Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная защита жертв преступлений (государственный и международный уровни).




 

В настоящее время остро стоит необходимость социальной защиты жертв преступлений на государственном и международном уровнях.

Не подлежит сомнению, что возмещение ущерба потерпевшему является одной из центральных проблем в обеспечении его прав и законных интересов, нарушенных совершенным преступлением. При этом традиционно основным способом такого возмещения выступает реституция, то есть предъявление гражданского иска к виновному либо ответственному за возмещение ущерба лицу. Вместе с тем, очевидно, что реституция во многих случаях не гарантирует удовлетворения интересов потерпевших и достижения идеалов социальной справедливости. Связано это главным образом с двумя обстоятельствами:

1. отсутствием у большинства лиц, признанных виновными в совершении преступления, необходимого имущества или доходов, позволяющих возместить причиненный преступлением ущерб;

2. неустановлением следственными органами лиц, виновных в совершении значительной части преступлений, что полностью лишает потерпевшего надежды на возмещение причиненного ему преступлением ущерба.

В этой связи пристальное внимание юристов и законодателей во многих развитых странах в последние десятилетия обращено на разработку и апробацию механизмов полного или частичного возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлением, за счет государства.

Логика такого подхода ясна и понятна: «государство полностью взяло на себя заботу о поддержании правопорядка и обеспечении безопасности всех и каждого члена общества... Из этого логически следует, что устранение последствий преступления, в том числе путем возмещения причиненного вреда, тоже должно стать задачей государства, коль скоро его органы оказались не в состоянии предотвратить преступление».[39]

Основным международным документом, регламентирующим виктимологичеекие проблемы, является принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Эта Декларация отражает мнение мирового сообщества о необходимости восстановления в национальных законодательствах в области уголовного правосудия и в социально-уголовной практике баланса между основными правами подозреваемого и преступника, с одной стороны, и интересами жертвы преступлений – с другой. Декларация базируется на философии признания достоинства жертв преступлений и обращения с ними, основанного на уважении их свободы и прав. Принятие этого международного документа – важный и только первый шаг к совершенствованию уголовной политики посредством ее дополнения виктимологическими аспектами. Декларация выделяет те области, в которых необходимо действовать для обеспечения основных прав жертв преступлений в уголовном судопроизводстве. Она дает основные стандарты, согласно которым юрисдикции могут оценивать свою собственную практику и вносить соответствующие изменения в национальное законодательство. При этом подчеркивается, что права на общественную, имущественную и личную безопасность являются права на общественную, имущественную и личную безопасность являются одними из важнейших прав человека, а эффективная политика по предупреждению и сокращению уголовной виктимизации должна быть приоритетом в деятельности правительств и международного сообщества[40].

Под термином «жертвы преступлений», согласно принятой Декларации, следует понимать «лиц, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающее действующее уголовное законодательство, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью»[41]. То или иное лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц. которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию. Последствия от виктимизации часто затрагивают не только саму жертву, но также членов семьи и близких родственников, соседей и знакомых за причиненный ущерб. Жертвы преступлений имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую полную компенсацию за причиненный им ущерб. Согласно этому документу, к пострадавшим нужно относиться с уважением их достоинства на всех стадиях процесса уголовного правосудия, начиная с полной регистрации всех заявлений и жалоб о фактах правонарушений. С этой целью рекомендовано разрабатывать специальные руководства и своды правил для органов полиции и судебных властей, в которых фиксируются нормы обращения с жертвами. В плане предоставления жертвам компенсации предусматривается не только материальное возмещение ущерба, но и принесение извинений. В специальных случаях предлагается создавать или расширять возможности для предъявления гражданских исков в связи с уголовными делами. Жертвам преступлений должна предоставляться административными и судебными органами информация об их правах, сроках проведения и ходе судебного разбирательства, о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также когда ими запрещена такая информация. Предлагается расширять права потерпевших в плане защиты своих интересов, включая предоставление возможности приглашать адвоката или другое лицо в качестве своего представителя.

Особое внимание уделяется созданию и расширению деятельности национальных фондов для предоставления компенсации жертвам преступлений. В частности, предлагается финансировать компенсационные программы своего государства через штрафы или гражданские доплаты, конфискацию имущества преступников либо выплаты по частному страховому фонду.

Внимание государств обращается на необходимость осуществления работы по социальной поддержке и помощи жертвам преступлений, которая включает оказание материальной, медицинской, психологической и другой помощи. Эту помощь целесообразно оказывать как по государственным, так и общественным и добровольным каналам. Такие программы виктимологической помощи могут реализовываться в разных формах:

1. кризисное вмешательство, консультирование, защита, поддержка жертвы во время расследования преступления и судебного разбирательства,

2. поддержка после вынесения решения по делу,

3. предупреждение насилия и другая профилактическая работа, гражданское образование по виктимологической проблематике и др.

С этой целью рекомендовано создавать специальные виктимологические службы – кризисные центры.

В США еще в 80-х годах была создана Президентская комиссия в этой сфере, в Заключительном сообщении которой отмечалось, что большинство реформ в сфере борьбы с преступностью направлены исключительно на расширение прав правонарушителям, при этом игнорируя интересы общества, обремененного этими преступлениями. Комиссия предложила 68 рекомендаций по расширению прав потерпевших в уголовном процессе США, в том числе изменения в шестую поправку Конституции США, дополнив ее параграфом, закрепляющим права жертв преступлений.

Законом США о жертвах преступлений 1984 г. предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного преступлением, может осуществляться и за счет компенсационных выплат от государства, если возмещение вреда за счет виновных объективно невозможно. Установлено федеральное финансирование программ компенсаций жертвам преступлений из Фонда жертв преступлений.

В Великобритании парламент 2 февраля 1990 г. принял «Хартию жертв преступления», закрепившую общие принципы защиты жертв преступлений. Правовой основой для компенсации потерпевших в Великобритании является Закон о компенсации вреда от преступлений 1995 г. Согласно его нормам:

I. лица, которым в результате одного или нескольких серьезных преступлений причинен вред (ущерб), имеют право на его компенсацию со стороны государства;

II. компенсация потерпевшему (жертве преступления) предоставляется в тех случаях, когда причиненный вред:

1. не может быть восполнен виновным самостоятельно;

2. не может быть возмещен по результатам уголовного или гражданского судопроизводства из-за нехватки средств у осужденного или ответчика;

3. по характеру и размеру носит т. н. «фатальный» характер, ставящий под угрозу жизнь или реализацию иных неотъемлемых прав человека.

На основании указанного Закона принята Схема компенсации вреда, причиненного преступлением, которой, в частности, определено, что компенсация за вред здоровью подлежит выплате независимо от того, осуждено судом лицо, совершившее преступление, или нет. Компенсационные выплаты призваны покрыть лишь ту часть вреда, которая не замещена иным образом.

Достаточно развита система восстановления прав жертв преступлений и во Франции. Законом от 3 января 1977 г. «О возмещении ущерба за телесный вред, причиненный потер­певшим преступлением» в Уголовно-процессуальный кодекс введены положения, регулирующие вопросы выплаты компенсаций потерпевшим от преступления. В июле 1983 г. принят Закон «Об усилении защиты жертв преступлений», который расширил круг лиц, имеющих право на компенсацию, в том числе и на лиц, которым был причинен телесный или моральный ущерб[42].

Вопросы компенсации потерпевшим от преступлений затронуты и в документах СНГ, в частности, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Кишиневе 07 октября 2002 г. В Конвенции определено, что:

1. граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а так­же другие лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон такой же правовой защитой их личных, имущественных и неимущественных прав, как и собственные граждане этой Договаривающейся Стороны (ст. 1);

2. если преступление, по которому возбуждено уголовное дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, то эти требования при наличии ходатайства таких лиц о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле или в порядке гражданского судопроизводства;

3. Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим законодательством и положениями Конвенции оказывают друг другу правовую помощь в розыске, аресте и изъятии имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем, а так­же принадлежащих обвиняемым доходов от преступной деятельности, возмещении ущерба потерпевшим от преступлений (гражданским истцам), исполнении приговоров судов о взыскании штрафов и о конфискации[43].

В настоящее время система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающая меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также порядок и основания их применения в РФ установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[44].

В России Cледственный комитет РФ совместно с членами Общественной палатой РФ разработали проект федерального закона «О потерпевших от преступлений». Данный законопроект размещен на официальном сайте Следственного комитета РФ, а также был опубликован 24 февраля 2012 года на интернет-портале «Российской газеты».

Следует отметить, что после опубликования первоначальной редакции законопроекта он в дальнейшем был существенно переработан.

Главной новеллой законопроекта является введение института компенсаций жертвам преступлений за счет государства.

Декларируется, что это предложение имеет своими целями:

1. восстановление социальной справедливости;

2. доступность и справедливость компенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;

3. оперативность в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему.

Обращает внимание, что в своей первоначальной редакции законопроект рассматривал государственные компенсации жертвам преступлений как общий механизм возмещения причиненного преступлением вреда во всех без исключения случаях. По крайней мере, никаких условий, ограничивающих право на получение государственной компенсации или ее размер, в проекте ранее не содержалось.

В этой связи высказывалось мнение, что гораздо эффективнее было бы внедрение данного механизма для начала в достаточно ограниченных пределах (например, только при причинении вреда в результате насильственных преступлений), а в дальнейшем после необходимой апробации и мониторинга складывающейся ситуации основания для государственный: компенсаций жертвам преступлений могли бы быть существенно расширены.

Авторы законопроекта, по-видимому, учли подобные возражения, поскольку в его нынешней редакции предполагается, что право на государственную компенсацию будет иметь весьма ограниченный круг жертв преступления, который вполне соответствует сложившейся международной практике в этой части. К таким лицам отнесены:

I. Потерпевший, который в результате совершения в отношении его преступления:

а) получил тяжкий вред здоровью или заразился ВИЧ-инфекцией;

б) получил вред здоровью любой степени тяжести, если преступление было совершено близким родственником потерпевшего, от которого он находится в материальной зависимости;

в) стал жертвой сексуального насилия;

г) находится в затруднительном материальном положении, в связи с совершением в отношении него кражи, мошенничества, вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии, что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума.

II. Иждивенцы потерпевшего, который умер в результате совершения преступления или в связи с полученным от преступления вредом здоровью.

В свою очередь, право указанных лиц на получение государственной компенсации обусловливается еще и некоторыми дополнительными ограничениями:

1. заявление на компенсацию должно быть подано в течение трех лет с момента признания лица потерпевшим;

2. у потерпевшего не возникает право на получение социальных, страховые и иных денежных выплат;

3. потерпевший сотрудничает со следствием и не совершал противоправных или общественно опасных деяний, которые стали обстоятельством, способствующим совершению преступления.

Представляется, что данные ограничения обоснованны и имеют под собой разумные основания[45].

Для осуществления выплат потерпевшим законопроект предполагает учреждение государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим. Финансирование данного фонда предполагается осуществлять за счет конфискованный денежных средств, полученных преступным путем, взимаемых штрафов, реализации арестованного имущества должников, сумм залогов, обращенных в доход государства, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц. Такие источники финансирования подобных фондов также традиционны в сложившейся международной практике государственных компенсаций жертвам преступлений.

Законопроект устанавливает общий судебный порядок определения размера подлежащей выплате государственной компенсации. Этот вопрос должен рассматриваться судом в порядке гражданского судопроизводства. При этом законопроект определяет минимальные пределы компенсации, которые должны покрывать определенные расходы (по потере заработка, на медицинскую, социальную и иную компенсацию, на погребение и т. д.).

Суммы выплаченных государственных компенсаций в дальнейшем подлежат последующему взысканию в порядке регресса с лица, признанного вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или с лица, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица.

Предложенный законопроект конечно несвободен от целого ряда серьезных недостатков (так, например, в нем ничего не говорится о компенсации за счет государства причиненного преступлением морального вреда), но, несмотря на это, радует сам факт появления такого законопроекта, поскольку можно надеяться, что проблема государственных компенсаций жертвам преступлений выйдет за рамки сугубо академических рассуждений и перейдет в практическую плоскость.

Настораживает, однако, что с 2012 года, когда данный законопроект был опубликован в первоначальной редакции, и по настоящее время никаких практических шагов в указанном направлении так и не сделано. Более того, Федеральный закон № 432-Ф3 от 28.12.2013 года, направленный на существенное укрепление процессуального статуса потерпевшего и расширение гарантий его прав, вопрос о государственных компенсациях жертвам преступления полностью проигнорировал, что наводит на мысли, что решение этой проблемы так и не стало приоритетным для российского государства[46].

В завершении параграфа необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в России существует система мер по обеспечению защиты жизни, здоровья и имущества жертв преступлений. В числе основных мер предусмотрено следующее:

Организация личной охраны потерпевшего, его имущества и его родственников;

1. Снабжение жертвы преступления оружием, специальными средствами защиты. В случае необходимости применения оружия защищаемые лица должны соблюдать требования статьи 24 Закона Российской Федерации «Об оружии»[47].

2. Темпоральная дислокация жертвы преступления в охраняемое место, изолированное от внешних коммуникаций с привычной средой общения жертвы.

3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах

4. В рамках системы защитных мер производится смена места работы, учебы жертвы преступления.

5. Смена места жительства

6. В случае необходимости производится изменение внешности потерпевшего, полная замена документов[48].

В случае если лица обеспечивающие безопасность жертве преступления не исполняют или не исполняют в полной мере решения суда или следственных органов, то они привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.


Заключение

В заключении дипломной работы необходимо подчеркнуть, что задачи поставленные во введении выполнены. Цель дипломной работы достигнута.

В дипломной работе было изучено понятие жертвы, как особой криминологической категории в системе понятийного аппарата виктимологии.

С древних времен до наших дней фигура жертвы преступления постоянно привлекала внимание к себе именно с позиций вклада жертвы в противоправное деяние, ибо жизнь неоспоримо доказывала, что в ряде случаев деяния преступника зависят не только от его личных или антиобщественных побуждений, но и от личностных качеств и поведения самой жертвы преступления.

Жертва – это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или же оценивает себя таковым субъективно.

Специфика потерпевшего от преступления как социально-психологического типа заключается в том, что он является носителем внутренних психологических причин виктимного поведения, которые при определенных внешних обстоятельствах могут реализоваться в таком поведении на основе как негативных, так и положительных мотивов.

Жертва преступления обладает виктимностью. Виктимность можно рассматривать как:

1. определенное функционально зависимое от преступности явление;

2. образ действий определенного лица;

3. характерологическая и поведенческая особенность жертвы преступления.

Существуют определенные виды виктимности:

1. индивидуальная – описывает потенциальную возможность лица стать или становиться жертвой преступления;

2. видовая – характеризует жертв определенных групп преступлений;

3. групповая – определяется ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений;

4. массовая – определяется как наличие реальной или потенциальной возможности для определенной социальной группы становиться жертвой преступлений.

Важную роль в исследовании роли жертвы в преступлении играет изучение механизма преступления. Структурно в преступном поведении могут быть выделены три этапа:

1) мотивация преступления;

2) планирование преступного деяния;

3) исполнение преступления и наступление последствий.

Наиболее полно этапы преступного поведения выступают в совершении предумышленных преступлений, когда преступному акту предшествует осознанное намерение совершить его, планирование действий.

В рамках дипломного исследования было установлено, что в современном российском государстве недостаточно проработана нормативно-правовая база и механизм защиты жертв преступлений. Необходимо усилить ответственность органов занимающихся оказанием социальной помощи пострадавшим от преступлений с целью повышения качества помощи и ответственности лиц оказывающих помощь.

Необходимо усовершенствовать правовую базу регулирования взаимоотношений следственных органов и жертв преступления нуждающихся в защите.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

 

1. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

2. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «Об оружии» с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 // Российская газета, N 241, 18.12.1996.

3. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // «Российская газета», N 182, 25.08.2004.

 

Научная и учебная литература:

 

4. Бурлаков В.Н. Криминология. – М.: Питер, 2015

5. 3. Бумаженко Н.И. Виктимология – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012

6. Варчук Т.В. Виктимология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012

7. Васильев В.Л.Юридическая психология – СПб.: Питер, 2013.

8. Клейменов М. П. Криминология: учебник – М.: Норма, 2013

9. Лиманская И. В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. – М.: 2002

10. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы – М.: Эксмо, 2013

11. Одинцова М. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности – М.: Бахрах-М, 2013

12. Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. – Горький, 1979

13. Ривман Д.В. Криминальная виктимология – Спб: Питер, 2002

14. Ривман Д.В. Устинов В.С. Виктимология – СПб.: «Юридический центр. Пресс». – 2000.

15. Рыбальская В. Я. Виктимология и преступность несовершеннолетних: методические рекомендации. Иркутск, 1980

16. Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование / Под ред. С. П. Щербы. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002.

17. Серова Е. Б. Криминалистические аспекты противодействия преступлениям против личности. Ч. 2. Криминалистические аспекты противодействия преступлениям против здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014

18. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / Под ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гирько. – М.: «Экзамен», 2007.

19. Туляков В.А. Виктимология: Монография. – Киев, 2003.

20. Фатеев А.Н. Основы виктимологии – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

 

Периодические издания и интернет-источники:

 

21. Артемьев Н.С. Полищук Е. Г. К вопросу о некоторых направлениях общей виктимологической профилактики преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений // Журнал Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Выпуск № 25 / 2009 – С. 34 – 45

22. Варчук Т. В. Учение о жертве преступления // Юридическая психология, 2008, N 4 – С.39-42.

23. Вишневецкий К. В. Место виктимологической теории в криминологии // СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru.

24. Гаджиева А. А. Виктимное поведение жертвы преступлений убийства и причинения вреда здоровью человека как криминологическая проблема // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. – № 1.- С.321-323

25. Довгалева А.В. Роль жертвы насильственных преступлений в виктимологической ситуации //Вестник Магистратуры №9, 2015 С.66-68

26. Емельянов И.Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского Государственного Университета Выпуск № 2 (78) / том 1 / 2013 – С. 241-246

27. Журавлев Р.А., Нечевин Д.К., Журавлев А.Р., Посулихина Н.С. Правовые основы обеспечения прав потерпевших от преступлений на компенсацию в России // [Электронный ресурс] http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7841:2015-11-18-05-25

28. Как работает государственная защита свидетелей //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://serp.mk.ru/articles/2015/08/18/kak-rabotaet-gosudarstvennaya-zashhita-svideteley.html

29. Князьков А.С. Криминалистическая характеристика преступления в контексте его способа и механизма // Вестник Томского Государственного Университета №1, 2011 – С. 51-64

30. Международный день защиты жертв преступлений // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100222/210019964.html

31. Минская В. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе: «Ирфон», 1972: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства // Труды юридического факультета: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства. Труды юридического факультета Таджикского ГУ. – Душанбе: РИСО ТГУ, 1973, Вып. 2. – С. 262-264

32. Морчев И.А. Виктимологические аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений // Российский следователь. 2006. № 11.С.40-43

33. Перминов О. Г., Кипман Н. Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2. – С.49

34. Самойлов А.В. Понятие способа совершения преступления и его роль в системе механизма совершения преступления // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2010/uri64.html

35. Смолин В.Н. «Вина потерпевшего» или «виктимное поведение жертвы» (к вопросу о терминологии) // Научные исследования высшей школы. Сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2006 г.). – Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД РФ, 2006. – С. 91-92

36. Состояние преступности – январь-сентябрь 2014 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762/item/2623758

37. Социально-психологическая профилактика виктимности в сфере семейно-бытовых отношений // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://protivpytok.org/prevention-of-victimization.html

38. Федорова Н.И. Виктимность жертв насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений и совершенствование мер предупреждения // Журнал Виктимология Выпуск № 1 (1) / 2014 – С.45-50

39. Хачароев З.Д. Возмещение вреда жертвам терроризма: отечественный опыт // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_8485.html

40. Юношев С.В. Государственные компенсации жертвам преступлений: зарубежный опыт и российские перспективы // Вестник СамГУ №11/2, 2014 – С. 212 – 217.

41. Юношев С.В. Проблема государственных компенсаций жертвам преступлений сдвинулась с мертвой точки // Актуальные проблемы уголовного процесса России: сб. науч. тр. / под ред. проф. В.А. Лазаревой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. Вып. 6.

42. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?id=2341&part=article

 


[1] Емельянов И.Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского Государственного Университета Выпуск № 2 (78) / том 1 / 2013 – С. 241-246

[2] Вишневецкий К. В. Место виктимологической теории в криминологии // СПС «Консультант-Плюс» [Элек-

тронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru.

 

[3] Васильев В.Л.Юридическая психология – СПб.: Питер, 2013. – С.125

[4] Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[5] Клейменов М. П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2013. – С.103

[6] Социально-психологическая профилактика виктимности в сфере семейно-бытовых отношений // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://protivpytok.org/prevention-of-victimization.html

[7] Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы – М.: Эксмо, 2013 – С.20

[8] Минская В. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе: «Ирфон», 1972: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства // Труды юридического факультета: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства. Труды юридического факультета Таджикского ГУ. – Душанбе: РИСО ТГУ, 1973, Вып. 2. – С. 262-264

[9]Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы – М.: Эксмо, 2013 – С.23

[10] Состояние преступности – январь-сентябрь 2014 года //[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://mvd.ru/folder/101762/item/2623758

[11] Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование / Под ред. С. П. Щербы. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. – С.103

[12] Федорова Н.И. Виктимность жертв насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений и совершенствование мер предупреждения // Журнал Виктимология Выпуск № 1 (1) / 2014 – С.45-50

[13] Артемьев Н.С. Полищук Е. Г. К вопросу о некоторых направлениях общей виктимологической профилактики преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений // Журнал Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Выпуск № 25 / 2009 – С. 34 -45

[14] Перминов О. Г., Кипман Н. Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2. – С.49

[15] Самойлов А.В. Понятие способа совершения преступления и его роль в системе механизма совершения преступления // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2010/uri64.html

[16] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система // [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?id=2341&part=article

[17] Клейменов М. П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2013 – С.121

[18] Бурлаков В.Н. Криминология. – М.: Питер, 2015 – С.67

[19] Гаджиева А. А. Виктимное поведение жертвы преступлений убийства и причинения вреда здоровью чело-

века как криминологическая проблема // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. – № 1.- С.321-323

[20] Бурлаков В.Н. Криминология. – М.: Питер, 2015 -С.70

[21] Клейменов М. П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2013 – С.126

[22] Лиманская И. В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. – М.: 2002.- С.11

[23] Князьков А.С. Криминалистическая характеристика преступления в контексте его способа и механизма // Вестник Томского Государственного Университета №1, 2011 – С. 51-64

[24] Варчук Т.В. Виктимология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – С.44

 

[25] Морчев И.А. Виктимологические аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений // Российский следователь. 2006. № 11.С.40-43

[26] Бурлаков В.Н. Криминология. – М.: Питер, 2015 -С.89

[27] Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы – М.: Эксмо, 2013 – С.34

[28] Одинцова М. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности – М.: Бахрах-М, 2013 – С.66

 

[29] Варчук Т.В. Виктимология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.- С.23

[30] Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. – Горький, 1979.-С.34

[31] Князьков А.С. Криминалистическая характеристика преступления в контексте его способа и механизма // Вестник Томского Государственного Университета №1, 2011 – С. 51-64

[32] Варчук Т. В. Учение о жертве преступления // Юридическая психология, 2008, N 4 – С.39-42.

[33] Рыбальская В. Я. Виктимология и преступность несовершеннолетних: методические рекомендации. Иркутск, 1980. С-. 30.

[34] Минская В. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе: «Ирфон», 1972: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства // Труды юридического факультета: Проблемы теории и истории социалистического государства, права и советского строительства. Труды юридического факультета Таджикского ГУ. – Душанбе: РИСО ТГУ, 1973, Вып. 2. – С. 262-264

[35] Смолин В.Н. «Вина потерпевшего» или «виктимное поведение жертвы» (к вопросу о терминологии) // Научные исследования высшей школы. Сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2006 г.). – Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД РФ, 2006. – С. 91-92

[36] Клейменов М. П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2013 - С.134

[37] Фатеев А.Н. Основы виктимологии – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 - С.76

[38] Довгалева А.В. Роль жертвы насильственных преступлений в виктимологической ситуации //Вестник Магистратуры №9, 2015 С.66-68

[39] Хачароев З.Д. Возмещение вреда жертвам терроризма: отечественный опыт // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_8485.html

[40] Юношев С.В. Проблема государственных компенсаций жертвам преступлений сдвинулась с мертвой точки // Актуальные проблемы уголовного процесса России: сб. науч. тр. / под ред. проф. В.А. Лазаревой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. Вып. 6.

[41] Юношев С.В. Государственные компенсации жертвам преступлений: зарубежный опыт и российские перспективы // Вестник СамГУ №11/2, 2014 – С. 212 – 217.

[42] Международный день защиты жертв преступлений // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100222/210019964.html

[43] Журавлев Р.А., Нечевин Д.К., Журавлев А.Р., Посулихина Н.С. Правовые основы обеспечения прав потерпевших от преступлений на компенсацию в России // [Электронный ресурс] http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7841:2015-11-18-05-25

[44] Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // «Российская газета», N 182, 25.08.2004.

[45] Довгалева А.В. Роль жертвы насильственных преступлений в виктимологической ситуации //Вестник Магистратуры №9, 2015 С.66-68

[46] Одинцова М. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности – М.: Бахрах-М, 2013. - С.56

[47] Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «Об оружии» с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 // Российская газета, N 241, 18.12.1996.

[48] Как работает государственная защита свидетелей //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://serp.mk.ru/articles/2015/08/18/kak-rabotaet-gosudarstvennaya-zashhita-svideteley.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...