1.1 Понятие пенсии по инвалидности и признание лица инвалидом
В соответствии с Конституцией Российской Федерации[1] Россия является социальным государством. Это значит, что законодательство принимает на себя социальную функцию государства и несет ответственность за социальное благополучие своих граждан. Государственное пенсионное обеспечение – составная часть пенсионной системы Российской Федерации, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению[2]. Статья 2 Федерального Закона « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закрепила, что, «пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». [3]
Система традиционно понимается, как совокупность взаимосвязанных закономерно взаимодействующих элементов, функционирующих ради выполнения определенного рода задач и достижения совместной цели. Пенсионная система в соответствии с данной парадигмой представляет собой совокупность правовых институтов, норм права и инструментов административно-правового регулирования, подчиненных цели пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом. [4] В пенсионном обеспечении Российской Федерации можно обозначить три основных института: 1. Социальная помощь, то есть государственная программа, которая помогает разрешить проблемы с бедностью среди жителей пожилого населения[5]; 2. Обязательное пенсионное страхование лиц, которое предполагает уплату страховых взносов с целью обеспечить полное страхование рисков понижения уровня жизни; 3. Личное пенсионное страхование, это страхование влияет на уровень жизни граждан после завершения трудовой деятельности. По мнению многих исследователей, использование всех трех институтов позволяет организовать наиболее надежную систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Понятие инвалидности и критерии разграничения трех ее групп впервые были даны в российском законодательстве в пенсионном Законе 1990 года. Инвалидность определялась как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни. Понятие «инвалид» определено в Федеральном законе от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 1). [6] Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается утрата полностью или частично гражданином возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В прежнем Российском законодательстве право на трудовую пенсию по инвалидности зависело от наличия одной из трех групп инвалидности, причины инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и др. ), наличия и продолжительности общего трудового стажа. Новое законодательство России существенно поменяло концепцию инвалидности и условия назначения пенсии по инвалидности. В настоящее время пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Нетрудоспособным гражданам, в том числе инвалидам, не имеющим права на пенсию по инвалидности, может назначаться социальная пенсия. Основное отличие нового законодательства заключается в том, что при установлении инвалидности будет определяться теперь не группа инвалидности (не только отражающая потерю способности к тому или иному труду, но и учитывающая весь спектр ограничений жизнедеятельности человека), а ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени, определяемой по медицинским показаниям. Такой подход, по мнению многих специалистов и представителей организаций инвалидов, чреват многими проблемами. Данная легальная формулировка не позволяет принимать во внимание высокую адаптационную способность людей с различного рода физическими недостатками, а также их дополнительную нуждаемость в материальной поддержке общества в связи с необходимостью преодолевать ограничения их жизнедеятельности. Кроме того, новый подход, зафиксированный в законодательстве, требует массового переосвидетельствования инвалидов, в том числе тех из них, которым инвалидность установлена пожизненно. При этом порядок признания лица инвалидом, установление периода инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности и все другие ключевые вопросы отнесены к компетенции исполнительной власти, а не законодательной.
По-прежнему признание лица инвалидом осуществляется органами государственной медико-социальной экспертизы. Ими же определяется степень ограничения способности к трудовой деятельности, период и причина инвалидности, время ее наступления и другие вопросы, влияющие на пенсионное обеспечение граждан и их социальную защиту. Однако разница в прежнем и новом подходах к определению инвалидности вызывает много практических вопросов. В настоящее время при установлении группы инвалидности степень ограничения трудоспособности берется в комплексе вместе с другими ограничениями жизнедеятельности, а при определении I группы инвалидности вопрос о трудоспособности вообще не принимается во внимание. Критерием для установления I группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и т. д. Таким образом, при сохранении законодательства о социальной защите инвалидов понятию тяжести инвалидности придается двойное понимание: более узкое при определении права на пенсию и более широкое - при социальной защите. Другими слонами, III степени ограничения трудоспособности соответствует I группа инвалидности, II степени - II группа инвалидности, I степени - III группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется, по общему правилу, на основании постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». [7] В соответствии с этим признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. [8] К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Согласно постановлению Минтруда РФ от 30 марта 2004 г. № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения», в такой справке указывается как группа инвалидности, так и степень ограничения способности к трудово й деятельност и. [9] На Государст венную слу жбу медико-со циальной э кспертизы воз лагаются:
Трудовая пе нсия по ин валидности н азначается л ицам, застр ахованным в соот ветствии с З аконом № 167-ФЗ. [10] По новому з аконодател ьству право н а пенсию не з ависит от пр ичины инва лидности, про должительност и страхово го стажа, а т акже от то го, работает и нвалид или нет. Г лавное, чтоб ы инвалид и мел какой- либо перио д работы, в ключаемый в стр аховой ста ж в соответст вии со ст. 10 З акона № 17 3-ФЗ. [11]
При наличи и права на пе нсию по нес кольким ос нованиям по в ыбору заяв ителя назн ачается од на из них, кро ме случаев н азначения д вух пенсий о дновременно, у казанных в ст. 3 З акона № 166-ФЗ. [12] Если инва лид имеет пр аво и на тру довую, и н а социальну ю пенсии, по е го желанию н азначается бо лее выгодн ая для него пе нсия. Если инвал ид получает стр аховые вып латы в соот ветствии с З аконом «Об об язательном со циальном стр аховании от несч астных случ аев на про изводстве и професс иональных з аболеваний», это не л ишает его пр ава на пенс ию по инва лидности. Пр и этом прич ины инвали дности не в лияют ни н а условия пе нсионного обес печения, н и на размер пе нсии. Обычно инв алидность уст анавливаетс я на опреде ленный сро к. Инвалид ность I гру ппы (III сте пень огран ичения способ ности к тру довой деяте льности) уст анавливаетс я на два го да, инвали дность II гру ппы (II сте пень огран ичения способ ности к тру довой деяте льности) и I II группы ( I степень о граничения с пособности к тру довой деяте льности) уст анавливаетс я на один го д. Без указан ия срока переос видетельст вования ин валидность уст анавливаетс я в случае в ыявления в хо де осущест вления реаб илитационн ых меропри ятий невоз можности устр анения или у меньшения сте пени огран ичения жиз недеятельност и граждани на, вызван ного стойк ими необрат имыми морфо логическим и изменени ями, дефект ами и нару шениями фу нкций орга нов и систе м организм а. [13] При опреде ленных забо леваниях уст анавливаетс я инвалидност ь детям-ин валидам в возр асте до 18 лет. Наряду с и нвалидност ью устанав ливается её пр ичина, так к ак от этого з ависит осно вание назн ачения пенс ии, её раз мер и предост авление соот ветствующи х льгот. Для опреде ления переч ня возможн ых причин и нвалидност и, имеющих р азличные пр авовые пос ледствия, в ч астности, с ледует обр атиться к п. 14 пост ановления Пр авительств а РФ от 20 фе враля 2006 г. № 95 «О пор ядке и усло виях призн ания лица и нвалидом». Все пенсии по и нвалидност и в зависи мости от ус ловий, котор ые определ яют право н а пенсию н а общих ос нованиях, по дразделяютс я на две гру ппы: пенси и, назначае мые независ имо от про должительност и общего тру дового ста жа, и пенс ии, для наз начения котор ых требуетс я определе нный общий тру довой стаж. К первой гру ппе относитс я пенсия по и нвалидност и вследств ие трудово го увечья и пе нсия по ин валидности вс ледствие професс ионального з аболевания, а т акже пенси я по инвал идности вс ледствие об щего заболе вания, есл и инвалидност ь наступил а в возрасте до 20 лет. Во все х этих случ аях для наз начения пе нсии достаточе н соответст вующий факт тру дового увеч ья, професс ионального з аболевания, н аступления и нвалидност и до 20 лет в сочет ании с факто м трудовой и ли иной об щественно по лезной деяте льности. Ко второй гру ппе, когда д ля назначе ния пенсии необ ходим опре деленный об щий трудово й стаж, от носится ли шь пенсия по инвалидности вс ледствие об щего заболе вания, за ис ключением пе нсии гражд анам, инва лидность котор ых наступи ла в возрасте до 20 лет. [14] Как опреде ляется про должительност ь общего тру дового ста жа, необхо димого для н азначения пе нсии? Во-первых, е го продолж ительность о пределяетс я одинаково к ак для мужч ин, так и д ля женщин. В про шлом, до пр инятия Зако на 1990 г., требо вания к тру довому ста жу существе нно различ ались - дл я мужчин требо вался стаж бо льший, а д ля женщин - ме ньший. Выр авнивание ст ажа объясн яется просто: ст аж снижен и, кро ме того, в не го ныне засч итываются не которые пер иоды деяте льности, котор ая выполняетс я, как пра вило, женщ инами это у ход за мале ньким ребе нком, инва лидом I гру ппы, ребен ком-инвали дом и т. д. Во-вторых, е го продолж ительность о пределяетс я по возрасту ко вре мени насту пления инв алидности, а не по возр асту ко вре мени обраще ния за пенс ией, как б ыло устано влено ранее. Из менение вес ьма сущест венное. Не т ак уж редко возр аст ко вре мени насту пления инв алидности н иже возраст а ко време ни обращен ия за пенс ией, следо вательно, н иже оказыв аются и требо вания к про должительност и общего тру дового ста жа. Необходимый об щий трудово й стаж опре деляется с ледующим обр азом. Если возр аст до 23 лет, то требуетс я стаж оди н год, 23 го да -- один го д плюс чет ыре месяца, 24 го да -- один го д четыре мес яца плюс е ще четыре мес яца (4 + 4 = 8 мес яцев) и т. д. З а каждый го д возраста с верх 22-х лет требуе мый стаж по вышается н а 4 месяца. Предельная про должительност ь требуемо го стажа -- 15 лет (15 лет требуетс я в возрасте 64 лет и ст арше). Требо вания к ст ажу, как в идим, невелики: о н составляет ме нее 1/3 то го стажа, котор ый человек мо г приобрест и после дост ижения тру доспособно го возраст а. Практичес ки необход имый общий тру довой стаж д ля назначе ния пенсии по и нвалидност и вследств ие общего з аболевания и меют все гр аждане, за кр айне редки м исключен ием. При это м учитываетс я, что для пе нсии по ин валидности вс ледствие об щего заболе вания юрид ическое зн ачение имеет л ишь общий тру довой стаж, что в не го включаютс я многие пер иоды помимо тру довой деяте льности, в соот ветствующи х случаях о н исчисляетс я в льготно м порядке. Иногда пос ле назначе ния бесста жевой пенс ии и до наз начения пе нсии вследст вие общего з аболевания про ходит длите льное врем я, в течен ие которого и нвалид не р аботает и е го общий тру довой стаж не у величиваетс я, а возраст по вышается. Д ля таких и нвалидов пре дусмотрен особ ый (льготн ый) порядо к определе ния стажев ых требова ний: при пере ходе с бесст ажевой пенс ии на пенс ию по инва лидности вс ледствие об щего заболе вания необ ходимый тру довой стаж о пределяетс я по возрасту ко вре мени перво начального уст ановления и нвалидност и. Это пра вило приме няется, ес ли, переры в в инвали дности не пре вышает пят и лет. [15] Выше отмеч алось, что д ля назначе ния пенсии по и нвалидност и вследств ие общего з аболевания необ ходим, как пр авило, опре деленный об щий трудово й стаж. Нес мотря на то, что требуетс я сравните льно непро должительн ый общий тру довой стаж и в не го засчиты ваются мно гие иные пер иоды общест венно полез ной деятел ьности, по мимо работ ы и службы, у не которых гр аждан полно го стажа все-т аки нет. Закон предус матривает в т аких случа ях установ ление пенс ии по инва лидности пр и неполном об щем трудово м стаже. В от личие от про шлого така я пенсия уст анавливаетс я независи мо от каки х-либо допо лнительных ус ловий, в ч астности от вре мени насту пления инв алидности (р анее услов ием назначе ния пенсии я влялось насту пление инв алидности I и ли II груп пы в перио д работы). Пр аво на пенс ию при непо лном трудо вом стаже пре доставлено и нвалидам I и I I групп. [16] Выше был из ложен уста новленный пор ядок и усло вия призна ния лица и нвалидом, котор ый действо вал до 01 м арта 2020 го да. Однако, в ус ловиях пан демии коро навируса, Пр авительство Росс ийской Федер ации своим Пост ановлением от 0 9 апреля 20 20 года № 467 уст ановило Вре менный пор ядок призн ания лица и нвалидом, котор ый будет де йствовать до 01 о ктября 2020 го да. В соответст вии с данн ым Временн ым порядко м, в насто ящее время ме дико-социа льная эксперт иза гражда н проводитс я федераль ными госуд арственным и учрежден иями медико-со циальной э кспертизы з аочно. Признание гр ажданина и нвалидом, сро к переосви детельство вания которо го наступает в пер иод действ ия Временно го порядка, пр и отсутств ии направле ния на мед ико-социал ьную эксперт изу указан ного гражд анина, выд анного мед ицинской ор ганизацией, ор ганом, осу ществляющи м пенсионное обес печение, л ибо органо м социально й защиты н аселения осу ществляетс я путем про дления ранее уст ановленной гру ппы инвали дности (кате гории " ребе нок-инвали д" ), причи ны инвалид ности, а т акже разработ ки новой и ндивидуаль ной програ ммы реабил итации или аб илитации и нвалида (ребе нка-инвали да), включ ающей ранее ре комендован ные реабил итационные и ли абилита ционные меро приятия. Инвалидность про длевается н а срок 6 мес яцев и уст анавливаетс я с даты, до которо й была уст ановлена и нвалидност ь при пред ыдущем осв идетельство вании. Продление и нвалидност и граждани ну, которо му при пре дыдущем ос видетельст вовании бы ла установ лена категор ия " ребено к-инвалид" до дост ижения возр аста 18 лет и сро к переосви детельство вания которо го наступает в пер иод действ ия настояще го Временно го порядка, осу ществляетс я путем уст ановления I, I I или III гру ппы инвали дности на сро к 6 месяце в в соответст вии с закл ючением фе дерального госу дарственно го учрежде ния медико-со циальной э кспертизы о сте пени выраже нности сто йких расстро йств функц ий организ ма, возник ших в резу льтате забо леваний, пос ледствий тр авм или дефе ктов, сведе ния о котор ых имеются в прото коле прове дения меди ко-социаль ной эксперт изы гражда нина в федер альном госу дарственно м учрежден ии медико-со циальной э кспертизы пр и последне м освидете льствовани и. Продление и нвалидност и осуществ ляется без истребо вания от гр ажданина (е го законно го или упо лномоченно го предста вителя) за явления о про ведении ме дико-социа льной эксперт изы. При это м письменно го согласи я граждани на не требуетс я. Решение о про длении инв алидности и р азработке и ндивидуаль ной програ ммы реабил итации или ре абилитации и нвалида (ребе нка-инвали да) приним ается федер альным госу дарственны м учрежден ием медико-со циальной э кспертизы не поз днее чем з а 3 рабочи х дня до истече ния ранее уст ановленного сро ка инвалид ности. Справка, по дтверждающ ая факт уст ановления и нвалидност и, и индив идуальная про грамма реаб илитации и ли реабилит ации инвал ида (ребен ка-инвалид а) направл яются граж данину зак азным почто вым отправлением с соб людением требо ваний зако нодательст ва Российс кой Федера ции о персо нальных да нных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|