Экспертиза инновационных проектов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Любой проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы: · обоснование и выбор проекта · составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности) · «запуск» проекта · собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей отчетности) · завершение проекта. Основными аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.
Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции: · прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д. · обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации. В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Задачи: · технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей · коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии
· экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба · организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов · социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий · финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта. · экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями. Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме: · предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
· независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта · принятие решения о финансировании проекта. Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта. В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта. Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы. Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является: · составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов · бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности · финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.
Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора). При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы: · целевые критерии · внешние и экологические критерии · критерии реципиента, осуществляющего проект · критерии научно-технической перспективности · коммерческие критерии · производственные критерии · рыночные критерии · критерии региональных особенностей реализации проекта. Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают: · совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом · соответствие проекта отношению организации к риску · соответствие проекта отношению организации к нововведениям · устойчивость положения организации и т.д. Внешние и экологические критерии включают: · правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству · возможное влияние перспективного законодательства на проект · возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта · воздействие проекта на уровень занятости и т.д. Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: · навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи · стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке · данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории · данные о потенциале роста · показатели диверсификации и т.д. При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:
· перспективности используемых научно-технических решений · патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений · перспективности применения полученных результатов в будущих разработках · положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д. Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: · размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта · потенциальном годовом размере прибыли · ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли · значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора · соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений · сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков · стабильности поступления доходов от проекта · возможности использования налоговых льгот · оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам · необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях · финансовом риске, связанном с осуществлением проекта. Производственные критерии включают данные о: · доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования · необходимости технологических нововведений для осуществления проекта · наличие производственного персонала (по численности и квалификации) · возможности использования отходов производства · потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д. Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: · соответствия проекта потребностям рынка · общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок · вероятности коммерческого успеха · эластичности цены на данную продукцию · необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок · соответствие проекта уже существующим каналам сбыта · препятствий для проникновения на рынок · защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации · ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д. Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах. Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем: · оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев) · критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей) · качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно. По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д. Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий: · финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту · определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией. Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности). Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на: · снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами · оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта · возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита. Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.
Заключение Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных с инновациями. В результате проведенной работы были выявленные основные положения инновационной деятельности и управления ею. Инновационный процесс - сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара. Чтобы успешно функционировать, любой организации необходимо изменяться. Этот факт признает большинство руководителей. В условиях современной кадровой работы способность к нововведениям - не прихоть, а насущная необходимость.
Список использованной литературы. 1. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В., Молчанова О.П., Тихонов А.Н., Ушаков М.А. «Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие» Под ред. Проф. Тихонова А.Н. –М: 2003 г. 2. Гринев В.Ф. «Инновационный менеджмент: учебное пособие» -К: 2001 3. «Инновационный менеджмент. Учебник» Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: 1997 г. 4. http://www.rhr.ru/ 5. http://www.consulting.ibs.ru/ 6. http://www.bishelp.ru/ 7. Уткин Э.А. «Управление фирмой» М: 2004
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|