Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.8. Пластика «малоподвижного» (статичного) или «подвижного» лица




На основе изучения анатомических особенностей головы, лица, его формы, можно определить определённую подвижность или статичность композиционного строения лица. «Малоподвижное лицо» или статичное лицо – это когда пластика лица достаточно широкая, плоская, горизонтальная. Это лицо Шварцнеггера.

Лицо Марлен Дитрих, имеет уникальную пластику лица с подчёркнутыми скулами, которых она по молодости стеснялась. Ещё её лицо достаточно симметричное и, следовательно, статичное, малоподвижное. Поэтому кинокритики назвали её лицо «лицо Сфинкса». Необычное лицо Марлен Дитрих, трудночитаемое, холодное, но, тем не менее, стало эталоном нового идеала голливудской красоты, почти маски. В современной культуре макияже подчёркнутые скулы стали эталоном, когда у стилиста Сергея Зверева эта пластика лица + накаченные силиконом губы становятся обязательными во всех его моделях. Совсем неподвижное, малорельефное (аморфное) лицо флегматика говорит о малоподвижной психике, малоподвижной мимике, бесцветности грима-образа. Удлинённая, вертикальная, диагональная пластика лица несут в себе какое-то движение, либо вверх, либо вниз, либо под углом от центра лица вверх к виску. Эта «подвижность» пластики придаётлицу определённую характерность: позитивную или негативную холеричность; симпатичную округлость весёлого сангвиника; печальное «стекание» вниз лица меланхолика. Считается, что самым «подвижным лицом» является лицо Луи де Финнеса, это лицо французского комика, у которого уникально устроены мимические мышцы лица, когда за секунду лицо меняет выражения, от гнева, до смеха. Пластика лица у него имеет характерные холерические особенности.

III.9. Контрастность в гриме – как яркость образа, изображение определённого стиля. В программе курса «Грим» есть тема «Молодое красивое лицо» или сценический грим, если выполнять рекомендации, которые даются в старых учебниках по гриму, то наблюдается следующий парадокс. Если полностью следовать этой схеме грима, то молодая студентка (20 летняя) становится хотя и ярче, но взрослее. Приблизительно её возраст станет около 30 лет. Если же эту схему будет выполнять 40-летняя (и старше) актриса, то она уже помолодеет и ей тоже станет около 30 лет. Этот феномен можно наблюдать и в голливудском гриме актрис 40-60-х гг., когда трудно определить конкретный возраст многих американских звёзд. И часто это происходит из-за очень хорошо очерченного и сильного по окраске рта. Проходившие курс грима студентки, знают, что ярко-красный или тёмный и с чётким контуром рот, высокая причёска дают возможность быстрой трансформации образа, когда необходимо изображать в другом отрывке роль матери своей предыдущей молодой героини. Необходимо учитывать, что слишком яркий рот на молодом лице, контрастный рисунок грима показывает не только возраст в образе героини, но и другие характерные элементы: жёсткость, стервозность, вульгарность. Определённая контрастность в сценическом гриме необходима, т.к. не все лица имеют яркую, естественную окраску бровей, ресниц, рта. При изучении «цветовых типов лица», в начале курса, студенты, в дальнейшем, смогут грамотно создать красивое лицо, когда на определённых лицах контрастность необходима, и когда должна быть достаточно мягкой. В приложении № 2 эта тема более подробно раскрыта. Контраст характерен для «зимнего типа лица», когда при очень светлом, белом лице чёрные волосы, брови, яркие глаза (Элизабет Тейлор) несут в себе не только яркую красоту, но и некоторую драматичность, скрытую агрессию. Если при этом ещё и у героини диагональная пластика лица, то это уже «агрессивная красота» мачехи из сказки А.С,Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». («Я-ль на свете всех милее, всех румяней и белее»). Эта же, можно сказать, красивая, но агрессивная контрастность применена У.Диснеем в создании образа Белоснежки в его мультфильме «Белоснежка и семь гномов». У Белоснежки очень чёрные волосы, что, как пишут психологи, говорит о скрытой агрессивности образа. Если Белоснежке сделать только брови с изгибом или прямые, то уйдёт её миловидность, нежность, хрупкость. Образ царевны из русской сказки в старом (советском) мультфильме решён в традиционной культуре идеала русской женской красоты, когда весь её облик светлый, с мягкой пластикой лица, нежной окраской лица, светлых волос, со скромной и мягкой улыбкой показывает приоритеты славянской красоты. Естественный контраст лица южан (Грузия, Испания и т.д.), на которых всё ярко изображёно природой (тёмные волосы, брови, ресницы, глаза) с высокой пластикой лица, эти лица тяжелее изменяются. Хотя, если получится их осветлить, что, кстати, сейчас делают многие восточные женщины, которые живут в России, их облик очень хорошо трансформируется в сторону европейского имиджа. Как в первом, так и во втором случаях происходят не только визуальные изменения, но психолого-физиогномические изменения. Светло-блеклое лицо при грамотном гриме, макияже, т.е. при корректировке становится не только более красивым, но показывает энергичность, аристократичность. Но при более жёсткой (тёмной) прорисовке черт этого же лица изменяется его характерная физиогномическая суть образа, имиджа. При осветлении тёмной (натуральной) окраски волос, бровей изменяется как бы и «внутреннее содержание» всего облика человека. Имидж его становится мягче, уходит восточная холеричность, некоторая агрессивность. Если проследить развитие имиджа Мадонны, известной рок-поп-звезды с 80-х гг.,то в 80-е гг. годы, когда она пела агрессивно-сексуальные песни, то и облик её был устрашающе-агрессивным. Сейчас (в 2000-е годы), её облик очень посветлел. И, даже при том, что пластика её лица осталась прежне тяжеловатой (большой и крепкий подбородок, высокий нос), у неё сильно изменился имидж. Она стала женственнее, мягче и даже моложе. Что также произошло и с отечественной певицей Ларисой Долиной. Она сейчас выглядит гораздо симпатичнее, не с такой агрессивной «красотой», чем двадцать лет назад. Её лицо - тяжелое испытание для стилиста, гримёра, т.к. диагональная пластика её лица плохо поддаётся изменению в сторону смягчения. III.10. Женщина – мужчина и наоборот как интересная трансформация лица Иногда в театре есть необходимость (по сюжету пьесы) актрисе играть мужскую роль. Интересный ход придумали в театре «Современник» с актрисой Мариной Неёловой, пригласив её на роль Башмачкина («Шинель», Н.Гоголя). Хорошая и большая актёрская работа, и при этом интересная и высокопрофессиональная работа гримеров. Это, можно сказать, шедевр сценографии и актёрского мастерства. Существует определённая закономерность или схема при создании противоположного пола. На лице женщины, изображающего мужчину, необходимо создать мужскую пластику, т.е. более горизонтальную или очень высокую (нос с большой горбинкой), использовать усы, бородки. И особенно необходимо изменить рисунок брови. Брови должны более прямыми, низко посаженными к глазам и широкие по форме. Рот должен быть более сжатым, прямым, хотя и у мужчин бывает чувственным и пухлым рот. Интересен грим Клары Лучко в старом фильме «Двенадцатая ночь» (1955), где актриса должна не очень сильно отличаться от мужского образа, но некоторые изменения у неё есть на лице, когда она играет разные образы. Важным элементом образа является причёска или головной убор, костюм, а также мастерство актера. На лице мужчины тоже можно изобразить женский образ. Достаточно легко «перефразируется» лицо мужчины, если у него мягкая округлая пластика лица, особенно подбородка. Хорошо «работает» на женский образ чувственный, яркий по цвету рот, который делают ещё более ярким (красным), причёска с кудрями. Такого рода изменения делали актёру Александру Калягину (тётка Чарлей) в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя» (1975), в американском фильме «В джазе только девушки» (1959), с участием Марлен Монро. В этом фильме актёрам-мужчинам изменяли и форму брови, глаз, рта; выполняли женский (голливудский) грим-макияж. Интересный женский образ создал Дастин Хоффман в известном фильме «Тутси» (1982). Олег Табаков сыграл женский острохарактерный образ мисс Эндрю в к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» (1984), в котором был убедительным не только грим, но и вся органика Табакова. Очень много ярких и смешных женских образов (примерно 2000) сыграл Юрий Стоянов в телесериале «Городок». Определённая пластика его лица (округлая, с мягким подбородком), хороший грим, точное попадание во всём облике позволяет создавать огромное разнообразие женских персонажей. IV. Возрастной грим - часто используемый грим в отрывках, спектаклях Необходимость освоения искусства грима подтверждают и спектакли нашей кафедры, что могут подтвердить сами студенты. Особенно часто необходим возрастной грим. В марте 2012 года прошла сдача «На всякого мудреца довольно простоты», в котором невозможно играть без возрастного грима, когда на 20 летнем лице нужно показать 50-60 летних персонажей, отражающие ещё и их определённые характеры. На недавно прошедшем фестивале «Левый берег – 2012», в спектакле «Бабий бунт» (4 курс А.А.Шаевой») показал хорошее владение именно возрастным гримом. Очень интересные женские образы старух были грамотно подтверждены и гримом. Есть, конечно, некоторые упущения, когда студент (Даниил), играющий смешного старика, не закрыл молодую, длинную белую шею, которая «расшифровывала» его молодость. Без грима этот спектакль не был таким ярким, достоверным, и, наверно, походил бы просто на капустник. Распространённой ошибкой при начальном изучении грима, в показе возраста - это изображение (в первую очередь) морщин: – прорисовка морщин на лбу («железные дороги»), у глаз («гусиные лапки»). В результате такого грима получается молодое лицо с нарисованными какими-то линиями, якобы морщинами. Основные изменения на лице с возрастом – изменение пластики лица, «сползания» лица вниз, появление основных (носогубных) складок; уменьшение яркости черт лица: обесцвечиваются брови, ресницы, губы; седина. IV.1. Быстрые, минимальные изобразительные приёмы возрастного грима В методике курса грим есть достаточно быстрые приёмы возрастного грима, когда за 5-10 минут (!) молодое лицо быстро трансформируется почти в старика, старушку. Главным в этой схеме является обесцвечивание лица, когда (вначале) «убирается» яркий цвет рта, бровей; затем делается прорисовка носогубных складок, углубление глазничной впадины с акцентом у внутреннего угла верхнего века, изображение неровности контура нижней челюсти, затем прорисовка морщин методом фактурного приема. В мужском гриме широко используется постиж, т.е. усы, бородки, парики с залысинами и др. Нельзя забывать о тех частях тела, которые видны: руки, шея, ключицы. Руки людей, работающих на земле, руки рабочих обязательно фактурятся. В композиции возрастного грима необходимыми его элементами являются: определение социального статуса, здоровья, характера, возраста героя. Возрастной грим всегда отражает какое-то мимическое выражение лица, или даже несколько. Это либо злое и старое лицо холерика (Н.Черкасов в роли царя И.Грозного, в одноимённом к\ф С.Эйзенштейна), печальное лицо старого меланхолика опять же Н. Черкасова в роли Дон Кихота, весёлое лицо жизнерадостного сангвиника Санчо Пансо. Интересен грим молодого Н.Черкасова в фильме «Депутат Балтики», где он же играет старого учёного, тоже холерика, но с позитивно-энергичной психологией. В этом фильме его лицо, показывающего тоже старость, отличается светлостью, мягкостью рисунка грима, лукавостью взгляда, когда при улыбке появляется много лучистых морщинок, как, кстати, и у Татьяны Георгиевны Конюховой (Народной артистки РФ), у которой даже в 80 лет, лицо остаётся таким же привлекательным и обаятельным. На этих примерах можно сделать немаловажные выводы, что внутренний позитив, улыбчивость, любовь к людям помогают лицу даже в старости оставаться по-своему красивым. Возрастной грим - это изображение ярких возрастных изменений, показывающих определённый характер, социум, этнические особенности. С возрастом мимические характеристики усиливаются. Например, изображение на молодом европейском лице старого весёлого китайца или строгого (холеричного) и старого японского самурая. Есть необходимость в возрастном гриме изображения несколько мимических фиксаций одновременно на одном лице для усложнения образа и гримировальной практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...