Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертиза инновационных проектов




Любой проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы:

· обоснование и выбор проекта

· составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности)

· «запуск» проекта

· собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей отчетности)

· завершение проекта.

Основными аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:

· прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.

· обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.

Задачи:

· технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей

· коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии

· экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба

· организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов

· социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий

· финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.

· экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.

Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

· предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта

· независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта

· принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является:

· составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов

· бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности

· финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

· целевые критерии

· внешние и экологические критерии

· критерии реципиента, осуществляющего проект

· критерии научно-технической перспективности

· коммерческие критерии

· производственные критерии

· рыночные критерии

· критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

· совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом

· соответствие проекта отношению организации к риску

· соответствие проекта отношению организации к нововведениям

· устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические критерии включают:

· правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству

· возможное влияние перспективного законодательства на проект

· возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта

· воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

· навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи

· стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке

· данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории

· данные о потенциале роста

· показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

· перспективности используемых научно-технических решений

· патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений

· перспективности применения полученных результатов в будущих разработках

· положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

· размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта

· потенциальном годовом размере прибыли

· ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли

· значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора

· соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений

· сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков

· стабильности поступления доходов от проекта

· возможности использования налоговых льгот

· оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам

· необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях

· финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

· доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования

· необходимости технологических нововведений для осуществления проекта

· наличие производственного персонала (по численности и квалификации)

· возможности использования отходов производства

· потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

· соответствия проекта потребностям рынка

· общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок

· вероятности коммерческого успеха

· эластичности цены на данную продукцию

· необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок

· соответствие проекта уже существующим каналам сбыта

· препятствий для проникновения на рынок

· защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации

· ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем:

· оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)

· критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)

· качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:

· финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту

· определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на:

· снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами

· оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта

· возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.

 

Заключение

Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных с инновациями. В результате проведенной работы были выявленные основные положения инновационной деятельности и управления ею.

Инновационный процесс - сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара.

Чтобы успешно функционировать, любой организации необходимо изменяться. Этот факт признает большинство руководителей. В условиях современной кадровой работы способность к нововведениям - не прихоть, а насущная необходимость.

 

Список использованной литературы.

1. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В., Молчанова О.П., Тихонов А.Н., Ушаков М.А. «Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие» Под ред. Проф. Тихонова А.Н. –М: 2003 г.

2. Гринев В.Ф. «Инновационный менеджмент: учебное пособие» -К: 2001

3. «Инновационный менеджмент. Учебник» Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: 1997 г.

4. http://www.rhr.ru/

5. http://www.consulting.ibs.ru/

6. http://www.bishelp.ru/

7. Уткин Э.А. «Управление фирмой» М: 2004

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...