Выступление на третьем заседании
Выступление на третьем заседании Совета Министров иностранных дел Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (Бухарест, 20 октября 2000 г. )*
Уважаемый Председатель! Уважаемые делегаты и гости! С 1 ноября 2000 г. на Россию будут возложены ответственные обязанности Председателя Организации Черноморского экономического сотрудничества. Нам предстоит принять эстафету от Румынии, которая внесла в этом качестве заметный вклад в развитие регионального сотрудничества в бассейне Черного моря. Многое уже сделано за последние годы, чтобы превратить ЧЭС в эффективную субрегиональную организацию, способную приносить реальные выгоды странам-членам. Сложился ее устойчивый состав, укреплен Секретариат, определен его статус. В своей работе мы опираемся на финансовую базу Черноморского банка торговли и развития. Организация встречает все большее международное признание, растет число претендентов на получение при ней статуса наблюдателя. Почувствовали вкус к сотрудничеству в рамках ЧЭС регионы и бизнес наших стран. Нами заложена солидная научная база в лице Международного центра черноморских исследований. Становление нашей Организации проходит на фоне масштабных преобразований на мировой арене. Набирающая силу глобализация выдвигает все новые задачи перед международным сообществом, региональными и субрегиональными институтами. Резко возрастает значение экономической составляющей в обеспечении региональной стабильности и безопасности. Поэтому первой и главной задачей России на председательском посту будет подготовка " Экономической повестки дня для ЧЭС на рубеже XXI столетия", тем более что предварительные наработки в этом плане уже есть. Мы со своей стороны рассчитываем завершить в сотрудничестве со всеми странами ЧЭС работу над этим документом в первой половине 2001 года.
Наша Организация в состоянии внести весомый вклад в обеспечение устойчивого экономического развития стран Черноморья. В этом контексте особенно актуальной представляется необходимость преодоления нынешнего структурного энергетического кризиса, который затронул и наш регион. Среди стран ЧЭС есть производители и потребители энергии, государства, через которые осуществляется ее транзит, но всех нас должно объединять стремление к обеспечению, на началах сотрудничества, энергетической безопасности ЧЭС в XXI веке. Есть у нас здесь обязательства, в том числе транзитные, перед остальной Европой. Поэтому диалог по энергетическим вопросам, сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса с полным основанием могут быть отнесены к приоритетам деятельности ЧЭС, а следовательно, и российского председательства. Особо о Черноморском банке торговли и развития — финансовой основе наших замыслов. Мы ожидаем расширения кредитования банком проектов ЧЭС, его самостоятельного выхода на финансовые рынки, укрепления менеджмента. Стоит подумать и о привлечении к проектам нашей Организации средств других международных финансовых институтов, в том числе на паях с Черноморским банком, национальными государствами и частным бизнесом. Весьма актуальна и другая, очень важная сторона совместной деятельности наших стран в рамках ЧЭС — налаживание тесных рабочих контактов между правоохранительными органами. Наша цель — превращение Черноморского региона в зону, свободную от организованной преступности, терроризма, незаконного оборота наркотиков, оружия и взрывчатых веществ. Ориентирами для российского председательства здесь станут Соглашение о сотрудничестве стран ЧЭС в этой области (о. Корфу, октябрь 1998 г. ) и итоги апрельской (2000 г. ) встречи министров внутренних дел в г. Брашове (Румыния). От скорейшего задействования в полном объеме достигнутых договоренностей в правоохранительной сфере, уверен, выиграют все члены нашей Организации.
Еще одна тема — мы уже не раз к ней обращались — борьба со стихийными бедствиями, которым, к сожалению, слишком часто подвержен наш регион. Не исключены и техногенные катастрофы. С учетом этого в период своего председательства Россия намерена последовательно развивать соответствующее многостороннее сотрудничество в преодолении кризисных ситуаций. Полностью к такому взаимодействию готово и Министерство по чрезвычайным ситуациям России. В этой связи хотел бы вновь привлечь ваше внимание к российской инициативе о создании Черноморского спасательного центра, который мог бы базироваться на станции МЧС в Геленджике. В период своего председательства мы намерены созвать встречи отраслевых министров стран ЧЭС по транспорту, чрезвычайным ситуациям, энергетике, а также провести заседания рабочих групп, координатором в которых выступает Россия. В повестке дня и международные научно-практические конференции по проблематике ЧЭС. Господин Председатель! Драматические процессы, которые сейчас разворачиваются в различных точках Большого Средиземноморья — будь то на Ближнем Востоке или на Балканах, — несомненно, сказываются на ситуации, в том числе экономической конъюнктуре в Черноморском субрегионе. Вот почему стабильность и поступательное экономическое развитие Большого Средиземноморья являются неотъемлемым элементом благополучия и в бассейне Черного моря. Серьезный интерес для всех нас, убежден, представляет также сфера средиземноморской субрегиональной интеграции. В этих вопросах естественным партнером нашей Организации может и должен стать Европейский Союз, имеющий весьма продвинутое средиземноморское измерение. Разумеется, наше партнерство с ЕС не будет сводиться только к этой теме. Со своей стороны как Председатель ЧЭС Россия намерена активно стимулировать углубление контактов нашей Организации с Евросоюзом по различным направлениям. Ждем здесь содействия от тех стран—членов и наблюдателей в ЧЭС, которые входят в ЕС, и от стран ЧЭС — кандидатов на вступление в Евросоюз.
Особенно актуально взаимовыгодное сотрудничество ЧЭС и ЕС на Балканах, где демократические преобразования в Югославии открывают дополнительные возможности для активного подключения международного сообщества к хозяйственной жизни региона. Думается, что пришло время для институционного сближения ЧЭС с Пактом стабильности для ЮВЕ, нашего участия в проектах восстановления экономики Балкан и судоходства на Дунае. Ряд стран ЧЭС уже имеет к этим проектам прямой доступ, другие могут выступать в качестве субподрядчиков. Решая гуманитарные задачи восстановления, мы вправе, при необходимой кооперации, претендовать на значительную долю в этих проектах. Окрепшая Организация Черноморского экономического сотрудничества, убежден, нуждается в более широких контактах с другими субрегиональными структурами, действующими в различных частях нашей планеты. Россия как Председатель готова, в частности, использовать для этого свои уже согласованные в двустороннем порядке встречи с МЕРКОСУР 4 декабря с. г. и с Андским сообществом в начале марта 2001 года. Такова наша предварительная программа. Она открыта для любых дополнений и замечаний стран — членов ЧЭС и стран-наблюдателей. В заключение хочу поблагодарить г-на П. Романа и румынскую сторону за радушный прием и работу во благо ЧЭС. Рассчитываем на дальнейшее тесное взаимодействие с Румынией, а также с Турцией в рамках " тройки".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|