Театрализованное де'йствие.
творческая активность людей, выражающих
свои жизненные стремления художественными,
театральными средствами направленная к дос-
тижению жизненной духовной цели.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО
ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕР, Режиссер массового
театрализованного действия.
ТЕКСТ ДИ'КТОРСКИЙ, Дикторский
текст.
ТЕЛЕИСКУ'ССТВО(< гр. tele - вдаль, далеко
и слова "иск-во"), техногенное пространственно-
временное иск-во. обладающее временными
свойствами радиовещания и говорящее
аудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-во
входят в единую экранную художественную сис-
тему, Особенности Т, как и радиовещания -
симультанность, вездесущность и программность
вещания.
Еще на заре зарождения телевидения С.
Эйзенштейн выразил его уникальное свойство как
способность "прямо и непосредственно пере-
сылать миллионам слушателей и зрителей свою
художественную интерпретацию событий в не-
повторимый момент свершения его, в момент
первой, бесконечно волнующей встречи с ним".
Это относится не только к реальным событиям,
но и к событиям художественным, к самому акту
творчества. Выражением телевизионного иск-ва
являются передачи, где материалом художест-
венной образности становится само живое обще-
ние участников между собой и с телезрителем,
где автор (напр., И-Андронников, Э, Радзинский
Э.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в роли
режиссера, и импровизатора, и исполнителя, вы-
страивая на экране своеобразный телетеатр ху-
дожественного общения. Т. становится в празд-
ничном действии и телевизионном представле
нии важным способом коммуникации и сильным
выразительным средством.
„Т. бесконечно расширяет аудиторию празд-
ничного действия, передавая его экранный образ
в эфир, и активизирует участников праздника. Т
дает возможность расширить круг общения с
окружающим миром, включать в прямой диалог
людей, находящихся на дальнем расстоянии от
места праздничного действия.
Возможность прямой трансляции и видеоза-
писи жизненных событий, а также укрупнение на
экране фрагментов происходящего праздничного
действия позволяет использовать Т. как сильное
выразительное средство, включать прямые ре-
портажи или видеокадры в художественно-
документальную драматургию театрализованного
представления, тематического концерта. Само
телевизионное экранное действие может стать
основой массового игрового, праздничного об-
щения, охватывающего весь город, регион, всю
страну.•
Постоянно развивающиеся и расширяющиеся
технические возможности телеобщения рождают
новые формы экранного массового действия
(напр., КВН, концертные "телемосты", телема-
рафон).
ТЕЛЕМАРАФО'Н, общественно-художест-
венная акция, имеющая целью привлечь внима-
ние государства и общественности к проблемам
какой-л. социальной группы и помочь ей всеми
доступными способами. Автор замысла - петер-
бургская тележурналистка Тамара Максимова,
Т. отличается от других форм насыщенной
документальностью; экономической помощью
той структуре, ради к-рой "марафон" проводится;
значительной продолжительностью во времени
(диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов
без перерыва для сценического действия); обя-
зательным "живым" эфиром, так как он позволяет
установить с населением оперативную обратную
связь, дает другой нерв, диктует иную степень
ответственности в организации телевизион-но-
сценического действия. Т. тогда ценен, когда
художественно раскрывает личность всех участ-
ников - его главных героев, артистов, вкладчиков.
Т. является средством их самораскрытия.
(Документ, Факт. Герой, Интервью, Художест-
венный образ).
ТЕ'МА (< rp. thema - то, что положено в ос-
нову), 1) предмет описания, изображения, иссле-
дования, обсуждения, разговора и т. д 2) (В иск-
ве) объект изображения, круг жизненных явле-
ний, отражаемых писателем, художником или
композитором и скрепленных воедино авторским
замыслом. 3) (В музыке) построение, состав-
ляющее основу муз. произведения или его разде-
лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2
- 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный
мотив, к-рый является в муз. произведении
основой для дальнейшего развития. 4) (В театре)
те явления, события, к-рые отображаются драма-
тургом в произведении. Т. является выражением
. национальных особенностей, жизни той или иной
эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги
описывают то," что они видели сами. 5) (В
театрализованном представлении, празднике)
постановка проблемы, предопределяющая отбор
жизненного материала и характер художественного
повествования. Она порождает обращение к тому
(или другому) сюжету. Т. характеризует
содержательный слой представления (праздника),
сюжет, являясь образной конкретизацией темы. -
характеризует его форму. Т. является одной из
составных частей замысла, отвечает на жизненно
важный вопрос «О чем?», требующий своего
размышления и разрешения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ'ЧЕР, вид театрали-
зованного представления (зрелища), отличаю-
щийся общественной значимостью затрагивае-
мых тем, органическим слиянием художествен-
но-образного с документальным материалом и их
драматургической разработкой. {Метод те-
атрализации).
Содержанием Т. в. является общественная
жизнь и быт людей, их напряженный, созида-
тельный труд, чувства и стремления, отраженные
в конкретных проявлениях и событиях, в жиз-
ненных конфликтах, пропаганда достижений
человеческой мысли в сфере экономики, полити-
ки, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное
методическое требование к Т. в. - раскрытие
темы через призму конкретного чел-ка, его
мироощущение, эмоции, действия. Многооб-
разны жанры вечеров:
Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об
исторических событиях в жизни страны, региона
(республики, города, села, района), социальной
группы, производственного коллектива.
Основной принцип этого вида Т. в - распо-
ложение материала соответственно реальной
жизненной последовательности событий. Цен-
ность таких вечеров - в напоминании о событиях,
к-рые знакомы собравшимся. Но события пред-
стают не как разрозненный набор фактов, а как
непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в
зале ощущают себя наследниками и продолжате-
лями традиций, заложенных их предшественни-
ками.
Вечер- портрет рассказывает о судьбе из-
вестного чел-ка (династии, коллектива, бригады,
звена и т. п.) и создает его образ всеми вырази-
тельными средствами. События, освещаемые
здесь не столь масштабны, но благодаря своей
предельной конкретности, особой теплоте и сер-
дечности подачи материала достигают убеди-
тельности и глубины воздействия. Этот вид по-
зволяет в значительной мере реализовать по-
требность в общении с интересной личностью и
не только показать образ данного чел-ка, но и
раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть
его всесторонне.
Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в.
Тема здесь отличается предельной остротой и
злободневностью. Ему присуща открытая
агитационность, призывность, особая действен-
ность. Среди выразительных средств преоблада-
ют прямое обращение в зал, яркий, эмоциональ-
ный рассказ очевидца событий, широкое исполь-
зование кинохроники. На них нередко принима-
ются резолюции, обращения, письма; использу-
ются массовое исполнение песен, коллективные
клятвы, скандирование лозунгов! шествия через
зал. Все выступления носят пафосно-метинговый
характер.
Вечер-р а с с к а з отличается спокойной по-
вествовательной формой. Характерной чертой
является развернутое изложение темы, обилие
фактов, наблюдений, информации. Чаше всего
такие вечера в свободной образно-
документальной форме раскрывают такие поня-
тия, как героизм, патриотизм, интернационализм,
воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к
конкретной жизненной судьбе, строго опреде-
ленным историческим событиям. Его цель -
глубже вникнуть в суть нашей жизни.
Вечер- р е п о'р т а ж объединяет единой те-
мой короткие выступления непосредственных
свидетелей и участников тех или иных событий
прошлого и настоящего. Особая оперативность,
злободневность, публицистичность, докумен-
тальность предъявляют особые требования к ве-
дущему. Часто такие вечера ведут журналисты.
