Режиссерская документация,
обоснование режиссерского -замысла, зафикси-
рованное на бумаге. К Р. д. относятся план-
сценарии, сценарий, эскизы оформления сцены,
зала, костюмов, планировки сценического дей-
ствия (опорные мизансцены), монтажный лист,
муз. партитура, партитура динамика-
статистической проекции, световая партитура,
монтировочный лист, график репетиций, список
постановочной группы, смета затрат на
художественно-постановочную часть, инструк-
ции для ряда технических исполнителей.
РЕЖИССЕРСКАЯ ПАРТИТУРА, Мон-
тажный.чист.
РЕЖИССЕРСКАЯ СИТУА'ЦИЯ, игровая,
жизненная ситуация, к-рая создается сценарным
и режиссерским ходом и включает в театрализо-
ванное действие зрителей и реальных героев. В
сценарии и режиссерском замысле программи-
руются игровые ситуации будущего действа.
Само праздничное театрализованное игровое
общение исполнителей и зрителей происходит в
самый момент праздника и вызывается теми иг-
ровыми ситуациями, к-рые созданы реж-ром и
организаторами празднества.
РЕЖИССЕРСКИЙ АКЦЕ'НТ. момент осо-
бого напряжения действия, где реж-р сосредото-
чивает выразительные средства для раскрытия
своего смыслового и образного решения, кон-
центрирующее внимание зрителей на главном,
особенно существенном для выявления идеи
спектакля (представления), его сквозного дейст-
вия, режиссерской трактовки. Р. а. продумыва-
ются, начиная с первых видений пьесы, массово-
го представления и далее в постановочном плане,
в отборе событий, через обострение конфликтов.
контрастов монтажных связей, через звучание
слова и музыки, опорные мизансцены, атмосферу
действия.
РЕЖИССЕРСКИЙ ЗА'МЫСЕЛ, Замысел /
режиссерский.
РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЕ'М, способ взаи-
мосвязи выразительных средств в воплощении
режиссерской художественной мысли, образный
перевод режиссерского замысла в решение.
РЕЖИССЕРСКИЙ СЛУХ, совокупность
хорошо развитых, отточенных до предела таких
режиссерских качеств, как чувство времени,
пространства, меры, чувство правды, чувство
зрителя. (Профессионализм режиссерского иск-
ва).
РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ, описание
режиссерского воплощения литературного
сценария в живом образном действии. Жизненная
основа режиссуры массового театрализованного
действия предполагает изначальную родст-
венность функций и совместную работу сценари-
ста и режиссера. Но в отличие от литературного
сценария, описывающего предполагаемое празд-
ничное действо как будущий результат, режис-
серский сценарий содержит режиссерское реше-
ние, конкретные художественные приемы поста-
новки самого процесса действия и использования
выразительных средств, в реализации сценарно-
го и режиссерского замысла.
РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное
игровое действие, выражающее режиссерское
решение и связывающее все части, эпизоды, но-
мера, выразительные средства в непрерывно
развивающуюся композицию целого, включаю-
щее зрителей и участников в сквозное действие
праздника, представления, концерта.
РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕ'НИЕ режиссер-
ская концепция пьесы или сценария, выраженная
художественными выразительными средствами.
Включает в себя определение образного зерна,
72
сквозного действия, и сверхзадачи, событийного
ряда и режиссерских акцентов и т. д. Замысел-
это неосуществ'ленное решение. Решение - это
осуществленный замысел (Г. Товстоногов). Р. р.
работает на сквозное действие, определяет ритм
и стиль, жанр спектакля, театрализованного
представления. Р. р. выражает индивидуальность
художника, режиссера. «Решение, пришедшее на
ум многим, при всей кажущейся оригинальности
ничего не стоит. Это не решение, а
штамп». (Рехельс).
РЕЖИССУРА, своеобразный вид художест-
венного творчества, позволяющий создавать
пространственно-пластическое, художественно-
образное решение идейно- тематического замыс-
ла произведения одного из "зрелищных иск-в" с
помощью только ему присущих выразительных
средств. Различают Р. драмы, муз. театра (опе-
ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка,
театрализованных представлении и массовых
праздников. Понятие «Р.» сегодня распространя-
ется на художественную организацию не только
самых различных произведений коллективного
творчества, но и жизненных общественных ак-
ции: Р. общественных и политических компаний,
презентации, режиссура художественных верни-
сажей и парада мод, Р. книги и муз. альбома, Р.
