Исполнительское искусство,
особая сфера художественно-творческой дея-
тельности, в к-рой материализуются произведе-
ния «первичного» творчества, записанные оп-
ределенной системой знаков и предназначенных
для перевода в тот или иной конкретный матери-
ал. К И. и. относится творчество актеров и ре-
жиссеров, воплощающих на сиене, эстраде, цир-
ковой арене, радио, кино, телевидении произве-
дений писателей, драматургов; чтецов, перево-
дящих в живую речь литературные тексты; му-
зыкантов - певцов, инструменталистов, дириже-
ров - озвучивающих сочинения композиторов;
танцоров, воплощающих замыслы хореографов,
композиторов, либреттистов.
ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА, жизненные при-
чины, обстоятельства, события, обусловившие
необходимость в организации данного массового
театрализованного действия. Связь исторических
истоков и личных сегодняшних жизненных уст-
ремлений режиссера, вызвавших потребность в
данном сценарном и режиссерском решении.
(Замысел}.
ИСХО'ДНОЕ СОБЫТИЕ, документальный
факт, историческое или современное событие,
ставшее основой драматургии и смысловой за-
дачи массового театрализованного представле-
ния. При определении И. с. важно учитывать
конкретные жизненные обстоятельства, связан-
ные с местом и временем данного театрализо-
ванного действа и кругом его участников, на к-
рых оно рассчитано.
К
КАБАРЕ' (фр. cabaret, букв. - кабачок), пер-
воначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импро-
визированные представления в литературно-
художественном кафе с участием поэтов, музы-
кантов, актеров. Лучшие К. стали театрами ми-
ниатюр (в России «Летучая мышь»), др. - ресто-
ранами с эстрадной программой. Позднее, эст-
радный театр в кафе, своеобразный художест-
венный клуб, поэтический, сатирический, лите-
ратурный.
КАВАЛЬКА'ДА (фр. cavalcade), 1) группа
всадников, едущих вместе. 2) Движение группы
людей празднично-обрядового характера с ис-
пользованием транспорта (свадебная К., цирковая
К.).
КАДР (фр. cadre), 1) фотографический К. -
единичное изображение объекта съемки на фо-
топленке или фотобумаге. 2) Кино К. - снимок на
кинопленке, фиксирующий одну из фаз движения
или статического положения объектов съемки. 3)
Монтажный К - составная часть фильма,
содержащая какой-л. момент действия. (Мон-
таж). 4) Сценарный К. (в постановочном или
режиссерском сценарии) - изложение содержания
и подробное описание снимаемого действия. 5)
Телевизионный К. - изображение, полученное на
экране кинескопа в результате одного полного
цикла телевизионной развертки 6) Отдельный
снимок на кино- или фотопленке, а также от-
дельная сцена из кинофильма. (Киноискусство,
Фотоискусство).
КАЛАМБУР (фр. calembour). игра слов,
оборот речи, шутка, основанная на нарочитой или
невольной двусмысленности, порожденной
омонимией (сходством звучания разнозначащих
слов или словосочетаний) и вызывающая коми-
ческий эффект, напр.: «Осип охрип, а Архип осип»
(скороговорка), «Несусь я точно так; || но
двигаюсь вперед, а ты несешься сидя» (К. Прут-
ков); «по калачу - поколочу» (Пушкин). (Ср. Ре-
приза).
КАНО'Н (< гр. капоп - норма, правило), 1) (В
ИЗО) система стилистических и иконографиче-
ских норм, господствующих в иск-ве какого-л
периода или направления; произведение, служа-
щее нормативным образцом. 5) (В муз.) форма
многоголосья, основанная на строгой имитации -
проведении во всех голосах мелодии, в каждом
последующем голосе вступающей до того, как она
закончилась в предыдущем. Обычно применяется
как эл-т др. форм (напр., в фуге). 6) В театре по
принципу муз. К. может произноситься текст или
строиться мизансцены. (Хор речевой).
"КАПУСТНИК", 1) шуточное юмористиче-
ское пародийное представление на злобу дня
(преимущественно на театральные темы). В до-
революционные годы «К.» обычно устраивались
во время «великого поста»; отсюда названного по
традиционному «великопостному блюду» -
капусте. Т) Самодеятельное комическое пред-
ставление - сиенки на злободневные местные
темы (происходит: от названия веселых актерских
игр вокруг капустного пирога).
КАРМА'НЫ СЦЕ'НЫ, просторные боковые
помещения, находящиеся за пределами сцены-
коробки. Они служат для хранения декорации
спектаклей театрального репертуара, для разме-
щения накатных плошадок, а также для монти-
ровки оформления для каждой следующей сцены
спектакля, к-рое с помощью специальных при-
способлений выдвигается на сцену, если необхо-
дима быстрая смена декораций.
КАРНАВА'Л (фр. carnaval, ит. carnevale), 1)
праздничное зрелище, вид массового народного
гулянья с шествиями, театрализованными играми
(Театрализация), 'уличным маскарадом, каваль-
кадами. Первоначально К. появились в Италии в
13 в. В К. нарушаются (чаще всего переворачи-
ваются, заменяются на противоположные) пра-
вила и нормы обычного поведения, в т- ч. и сло-
весного (отменяются запреты на слова, к-рые в
др. условиях публично употреблять не принято).
Свобода и раскованность поведения, предусмат-
риваемые правилами К., способствуют временной
компенсации, жестких норм социального
поведения, присущих обычной жизни, а в опре-
деленном смысле и социальной интеграции об-
щества. Средством художественной выражения
перевертывания социальных ролей на К. служит
пародийная форма карнавального костюма. К. -
эстетическое действо, характерное для народной
«смеховой», или «неофициальной», культуры
эпохи средневековья и Возрождения, а также для
более поздних эстетических (театральных, цир-
ковых, литературных и др.) форм. 2) В более ши-
роком смысле под К. понимается вся совокуп-
ность явлений смеховой (карнавальной) культу-
ры. (Хэппенинг).
КАРТИ'НА I) произведение живописи в
красках. 2) То же, что кинофильм (Киноиск-во). 3)
Изображение чего-л. в литературном произве-
дении (К. быта). 4) То, что можно видеть, обо-
зревать или представлять себе в конкретных об'
разах (К. весеннего возрождения, К. праздника).
5) Подразделение акта в драме, в спектакле.
КАТАРСИС, термин введен древнегрече-
скими философами. Глубокое внутр. потрясение,
духовное очищение, к-рые возникают в момент
высокого воздействия произведения иск-ва. Это
главный итог воздействия иск-ва на личность. В
потребности К. проявляется одна из основных
психологических установок личности в отноше-
нии иск-ва. Благодаря К. зритель, слушатель,
читатель от познания чисто внеш. связей подни-
мается до постижения их смысла, сущности.
Собственные переживания воспринимающего
претерпевают как бы перерождение. Художест-
венная система овладевает его мыслями и чувст-
вами, заставляет сострадать и содействовать,
возникает ощущение душевного подъема, про-
светленности. В ' массовом театрализованном
действии эффект К. - это момент личного или
общего духовного потрясения, вызванного орга-
ническим слиянием игрового действия и жиз-
ненного действия, где выражается глубинный
смысл праздничного действа и оно становится
жизненным событием для его участников.
КАФЕШАНТА'Н (фр. cafe chantant - букв.
кафе с пением), увеселительное заведение в бур-
жуазных странах - кафе с открытой площадкой,
на к-рой исполняются песенки и танцы пошлого,
непристойного характера.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (гр.
kinetikos - приводящий в движение), направление
авангардизма, использующее для создания про-
изведения иск-ва эстетические возможности
движения реальных конструкций, машин и ил-
люзорных изображений, оптических эффектов,
создаваемых средствами кинематографа, TV,
видеокино, лазерами, неоновым или электриче-
ским освещением. К. и. сочетает выразительные
возможности архитектуры, скульптуры, графи-
ки, живописи, киноиск-ва, эксплуатирует игро-
вую функцию эстетического отношения, сход-
ную с эффектом, порождаемым спортом, зре-
лищно-развлекательными формами иск-ва. В
качестве источника движения применяется энер-
гия ветра, воды, солнца, воздуха, электричества
КИНОИСКУССТВО (КИНЕМА-
ТОГРАФ) (< гр. kineina, род. п. kineinatos -
движение и... граф), род иск-ва, произведения к-
рого создаются с помощью киносъемки реальных
или специально инсценированных событий,
связанных единым сюжетом и материализован-
ных в кинофильме. В К. синтезируются эстетиче-
ские свойства литературы, театра, изобрази-
тельного иск-ва и музыки на основе только ему
присущих выразительных средств. Основные
выразительные средства К.: кадр и его компози-
ция, кинематографический план (крупный или
портретный, в т. ч. деталь, средний, общий),
ракурс, свет и цвет, движение в фильме - способ
художественной организации экранного про-
странства и времени, монтаж.
КИНОЛЕ'НТА ВИ'ДЕНИЙ,Ле/нта образов.
КИНОФИЛЬМ (< англ, film - пленка), 1)
совокупность фотографических изображений
(кадров), последовательно расположенных на
кинопленке, связанных единым сюжетом и
предназначенных для воспроизведения на экра-
не; произведение киноиск-ва, в узком смысле -
фильмокопия. 2) Аудиовизуальное произведение,
созданное в художественной, хроникально-
документальной, научно-популярной, учебной,
анимационной, телевизионной или иной форме
на основе творческого замысла, состоящее из
изображения, зафиксированного на кинопленке
или на иных видах носителей и соединенные в
тематическое целое последовательно связанных
между собою кадров и предназначенное для вос-
приятия с помощью соответствующих техниче-
ских устройств.
КИЧ (КИТЧ) (< нем. Kitsch - халтура; < нем.
verkitschen - удешевлять; < англ, for the kitchen -
«для кухня», подразумеваются предметы плохого
вкуса, недостойные лучшего употребления), 1)
специфическое явление, относящееся к самым
нижним пластам массовой культуры; синоним
стереотипного псевдоиск-ва. лишенного художе-
ственно-эстетической ценности и перегруженного
примитивными, рассчитанными на внеш. эффект
деталями (К. «мир плохого вкуса»). 2)
Порицательное наименование произведений, к-
рые дешевым средствами, рассчитанными на
вкусы широких кругов, претендуют на то, чтобы
производить эстетическое впечатление и счи-
таться произведениями иск-ва (К. - сфера «под-
дельности», «неподлинности»).
КЛАССИФИКАЦИЯ (< лат. classis - разряд,
класс и facere - делать), особый случай примене-
ния логической операции, суть к-рой деление
объема понятия. Классификация представляет
собой некоторую совокупность делений (в иск-ве
и яит-ре. напр.. на роды, классы, виды, жанры).
Обычно различают естественные К., в к-рых в
качестве оснований деления выбирают признаки,
выявляющие существенные сходства и различия
между предметами и имеющие познавательное
значение (напр., деление иск-ва на виды:
Архитектура, Балет, Изобразительное иск-во,
Исполнительское иск-во. Кинетическое иск-во,
Киноиск-во, Монументальное иск-во. Музыка,
Пантомима, Сценическое иск-во. Театр, Танец,
Телевидение. Фотоиск-во, Хореография. Цирковое
иск-во, Эстрадное иск-во) и искусственные
(т.н. вспомогательные) К., в к-рых используют
признаки, несущественные для самих предметов,
но удобные для целей систематизации (напр.,
деление видов иск-в на жанры или напр., из рода
исполнительских иск-в выделение -иск-ва
актера, иск-ва режиссера. иск-ва
балетмейстера, иск-ва вокалиста и т. п.). К.
позволяет ориентироваться в многообразии
объектов и является источником знания о них.
Всякая К. - результат нек-рого огрубления дей-
ствительных граней между родами, видами и
жанрами, т. к. они условны и относительны. С
развитием знаний о предмете иск-ва происходит
уточнение и изменение К. (Виды концертов,
Жанр).
КЛАССИЧЕСКИЙ (< лат. classicus - перво-
классный, образцовый). 1) античный и тем самым
образцовый (согласно идущим от Ренессанса
представлениям). 2) Связанный с изучением
античных языков и литератур. 3) Относящийся к
классицизму, свойственный классицизму. 4)
Созданный классиком, совершенный, признанный
образцовым (напр., классик отечественной
эстрады А. И. Райкин). 5) Совершенное произве-
дение иск-ва, получившие признание как шедев-
ры, сохраняющие значение художественного
образца в истории иск-ва (напр., К. танец, К. му-
зыка).
КЛИП, 1) микровидеофильм, содержанием к-
рого является набор аудиовизуальных ат-
тракционов, быстро сменяющихся звуко-
зрительных картин, ритмически организованных
муз. сопровождением. К. выражает образ песни и
ее исполнителя в неожиданном сочетании корот-
ких реальных и фантастических кадров, в «быст-
ром» коллаже, в декоративной, орнаментальной
раскадровке пространства с применением совре-
менных приемов компьютерной графики. 2) Вид
зримой песни.
КЛУБ (англ, club), I) общественная органи-
зация культурно-просветительного характера,
объединяющая людей одной профессии (напр., К.
предпринимателей), одних интересов (шах-
матный К., К. фанатов), одного социального кру-
га (женский К., детский К.) для совместной дей-
ствий, отдыха, занятий и т. п. 2) Здание (собст-
венно К., Дом культуры. Дворец культуры, куль-
турно-деловой центр и т. п.), помещение (в т. ч. и
подвальное) такой организации. (Кабаре}.
КЛУБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, драматурги-
чески и режиссерски выстроенное действие об-
щественного или художественного характера,
происходящее на сценах или в помещениях клу-
ба. Таким событием может быть встреча с инте-
ресным чел-ком, очередной выпуск устного жур-
нала, диалог-диспут и т. п. (Клубный вечер).
КЛУБНЫЙ ВЕ'ЧЕР, 1) (в широком смысле)
всякий клубный акт. осуществляемый с целью
организации культурного досуга трудящихся в
вечернее время. 2) (В узком смысле) определен-
ная программа, ограниченная временем и рамка-
ми помещения (помещений) конкретного клуб-
ного учреждения, рассчитанное на массовое вос-
приятие и участие.
Классификация К. в. может проходить по не-
скольким основаниям. По характеру клубные
вечера условно подразделяют на общественно-
политические, производственно-технические,
морально-этические, ф из культурно-спортивные.
литературно-художественные и т. д.; по
целевому назначению - на юбилейные (страны,
города, предприятия, чел-ка и т.д.), праздничные
(революционные, профессиональные и т. д.),
обрядовые (связанные с посвящением в
профессию, свадьбой и т.д.). событийные
(открытие предприятия, новоселье, досрочное
выполнение производственных заданий пред-
приятием и т. д.); по структуре подразделяют на
простые и многоэл-тные; по составу участников -
для детей, для взрослых, для молодежи,
студентов, воинов, интеллигенции (творческой,
научной, технической), ветеранов труда,
пенсионеров, домохозяек и т. п.; по количеству
участников- камерные и массовые; по в ы р
азительным средствам - одножанровые
(вечера литературные, музыкальные, киновечера,
театральные, вечера танцев и т. п.) и
многожанровые; по
методу использования выразительных средств -
иллюстративные и театрализованные (Метод
иллюстрации. Метод театрализации). В самом
общем виде в К. в. можно выделить несколько
частей: информационно-логическую,
художественную, художественно-
документальную и массовую. Преобладание той
или иной части формирует тип К. в. Если
центральное место в нем занимает информаци-
онная часть, то такой вечер относят к разряду
вечеров науки или вечера вопросов и ответов.
Если преобладает художественно- документаль-
ная часть, то это тематический вечер. Преобла-
дание только художественной - либо вечер-
концерт, либо киновечер, либо вечер поэзии и т.
д. Если же преобладает массовая часть, то он
относится к вечерам отдыха, дискотекам, кон-
курсам.
КОЛЛЕКТИВ (< лат. collektivus - собира-
тельный), относительно компактная социальная
группа, объединяющая людей, занятых решением
конкретной общественной задачи (К. трудовой,
учебный, военный, спортивный, молодежный и т.
п.) (Оркестр, Хор, Постановочная группа).
КОЛЛИЗИЯ (< лат. collisio - столкновение),
1) столкновение противоположных сил, стремле-
ний, интересов, взглядов, характеров, обстоя-
тельств. В драматическом произведении К. опре-
деляет собой движение сюжета и разрешается в
финале, произведения. Типы разрешения К. раз-
личны в зависимости от жанра произведения. 2)
Скрытый, не выявленный конфликт, зреющее
столкновение, требующее своего выхода, пред-
чувствие конфликта. 3) Внутренне противоречие,
конфликтная ситуация, вызывающая противо-
борство действующих сил 4) (В массовом дейст-
ве) драматическая К. заключена в самом жизнен-
ном факте и в сопряжении исторического доку-
мента с сегодняшней жизненной ситуацией,
требующей образного выражения в театрализо-
ванном действии. К. существует не только в сю-
жете сценария, но и в общении со зрителем, с
реальными героями - участниками массового
действа.
КОЛЯДА', старинный рождественский обряд
прославления праздника Рождества Христова
песнями, а также сама песня.
КОМБИНАЦИЯ (< позднелат. combinatio -
соединение). 1) сочетание, взаимное расположе-
ние чего-л. в определенном порядке (напр., К.
цветов). 2) Пластическая композиция трюков,
структурно законченная составная часть цирко-
вого номера. 3) (В спорте, балете) сочетание
движений, учебных, тренировочных эл-тов.
КОМЕ'ДИЯ (< гр. komodia), 1) в. Древней
Греции - представление, развившееся из песен,
исполнявшееся во времена карнавальных про-
цессий в честь бога Диониса. 2) Жанровая разно-
видность драмы, в которой действие и характеры
трактованы в формах комического; противопо-
ложен трагедии. По принципу организации ко
мического действия различают К.: положений,
основанный на хитроумной, запутанной интриге
(«Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров
иди нравов - на осмеянии отдельных гипертро-
фированных человеческих качеств («Тартюф»
Ж.Б.Мольера); идей, где высмеиваются уста-
ревшие или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По
характеру комического различают К. сатириче-
ские, («Ревизор» Н. В. Гоголя), юмористические
(«Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. В слиянии
с др. видами иск-в различают К.-балет, ко-
мическую оперу, кинокомедию.
КОМЕ'ДИЯ ДЕЛЬ А'РТЕ (ит. commedia
dell'arte - комедия масок), (др. название - импро-
визационная комедия), вид ит. театра (16 - 17 вв.),
сочетавший в себе черты веселого карнавала,
народного фарса и «учебной комедии», сыгранной
на буффонный лад. Персонажи К. д. а. являли
собой не индивидуализированные характеры, а
социально-психологические типы, "маски",
делившиеся на три группы - маски господ (глупый
жадный купец Панталоне, фанфарон и трус
Капитан, ученый болван Доктор юриспруденции
из Болоньи, педантичный, назойливый Тарталья и
др.), слуги (Серветта, Коломбина, Пульчинелле и
дзанни Бригелла и Арлекин) и влюбленные.
Сценарий представлял собой сюжетную схему, и
актеры импровизировали диалог на ходу,
подхватывая реплики партнера. Игровую стихию
К. д. а. определяли импровизационные буффонные
трюки - т. н. лаццо Динамичность и яркость
зрелища, ансамблевость, буффонада, гротеск -
характерные черты комедии масок.
Режиссура XX в. часто обращается к вырази-
тельным средствам К. д. а. Г. Крэг, В. Э.
Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов по-своему
интерпретируют темы и образы старого ит. театра.
Такими эл-тами, как маска, жест, выразительная
пластика, стремительность развития действия,
интрига оперирует современная эстрада.
КО'МИК, актерское амплуа. Актер, испол-
нявший комические (комедийные) роли.
КОМИ'ЧЕСКОЕ (< гр. komikos - веселый,
смешной, от ko'mos - веселая ватага ряженых на
сельском празднестве Диониса в Древней Греции),
категория эстетики, означающая смешное.
Восходит к игровому, коллективно самодеятель-
ному смеху, напр., в карнавальных играх, В ходе
развития культуры обособляются виды К. - иро-
ния, юмор, сатира. Различают высокие виды К,
(напр.. образ Дон Кихота у Сервантеса) и забав-
ные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи
и т.п.). Для К., отражающей противоречия •
реальности, важна игра на утрировке величины
предметов (карикатур), на фантастических соче-
таниях (гротеск), сближении далеких понятий
(острота). На К. основан один из главных видов
драмы - комедия. По словам Аристотеля, К. есть
«ошибка и безобразие, никому не причиняющее
страдания и ни для кого не пагубные».
КОМПИЛЯ'ЦИЯ (< лат. compilatio. букв. -
ограбление), накопление выписок, собрание до-
кументов; составление сочинений на основе за-
имствования чужих исследований или чужих
произведения (литературная К.) без самостоя-
тельной обработки источников (собственных
обобщений или интерпретаций), работа, состав-
ленное таким методом; несамостоятельное
произведение.
КОМПЛИМЕ'НТ (фр. compliment), 1) лест-
ное замечание в адрес кого-л., похвала; любез-
ные, приятные слова, лестный отзыв. 2) (В цирке)
прямое обшение со зрительным залом, отчужде-
ние создаваемого манежного образа, Стилистика
К. подчиняется общей стилистической направ-
ленности эпохи, актерским возможностям ис-
полнителя, постановочным задачам. К. в жесте
очень условен, это скорее не действие, а пласти-
ческий знак, символ действия.
КОМПОЗИЦИОННО ПОСТАНОВОЧ-
НЫЙ ПЛАН, схематическое решение формы
театрализованного представления на стадионе.
Он включает в себя необходимое для данной
постановки количество схем, выполненных в
соответствующем масштабе, к-рые раскрывают
структурное решение отдельных массовых номе-
ров, эпизодов, представления в целом. На схемах
К.-п. п. с точностью, до одного участника изо-
бражаются рисунки построений, в-к-рых проис-
ходит действие, а также намечаются пути пере-
хода участников из одного рисунка в другой, т. е.
перестроения, которыми действие разворачива-
ется и объединяется в целостное представление,
(Разметка, Графический.метод. Фотомакетный
метод. Прием обратного действия. Прием пря-
мого действия. Прием возврата к исходному
положению. Открытый монтаж1. Закрытый
монтаж.).
КОМПОЗИ'ЦИЯ (< лат. compositio - сочи-
нение, составление, связывание, примирение), 1)
строение, соотношение, взаимное расположение
частей (К. сценического пространства). 2) Муз.,
живописное, скульптурное или графическое
произведение. 3) Сочинение музыки как вид ху-
дожественного творчества; также научная и
учебная дисциплина, посвященная этому виду
творчества. 4) Произведение, включающее раз-
личные виды иск-ва (напр., Литературно-муз. К.)
или составленное из различных произведений и
отрывков. 5) В лит-ре и иск-ве - конкретное по-
строение, внутр. структура произведения: подбор,
группировка и последовательность изобра-
зительных приемов, организующих идейно-
художественное целое (К. массового эпизода).
(Иногда синонимами понятий «К.» и «структура»
служат слова «архитектоника», «построение»,
«конструкция»), б) Построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием,
идеей, характером и назначением и во многом
определяющее его восприятие. К. -важнейший,
организующий эл-т художественной формы,
придающий произведению ед-во и цель-
ность, его компоненты друг другу и целому;
упорядоченность компонентов произведения иск-
ва, как целостного, содержательной формы и
формированного содержания.
Иск-во режиссера - это прежде всего иск-во К.
целого. Это умение выразить образный смысл
массового действия в органическом единстве
всех его компонентов и художественных средств.
Основные эл-ты К. сценического и массового
театрализованного действия экспозиция
(пролог), завязка, развитие действия (перипетии),
кульминация, развязка. Основные принципы:
полярность, трехчленностъ, ритмические волны
(повторы.) К. - это соотношение частей целого.
Театрализованное представление состоит из
многих композиционных частей - номеров, эпи-
зодов, из компоновки декораций, мизансцен, муз.
оформления, света и т. д. К. - есть взаимосвязь,
взаимозависимость частей и целого. (Событий-
ный ряд. Золотое сечение, К. массового эпизода,
К. праздничного действия, К. сценического про-
странства. Литературно-муз. К., К- сценическо-
го пространства.).
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-
МУЗЫКА'ЛЬНАЯ, .Литературно-музыкальная
композиция,
КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА, пространственное соотно-
шение актера и сценической площадки. К. с. п.
отличается от горизонтальной поверхности не
только наличием глубины, но и фактором земно-
го притяжения Мизансценической осью К. с. п.
признано считать середину первого плана сцены
в высоту человеческой фигуры, делящую сцену
на левую и правую геометрически равные, но
неравные иллюзорно, половины. Обе половины в
свою очередь также делятся еще на две полови-
ны. Поперечные доли составляют на сценической
площадке авансцена, первый план, второй
(сценический) план и дальний план (третий план,
иногда на четвертый и пятый (в зависимости от
размера сцены). Сценические планы обычно оп-
ределяются по кулисам. Т. о., сценическая пло-
щадка как бы мысленно расчленена на шестна-
дцать квадратов: на три плана в глубину, плюс
пространство авансцены и по ширине - по трем
точкам (мизансценическим осям).
КО'НКУРС (лат. concursus - стечение, столк-
новение), соревнование, имеющее целью выде-
лить наилучших из числа его участников, наи-
лучшие работы. Режиссура современных К. ста-
новится все изобретательнее, превращая их в
настоящее шоу.
КОНТР... (< лат. contra - против, часть слож-
ных слов, обозначающая активное противодей-
ствие, противопоставление). Противоположность
тому, что выражено во второй части слова, напр.,
К. -действие, контрапункт, контражур,
КОНТРАЖУР (фр. a contre-jour - против
света), 1) фото- или киносъемка, во время к-рой
источник света (основной по сюжету) располо-
жен позади объекта съемки. 2) Световой эффект,
создающий ауру вокруг исполнителя.
КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt), 1)
(муз.), мелодия, сопровождающая данный глав-
ный мелодический голос; то же, что и полифония
- одновременное движении нескольких само-
стоятельных мелодий, голосов, образующих гар-
моническое целое; мелодия, звучащая одновре-
менно с темой; подвижной К. - повторное прове-
дение полифонического построения с изменение
интервала между голосами или времени их вы-
ступления друг относительно друга. 2) (В театре)
одно из средств увеличения емкости .мизансцены,
когда мрачное уравновешивается ординарным,
слишком смешное - непосредственно-простым, не
претендующим на комичность (напр., спортивная
трибуна, напряженный момент, а один случайный
зритель спит; все ищут утерянный
железнодорожный билет, отъезжающий, отчаяв-
шись, сидит в кресле); это и всякое физическое
действие, неожиданное по отношению к произ-
носимому тексту. Разновидность К. - прием ка-
челей. Оно проявляется в том, что одно физиче-
ское действие или намерение прерывается др. или
происходит переключение партнеров по сцене с
прямого общения на косвенное. 3) В хоровом
(коллективном) чтении - одновременное звучание
текста, и музыки, текста и пения, текста и
воспроизводимых голосами звукоподража-
тельных и шумовых эффектов или двух разных
текстов, когда один из них, несущий развитие
мысли, звучит как бы первым планом, а другой
текст, обычно повторяющий, напоминающий уже
сказанное, составляет своеобразный фон для
первого. 4) В сценическом действии, в массовом
театрализованном представлении - это ед-во
контрастов выразительных средств, т. е. одно-
временное сочетание текста и музыки, музыки и
танца, контрастных ритмов, настроений и т д.
(Монтажный лист).
КОНТРА'СТ (фр contraste), 1) резко выра-
женная противоположность, 2) (В иск-ве) один из
приемов, заключающийся в резко выраженном
противопоставлении отдельных художественных
форм ради повышения их художественной
выразительности и выразительности произ-
ведения в целом. В массовом представлении К.
является важнейшим приемом монтажа. Кон-
трастное сопоставление выразительных средств,
отдельных номеров, эпизодов, частей раскрывает
образный смысл представления, создает напря-
жение и увлекательность действия.
КОНТРДЕЙ'СТВИЕ. Действие,
КОНФЕРА'НС (< фр. conference), I) эстрад-
ный жанр; 2) выступление на сцене, связанное с
объявлением и комментарием (обычно комедий-
ного характера) номеров эстрадного представле-
ния, концерта, а также текст самого выступления.
На современных концертах можно встретиться с
парным, театрализованным, групповым и др. К.,
имеющим внутривидовые подразделения.
КОНФЕРАНСЬЕ' (< фр conierencicr - док-
ладчик, лектор), артист, докладывающий публи-
ке d каждом номере концерта, сообщающий све-
дения об исполнителях и авторах и настраиваю-
щий зрителей на нужный лад. К. по природе сво-
ей одаренности чаще всего - комедийный актер.
В отличие от ведущего, кроме информации о но-
мере, зрители ждут от К. шуток, фельетонов,
интермедий. (Концертная программа. Конфе-
ранс, Критерии составления концертной про-
граммы. Дикция.)
КОНФЕТТИ1 (ит. confetti), разноцветные
мелкие бумажные кружочки, которыми ради за-
бавы осыпают друг друга на балах и маскарадах.
КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение),
1) открытое столкновение сторон, мнений, сил;
серьезное разногласие, острый спор. 2) (В
психологии) столкновение противоположно на-
правленных, несовместимых друг с другом тен-
денций в сознании отдельно взятого индивида, в
межличностных взаимодействиях или межлич-
ностных отношениях индивидов или групп лю-
дей, связанное с острыми отрицательными эмо-
циональными переживаниями. Различают сле-
дующие виды К.: а) внутриличностный К. -
столкновение примерно равных по силе, по
противоположно направленных мотивов, по-
требностей, интересов, влечений и т. п. у одного
и того же чел-ка; б) межличностный К. -
ситуация взаимодействия людей, при к-рой они
либо преследуют несовместимые цели, либо
придерживаются несовместимых ценностей и
норм Пытаясь реализовать их во взаимоотноше-
ниях друг с другом, либо одновременно в острой
конкурентной б-бе стремятся к достижению од-
ной и той же цели, к-рая может быть достигнута
лишь одной из конфликтующих сторон; в)
межгрупповой К., где в качестве кон-
фликтующих сторон выступают социальные
группы, преследующие несовместимые цели и
своими практическими действиями препятст-
вующие друг другу.
3) В иск-ве К. нередко называют коллизиями.
К воссозданию острых и напряженных К. в наи-
большей мере тяготеют театр и драма с прису-
щей им непрерывной линией слов и движений
героев. К. разнокачественны по своей сути. Они
могут представлять собой серьезнейшие соци-
альные коллизии (национально-государственные,
классово-антагонистические, общественно-
нравственные), или исторически универсальные
противоположности (жизнь перед лицом смерти,
конфронтация любви н ненависти, добра и зла).
К. могут выступать и как недоразумения, порой
веселые и забавные, т е в качестве феноменов
неповторимо единичных, связанных, как
правило, с частной жизнью, иногда и вовсе слу-
чайных, сопряженных с чьей-то интригой (что
характерно для авантюрных новелл и романов,
фарсов, водевилей, многих комедий). К может
воплощаться не только в прямом противоборстве
персонажей и развивающемся от завязки к раз-
вязке действия, но и в устойчивом, стабильном
фоне изображаемых событий, в не зависимых от
конкретной ситуации мыслях и чувствах героев,
исполненных драматической напряженности
(напр; пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Б.
ШОУ, Б. Брехта). Сценическая форма отражения
противоположностей в жизни людей содержит три
типа К.: герой - герой, герой - среда, герой -
зрительный зал.
4) В массовом действии К. возникает между
исполнителями и зрителями, между жизненными
интересами реальных участников действия и
стремлением увлечь их театрализованной празд-
ничной игрой. Конфликтное отражение противо-
речий действительности в театрализованном
представлении создается таким монтажным
приемом, как контраст.
КОНЦЕ'ПЦИЯ А'ВТОРСКАЯ, Авторская
концепция.
КОНЦЕРТ (нем. Konzert, < ит., concerto, букв.
- состязание), 1) муз. произведение для одного или
(реже) нескольких солирующих инструментов и
оркестра. Типичны виртуозная сольная партия,
состязание солиста с оркестром. Обычно состоит
из 3 частей (сонатная, циклическая форма).
Встречаются К. для одного инструмента, без
оркестра, для оркестра без солистов (Кончерто
гроссо). 2) Публичное исполнение муз.
произведений (симфонических, камерных,
сольных вокальных и инструментальных и др.) по
заранее объявленной программе. Бывают также К.
литературные, хореографические, эстрадные. 3)
Публичное исполнение произведений малых форм
(миниатюр). Соревнование разных ж-анров,
разных родов и видов исполнительского иск-ва.
Это непременно (в лучших образцах) выявление
виртуозности, высокого мастерства исполнения,
ибо каждый концертный номер программы
обязательно солирующий, автономный.
Виды К. - это самостоятельные программы,
своеобразие к-рых определяется задачами вечера,
художественно-культурным опытом зрителя,'
эстетическими запросами определенной аудито-
рии, имеющимися в распоряжении организаторов
артистическими силами. В практике выделились
следующие виды:
Сольный К. одного исполнителя-виртуоза,
популярность к-рого в сочетании с глубоким и
ярким репертуаром способны на протяжении всего
вечера поддерживать неослабевающий интерес. К
сольным концертам относятся также концерты
одного ансамбля, хора, оркестра,
хореографического коллектива как единого
организма.
Моноспектакль (или моноконцерт)- чтецкая
программа, исполняемая одним актером. Это
может быть исполнение классики или
произведения современного автора, занимающее
два отделения, стихотворений одного или
нескольких поэтов, цикла рассказов, объеди-
ненных общей темой, композиции из произведений
одного или нескольких авторов и т. д.
Сборный (с мешанный) К.- определяется
выступлением артистов разных жанров.
Академические, или филармонич е с к и е (<
гр. phileo - люблю и harmonia - гармония) -
концерты, проводимые концертной орга-
низацией, ставящей своей целью пропаганду вы-
сокохудожественных муз. произведений (а ино-
гда и различных видов эстрадного иск-ва) и ис-
полнительского мастерства. Используемые в та-
ких концертах жанры достаточно сложны по
форме н содержанию, требуют особой подго-
товленности от аудитории.
Камерный (позднелат. camera - комната, свод,
палата) по звучанию репертуара (инстру-
ментальная или вокальная музыка, романсы и
пес
Воспользуйтесь поиском по сайту: