Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы хозяйствующих субъектов связи и их классификация




Организации связи - это субъекты предпринимательской деятельности обладающие административно-хозяй­ственной самостоятельностью, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством и лицензией, вы­данной Министерством связи РФ.

Самостоятельность организаций связи определяется утвержденным уставом и регистрацией их в соответствующих органах местной власти, наличием самостоятельного баланса с за­конченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, наличием прав (и ответственности) юридического лица, что позволя­ет в пределах своей компетенции самостоятельно распоряжаться имуществом.

При классификации субъектов предпринимательской деятельности прежде всего необходимо опре­делить, с какой целью она производится и какие критерии положены в се основу.

Целью классификации явля­ется поиск возможностей совершенствования механизма и методов управления и регулирования. Специфичность организаций связи да­ет широкий выбор критериев классификации.

По формам собст­венности организации связи можно подразделить на государствен­ные, частные и смешанного типа. В последнем случае речь идет о долевом участии государства в формировании уставного капитала.

По организационно-правовой форме различают организации связи: го­сударственные унитарные (казенные) предприятия (почтовая связь); хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества (электросвязь).

По принадлежности организации связи делятся на подведомственные министерству связи РФ, а также другим мини­стерствам и ведомствам.

По подотраслевому признаку (по видам предоставляемых услуг) различают организациипочтовой и электрической связи.

В зависимости от состава предоставляемых услуг организации связи могут быть объединенного типа, результатом деятельности которых является несколько услуг связи (или услуги нескольких подотраслей связи), специализированные, предоставляющие своим клиентам одну услугу (или услуги одной подотрасли). В последние годы специализированных организации связи становится все меньше по ряду причин, связанных с необходимостью повышения эффективности их работы.

По месту в процессе производства и реализации услуг связи различают:организации связи, непосредственно обслуживающие потребителей при реализации различных услуг связи (производители и продавцы услуг); организации связи, непосредственно не связанные с обслуживанием клиента, а обеспечивающие производственный процесс по передаче сообщений и информации (производители систем и средств связи).

В зависимости от монополизма различают естественные и временные монополии.

По обслуживаемой территории - международные операторы, национальные операторы, федеральные, региональные и местные.

Кроме того, отрасль связи объединяет организации промышленности средств связи, строительные организации связи, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, высшие и средние специальные учебные заведения.

 

Вопросы для самопроверки:

1.В чем заключаются задачи управления отраслью «Связь» в ус­ловиях рыночной экономики?

2. Дайте характеристику методам управления хозяйствующими субъектами связи.

3. Охарактеризуйте основные элементы системы управления.

4. По каким признакам классифицируются организации связи?

 

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ

3.1. Роль и значение планирования развития

Планирование — это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов хозяйствующего субъекта. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства.

В условиях рыночной экономики планирование не только не теряет своей актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребите­лей.

При разработке планов развития связи необходимо соблюдение определенных пропорций:

- между развитием средств связи и производитель­ных сил страны;

- между подотраслями связи;

- между отдельными звеньями сети связи.

Необходимость соблюдения внутриотраслевых пропорций в раз­витии связи особенно важна в условиях создания ВСС, предназна­ченной для надежной передачи всех видов информации. Традиционно при разра­ботке планов использовались (и продолжают применяться) такие ме­тоды, как балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы.

 

3.2. Бизнес-план развития связи и его основные разделы

В современной экономической практике бизнес-план (БП) исполь­зуется для выполнения нескольких функций:

q разработки концепции производства и обосно­вания новых направлений деятельности для хозяйствующих субъектов;

q планирования, позволяющего оценить возможности существую­щего или нового направления деятельности и контролировать выпол­нение БП;

q привлечения, денежных средств (ссуды или кредита), без кото­рых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий и обоснованного БП;

q привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.

Каждый раздел БП можно рассматривать как отдельную подси­стему с присущей ей функцией развития производства.

Разработка бизнес-плана в организациях связи начинается с раз­дела "Объем услуг". Именно для этого раздела необходимы в полном объеме результаты, полученные при изучении спроса на услуги свя­зи.

В разделе "Развитие" необходимо использовать результа­ты оценки маркетинговых возможностей организации связи и с их помощью определить показатели развития на следую­щий год:

· капитальные вложения (если прогнозируемый спрос нельзя удовлетворить, располагая существующими производст­венными мощностями);

· источники финансирования капитальных вложений;

· стоимость вводимых основных производственных фондов;

· прирост численности штата.

Доходы от основной деятельности (Дод), от которых зависят показатели эффективности деятельности организации связи, пла­нируются исходя из спроса на услуги связи и прогнозируемой сред­ней цены одной услуги – средней доходной тарифной таксы (если речь идет о передаче единичных сообщений) или средней абонемент­ной платы (если речь идет о предоставлении в пользование потреби­телей технических устройств - телефонного аппарата, радиоточки).

В этом же разделе должна учитываться действующая система взаиморасчетов между организациями связи за взаимные услуги, воз­можности свободно устанавливать тарифы. В настоящее время многие организации связи могут получать доходы и от других видов деятельности (не связанной с передачей информа­ции), например сдача свободных помещений в аренду, долевое уча­стие в деятельности других организаций, коммерция, размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах.

После этого определяются затраты, необходимые для осуществ­ления производственной деятельности в соответствии с действующим в РФ положением о составе затрат на производство по их элементам и статьям.

В разделе "Прибыль" рассчитываются такие показатели, как ба­лансовая прибыль, налоги (в соответствии с действующей системой налогообложения), прибыль, остающаяся в распоряжении предприя­тия.

В разделе " Эффективность производства" определяются: рост производительности труда; снижение себестоимости продукции; рост фондоотдачи и фондовооруженности; рентабельность; показатели использования заемных средств; коэффициент прибыльности и ряд других показателей.

Обязательным разделом БП является раздел "Конкуренция", так как конкуренция оказывает существенное влияние на такие пока­затели, как прибыль и рентабельность, качество услуг и ряд других. В разделе приводятся все данные о существую­щих на рынке данного вида услуг конкурентах: номенклатура предо­ставляемых ими услуг; качество этих услуг; тарифы на услуги; политика в области ценообразования; уровень рентабельности.

При разработке БП (и особенно для обоснования новых направ­лений деятельности) устанавливается степень риска данного мероприятия, показателем которого является вероятность определенного уровня потерь.

Последовательность составления бизнес-плана может быть пред­ставлена в виде схемы.

Составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий:

1) необходимо собрать и обоб­щить исходные данные для разработки бизнес-плана;

2) необходимо осуществить многовариантные расчеты;

3) выбрать наиболее опти­мальный вариант бизнес-плана;

4) осуществлять корректировки биз­нес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите и дайте характеристику принципам и методам планирования.

2. Какие пропорции необходимо соблюдать при планировании развития связи?

3. Дайте характеристику и назначение бизнес-планов.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы бизнес-плана.

ТЕМА 4. УСЛУГИ СВЯЗИ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.1.Экономическая характеристика услуг связи

Операторы связи предоставляют потребителям — населению и деловому сектору — более 200 видов различных услуг связи (междугородные и международные телефонные разговоры, пере­дача и доставка телеграмм, радиоточки и телефонные аппараты и т.д.).

В силу незакон­ченности производственного процесса в рамках одного оператора связи (при предоставлении сетевых услуг) в процессе передачи сообщений принимают участие несколько организаций связи.

Каждый оператор участвует только на одном этапе передачи сообщений - исходящем, входящем или транзитном, т.е. участвует в создании только части услуги, но несмотря на это, выполняемая им работа требует затрат труда и средств производства.

Объем работы каждого оператора связи можно оценить числом обработанных им сообщений (исходящих, входящих, транзит­ных). Как правило, оно превышает число услуг, предоставленных потребителям (число услуг определяется числом исходящих сообщений, так как именно они приносят доходы).

Sq = qисх + qвх + qтр

В планово-экономической работе организаций связи использу­ются различные измерители услуг. Натуральные измерители явля­ются единицами измерения потребительной стоимости.

Учет услуг связи в натуральном выражении является самым простым, но, как любой другой натуральный измеритель, он имеет такой недостаток, как невозможность соизмерения различных по­требительных стоимостей. Поэтому наиболее распространенным измерителем является стоимостной (или денежный), который по­зволяет все разнообразие услуг выразить в едином измерителе — рублях.

В действующей практике в качестве денежного измерителя об­щего объема работы организаций связи принят показатель доходов от ос­новной деятельности, который определяется на основе числа плат­ных услуг и установленной системы тарифов на эти услуги.

Кроме того, в отрасли связи есть организации, целью функцио­нирования которых является обеспечение бесперебойной работы ли­ний передачи, каналов и трактов на магистральных и внутризоновых сетях связи, т.е. они занимаются только техническим обслуживани­ем сооружений связи.

Объем работ этих организаций связи определяется числом обслуживаемых средств и сооружений связи.

В ряде подотраслей связи, таких как местная телефонная связь, радиофикация; в производст­венном процессе по передаче информации принимает участие только одна организаций связи, полностью осуществляя объем ра­бот, связанный с предоставлением соответствующих услуг.

 

Услуга связиэто конечный полезный результат произ­водственной деятельности операторов (организаций) связи по передаче информации (например, состоявшиеся междугородные телефонные разговоры; переданные и дошедшие до адресата телеграммы или почтовые от­правления).

На основании числа услуг рассчитывается такой важный показа­тель, как доходы от основной деятельности, которые в свою очередь являются основой для расчета прибыли, рентабельности, производи­тельности труда и т.д.

Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью.

Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и при­быль.

Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности або­нентов (населения и делового сектора) в передаче различного рода информации.

Нагрузкой называется число сообщений, поступивших в организацию связи (или ее цех, рабочее место) за определенный период времени — час, сутки, месяц. Операторы связи работают в условиях неравномерно поступа­ющей нагрузки. Для ее характеристики рассчитываются так называемые коэффициенты концентра­ции нагрузки (часовые, суточные). На практике наибольшее значе­ние имеет коэффициент концентрации нагрузки в час наибольшей нагрузки (Кчнн), с помощью которого рассчитывают пропускную способность каналов связи.

Кчнн = qчнн / qсут

Обмен - это фактически переданные сообщения за тот же период времени. Как правило, данные величины не совпадают (нагрузка больше обмена).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...