Их особенности и характеристика
Стр 1 из 15Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
А.О.Смирнов
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ СВЯЗИ (практикум)
Новосибирск – 2001 УДК 338.45
Доцент, к.э.н. А.О.Смирнов
Практикум по дисциплине "Экономика отрасли связи" является учебным пособием для студентов обучающихся по направлению и специальностям «телекоммуникации». В него включены все основные разделы и темы, изучаемые в соответствии с учебной программой, а также задачи по основным темам.
Кафедра Экономики и финансов Список лит.- 3 назв. Для специальностей:
ã Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКая ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ЕЕ СТРУКТУРА 5 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ 9 3. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ 12 4. УСЛУГИ СВЯЗИ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ 15 5. КАЧЕСТВО РАБОТЫ СВЯЗИ 19 6. ПЕРСОНАЛ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ОПЛАТА ТРУДА В ОТРАСЛИ СВЯЗИ 23 7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ СВЯЗИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 32 8. Себестоимость и система ценообразования 43 в связи 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЯЗИ 51 10. Оценка результатов хозяйственной деятельности организаций связи 57
11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 61 Задания и методические указания к выполнению контрольной работы 69 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 72 ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ 73 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 74 ВВЕДЕНИЕ Экономика связи - отраслевая экономическая дисциплина, которая изучает закономерности развития и экономические особенности связи как отрасли материального производства и инфраструктуры, с целью их использования для наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественных услугах связи, а также повышения эффективности и качества работы организаций связи.
В результате изучения "Экономики связи" студенты должны знать сущность экономических понятий и категорий, основных экономических проблем отрасли связи, системы экономических показателей и методов их расчета. Они должны уметь анализировать конкретные экономические ситуации в условиях рыночной экономики, определять резервы и пути повышения эффективности деятельности организаций связи, иметь представление о планировании и управлении экономическими процессами. В практикуме изложены в краткой форме основные темы, теоретические вопросы и типовые задачи к ним, а также исходные данные и методические указания к выполнению контрольной работы по изучаемой дисциплине. Вопросы для самопроверки и задачи могут быть использованы при написании контрольных работ, а также при подготовке к сдаче экзаменов (особенно для студентов, обучающихся заочно). Для решения задач рекомендуется следующий алгоритм (последовательность) их решения: 1. Постановка задачи (краткая запись условия задачи в символьном виде). 2. Выбор способа (метода) решения (подбор соответствующих формул). 3. Расчет и получение результатов. 4. Интерпретация результатов и выводы. Для контроля правильности решения задач следует воспользоваться ответами, приведенными в конце книги. Однако, следует учитывать возможное некоторое отличие полученных результатов из-за округлений и последовательности расчетов. (Рекомендуется округление производить на заключительном этапе расчетов до 2-3-х знаков после запятой).
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКая ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ЕЕ СТРУКТУРА 1.1. Экономическая характеристика и особенности отрасли связи Связь является одной из отраслей общественного производства. Функции связи состоят в оказании потребителям услуг по передаче различного рода сообщений: писем, телеграмм, телефонных разговоров, данных и других видов информации. Предоставляя услуги по сбору, обработке и передаче информации различным хозяйствующим субъектам и населению, связь обладает всеми характерными чертами материального производства (в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость). Потребительная стоимость - это полезный эффект процесса передачи сообщений, который потребляется в производственной и непроизводственной сферах, общественной и личной жизни людей. Создаваемая в отрасли связи стоимость в части обслуживания производственной сферы включается в валовой внутренний продукт, а также в ту часть этого продукта, стоимость которого создается необходимым и прибавочным трудом и образует национальный доход. Экономическим признаком связи как отрасли материального производства является также и то, что в создании услуг связи аналогично промышленности и другим отраслям производства участвуют средства труда, предметы труда и труд работников связи. Связь относится к сфере материального производства. Вместе с тем экономической природе связи присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей. Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который не является новым вещественным продуктом, а представляет собой конечный полезный эффект процесса передачи информации, выступающий в форме услуги. Вторая особенность связи характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства. Из этой особенности вытекают требования максимального приближения средств связи к потребителям, повышения плотности сети пунктов связи коллективного (отделений связи, переговорных пунктов) и индивидуального (абонентских пунктов) пользования. Третья особенность отрасли связи состоит в том, что в производственном процессе информация как предмет труда должна подвергаться только пространственному перемещению.
В связи с этим особое значение имеют достоверность передачи информации, точность ее воспроизведения и обеспечение в процессе передачи всех качественных и количественных параметров, характеризующих ее потребительные свойства. Четвертая особенность связи заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним, т. е. происходит между отправителем и получателем информации. Участие в производственном процессе связи нескольких операторов предъявляет единые требования к организации и правилам технической эксплуатации средств связи на территории всей страны, а также приводит к необходимости введения системы взаиморасчетов между организации связи за взаимно оказываемые услуги в целях обеспечения их хозрасчетных интересов в условиях рыночной экономики. Рассматривая особенности связи, следует также отметить ее инфраструктурный характер. Слово "инфраструктура" означает подструктуру. Связь оказывает влияние на совершенствование системы управления на всех уровнях и во всех сферах общественного производства, способствует оперативной подготовке и своевременному принятию оптимальных решений. Средства телекоммуникаций не только обслуживают производство, но и являются элементом систем регулирования, автоматизированных технологических процессов. Средства связи обеспечивают определение наиболее эффективной структуры построения технологии производства и организационно-производственной деятельности, способствуя сбережению всех видов ресурсов, улучшению условий труда. В то же время из-за недостаточного развития связи общество несет огромные материальные потери, выражающиеся в первую очередь в замедлении темпов экономического развития. В условиях рынка, с его динамизмом и конкуренцией, роль связи, а особенно электросвязи, будет возрастать, так как высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры и мощным катализатором рыночных отношений, залогом коммерческого успеха.
Проблема ускоренного развития как традиционных, так и новых видов связи приобретает значение важнейшего фактора повышения эффективности общественного производства и решения социальных задач. Реализация Концепции Программы Российской Федерации в области связи до 2010 г. должна послужить успешному выполнению возложенных на отрасль связи функций по наиболее полному удовлетворению потребностей в услугах телекоммуникаций, созданию инфраструктуры рынка и информатизации общества. Виды и подотрасли связи. Их особенности и характеристика Связь Российской Федерации не является однородным хозяйством, а включает совокупность сетей, хозяйствующих субъектов и подотраслей, различающихся между собой назначением и выполняемыми функциями, организационно-правовыми формами, формами собственности и другими признаками. В структуре связи страны следует выделить две главные составляющие: электросвязь и почтовую связь. С помощью средств электросвязи осуществляется прием и передача речевых сигналов, документальных изображений, звуков по проводным, радио, оптическим и другим электромагнитным системам. Основной функцией почтовой связи является прием и доставка почтовых отправлений, материальных ценностей и денежных средств. Электросвязь объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. Совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, объединенных общим централизованным управлением, составляет Взаимоувязанную сеть связи (ВСС) России. Основой ВСС России является сеть связи общего пользования (СОП), предназначенная для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории страны. Эта сеть объединяет в себя все сети электрической и почтовой связи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возложена на федеральные органы исполнительной власти в области связи. СОП является открытой системой, в услугах которой не может быть отказано пользователям. Наряду с сетью связи общего пользования в состав ВСС входят также сети связи ограниченного пользования, которые предназначаются либо для удовлетворения нужд отдельных министерств и ведомств, либо как средство оперативного управления производством. Структурно они объединены в:
· ведомственные сети связи - сети электросвязи, принадлежащие отдельным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, создаваемые для выполнения производственных и специальных нужд. Эти сети, как правило, имеют выход на сеть общего пользования; · внутрипроизводственные и технологические сети связи -сети электрической связи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, предназначенные для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами. Эта группа сетей не имеет выхода на сеть общего пользования; · выделенные сети - сети электросвязи физических и юридических лиц. В зависимости от вида связи (почтовая, телеграфная, телефонная, звуковое вещание, телевидение), средств и способов передачи информации, технологии производства и профессионального состава кадров отрасль связи делится на две подотрасли основной деятельности: почтовую и электрическую связь. Подотрасль почтовой связи обеспечивает обработку, пересылку и доставку разного рода почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок, денежных переводов и др.) и периодических изданий между абонентами внутри страны и за ее пределами. Почтовая связь предоставляет потребителям наиболее массовые и доступные услуги, имеет достаточно разветвленную сеть предприятий и пунктов, соединенных между собой почтовыми маршрутами. Подотрасль электрической связи объединяет в своем составе телеграфную связь, междугородную телефонную связь, местную (городскую и сельскую) телефонную связь и звуковую проводную связь. Функциями телеграфной связи являются быстрая и точная передача телеграмм, фототелеграмм, газетных полос, передача данных по коммутируемым и некоммутируемым сетям связи, организация переговоров между абонентами по абонентскому телеграфу (AT), предоставление каналов телеграфной связи другим организациям и учреждениям на условиях аренды. Междугородная телефонная связь реализует передачу звуковой информации (разговоров) между абонентами, расположенными в различных населенных пунктах, осуществляет сдачу каналов в аренду другим организациям и учреждениям. Местная телефонная связь обеспечивают ведение телефонных переговоров между абонентами, находящимися на территории одного населенного пункта (городская телефонная связь) либо одного административного района (сельская телефонная связь). Местная телефонная связь обслуживает пункты коллективного пользования — таксофоны, а также предоставляет в аренду линии и каналы местной связи потребителям для передачи различного рода информации. На базе местной телефонной связи организуется связь с подвижными объектами на базе радиотелефонной, сотовой и транковой связи. Организации звуковой проводной связи обеспечивают прием, усиление и передачу программ вещания к абонентским пунктам — трансляционным радиоточкам — и реализуют их обслуживание. В последние годы на базе сети электросвязи создан новый вид связи — электронная почта, которая относится к комплексу так называемых телематических служб. Организации радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи организует радиоканалы для передачи сообщений, передачи данных, предоставляют радиоканалы в аренду другим министерствам и ведомствам, обеспечивают организацию широкополосных каналов для передачи телевизионных и радиовещательных программ. Кроме рассмотренных отраслей связи основной деятельности в системе связи имеются организации неосновной деятельности, функцией которых является обслуживание нужд эксплуатационных организаций связи в области строительства, транспорта, выпуска специального оборудования связи подготовки кадров.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте экономическую характеристику телекоммуникационному комплексу «Связь». 2. В чем состоят особенности связи и как они влияют на экономику отрасли? 3. Какова роль связи в общественном производстве и информатизации общества? 4. Какие составляющие включает в себя Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации?
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ 2.1. Сущность, принципы и методы управления Управление представляет собой функцию системы управления по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью организации целенаправленного функционирования объекта управления. Система управления — это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих определенную целостность (единство), что позволяет выделить их в самостоятельную систему. В наиболее общем виде система управления состоит из управляемой, управляющей и информационной подсистем. Под управляемой подсистемой следует понимать совокупность объектов управления, механизма реализации управляющих воздействий и обратных связей. Под обратными связями понимаются формирование и передача в управляющую подсистему выходных параметров подсистемы, т.е. формирование и передача данных о состоянии и функционировании объекта в виде установленной отчетности. Управляющая подсистема представляет собой совокупность субъекта управления, механизмов и методов выработки целей, контроля и оценки состояния и функционирования объектов управления, а также механизма и методов управления и коррекции параметров управляемой подсистемы. Информационная подсистема представляет собой комплекс каналов связи, технических и программных средств, государственной статистической отчетности и регламента ее представления. Под внешней средой понимаются политическая ситуация, положение в экономике страны, нормативно-законодательное обеспечение и другие факторы, отражающиеся на формировании целей к выработке управленческих решений. Процесс управления — это универсальная, циклически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных элементов (видов) управленческой деятельности, общая практически для всех управленческих задач. Указанная последовательность образует управленческий цикл, который включает в себя: q сбор информации, анализ состояния объекта управления, внешней среды, определение целей, возможностей и путей их достижения; q принятие управленческого решения; q выполнение управленческого решения и контроль за его реализацией. В зависимости от того, что является предметом управления, каково состояние объекта управления на данный момент времени и каковы цели управления, выбираются те или иные способы воздействия. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления (регулирования) можно подразделить на следующие основные группы: 1. Организационно-административные (директивные) методы, которые имеют особое значение для управления в связи. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международных договоров и соглашений, законодательства Российской Федерации и ее субъектов, 2. Экономические методы, позволяющие воздействовать на участников производственного процесса через налоговую, кредитную, тарифную, таможенную политику и другие рычаги макроэкономического свойства. 3. Социально-психологические методы, отличающиеся многообразием в своих проявлениях и преследующие цели по созданию в отрасли в целом социально-психологического климата, способствующего выполнению целей, поставленных системой управления.
2.2. Организация управления в отрасли связи В отрасли связи сложилась организационная структура управления, соответствующая административно - территориальному делению страны. В организации управления и регулирования в отрасли связи произошли существенные структурные изменения. Это, прежде всего обособление подотрасли почтовой связи, а также спецсвязи и фельдсвязи в самостоятельные сферы деятельности. Почтовая связь входит в состав Федеральной службы почтовой связи; Во всех регионах России созданы Акционерные общества «Электросвязь», объединяющие городскую и сельскую телефонную связь, междугородную телефонную и телеграфную связь и проводное вещание (в масштабе области, края, республики). На базе территориальных центров междугородных связей (ТЦМС) создано ОАО «Ростелеком». Подразделения этого общества осуществляют эксплуатационно-техническое обслуживание кабельных и радиорелейных магистралей связи на всей территории Российской Федерации. Основные задачи и функции Министерства РФ по связи и информатизации связаны с развитием, техническим совершенствованием и улучшением качества работы средств связи. В настоящее время в аппарате Министерства РФ по связи и информатизации организованы подразделения, осуществляющие координацию и развитие различных подотраслей связи. В основном аппарат министерства осуществляет функции по выполнению тарифной политики, лицензированию, акционированию и некоторые другие. Основным и наиболее распространенным (количественно) производственно-хозяйственным субъектом в системе управления в отрасли связи, наделенных правами юридического лица, являются открытые акционерные общества (ОАО) «Электросвязь». Как правило, ОАО охватывают средства электросвязи, расположенные на территории областей, краев, автономных образований (в составе РФ). К ним относятся районные узлы связи и специализированные подразделения электросвязи (городские телефонные сети, междугородные телефонные станции, телеграфы, городские радиотрансляционные сети). Эти подразделения не имеют статуса самостоятельного юридического лица и обычно называются филиалами или структурными единицами. В составе аппарата управления ОАО имеются подразделения, осуществляющие непосредственное руководство эксплуатацией и развитием средств электросвязи, а также экономическую, финансовую, бухгалтерскую и маркетинговую деятельность в масштабе АО. В соответствии с организационной структурой управления большинство ранее хозяйственно самостоятельных предприятий стали структурными единицами ОАО. Структурная единица, хотя и не является юридическим лицом, однако пользуется широкими правами, предоставленными им ОАО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|