школьного урока и т. д. Т. о., понятие «Р.» можно
определить как художественный процесс соз-
дания композиции гармонического целого из раз-
личных компонентов произведений иск-ва и яв-
лений реальной жизни. Все эти виды Р. отлича-
ются своими специфическими особенностями и в
то же время имеют свои общие принципы, ос-
нованные на естественных законах композиции
целого в природе и в иск-ве. Предметом режис-
суры массового театрализованного Действия яв-
ляется человеческое общение художественными
средствами, зто двуединый творческий процесс
Р. художественных выразительных средств и Р.
самой жизни. Результатом режиссерского про-
цесса здесь становится образ праздничного со-
бытия, образ праздничного театрализованного
общения. (Зрелище, Праздник, Представление)
РЕКВИЗИТ (< лат. requisition - необходимое),
совокупность предметов, вещей (подлинных и
бутафорских), используемых в театральном и
театрализованном представлениях, на ки-
носъемках. К Р. относятся все предметы, к-рые
находятся во время представления на сцениче-
ской площадке (картины, часы, вазы, обручи,
мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполни-
тели (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т.
п.). В Р. всегда много подлинных предметов. В
зависимости от жанра, от стилистики постановки
Р. имеет разный характер. В одних спектаклях
используются в основном натуральные предме-
ты, в др. - предметы могут быть упрощенными
или преувеличенными в размерах (фарс, коме-
дия) или фантастически видоизмененными, при-
украшенными (сказка). (Ср.. Бутафория, Аксес-
суар).
РЕМЕСЛО1, 1) Культура трудовых профес-
сиональных навыков и технических приемов ху-
дожественной обработки различных материалов
(металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемых
в процессе накопления творческого опыта масте-
ров, создающих художественные изделия. Про-
фессиональный опыт ремесленника складывался
путем открытия наиболее эффективных в эстети-
ческом смысле приемов и техники художествен-
ной обработки материала, доведенных до совер-
шенства. 2) (В театре) одно из направлений сце-
нического иск-ва, имеющее дело не с внутренним
чувством, а с его внешним результатом,
превращенным в штамп. Р. не является иск-вом.
ибо в нем отсутствует человеческое пережива-
ние. 3) (Перен.) знать свое ремесло - быть про-
фессионалом.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (< позднелат.
reminiscentia - воспоминание), 1) смутное воспо-
минание, отголосок; явление, наводящее на со-
поставление с чем-л. 2) В поэтическом и муз.
произведении черты, наводящие на воспомина-
ние о др. произведении; обычно - результат не-
вольного заимствования автором отдельного об-
раза, мотива, стилистического приема.
РЕПЕРТУА'Р (фр. re'pertoire), совокупность
произведений, исполняемых в театре (драмати-
ческом, муз.), на концертной эстраде, отдельным
артистом. Различают Р. также по стилям и жан-
рам (романтический, комедийный); существуют
понятия «современный Р.», «классический Р.»
РЕПЕТИ-ЦИЙ ГРА'ФИК, График репети-
ций.
РЕПЕТИ'ЦИЯ (< лат. repetitio - повторение),
1) быстрое повторение одного и того же звука на
клавишных и некоторых др. инструментах. 2)
Основная форма подготовки (под руководством
режиссера) театральных, эстрадных, цирковых
представлений, концертных программ, отдельно-
го номера, сцены путем многократных повторе-
ний (целиком или частями).
Виды репетиций:
Р. просмотровая - просмотр и прослушивание
всех исполнителей. Задача этих репетиций -
определение репертуара, с которым исполнители
или коллективы будут выступать в
представлении, реж-р может отобрать имеющий-
ся или предложить какой-л. репертуар, к-рый
необходим для представления как самостоятель-
ный номер или к-рый войдет в состав сводного
номера. Просмотр можно проводить и для опре-
деления стадии готовности номера.
Р. индивидуальная - это по существу, разговор
с актером по душам. Такая Р. помогает
исполнителю пройти тщательно и свободно «уз-
кие» места в работе над ролью. Легче добиться
единомыслия исполнителя и режиссера. Есть
индивидуальные репетиции технического рода
(разобраться в тексте, логике ударений и т. п.).
Индивидуальная Р. преследует большую про-
никновенность в интимные механизмы исполни-
теля. Форма, приемы, тема Р. зависят от одарен-
ности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие
репетиции могут быть запланированы заранее, но
могут возникать и спонтанно.
Р. корректурные связаны с шлифовкой роли,
номера. Они могут быть индивидуальными,
групповыми, коллективными, как техническими,
так и смысловыми. К корректурным репетициям
можно отнести и такие, когда коллективы
прогоняют свои номера на новых для них
площадках, проверяют, как звучит фонограмма на
новой аппаратуре и т. п.
