в виду количество операций по подготовке / рассылке / отслеживанию на уровне обратной связи эффекта, произведенного информационными продуктами (чем больше операций, тем выше количественный уровень эффекта). С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум, анализируя теорию и практику оценки эффективности, предлагают связать ее с понятием «оценочного исследования» и выделяют три ее основных этапа: оценку на этапе концептуализации работки программ, мониторинг и отчетность реализации программы, оценку целесообразности программы с точки зрения ее итогового воздействия и эффективности»8. На этапе подготовки РR-кампании («концептуализация и разработка программы») следует прежде всего еще раз оценить адекватность исходной информации, провести анализ организации и пригодность программы, избранной тактики и стратегии сообщений именно для данных целевых групп и данной организации; заключительной фазой оценки этапа подготовки программы является анализ качества сообщений и других элементов презентации. Основными методами исследования здесь выступают анализ, «тесты на удобочитаемость», в целом мониторинг СМИ. На этапе реализации («мониторинг и отчетность реализации программы») оцениваются следующие параметры: 1) количество сообщений, переданных СМИ, и запланированных РR-действий; 2) количество размещенных в СМИ сообщений и выполненных РR-действий; 3) количество лиц, получивших сообщение и охваченных РR-действиями; 4) количество лиц, обративших внимание на сообщения и РR-действия9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|