Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы когнитивно-аналитической суггестивно бихевиоральной психотерапии




I

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________5

доставляя возможность всесторонне охватить осознаваемые и не­осознаваемые уровни личности, использовать действенные меха­низмы когнитивно-опосредованного, сенсорно-акцентированного и условно-рефлекторного каналов психотерапевтического и психокоррекционного воздействий. В процессе лечения осуществляется противопоставление патологическим, дезадаптирующим когнитив­но-поведенческим стереотипам пациента противоположных пози­тивных, адаптивных установок и реакций, которые фиксируются с помощью разработанных способов.

Спектр применения методов, подробно рассмотренных в мо­нографии, широк и актуален: невротические, психосоматические, аффективные, психосексуальные расстройства, расстройства лич­ности и поведения, зависимость от психоактивных веществ (алко­голизм, наркомания, токсикомания, табакизм), персонифициро­ванная психологическая зависимость по отношению к отдельным лицам, зависимость от животных, расстройства привычек и влече­ний, расстройства приема пищи (нервная анорексия и булимия), расстройства сна неорганической природы, любые другие рас­стройства, связанные с психогенными факторами, пограничная интеллектуальная недостаточность, неврозоподобные и психопа-топодобные расстройства различной этиологии.

Противопоказаниями являются лишь острые психотические состояния, деменция, острые инфекционные заболевания и ост­рая интоксикация психоактивными веществами. Возрастных про­тивопоказаний нет.

Другое направление использования данного психотерапевти­ческого комплекса - психопрофилактика пограничных психиче­ских и аддиктивных расстройств, психологическое самосовершен­ствование, развитие у психически здоровых лиц адаптивных спо­собностей, невосприимчивости к психотравмирующим воздейст-пиям, неизбежным в жизни каждого человека. Этот подход пред­ставляет собой когнитивно-аналитическую психопрофилактиче­скую педагогику, нацеленную на формирование гармоничной лич­ности, включающую в себя обучение детей, подростков и взрос­лых эффективным когнитивно-поведенческим стратегиям, защи­щающим личность от дистрессов и психогенных расстройств.

Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная пси­хотерапия применялась при лечении и психокоррекции 612 лиц обоих полов в возрасте от 4 до 65 лет. Лечебными стационарными базами являлись: московская городская клиническая психиатри­ческая больница №8 им. 3. П. Соловьева «Клиника неврозов» (1980-1986 гг. ) и московская клиническая психиатрическая боль­ница для детей и подростков №6 (1986-2004 гг. ). Амбулаторно-поликлинический прием проводился на кафедре детской и подро­стковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (1986-2(Ю4 гг. ). Нес пациенты получили адекватный объем кли­нических и параклинических исследований.

Психопрофилактическое применение ФПРЛ изучалось на практически здоровых лицах (311 чел. ): врачах-психиатрах и психотерапевтах, клинических психологах и логопедах - слуша­телях курсов Российской медицинской академии последипломно­го образования. Отмечен положительный эффект применения ФПРЛ для повышения стрессоустойчивости, устранения донозологических отклонений на психическом и соматовегетативном уровнях, активизации умственной и творческой деятельности.

Предлагаемые методы реализовались в виде индивидуальных, групповых или семейно-групповых сеансов и домашних заданий и применялись самостоятельно или в комплексной терапии. Как по­казала практика, методы ФПРЛ хорошо совместимы с любыми ви­дами краткосрочной или пролонгированной психотерапии, психо­коррекции и психофармакотерапией, а также экономичны, легко воспроизводимы и могут использоваться в медицинских и психоло­гических учреждениях любого типа.

Максимальный срок катамнеза - 22 года, средний - 8, 1 года. Наименьшее количество рецидивов наблюдалось при невротиче­ских расстройствах, наибольшее - при зависимости от психоактив­ных веществ.

Достигнутые в ходе лечения и психопрофилактической подго­товки результаты, как показывают динамическое наблюдение и катамнез, являются достаточно стабильными. Наступление поло­жительных изменений в виде редукции проявлений заболевания наблюдалось у большинства лиц, получавших данную помощь, уже на первом сеансе, в дальнейшем этот оздоровительный про­цесс становился все более заметным и дополнялся позитивными переменами в жизни пациентов.

Терапевтический эффект чаще всего достигался в короткие сроки, обычно не превышающие 20 сеансов, составляя в среднем 7-10 сеансов по 2-3 раза в неделю продолжительностью 1-3 часа. ()организовывались также 5-6-часовые психотерапевтические ма­рафоны продолжительностью 7-10 дней. В процессе лечения па­циенты постепенно обучались навыкам управления собственным психоэмоциональным состоянием, приемам психической саморегуляции, что было важно для их последующей социальной адап­тации. Динамическое наблюдение, противорецидивная терапия, поддерживающие сеансы, подтверждая известную аксиому, сни­жали риск возникновения повторных кризисов.

Автор книги (канд. мед. наук, доцент Российской медицин­ской академии последипломного образования, вице-президент Российского общества гипнологов) организует курсы интенсивной краткосрочной психотерапии пограничных психических рас­стройств и состояний зависимости с выдачей патента на право пользования методиками интенсивной психотерапии. Продолжи­тельность обучения - 1-2 недели.

Адрес курсов: 119334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 «а». Телефон/факс: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-mail: europsy@mail. ru

Часть I

ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...