Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение и поведенческие признаки: их адаптивная значимость и эволюция. Психика высокоорганизованных животных и человека как совокупность самых сложно организованных, адаптивно значимых признаков




 

Понятие «поведение» до сих пор определяют неоднозначно из-за субъективности исследователей (Равич-Щербо, 1999). Здесь мы определим «поведение» (в широком понимании этого термина) как любую ответную реакцию живой материи на какое-либо изменение в окружающей среде (Klug, Cummings, 1997). Специфическое поведение живых организмов является причиной их выделения из всех остальных форм материи в отдельную категорию. Поведение живой материи (будь то клетка, орган, ткань, организм или группа организмов) зависит от генов, т.к. любой живой организм является результатом работы собственного генотипа во взаимодействии со средой. Причем, гены принимют самое непосредственное участие в формировании поведенческого ответа. Именно ими контролируются как структура самих рецепторов, так и реакции каскада сигнальной трансдукции, ведущие к первичным изменениям клеточной активности рецепторных и проводящих клеток, которая затем трансформируется в поведенческий ответ на организменном уровне.

Определение:

Каскад сигнальной трансдукции – последовательность взаимосвязанных друг с другом внутриклеточных реакций, ведущих к передачи сигнала об изменении в окружающей среде от рецепторов на клеточной мембране к регуляторным участкам генов в ядре.

 

Поведение живых организмов непрерывно эволюционировало. Дольше жить и оставить больше потомства мог только тот организм, который быстро и адаптивно значимо реагировал на максимально возможное число даже мельчайших изменений в окружающей среде (см. теорию естественного отбора Ч. Дарвина). Это привело к появлению специализированных рецепторов, определило план строения тела. Вершиной эволюции можно считать формирование у животных и человека сложного аппарата реагирования на факторы внешней среды – единой нейроэдокриноиммунной системы, включающей в себя как центральные, так и периферические отделы. Такое строение позволяет формировать сложнейшие формы поведенческих реакций, включая и те, которые объединяются понятием психическая деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Постоянное давление со стороны факторов окружающей среды привело к отбору сложных форм группового (общественного) поведения, еще больше повышающего адаптацию живых организмов (предмет изучения зоопсихологии и социобиологии). Индивидуальное и общественное поведение высших млекопитающих и особенно, человека, можно рассматривать как высшую форму адаптации к окружающей среде.

В основе формирования поведенческого ответа лежат особенности протекания в нервной системе двух базовых процессов: возбуждения и торможения. В свою очередь существует ряд параметров – основных свойств, характеризующих эти процессы. Идеи И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы, получили свое развитие в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и других исследователей. Согласно современным психофизиологическим представлениям именно баланс основных (первичных) свойств нервной системы (к которым относят силу, подвижность, динамичность и лабильность) определяет характер поведенческого ответа животного на тот или иной раздражитель.

В психогенетических исследованиях изучают генетические механизмы формирования поведения, вклад в этот процесс генотипа и среды, закономерности наследования, как первичных свойств нервной системы, так и более сложных поведенческих признаков человека (Рис.21). Такие признаки чаще всего отличаются своей вариабельностью и наследуются полигенно. Учитывая крайнюю сложность организации головного мозга человека, генетическую гетерогенность его популяций, ограниченные возможности эксперимента, большое значение приобретают сравнительно-генетические исследования с использованием модельных объектов. Это позволяет также изучать становление отдельных форм поведения животных и человека в филогенезе.

 

 
 

 


Задания для самоконтроля:

1. Что такое «поведение» и как меняется содержание этого термина с развитием науки?

2. Расскажите об эволюции поведения с генетической точки зрения.

3. Что такое реакции «каскада сигнальной трансдукции»? Приведите примеры.

4. Расскажите об особенностях поведенческих признаков у высших млекопитающих и человека и об их генетическом контроле во взаимодействии с окружающей средой (примеры).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...