Вечер- ритуал содержит эл-ты торжест-
венного акта. Такие вечера связаны с важней-
шими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают
существенные перемены в гражданском, полити-
ческом и социальном состоянии личности. Они
вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов
и в связи с этим имеют глубокую традиционную
основу. Помимо официального ритуального акта
(вручение паспорта, студенческого билета,
приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда
включает в себя ряд традиционных действий, в к-
рых «виновники торжества» и присутствующие
на нем проявляют свое отношение к проис-
ходящему Эти действия позволяют красиво и
впечатляюще выразить торжественное обяза-
тельство, добрые пожелания, благодарность,
признательность. Многие из этих действий пере-
дают большие идеи и глубокие чувства лучше и
выразительней, чем любое другое средство. (06-
ряд. Ритуал).
Вечер- интервью предполагает возможность
постановки и открытого обсуждения острых-
вопросов, широкого обмена мнениями, важность
и злободневность тематики, участие местных
руководящих кадров. Основная роль здесь
принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо,
и обращается к нему от имени всех присутст-
вующих, комментирует его выступление и под-
водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты
используются в качестве "художественных про-
кладок" для заполнения пауз. (Интервью).
Вечер- диспут близко стоит к вечеру-
интервью. Но его основное содержание - про-
блемы воспитания подрастающего поколения. От
участников вечера требуется уметь не только
высказать, но и отстоять свою точку зрения на
затрагиваемые вопросы.
В основу вышеназванных жанров положены
различные виды человеческой деятельности. Идя
по этому пути, режиссеры могут преумножить
жанровое многообразие Т. в. (Метод театрали-
зации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Прие-
мы активизации),
ТЕМП (ит. tempo, < лат. tempus - время), 1)
степень быстроты движения, осуществления,
интенсивность развития чего-л., в исполнении
чего-л., какого-н. дела, задания. 2) (В физических
упражнениях) определенная частота повторения
выполненных многократно движений (напр.,
шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования
метрических счетных единиц; основной Т. (в
порядке возрастания): лагро, ленто, адажио
(медленные Т.); анданте, модерато (умеренные
Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некото-
рые жанры (марш, вальс) характеризуются опре-
деленным Т.; для точного измерения Т. служит
метроном; 4) (В театре) течение выступления
артиста во времени (быстро-медленно) относится
к внешнему проявлению сквозного действия.
ТЕ'МПО - РИТМ. сочетание ритма (напря-
женности шульса, внутренней интенсивности
постановки) и темпа (внеш. проявления хода
сквозного действия), к-рые могут либо совпадать.
либо резко контрастировать друг с другом.
Т.-р. театрализованного представления - со-
четание взаимодействия внутренней и внешней
динамики исполнения и сочетание номеров и
эпизодов.
В верном Т.-р. представления заложен успех
его восприятия как единого непрерывно и стре-
мительно развивающегося действия, идущего как
бы на одном дыхании. Современные режиссеры
чаше всего используют синкопированное
построение Т.-р. (при непременном соблюдении
закона его нарастания). Т. е. такое чередование и
сочетание номеров, к-рое приводит к резкой,
контрастной смене (переакцентировке) ритмов.
Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных
выразительных средств, позволяющих реж-ру
наиболее точно и ярко выявить через динамику
развития эпизода его главную мысль.
ТЕНЕВО'Й ТЕАТР, Театр теней.
ТЕ'ХНИКА СЦЕ'НЫ, (гр. technike - искусная
< idchne •• иск-во, мастерство), совокупность
средств, устройств, приспособлений (2) для об-
служивания сценического зрелища. К Т.е. отно-
сится архитектурное устройство сцены-коробки.
ее оборудование, а также технические приспо-
собления, к-рые иногда изготавливаются специ-
ально для конкретной постановки. У театральной
техники есть и другая функция - создание сцени-
ческих эффектов, необходимых по ходу дейст-
вия.
ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены
толпы.
ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы,
проникнутый пафосом трагического. Основу Т.
составляют острые общественные конфликты,
коренные проблемы человеческого бытия,
столкновения личности с судьбой, обществом,
миром, выражающийся в напряженной форме
борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче-
ская коллизия разрешается обычно гибелью
главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ-
ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож-
дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи-
ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма
жанр утрачивает строгость; Т. сближается с
драмой (как видом); возникают промежуточные
жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра-
гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче-
ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге-
роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в.
становится актуальной трагикомедия.
ТРАГИКОМ Е'ДИЯ, драматическое произ-
ведение, обладающее признаками как комедии,
так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи-
тельности существующих критериев жизни; одно
и то же явление драматург видит в комическом и
трагическом освещении. Характерна дня драма-
тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав-
тора" Л. Пиранделло).
ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая
категория, характеризующая неразрешимый об-
щественно-исторический конфликт, разворачи-
вающийся в процессе свободного действия челка
и сопровождающийся его страданием, гибелью.
Т. неотделимо от идеи достоинства и величия
чел-ка. проявляющихся в самом его страдании,
предмет специфического вида драмы - трагедии.
ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл-
ты социального и культурного наследия, пере-
дающиеся от поколения к поколению и сохра-
няющиеся в определенных обществах, классах и
социальных группах в течение длительного вре-
мени. В качестве Т. выступают определенные
общественные установления, нормы поведения,
ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т.
действуют в любом обществе и во всех областях
общественной жизни. Наиболее распространены
Т в религии. Реакционные Т. служат сохранению
отживших общественных и культурных форм,
прогрессивные - способствуют развитию
творческих начал в общественных отношениях и
культуре.
ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено-
сить, перемещать, перевозить), нетрадиционное
выразительное средство массового театрализо-
ванного представления. В постановках могут
участвовать легковые и грузовые автомобили,
трактора и танки, машины-амфибии и броне-
транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель-
скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней-
ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы,
самолеты и вертолеты, катера и глиссеры,
шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-
путные и плавучие подъемные краны, метеозонды
и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м
гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из
массовых представлений, проводившемся в
ночное время, использовались иллюми-
нированные электрокары. А. П. Конников поста-
вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус-
ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото-
циклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек
в полушубках, расписные полы к-рых накрывали
всю конструкцию вместе с мотоциклом.
Транспортные средства могут «заговорить», стать
«действующими лицами». Т. является очень
удобной самодвижущейся декорацией,
сценической площадкой.
ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio
преобразование, превращение), в театре, цирке и
на эстраде прием основанный на быстром изме-
нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере-
воплощение}. В театрализованных представлени-
ях часто используются Т. костюмов, реквизита,
ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов,
поперечная доля сценической площадки, распо-
лагающаяся в глубине за вторым (сценическим)
пианом. Т. п. соответствует общему плану в
кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера
- тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри-
теля охватывает все или большую часть сцениче-
ского пространства. Т. п. - раздолье для худож-
ника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом
сцены.
ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М.
Чехова, основное качество композиции целого.
Начало переживается как зерно, из к-рого
развивается растение, конец - как созревший
плод и середина - как процесс превращения зерна
в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет
свою задачу и свой специфический характер в
композиции целого.
ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи),
слово или меткое выражение, употребляемое в
переносном, иносказательном смысле (перенос
названия с традиционно обозначаемого предмета
или явления на др., связанных какими-то смы-
словыми отношениями с первым) для достиже-
ния большей выразительности. К Т, относятся
.метафора, эпитет, аллегория, олицетворение,
сравнение, символ, гипербола и др. В театраль-
ном иск-ве Т. выступает как синоним художест-
венного приема.
ТРУАКАТ, Полуфас.
ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав
драматического, оперного, опереточного и др.
театров.
ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при-
ем; искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од-
но из главных выразительных средств, отдель-
ный законченный фрагмент любого циркового
номера, даже если Т. самый обыкновенный по
технике и кратковременный по выполнению, он
вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т.
является простейшим возбудителем реакгцш,
действующей на зрителя таким реально выпол-
няемым разрешением задания, к-рое лежит вне
обычного круга представления и кажется нераз-
решимым. Т. включает в себя необычность, ало-
гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального
жанра, средство его выражения. С его помощью
создается эстрадное произведение - в этом его
существенное отличие от спорта, где демонст-
рация самого Т., техническая виртуозность ис-
полнения является конечной целью выступления
спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый
язык, строительный материал, которым создается
произведение. Любой Т. можно рассматривать
как художественную метафору. Аттракцион.
Монтаж' аттракционов).
УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда
домов и пространство между ними для прохода и
проезда, а также само это пространство. Празд-
ники, проводимые на улице - это форма театра
под открытым небом. Праздники могут быть
тематически не связаны с данной У. и, наоборот,
посвящены конкретной У. В первом случае У.
является просто местом проведения праздника.
Во втором - У. становится реальным героем
(напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев-
ского проспекта). Содержание праздника У. от-
ражает ее историю, архитектурные памятники,
дома, людей, к-рые в них работали и жили когда-
то, работают и живут сегодня.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal -
всеобщий), разносторонность, владение всеми
частными специальностями в свое профессии.
Владение многими профессиональными навыка-
ми, нахождение «на стыке» нескольких видов
иск-ва - важное сценическое качество эстрадного
исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает
публику, вызывая у нее положительные эмоции
не только содержанием исполняемого произве-
дения, но и своей «У.».
УНИФОТТМА (фр. uniforme), l) форма, при-
веденная к единообразию (унификации) (напр..
форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2)
(В цирке) одетый в специальные одежды перег-
нал, обслуживающий арену во время представ-
лений.
У. может быть достаточно ярким вырази-
тельным средством в некоторых театрализован-
ных представлениях. Напр., У. активно исполь-
зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо-
вых театрализованных представлениях, чтобы
избежать эклектики.в костюмах, режиссеры
прибегают к У. (парадной пионерской форме,
форме бойцов студенческих строительных отря-
дов, к трико, военной и спортивной формам, ра-
бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием
использования костюма именно в массовых
представлениях ведет к однообразию, унылому
фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксес-
суар).
УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение ка-
кого-л. задания, действия с целью его совершен-
ствования, усвоения. В театрализованных пред-
ставлениях на стадионе У. являются выразитель-
ным средством в построении массовых сцен. Ис-
пользуются У. с индивидуальными предметами
(напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми
предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою
специфику имееют У. вольные, поточные, пира-
мидковые и проч. (Графический метод. Фото-
макетный метод. Прием обратного действия,
Прием прямого действия. Прием возврата к ис-
ходному положению.)
УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несущест-
вующий или символический (напр., условная
линия, условная декорация, условная игра). У. -
одно из существенных свойств иск-ва, подчерки-
вающее отличие художественного произведения
от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче-
ский эффект У. возникает благодаря наличию и
сознательному разведению таких полюсов об-
разно-творческих противоречий, как «сходство» и
«несходство», видимость и сущность, чувст-
венное и мыслимое, объективное и субъективное.
Отнюдь не порывая с реальностью, художе-
ственная У. помогает выразить ее сущность, делая
ее наглядно, чувственно воспринимаемой,
достигая высокой степени художественной прав-
ды. В этих целях используется видоизменение
природной формы изображаемых явлений и
предметов, нарушение временны'х и пространст-
венных связей, доступных непосредственному
наблюдению, одушевление вещного и овеществ-
ление живого и т. п. (Условный театр).
УСЛОВНОСТИ МЕТА, Мера условности.
УСЛОВНЫЙ ТЕА'ТР, тип театра, в к-ром
режиссер стремится привлечь внимание зрителя
открытием новых граней и черт характера героя,
мастерство актера яркими и неожиданными
средствами сценической выразительности. Про-
исходящее в этом случае сотворчество, как вид
восприятия, основано на восполнении
воображение.^ зрителя пробелов или сознательно
организованных разрывов между логически-
последовательным бытием персонажа в событии.
Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и
заразительность, необычность сценического
действия, пластика актера, .мизансцена, свет.
УЧАСТНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
ПРАЗДНИКА, человек, включившийся в
праздничное творческое действие. Наблюдатель
- зритель - соучастник - участник - вот последо-
вательные стадии внутр. включения в празднич-
ное игровое общение. Превратить зрителя из на-
блюдателей в участников праздничного действия
- основная цель режиссуры праздника. Всех уча-
стников по уровню социально-художественной
активности можно дифференцировать на ини-
циаторов, организаторов и исполнителей (про-
фессионалов, любителей, реальных героев) с ярко
выраженной социальной активностью; на активно
одобряющих его идейно-тематическое содер-
жание и проявляющих готовность к участию; и
пассивных зрителей, не имеющих ярко выражен-
ной готовности к участию.
Ф
ФА'ЬУЛА (- лат. l;ihula – повествование,ис-
тория, басня, рассказ), в художественном произ-
ведении цепь основных событий, о к-рых пове-
ствуется в сюжете, в их логической причинно-
временной последовательности. В изложении Ф.
различают экспозицию, завязку, развитие дейст-
вия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют
сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и
тому же событийному ряду могут обращаться
художники разных времен, народов, поколений и
разного места жительства (напр., библейские
легенды или события Великой отечественной
войны). Однако на одной и той же событийной
основе создается принципиально новый художе-
ственный мир, в к-ром известная фабульная канва
обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф.
возникает в конкретном сюжете как продукт
творчества художника. В тех видах и жанрах
иск-ва, к-рые обращены к предметно-
событийному аспекту отображаемой действи-
тельности (эпос, драма, теле- и кинофильм, исто-
рическая живопись, опера, сюжетные театрали-
зованные представления и пр.), Ф выполняет
организующую функцию, объединяя все детали
сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому
восприятию художественного произведения. В
бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пей-
заже и т. п. Ф. отступает на второй план, утрачи-
вает организующую функцию; развитие сюжета
осуществляется на основе движения эмоций, пе-
реживаний, настроений. Возможны бесфабуль-
ные произведения иск-ва (арабеска, некоторые
лирические произведения).
ФАКТ (< лат. fact urn - сделанное, совершив-
шееся), 1) действительность, реальность, то. что
объективно существует. 2) Действительное, не-
вымышленное происшествие, событие, явление.
3) Твердо установленное знание, данное в опыте,
достоверность к-рого доказана, служащее для
какого-л. заключения, вывода, являющиеся про-
веркой какого-л. предположения. 4) В обычном
смысле - синоним понятий истина, событие, яв-
ление, результат. (Действенный Ф., Документ,
Драматургия Ф., Оценка Ф., Событийный жиз-
ненный Ф., Ф. иск-ва, Ф. жизни)
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ. Действенный факт.
ФАКТ ЖИЗНЕННЫЙ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Действенный
факт.
ФА'КТА ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия
факта.
94
ФАКТА ОЦЕ'НКА, Оценка факта.
ФА'КТЫ ЖИЗ'НИ, реальные факты и события,
происходящие в жизни, не относящиеся к сфере
иск-ва, а также реальные события, зафик-
сированные в документах, фотографиях, магни-
тофонных записях, кинохронике, письмах, офи-
циальных документах и т. п. (Документ).
ФА'КТЫ ИСКУССТВА, все жанровое раз-
нообразие произведений иск-ва, а также их
фрагменты (музыкальные, поэтические, хорео-
графические, драматические, отрывки из худо-
жественных фильмов, номера различных видов и
жанров). (Документ).
