Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Простра-нства сценического




КОМПОЗИ'ЦИЯ, Композиция сценического

пространства.

ПРОСТРАНСТВО ИГРОВОЕ, Игровое

пространство.

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ,

Сценическое пространство.

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕННОЕ, Временное

пространство.

ПРОСТРАНСТВО РЕА'ЛЬНОЕ, Реальное

пространство.

ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА'ЛЬНОЕ, Те-
атральное пространство.

ПРОСЦЕНИУМ, 1) пространство передней
сцены, находящееся в толщине портала и соеди-
няющееся с авансценой. I) Авансцена.

ПРО'ФИЛЬ ЧИ'СТЫЙ, Чистый профиль.

ПРОЦЕ'ССИЯ, Шествие.

ПСИХИ'ЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ имеет целью
воздействие на психику (чувства, сознание, волю)
чел-ка. Объектом воздействия может быть не только
сознание др. чел-ка, но и собственно сознание
действующего. Именно при помощи, главным
образом, Д. п. и осуществляется та борьба, к-рая
составляет существенное содержание всякой роли и
всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие
действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть,
пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать
(взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о
чем-то предупредить, удержать, позволить,
побранить, последить и т. п. (Ср., Простое
физическое действие, Психо-физическое. действие).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕА'ТР, тип театра, в
к-ром образность воздействует на зрительное
восприятие предельно достоверным и оправданным
переживанием события в предлагаемых
обстоятельствах,
иллюзорно приближенных к

жизненным. Зритель сопереживает героям

спектакля, вместе с ним ищет пути решения их
проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки
героя привлекают зрителя, чем глубже его
переживание и более конкретна идентификация себя с
ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и
большего художественного эффекта достигает
образность в П. т.

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,

взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон,
где целесообразное простое физическое действие
рождает психическое, ибо всякое физическое есть
психическое и во всяком психическом есть
физическое. Всякое психическое действие, имея своей
непосредственной, ближайшей задачей определенное
изменение в сознании (психике) партнера, в конечном
счете стремится, подобно всякому физическому
действию, вызвать определенные последствия во
внешнем, физическом поведении партнера.



ПУБЛИКА (< лат. publicus - общественный), 1)
лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей,

слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще -
люди, общество (Театральная П., читающая П.,
гуляющая П.) 2) Социально-психологическая
общность потребителей иск-ва, связанных собой и
художниками многообразными отношениями по
поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено
художественной культуры общества, благодаря к-
рому и посредством к-рого реализуются
социальные функции иск-ва. П. - активный
участник художественного процесса, борьбы
вкусов, направлений, стилей. Структура П.
включает исторически подвижную

противоречивую дифференциацию ее по
внехудожественным (классовым, социальным,
политическим, мировоззренческим, этническим,
демографическим, образовательным) и собственно
художественным параметрам (предпочтение
определенных видов, направлений, отдельных
произведений искусства; господствующие
художественные установки, типы восприятия,
оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном
отношении П. может быть реальной и
потенциальной, организованной и диффузной,
стабильной и ситуативной.

ПУНКТУ А'ЦИЯ - «знаки препинания» в ми-
зансценических фразах. Они подчиняются не
формальным правилам, а смыслу, и служат, одной
цели - выразить суть происходящего, помочь
зрителям лучше воспринять его.

Точка - итоговый пластический штрих перед
занавесом или затемнением. Точка - всегда
остановка. Завершая сценический период -
событие, она дает время для оценки его. Важные,
значительные, события требуют больших,
заметных точек. Малые - малых. Точка - это также
и безупречный связующий знак между двумя
мизансценами (напр., соединить точкой два
перехода на сцене - значит завершить первый из
них нек-рой успокоенностью, утверждением).
Точки внутри актов - точки-провокации. Мнимые
окончания, ложные точки кажутся логично завер-
шающими ход событий. Но потом происходит
какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже
мнимая, кажущаяся, хотя логично была
подготовлена. Точка в конце постановки - это
действительный конец. Точка по смыслу может
быть и знаком препинания.

Запятая удерживает на стыке пластических
фраз определенную незавершенность,

неустойчивость, намекает на смысловую связь
между ними.

Двоеточие в конце первого куска пластически
обозначает предстоящее пояснение, назидание,
хорошо применимо в комедийных и водевильных
сценах. Восклицание - эмоциональный результат,
куска, в к-ром выражается особая пораженность,
немыслимое удивление, невероятное, какое-н.
саркастическое возмущение и т. д Знак вопроса
ставится в конце мизансценического предложения
и заключает вопрос,


рассчитанный на непосредственное получение
ответа.

Многоточие выражает недосказанность, что в
мизансцене выразительно, но и коварно.
Несколько многоточий подряд создают интона-
цию жеманной чувствительности или ложной
многозначности.

Тире - люфтпауза, это как бы на секунду
замершее действие. Прием емкий, употребляемый
в самых различных ситуациях.

ПЬЕ'СА (фр. piece), 1) небольшое инстру-
ментальное муз. сочинение лирического или
виртуозного характера (напр., ноктюрн, таран-
телла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое
произведение для театрального представления. П.
обычно является художественным обобщением
множества судеб, событий и фактов. Многое
здесь строится на художественном вымысле. В то
же время в ряде пьес наблюдается обратная кар-
тина - опора на документальный материал
("Почтовый роман". "Записки княгини Волкон-
ской" и др.). Но в драматургии театра, в сравне-
нии с драматургией театрализованного представ-
ления, это исключение, а не правило.

РАДИОВЕЩАНИЕ, одно из средств массо-
вой информации (массовой коммуникации).
Осуществляется через радиоцентры и принима-
ется на радиовещательные приемники. Особен-
ность Р. - симультанность- мгновенная передача
на большое расстояние звукового образа
события, к-рое протекает именно сейчас, в
данное время, вездесущность - одновременная
информация сразу многочисленной рас-
средоточенной аудитории и программность
вещания - объединение отдельных произведений
в единый системно организованный процесс
социальной информации. На базе

полифункциональных коммуникативных систем
развились новые техногенные иск-ва - радиоиск-
во и телеиск-во. Радиоиск-во, синтезирующее
вербальный, муз. и шумовой языки, с успехом
используется при организации и проведении
массовых действ: создание на радио фонограмм,
проведение радиомостов, радиогазет, радиоре-
портажей, использование радиомикрофонов ис-
полнителями. Радио - основная форма управле-
ния массовым действом (радиосвязь между
службами, радиоуправление художественным
фоном в
стадионных представлениях и т. п.).
РАЕ'К, 1) потешная панорама, вид площадного
развлечения на ярмарках до начала 20 в.:
ящик с двумя отверстиями (снабженными впере-
ди увеличительными стеклами) для демонстрации
зрителям различных картинок, изготовленных по
принципу панорамы. Показ сопровождался
пояснениями раешника, различными ко-
мическими прибаутками. Приемы Р. использу-
ются в современных театрализованных пред-



 


ставлениях и народных гуляниях 2) (У стар.)
верхний ярус зрительного зала (галерка).

РАЕ'ШНИК, 1) дед-раешник (балаганный
дед), один из участников балаганного представ-
ления-!
в России, зазывающий публику с балкона
балагана ~ т. н. рауса. Т) Участник балаганного
представления, пояснявший показ картинок (по-
тешной панорамы) в райках.

РА'УС, 1) балкон балагана. 2) В 17-18 в. про-
лог
к балаганному представлению, вынесенный
на площадь: выкрики зазывал, перекличка труба-
чей, трели балалаечников.

РАЗВИТИЕ ДЕ'ЙСТВИЯ процесс перехода
сценического действия от одного качественного
состояния к новому качественному состоянию
(от простого к сложному, от низшего к высшему,
от медленного к более динамичному и наоборот),
это также переход от одного события (эпизода,
номера) к др. и повышение напряженности
действия до его кульминации и финала. Р. д.
характеризуется темпо-рит.мо.м. В результате
композиционно-цельного Р. д. и активности
участников праздника, театрализованного пред-
ставления создается* целостное эмоциональное
впечатление о смысле события, создается образ
события
и образ общения.

РАЗВЛЕЧЕ'НИЕ, занятие, времяпрепровож-
дение, доставляющее удовольствие (напр., мас-
совые Р.). 2) То, к чему относятся несерьезно:
шутка, пера, игрушка, смех, забава, потеха.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, свойства всех
разновидностей иск-ва-2, вызывающее эстетиче-
ское сопереживание, игру чувств зрителя, дос-
тавляя ему духовное удовольствие. Развлека-
тельный - доставляющий только развлечение, без
глубокого содержания, (Ср., Занимательность).

РАЗВЯ'ЗКА, 1) завершение какого-л слож-
ного, запутанного дела. 2) Заключительная часть
драматического или литературного произведе-
ния, сюжетного хода театрализованного пред-
ставления, а также вообще конец, 3) Разрешение
главного противоречия, конфликта. Р. связана с
нравственным эффектом, к-рый в большей сте-
пени важен для зрителя. В Р. зритель делает для
себя какие-л. выводы.

РАЗДЁРЖКА, часть одежды сцены, пред-
ставляющее собой полотнище, разделенное на
две половины, к-рые могут, как занавес, расхо-
диться в разные стороны; замыкает средний или
последний план кулис.

РАЗМЕТ, ритмическая, единица стиха, соот-
ношение ударных и безударных слогов или рит-
мических единиц в муз. такте.