Р. монтажная -ее задачи: выстроить общую
композицию, проверить "сцепления" эпизодов (т.
н. "мостики" и "буфера"), проверить все
партитуры и монтажный лист, внести измене-
ния, найти дополнительные средства для обеспе-
чения представления в заданном темпо-ритме,
отрепетировать слабые места, добиваясь точности
и синхронности исполнения. (Ср., Р. прогон-.
ные)
Р. прогонная исполнение и отработка
представления в его временной последователь-
ности, шлифовка представления. Ими заканчива-
ется работа режиссера над представлением. Ста-
новятся ясны, наглядны все достоинства и недос-
татки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки
действия, ритмические «дыры». Здесь опреде-
ляется, что необходимо уточнить, что поправить
и даже переделать; выверяется композиция пред-
ставления; ритм эпизодов приводится в соответ-
ствие с ритмом всего представления, устанавли-
вается его темп; проверяется действие исполни-
телей во время их выхода и ухода со сцены Как
правило, такие Р. идут без остановок, «под ка-
рандаш», чтобы исполнители почувствовали це-
лостность сценического действия, его атмосфе-
ру, тем пи-ритм. Проверяется драматургия
представления, проводится хронометраж.
После прогонных репетиций иногда возникает
надобность в дополнительном репетиционном
времени для ликвидации просчетов и недорабо-
ток. Поэтому в репетиционном плане после пер-
вого прогона предусматривается время для репе-
тиций «по назначению».
Р. монтировочная- сборка и отработка
взаимодействия сценического оформления,
художественных и технических средств театра-
лизованного зрелища. В назначенный по плану-
графику срок, к к-рому должны быть подготов-
лены все эл-ты оформления (станки, задники, и т.
д.), реж-р вместе с художником и всеми техни-
ческими службами проводит репетицию, на к-рой
окончательно определяется декорационное и
световое решение представления. На сцене в со-
ответствии с эскизами или макетом художника
устанавливаются все эл-ты оформления, разраба-
тываются способы м средства для быстрой его
смены, уточняется размещение отдельных эл-тов
оформления, проверяется техническая часть,
предназначенная для получения сценических
эффектов и т. д. На этой репетиции также отра-
батываются перемены, связанные с перестанов-
кой по ход)' представления деталей оформления.
Р. световая -ее цель - установка света,
проверка костюмов и грима при установленном
свете. Первая световая Р. проводится после Р.
монтировочной, она по сути дела прикидочная,
предварительная. Окончательно свет устанавли-
вают во время сводных Р. в присутствии на сцене
исполнителей.
Р. сводная -на ней реж-р впервые собирает все
номера и эпизоды представления подряд, вводя в
них музыку, свет, кино и т. п- Именно на ней
проверяются все связки между номерами и
эпизодами, правильность их чередования,
развитие сквозного действия, словом, все содер-
жание и все компоненты концерта. Поэтому
сводную Р. рекомендуется проводить после от-
дельных Р с кино, диапозитивами, слайдами, фо-
нограммой, радиоаппаратурой, сложным светом и
другой техникой, чтобы потом на сводной Р. как
можно меньше времени тратить на технику, а
главное внимание уделять исполнителям.
Р. "за столом"- проводится перед прогоном
театрализованного представления и преследует
цель проверить во избежание "накладок",
насколько хорошо каждый ассистент, помощ-
ники режиссера, ведущий представление и служ-
бы знают свой маневр.
Р. генеральная - представление, идущее без
зрителей или при ограниченном их количестве.
Генеральная - это тот же прогон, но с особой
целью и на особом этапе. Чаще всего она
одновременно является и сдачей реж-ром и по-
становочной группой представления заказчику,
поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональ-
ные режиссеры проводят генеральную Р. за день-
два до показа представления, чтобы можно было
внести необходимые, обнаружившиеся по ходу
Р., изменения. (График репетиций. Прикрытие).
Методы репетиционной работы. Любое
режиссерское указание может быть дано как в
форме словесного объяснения (рассказа) так и в
форме показа. Словесное объяснение (рассказ)
считается основной формой режиссерских указа-
ний.
Рассказ -это разъяснение, погружение артиста
в замысел режиссера, введение в обстоятельства
роли, среды, в к-рой будет существовать
исполнитель, мизансцены, выяснение действия в
каждом куске роли. Большое внимание рассказу
уделяется в застольный период. Использование
рассказа зависит также от степени
подготовленности исполнителей (профессионалы
- непрофессионалы), от вида репетиции, от
.взаимоотношений режиссера и исполнителя (со-
авторы-подчиненные) и от некоторых других
факторов. Не рекомендуется злоупотреблять рас-
сказом, чтобы не убить интуитивный характер
действования исполнителя.
Показ - это демонстрация мизансцены, ха-
рактера, поведения героя на сцене, жестов и т. д.
Различают режиссерский показ и актерский по-
каз. Актерский показ- это подмена актера
режиссером, демонстрация, как надо сыграть,
режиссерский показ - это указание, что надо в
данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н.
существенную сторону образа. Режиссерский
показ, как правило, конкретен и представляет
собой лаконичное средство передачи актеру
режиссерского задания.
Ра с с к а з с демонстрацией -это есть
подлинный режиссерский показ. Только при
помощи демонстрации с пояснением реж-р
может выразить мысль синтетически, т. е. де-
монстрируя одновременно движение, слово, ин-
тонацию в их взаимодействии. При этом реж-ру
нет необходимости проговаривать точный текст.
Кроме того, режиссерский показ связан с воз-
можностью творческого мобилизационного за-
ражения актера режиссером, реж-р только наме-
кает актеру, только подталкивает его,
подсказывает ему направление, в к-ром следует
искать.
РЕ'ПЛИКА (фр. replique), 1) ответ, возраже-
ние, замечание на слова собеседника, говоряще-
го. 2) В сценическом диалоге ответная фраза
партнера; последние слова персонажа, за кото-
рыми следуют текст другого действующего лица
спектакля. Понятие современной Р. расширено. К
ней относится движение актера, смена света,
Мчало или окончание движения поворотного
круга, занавеса, штанкета и проч.
РЕПРИ'З(А) (фр. reprise - возобновление, по-
вторение), 1) повторение какого-л. раздела муз.
произведения. 2) В цирке - движение лошади
одним и тем же аллюром; серия трюков. 3) В
цирке и на эстраде - словесный или пантомими-
ческий номер, лаконичная шутка, меткое слово,
каламбур, парадокс, трюк, рассчитанный на без-
условную, общую и быстро возникающую реак-
цию аудитории. Р. бывают сатирические, юмори-
стические, публицистические, музыкально-
вокальные и т. п.
Р. может иметь значение самостоятельного
мининомера конферансье, отлично приспособле-
на для заполнения межномерных пауз, когда в
его распоряжении считанные секунды, а также
может существовать как составная часть номера
эстрадного или циркового артиста. Репризный
ход внутри фельетона, монолога, интермедии
может круто поменять смысловое значение цело-
го кустка, придать особую остроту и второй план
содержанию. Как элементарный вид комическо-
го, Р. внутри текста служат ударными смеховы-
ми акцентами, являясь по образному выражению
Н. П. Смирнова-Сокольского, поплавками, под-
держивающим на поверхности зрительского ин-
тереса весомые и ведущие части произведения.
Самое незначительное перемещение слов в Р., к-
рое может произойти при нетвердом знании тек-
ста или изменение интонации, фразировки вы-
холащивает юмор из микроскопического, но
точно построенного произведения.
РЕФРЕ'Н (фр. refrain), стих или строфа, при-
пев, в определенном порядке повторяющийся в
стихотворении, песне.
РЕЧЕВА'Я ПАРТИТУРА, разделение текста
между исполнителями по голосам для поли-
фонического (хорового) исполнения литератур-
ных произведений.
РЕЧЕВО'Й ХОР, одновременное произнесе-
ние всеми участниками представления или от-
дельными его группами определенного текста,
чаще всего стихотворного Этот прием часто ис-
пол ьзуется в литературно-муз. композициях,
агитпредставлениях.
РЕЧИ МЕЛО'ДИКА, Мелодика речи.
РЕЧИТАТИВ (ит. recitative), вокальный
стиль, основанный на соответствии интонацион-
ных и метрических закономерностей музыки и
словесного текста. В 17 - 18 вв. возникли «сухой
Р.» - наиболее близкий речевой интонации и ис-
полняемых под аккомпанемент отдельных ак-
кордов клавесина, и «аккомпанированный Р.» -
более мелодизированный с развитым оркестро-
вым сопровождением. Р. встречается в операх,
ораториях, кантатах, песнях.
РЕШЕ'НИЕ О'БРАЗНОЕ. Образное решение,
РЕШЕ-НИЕ РЕЖИССЕРСКОЕ, Режис-
серское решение.
РИТМ (гр. rhythmos - мерное течение), 1) че-
редование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых,
цветовых и т. п.), происходящее с определенной
последовательностью, частотой; размеренность в
протекании, совершении чего-л 2) (Муз) вре-
менная организация муз. звуков и их сочетаний.
С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцент-
ный Р., основанный на чередовании сильных и
слабых ударений. Системой организации служит
метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного
и синтаксического состава речи, "определенное
его смысловым заданием. 4) (В стихе) - а) общая
упорядоченность звукового строения стихотвор-
ной речи; частным случаем Р. в этом значении
является метр, б) реальное звуковое строение
конкретной стихотворной строки в противопо-
ложность отвлеченной метрической схеме; в
этом значении, наоборот, Р, является частным
случаем («ритмической формой», «вариацией»,
«модуляцией») метра и стихотворного размера.
5) (В иск-ве) важнейшее формообразующее
средство художественного произведения - муз.,
поэтического, театрального - основанное на за-
кономерной повторяемости в пространстве и/или
во времени аналогичных эл-тов и отношений
через соизмеримые интервалы с вариативными
пропусками или сгущениями отдельных ритми-
ческих единиц. 6) (В сценическом и эстрадном
иск-ве, в массовом представлении) это пульс
внутр. действия. Отдельные Р. складываются в
ритмический рисунок представления, в ритмиче-
ское настроение. {Ритмические волны. Ритмиче-
ский повтор. Ритмичный).
РИТМИ'ЧЕСКИЕ ВО'ЛНЫ, принцип композиции,
сформулированный М. Чеховым, выражающийся в
регулярном повторе ритмических движений, в смене
между внутренним и внешним действием. Все
выразительные средства на сцене колеблются между
этими двумя полюсами:
с одной стороны, они достигают наибольшего
напряжения в своей внешней выразительности (речь,
жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами,
световые и звуковые эффекты и т. п.). С др. стороны,
они становятся чисто душевными, внутренними
(излучениями отдельных исполнителей, их настроения
и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом
композиционного построения концертного номера,
концертного и праздничного действия.
РИТМИ'ЧЕСКИЙ ПОВТОР, принцип ком-
позиции, выражающийся в том, что отдельные ее
части, моменты повторяются в пространстве или во
времени (или вместе), оставаясь при этом не-
изменными или меняются при каждом повторе
количественно и качественно. Различают Р. а
смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они
сосредоточивают внимание на смысле действия,
создают его атмосферу. Как выразительное средство
режиссуры Р. п. структурирует, укрепляет и усиливает
воздействие всех эл-тов спектакля, театрализованного
представления, праздничного массового действа на
зрителя. (Ритм, Ритмические волны. Ритмичный),
РИТМИ1ЧНЫИ, подчиненный ритму, рав-
номерный, налаженный, размеренный. Какое время и в
каком пространстве может обозревать зритель одну
картину без изменений зависит от количества и
качества художественной информации- (Ритм,
Ритмические волны, Ритмический повтор).
РИТУА'Л (< лат. ritualis - обрядовый), вид обряда,
исторически сложившаяся форма сложного
символического поведения, упорядоченная,
стереотипная система действий (в т. ч. речевых);
выражает определенные социальные и культурные
взаимоотношения, ценности. В древних религиях
служил главным выражением культовых отношений. Р.
играет особо важную роль в истории общества как
традиционно выработанный метод социального
воспитания. В современном обществе сохраняется,
главным образом, в области церемониальных форм
официального поведения и бытовых отношений
(гражданская обрядность, этикет, дипломатический
протокол и т. п.). В праздничном Р. важное место
занимает шествие (процессия), демонстрирующее
принадлежность к какой-л. социальной идее, общности,
к-рая отображается в песнях, пантомимах, танцах,
молитвах, но также ранг, иерархию, социальную
функцию участвующих в нем лиц. Ритуальное
действие, являющееся обязательным структурным эл-
том любого театрализованного празднично-обрядового
действия, опирается на народные традиции. К общим
ритуальным эл-там организации театрализованного
действия
следует отнести культ огня, воды, растительного мира,
ритуальную трапезу, ряженье и проч.
РОЛЬ (< фр. role), 1) (психол.) социальная функция
личности; соответствующая принятым нормам способ
поведения людей в зависимости от статуса или позиции
в обществе, в системе межличностных отношений. 2)
Изображение актером на сцене персонажа пьесы. 3)
Совокупность реплик одного действующего лица в
пьесе. В массовом действе участники добровольно
принимают на себя различные игровые и роле* вые
функции, выполняя творческие задания, предложенные
сценарием, режиссером, ведущим. (Пластический
рисунок роли).
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный
дирижер. Главный хормейстер.
РЯД СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный ряд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: