Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие в модели АD-АS.
Макроэкономическое равновесие – это центральная проблема общественного воспроизводства. Эта категория, которая характеризует сбалансированность и пропорциональность эк. процессов: 1) Производства и потребления; 2) Спроса и предложения; 3) Материально – вещественных и денежных потоков. Различают: Частичное равновесие – равновесие на отдельно взятом рынке потребительских товаров, факторов производства. Общее равновесие – одновременное равновесие на всех рынках, равновесие эк. системы в целом. Понятие равновесие было введено в научный оборот швейцарским экономистом Леоном Вальрасом. Общее эк. равновесие Вальрас рассматривал как выражение совокупности частных равновесий. Вальрасом была создана и математическая модель равновесия. Идеальное (теоретически желаемое) равновесие – оптимальное состояние, к которому хоз. система стремится, но никогда его не достигает. Идеальное равновесие исходит из условий совершенной конкуренции и отсутствия внешних факторов воздействия. Оно означает: 1) Все индивиды находят на рынке необходимые продукты потребления; 2) Все предприниматели на рынке находят факторы производства; 3) Все желающие работать находят работу; 4) Совокупные доходы населения достаточны для покупки нац. объёма производства. Сумма дохода = Сумме расходов = ВВП 5) Весь произведённый продукт года n реализован, т.е. AD = AS Идеальное равновесие исходит из условия совершенной конкуренции и отсутствия внешних факторов воздействия. Реальное равновесие – это равновесие, которое устанавливается в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних факторов воздействия. Различные подходы к описанию поведения эк. субъектов обусловили наличие в эк. теории альтернативных моделей равновесия:
1) Модель совокупного спроса – совокупного предложения (AD = AS) 2) Классическая модель равновесия 3) Кейсианская модель общего эк. развития. Анализ моделей макроэк. равновесия позволяет выявить механизмы, способные возвращать эк. систему в состояние равновесия, вырабатывать подходы к достижению равновесия в условиях полной занятости ресурсов, т.е. при потенциальном объёме нац. производства.
Макроэкономическое равновесие – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением. Совокупный спрос (AD) – реальный объём национального производства, который потребители готовы приобрести при различных возможных уровнях цен. Совокупный спрос формирует 4 группы субъектов потребителей: 1) Домашние хозяйства – С (потребительский спрос); 2) Фирмы - I (инвестиционный спрос); 3) Государство – G (совокупный спрос государства на товары и услуги); 4) Внешний сектор – NX (чистый экспорт, разница между экспортом и импортом), т.е. совокупный спрос равен: AD = C + I + G + NX При прочих равных условиях зависимость между уровнем цен и реальным объёмом производства, на который предъявляется спрос, является обратной или отрицательной.
Уровень цен (Р)
AD Реальный ВВП (У)
Такой характер кривой AD объясняется: 1) Эффектом процентной ставки – при повышении уровня цен, повышаются и процентные ставки. Возросшие процентные ставки приводят к сокращению спроса на потребительские товары со стороны домохозяйств и на инвестиционные товары со стороны производителей. В результате сокращается спрос на реальный объём нац. производства. 2) Эффектом богатства или эффектом кассовых остатков – рост цен снижает покупательную способность сбережений на срочных счетах других активов (облигаций) в этом случае, население становится реально беднее и сократит расходы. И на оборот, при снижении цен, повышается покупательная способность активов и расходы увеличиваются.
3) Эффектом импортных закупок – объём экспорта и импорта зависит от соотношения цен внутри страны и за границей. Повышение цен внутри страны приводит к снижению совокупного спроса на отечественные товары со стороны иностранных покупателей, что сокращает экспорт и вызовет спрос импорта. Тем самым, чисты экспорт в совокупном спросе сокращается. В результате изменения уровня цен происходит вдоль кривой совокупного спроса. На совокупный спрос оказывают влияние и неценовые факторы: 1) Изменение в потребительских расхода: - благосостояние потребителе; - ожидания потребителей; - задолженность потребителе; - налоги 2) Изменения в инвестиционных расходах: - процентные ставки; - ожидания прибыли; - уровень налогов; - новые технологии; - избыточные мощности. 3) Изменения в гос. расходах 4) Чистый экспорт: - нац. доход в зарубежных странах; - валютные курсы.
Другой стороной равновесия являются совокупное предложение AS – это реальный объём производства, который готовы предложить фирмы при каждом уровне цен. Более высокий уровень цен создаёт стимулы для производства и предложения товара, более низкий вызывает падение предложения товара. Совокупное предложение может приравнено к ВВВП и ВНП (AS = ВВП) Кривая совокупного предложения состоит из 3 участков: AS Уровень Цен (Р) III
I II
У (ВВП)
1) На кейнсианском участке кривой AS (I) экономика находится в состоянии неполной занятости ресурсов (производственных мощностей, сырья, рабочей силы). Расширение объёма производства путём вовлечения свободных ресурсов в процесс производства не оказывает влияние на цену. Участок кривой горизонтальный. 2) Восходящий или промежуточный участок AS (II) соответствует приближению экономики к состоянию полной занятости ресурсов. Дальнейшее вовлечение в производство ресурсов связано с возрастанием издержек производства и приводит к постепенному общему повышению цен. Производство при этом растёт не так быстро как прежде. 3) Вертикальный или классический участок AS (III) трактуется исходя из основной посылки классической школы, которая состоит в том, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов, т.е. на уровне соответствующем потенциальному объёму ВВП (У) – расширение производства невозможно.
Форма кривой совокупного предложения (AS) и название участков определяется альтернативными вариантами кейнсианской и классической школы на возможное состояние экономики и взаимосвязи между уровнем цен и реальным объёмом производства ВВП. Неценовые факторы совокупного предложения: 1) Цена на применяемые ресурсы: - цены на внутренние ресурсы; - цены на импортные ресурсы; - степень монополизации рынка ресурсов. 2) Технологии – приводят к увеличению производительности, что снижают издержки производства или к снижению его производительности. 3) Изменение правовых норм: - налоги и субсидии; - гос. регулирование. Неценовые факторы спроса и предложения приводят к сдвигу кривых совокупного спроса и предложения вправо или влево. AS2 AS0 AS1 Уровень цен Ур. цен
AD1
AD0 AD2 0 ( Y) ВВП 0 (У) ВВП Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объём реального производства (ВВП) и равновесный уровень цен в экономике. Учитывая сложную конфигурацию прямой AS можно предложить, что равновесная ситуация возникает на любом из 3 участков. Приспособление спроса и предложения в случае отклонения от равновесного состоянии будет происходить по – разному на разных участках AS. Совокупный спрос может не только увеличиваться, но и уменьшаться, однако обратное движение совокупного спроса не может восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени, возросшие цены становятся негибкими в сторону понижения. При уменьшении совокупного спроса на классическом и восходящем участке кривой совокупного предложения, реальный объём равновесного производства сократится, а уровень цен не меняется – срабатывает эффект «Храповика». Простая модель AD – AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне нац. экономики в целом. Модель выдвигает на первый план 2 главные переменные: объём производства и уровень цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|