РАЗМЕТКА, нанесение на поверхность бу-
маги, а затем на поле стадиона точек, позво-
ляющих разрабатывать рисунки построения уча-
стников .массовых сцен и четкое их выполнение.
Практика показывает, что оптимальной для мас-
совой постановки на стадионе является Р. 2x2
метра. В зависимости от размеров футбольное
поле может вместить от 48 - 56 отметок по фрон-
ту и от 33 до 36 точек в глубину. Для Р. исполь-


зуются специальные метки, похожие на
канцелярские кнопки, только значительно
больших размеров (диаметр шляпки 12 см, длина
штыря 10-14 см). Важно, чтобы Р. была очень
точной по фронту, в глубину и по диагонали, т. к.
от этого зависит четкость рисунков и качество
действия всей массы участников. Р. нумеруется
по первым линия точек горизонтально (слева
направо) и вертикально (снизу вверх) Получается
система координат, с помощью к-рой можно
легко определить место нахождение любого
участника на поле стадиона. Существуют два
метода разработки композиционно-

постановочного плана: графический.метод и
фотомакетный метод. (Прием обратного
действия, Прием прямого действия, Прием
возврата к исходному положению)

РА'КУ'РС (< фр. raccourci, букв. - сокраще-
ние), 1) (в живописи, графике и рельефе) изо-
бражение фигуры или предмета в перспективе, с
сильным сокращением удаленных от зрителя
частей. 2) (В киносъемке) изображение объекта с
различных точек зрения неподвижной или дви-
жущейся кинокамерой, точка зрения камеры,
создаваемая путем наклона или подъёма оптиче-
ской оси аппарата при съёмке; активный прием
операторского иск-ва для построения изобрази-
тельно-монтажной композиции фильма. Р. помо-
гает выразить взгляд героя или автора на собы-
тие. 3) (В драматургии) точка зрения, с к-рой
автор сценария рассматривает проблему. (Сцени-
ческий ракурс).

РА'КУ'РС СЦЕНИ'ЧЕСКИЙ. Сценический
ракурс.

РА'МПА ('фр. rampe), низкий барьер вдоль
авансцены, закрывающий от зрителей освети-
тельные приборы, направленные на сцену.

РАССКАЗ, 1) метод репетиционной работы.
(Репетиция). 2) Художественное повествова-
тельное прозаическое произведение небольшого
размера. В театре отображение действительности
происходит посредством сиюминутного воспро-
изведения процессов жизни. На эстраде - путем
Р. о процессах жизни: о событиях, о мыслях, о
чувствах чел-ка, рассказом иногда театрализо-
ванном, но лишь в определенной мере. Свойства
Р.: а) возможность свободно оперировать про-
шедшим, настоящим и будущим временем и
пространством, «сжимать» и «растягивать» про-
цессы жизни; б) возможность сделать достояни-
ем слушателей внутреннюю жизнь героя; в)
включение в Р. словесных оценок и комментари-
ев автора или лирического героя, от лица к-рого
он ведется.

Разновидностью Р. является

инсценированный Р. В нем каждый исполнитель
оценивает происходящее с т. зр. своего героя,
либо «перевоплощаясь в автора», комментирует
поведение партнера, либо делает авторский
описательный текст своим внутренним
монологом. В процессе перехода от актерского
самочувствия в диалоге к функции рассказчика в



сурой самой жизни, и в этом главная особенность
профессии режиссера.

РЕЖИССЕР ПО ЗВУКУ. Звукорежиссер.

РЕЖИССЕР ПО КИНО', член постановоч-
ной группы,
совместно с главным реж-ром опре-
деляет, какие кино", видео", фотодокументы бу-
дут использованы по сценарию, составляет пар-
титуру динамика-статической проекции,
под-
бирает и монтирует материал, осуществляя кон-
такты с телевидением, кино- и видеоцентрами,
определяет количество технических исполните-
лей (операторов и монтажеров) и руководит их
работой: следит за качеством аппаратуры, при-
нимает необходимые меры по ее ремонту, про-
водит репетиции и праздник. Если на представ-
лении предполагается присутствие TV, то он с
режиссером телевидения согласовывает техниче-
ские особенности показа документального мате-
риала, после проведения праздника, возвращает
использованные материалы их владельцам.

РЕЖИССЕР ПО ПАНТОМИ'МЕ, член по-
становочной группы, в чьи обязанности входит
отбор пантомимических номеров, проведение
репетиций, а также создание пластических, пан-
томимических связок между номерами и эпизо-
дами, и, если нужно "живого занавеса". Работает
совместно с главным балетмейстером,

РЕЖИССЕР ПО СПОРТУ, член постано-
вочной группы,
отвечающий за осуществление
той части театрализованного представления, к-
рая связана со спортивными номерами. Особенно
велика роль Р. по с. в физкультурно-спортивных
праздниках и театрализованных представлениях
на стадионе.

РЕЖИССЕРА АССИСТЕ-НТ. Ассистент
режиссера.

РЕЖИССЕРА ФУНКЦИИ, Функции ре-
жиссера.

РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА. I) группа
людей, создаваемая главным реж-ром при орга-
низации масштабной художественной акции
(особенно праздника), в к-рой за каждым эпизо-
дом закрепляется свой режиссер, создающий, в
свою очередь, постановочную группу. 2) Члены
постановочной группы, осуществляющие режис-
серские функции: режиссер по пантомиме, ре-
жиссер по спорту,
режиссер по видео и т. а, а
также режиссеры эпизодов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...