ФАНТАЗИЯ (< гр. phanlasia - психический
образ, плод воображения), 1) мечта, вы дум ка,
нечто неправдоподобное. 2) То, чего нет, чего в
действительности мы не знаем, чего никогда не
было. 3) Муз. пьеса в свободной форме, импро-
визационного характера. 4) Основная тенденция
воображения, заключающаяся в преобразовании
представлений памяти, обеспечивающего создание
заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
5) Способность к творческому воображению,
выраженная в создании новых чувственных или
мыслительных образов в человеческом сознании
на основе преобразования полученных от
действительности впечатлений. 6) Эл-т творческой
деятельности чел-ка, заключающийся в свободном,
нестесняемом логичностью, отрывом от
реальности (правдоподобием) преобразовании
представлений и образов, характеризующаяся
особой силой, яркостью и необычностью, (Логика)
Сущность Ф. - преобразование представлений,
создание новых образов на основе уже
имеющихся. Ф. - это отражение действительности
в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и
связях. Синтез представлений в процессах
воображения осуществляется в различных формах:
агглютинация - соединение несоединяемых в
реальности качеств, свойств, частей предметов
(сфинкс, русалка, Тяни-Толкай);
гиперболизация - увеличение предметов
(Гулливер) или уменьшение предмета (Мальчик-
с-пальчик), изменение качества его частей (ковер-
самолет; молочная река, кисельные берега);
заострение - подчеркивание каких-л. признаков
(на этой основе создаются шаржи, эстрадные
маски конферансье);
схематизация - сглаживание различий предметов
и выявление черт сходства между ними;
типизация выделение существенного,
повторяющегося в однородных явлениях и во-
площение его в конкретном образе (напр., в литре
Евгений Онегин, Павел Власов - типичные-герои,
маски комедии день арте, скоморохи и
т. п.).
Деятельность Ф. актера, как отмечает Б. Е.
Захава, заключается в том, что он реально
воспринимаемым объектам мысленно приписывает
такие свойства, которыми эти объекты на самом
деле не обладают, и силою своего творче-
ского мышления включает их в такие ситуации,
в к-рых они никогда не были и не будут. Ее дея-
тельность только тогда оказывается продуктив-
ной, если она сочетается с работой воображения,
к-рая состоит в том, чтобы комбинации, созда-
ваемые Ф., делать объектами внутр. чувственно-
го переживания в соответствии с творческой за-
дачей. Для актера фантазировать - значит внут-
ренне проигрывать. Воображая, актер не вне
себя рисует предмет своего воображения (как
это стал бы делать живописец или скульптор), а
самого себя ощущает действующим в качестве
образа. Поскольку материалом в иск-ве актера
являются его действия, "поэтому для актера
фантазировать - значит действовать, но не на
самом деле, а пока еще только в воображении, в
своих творческих мечтах. Воображая что-л. из
жизни своего образа, актер не отдаляет себя от
образа; он думает об образе не в третьем лице -
«он», - а всегда в первом лице - «я». Вне себя
актер видит только то, что в данных
обстоятельствах (создаваемых воображением
актера) должен видеть образ». Т, о., для того,
чтобы в будущем слиться со своим образом на
сцене, актер должен предварительно много раз
«сливаться» с ним в своем воображении - это
закон творчества актера. (Перевоплощение).
Если Ф. - игра ума, то воображение - игра
чувств. Оба эти процесса протекают одно-
временно, взаимодействуя и помогая друг дру-
гу"
Ф. необходима режиссеру, чтобы детализиро-
вать, конкретизировать пьесу, показать ту скры-
тую жизнь персонажа, которую не может по-
стичь актер, те ситуации, где он может еще ярче,
глубже и многосторонне раскрыть своего героя.
Образы Ф. подвластны конструктивным, осоз-
нанным сферам психической деятельности.
Своеобразной формой Ф. является мечта. Ф.
играет важную роль в совершенствовании худо-
жественной формы и языка нск-ва. Многообра-
зие форм и творческих решений в нем было бы
невозможно без Ф., составляющей фундамент,
основу творческой интуиции-
Диалектическое взаимодействие Ф. и вооб-
ражения рождают театральную игру.
Ф. - способность воображения на основе пе-
реработки прежних представлений создать но-
вый целостный образ, умение освещать и рас-
крывать новые, еще неизвестные, связи вещей и
явлений. Творческая Ф. художника не противо-
стоит действительности, а является особой, при-
сущей только иск-ву формой отражения жизни,
ее познания и обобщения. Богатство и сала Ф.
зависят от природных данных художника, от
качеств его психики.' Решающее значение для
творческого воображения имеет его эмоциональ-
ная память, способность ассоциативно мыслить,
мироощущение, неразрывно связанное с миро-
воззрением, глубина познания им реальной дей-
ствительности, постижение общественно-
исторического опыта, личный жизненный опыт и
главное - увлеченность идеей произведения.
(Эмпатия).
ФАНТАСМАГОРИЯ (< гр. phantasma - ви-
дение, призрак, и agoreuo - говорю), 1) нечто не-
реальное, причудливые ведения, бредовые фан-
тазии. 2) Призрачные, фантастические картины и
фигуры, полученные при помощи различных
оптических приспособлений. (Лазер, Гологра-
фия. Фантазия).
ФАНТАСТИКА (< rp. phantastike1 - иск-во
воображать), 1) форма отражения мира, при к-рой
на основе реальных предметов создается
логически несовместимая с ними ("сверхъестест-
венная", "чудесная") картина Вселенной. Распро-
странена в мифологии, фольклоре, иск-ве, соци-
альной утопии. В художественной лит-ре, театре,
кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных
образах, символах, сюжетных конструкциях мо-
жет выражать миросозерцание автора и целой
эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). 2)
Представления, мысли, образы, создаваемые во-
ображением. 3) Литературное произведение,
сюжеты и персонажи к-рых не имеют прямого
соответствия в действительности; научная Ф. -
литература, основанная на художественном до-
полнении, образной интерпретации научных от-
крытий и выводов. 4) Нечто несуществующее,
нереальное, несбыточное.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИ'ЗМ, глубо-
кая правдивость раскрытия внутр. мира чел-ка в
органическом сочетании с гиперболической,
причудливо гротескной (Гротеск) формой спек-
такля. Ф. р. создан на сцене Е. Б. Вахтанговым.
Его отличает игра контрастов между жизненной
достоверностью, психологической насыщенно-
стью одних персонажей и марионеточной без-
жизненностью др., интенсивным вводом в ре-
жиссерскую партитуру музыки и танцев, смелое
использование условно-обобщенных декораций и
варьирование световых эффектов- Понятие Ф. р.
особенно близко к эстетической природе
массового праздника и театрализованного пред-
ставления.
ФАРС (фр, farse. < лат farcio - начиняю), 1)
вид средневекового западноевропейского (пре-
имущественно французского) народного театра и
литературы бытового комедийно-сатирического
характера (14 - 16 вв.) Близок немецкому фаст-
нахшпилю, ит. комедии дель арте и др. 2) В те-
атре 19-20 вв. комедия-водевиль грубоватого,
игривого содержания с чисто внешними комиче-
скими приемами и эффектами. 3) Разновидность
комического. Комизм Ф. - комизм положений.
для него характерны цепь остросюжетных си-
туаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски,
являющие собой социальную типизацию.
ФАС (< фр. face - лицо), ракурс сценический.
Ф. раскрывает всю фигуру артиста, его лицо и
глаза. Различают четыре основных случая разво-
рота актера на зал в общении с партнером: 1)
вынужденность (напр., солдат в строю); 2) пред-
полагаемый объект внимания находится в сторо-
не зала (напр., двое беседуют, глядя на дорогу
перед собой); 3) чел-к желает остаться на мгно-
вение наедине с собой, чтобы в лицо ему никто
не Смотрел; 4) физическое действие, разворачи-
вающее актера на зал (напр., протирание очков и
рассматривание стекол на свет). В отличие от
иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф.
однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда
Ф. интересен и выражает одно из двух: 1)
беззащитность; его еще называют Ф. Белого
Пьеро - символа беззащитности, наивной
прямолинейности и чистоты; 2) глупый Ф., если
персонаж не содержит в себе обезоруживающей
трогательности Пьеро, его простота соединяется
с глупостью, тупостью или в ином отношении
достойна осмеяния. Прямолинейный выход на
зрителя композиционно "выращивает" фигуру
артиста, на глазах она обретает все большую
значительность, зритель ждет какого-то важного
сообщени
Воспользуйтесь поиском по сайту: