Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на встрече с членами




Выступление на встрече с членами

Делового консультативного совета АТЭС

(16 мая 2001 г. )*

Уважаемые члены Делового консультативного совета!

Уважаемые главы дипломатических миссий!

Дамы и господа!

Рад возможности приветствовать участников заседания Делового консультативного совета Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

Это первое мероприятие в рамках АТЭС, которое проводится в нашей стране. Мы, в России, придаем исключительно большое значение деятельности этого Форума на всех уровнях, прежде всего ежегодным саммитам лидеров входящих в него государств. Видим в АТЭС ключевой инструмент укрепления мира и развития взаимовыгодного сотрудничества в обширнейшем регионе планеты, который охватывает Азию, Северную Америку, тихоокеанский пояс Латинской Америки и Океанию.

Принципиально важно, что в поиске совместных ответов на вызовы глобализации Форум выступает авторитетной интеграционной структурой, в центре внимания которой находятся вопросы либерализации торговли и инвестиций, расширения экономического и технического взаимодействия, устранения всевозможных преград на пути предпринимательства. В конечном счете речь идет о создании предпосылок для объединения потенциалов наших государств в интересах обеспечения мирного, предсказуемого и поступательного развития того огромного региона, в котором мы с вами вместе живем.

Ориентируясь на цели углубления тесного сотрудничества, Россия хочет строить его на равноправных и взаимовыгодных началах. Нам есть что предложить в качестве весомого вклада в совместную работу по решению общих задач Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь полномасштабное участие в формировании региональной системы международных хозяйственных связей отвечает и потребностям экономического развития нашей страны, особенно сибирских и дальневосточных территорий. Задача заключается в более активном поиске точек соприкосновения, конструктивной и тщательной проработке возможных перспективных проектов сотрудничества.

Примечательно, что деятельность АТЭС в России берет старт именно с заседания Делового консультативного совета. Выступая в роли организатора взаимодействия политических и деловых кругов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Совет олицетворяет собой одно из ключевых направлений современной экономической дипломатии, представляющее особый практический интерес и для Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Должен отметить, что мы высоко оцениваем уникальную роль Делового консультативного совета, уделяем самое пристальное внимание развитию взаимодействия с АТЭС по линии этого органа. Без преувеличения можно сказать, что в результате его деятельности голос бизнеса в нашем регионе приобретает все больший вес, а рекомендации Совета ставят решения АТЭС на конкретную практическую почву, пользуются растущим уважением и заслуженным вниманием со стороны глав государств и правительств стран — членов Форума.

Совсем не случайно при Министерстве иностранных дел Российской Федерации создан и функционирует Деловой клуб АТЭС. Хотел бы обратить ваше внимание на возможности этой структуры, которая объединяет порядка 60 российских компаний, банков и организаций, заинтересованных в развитии взаимовыгодного сотрудничества с партнерами в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание сети подобных клубов и в других странах — членах АТЭС могло бы стать, по нашему мнению, полезным каналом и инструментом для наращивания взаимодействия между деловыми людьми региона.

В целом мы надеемся, что московское заседание Делового консультативного совета АТЭС даст весомый дополнительный импульс развитию двусторонних и многосторонних деловых контактов между Россией и членами Форума, особенно в сфере инвестиционного сотрудничества. С этой целью, как вы знаете, организуется презентация ряда наиболее интересных экономических, торговых и инвестиционных проектов России.

Убежден, что московское заседание Делового консультативного совета внесет весомый вклад и в подготовку рекомендаций главам государств и правительств на октябрьском саммите АТЭС в Шанхае, в том числе в плане более широкого подключения России к деятельности этого Форума.

В заключение хотел бы пожелать участникам заседания плодотворной и успешной работы, а также наилучших впечатлений от посещения Москвы и С. -Петербурга, особенно тем из вас, кто в первый раз приехал в нашу страну.

 

 


Выступление на заседании Наблюдательного Совета

по развитию Международного Института топливно-энергетического комплекса МГИМО (У) МИД России

(Москва, 23 мая 2001 г. )*

 

Прежде всего, хотел бы приветствовать всех собравшихся здесь и поблагодарить за то, что вы откликнулись на наше приглашение обсудить вопросы развития Международного института топливно-энергетического комплекса, созданного в рамках МГИМО - Университета МИД России.

Министерство иностранных дел высоко оценивает эту инициативу, поскольку она полностью отвечает современным задачам российской внешней политики. Напомню, что наша обновленная внешнеполитическая Концепция исходит из необходимости сосредоточить усилия на жизненно важных для российского государства областях, а, следовательно, в первую очередь - на создании максимально благоприятных условий для поступательного экономического развития страны.

В условиях, когда Россия все больше интегрируется в мировое хозяйство, экономическое направление становится одним из главных в деятельности нашей дипломатии. Президент России В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию подчеркивал необходимость эффективно обеспечивать на международной арене интересы российской экономики, " работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова".

Совершенно очевидно, что топливно-энергетическому комплексу принадлежит здесь особое место. Это связано не только с ключевой ролью, которую играет ТЭК в нашей экономике, но и с возрастающей ролью энергетического фактора в мировой экономической системе в целом. По существу мы имеем дело с новым и весьма перспективным направлением международного сотрудничества - " энергетической дипломатией".

Поэтому руководство страны уделяет исключительно большое внимание развитию ТЭК, а в более широком плане - укреплению энергетической безопасности России и ее роли как великой энергетической державы. Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения Президента и Правительства. Вы знаете о соответствующих распоряжениях на этот счет. Неоднократно только за последние месяцы Государственная Дума и Совет Федерации на парламентских слушаниях и заседаниях обсуждали вопросы развития топливно-энергетического комплекса, включая его международные аспекты. Большое внимание было уделено разработке и реализации Энергетической стратегии России, а также работе по одному из важнейших направлений внешней энергетической политики - реализации Договора к Энергетической Хартии, который должен обеспечить России дополнительную возможность решать международные споры по вопросам транзита российских энергоносителей и зарубежных инвестиций.

Сейчас российская дипломатия предметно реализует установку Президента на тесное сотрудничество с бизнесом с тем, чтобы наши дипломатические службы как в России, так и за рубежом оказывали активное содействие в продвижении на международной арене важнейших проектов ТЭК и реализации крупных контрактов, защищали, насколько это возможно, интересы нашего бизнеса в конкурентной борьбе. Со многими из здесь присутствующих представителей ведущих нефтегазовых, угольных и энергетических компаний наше Министерство объединяет плодотворная совместная работа в интересах укрепления позиций российского бизнеса на мировых рынках. Формы этой работы очень многообразны. Они включают дипломатическое сопровождение проектов ТЭК, оказание представителям нефтегазовых и энергетических корпораций содействия со стороны российских посольств и консульств, визовую поддержку, техническое содействие и т. д.

Мне приятно отметить, что здесь уже есть определенные положительные результаты. Конкретными примерами могут служить активное энергетическое сотрудничество в рамках Содружества независимых государств, первые шаги в направлении формирования единого энергетического пространства с Европейским Союзом, создание условий для усиления присутствия российского бизнеса на топливно-энергетическом рынке Балканского региона, а также на рынках нефтедобывающих стран, в частности Ирака.

Не могу не упомянуть и о таком масштабном проекте, как " Голубой поток", реализация которого благодаря тесному взаимодействию нашей дипломатии и бизнеса вступает сейчас в завершающую стадию.

Одним словом, совместными усилиями складываются предпосылки для все более глубокого включения нашего топливно-энергетического комплекса в сферу международного сотрудничества. Вполне естественно, это создает острую потребность в высококвалифицированных кадрах. Речь идет о подготовке специалистов в области международного права, мировой экономики, финансов, международного менеджмента, которые не только знали бы специфические особенности, проблемы и задачи ТЭК, но и были бы способны представлять его интересы в таких международных организациях, как ОПЕК, Международное энергетическое агентство, Международная ассоциация производителей нефти и газа.

Думаю, вы согласитесь, что наш нефтегазовый бизнес не меньше, чем государственные структуры, заинтересован в подготовке специалистов, способных грамотно вести работу по реализации международных проектов. Для всех нас принципиально важно, чтобы те, кто отстаивает интересы России в энергетической сфере, были профессионалами высокого класса, широко образованными и культурными специалистами, умеющими ориентироваться в сложных условиях мировой экономики эпохи глобализации.

Разумеется, все это предполагает повышенные требования к уровню и качеству профессиональной и языковой подготовки. Поэтому не случайно, что Международный институт топливно-энергетического комплекса возник именно на базе МГИМО - учебного заведения, репутация которого хорошо известна не только в России, но и далеко за ее пределами.

В чем видятся основные задачи Института?

Конечно, в первую очередь это - подготовка кадров специалистов-международников для российского топливно-энергетического комплекса и нефтегазодобывающих и угледобывающих регионов страны. Думаю, что к этому вопросу следовало бы подойти с максимальной гибкостью и широтой. Например, в рамках Института можно было бы осуществлять специальные программы стажировок для представителей крупнейших нефте-, газо- и угледобывающих регионов и ведущих компаний топливно-энергетического комплекса. Речь могла бы идти о программах дополнительного образования и индивидуальной подготовки для первых лиц компаний и руководителей важнейших подразделений в таких областях, как страноведение, изучение законодательства и экономики регионов, с которыми ведется работа и т. д.

В целом мы рассчитываем, что со временем Институт мог бы стать ведущим в нашей стране не только образовательным, но и научно-исследовательским центром в интересах развития энергетической дипломатии и международного сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса. Поэтому важно, что одновременно с Международным институтом создается также Центр стратегических исследований и геополитики в области энергетики. Надеюсь, что обе эти структуры позволят еще более эффективно и целеустремленно осуществлять взаимодействие Министерства иностранных дел, российских дипломатических представительств за рубежом и ведущих российских компаний, представляющих интересы нашей страны в мировой энергетике.

В решении этих задач очень полезную роль мог бы сыграть Наблюдательный Совет. Я имею в виду, в первую очередь, помощь в выборе наиболее актуальных учебных и научных программ, в оснащении современными информационными технологиями, в организации учебных и научных стажировок, в налаживании связей с российскими и зарубежными организациями, действующими в топливно-энергетической области, а также материальное содействие в развитии Института и т. д.

По всем вопросам деятельности Наблюдательного Совета, разумеется, хотелось бы услышать мнение присутствующих здесь глав администраций крупнейших нефтегазодобывающих и угледобывающих регионов России, уважаемых представителей нашего топливно-энергетического бизнеса, а также крупнейших финансовых и коммуникационных структур, чьи интересы тесно связаны с топливно-энергетическим комплексом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...