Когнитивно-аналитическая концепция личности
Глава 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Когнитип личности. Поведенческий цикл Когнитивно-аналитическая концепция личности учитывает I нубокие биопсихосоциальные основы формирования личности и и 11(иснеза психогенных заболеваний и включает в себя пред-Лнилемие о функциональной целостности поведения человека -и i шмодействии, взаимовлиянии различных уровней сознания и Подсознания, психологического и психофизиологического, социальной», микросоциального и биологического, индивидуального иршилого и настоящего и т. д. Внутри этого индивидуально специфичного комплекса эндопсихического и экзопсихического (Л Ф. Лазурский, 1924), в структуре связей между уровнями или И* отдельными компонентами возможны различные акценты, те ими иные варианты иерархической зависимости и позитивные (бес-Ципфликтные) или негативные (конфликтные) взаимоотношения. В соответствии с этим психотерапевтическая работа с пациентами, страдающими пограничными психическими или ад-|Нмпиными расстройствами может быть успешной лишь тогда, (ни цп известно содержание и особенности вышеназванных струк-ivp, и соответствии с которыми осуществляется комплексное, мм' и i «уронневое воздействие на проявления заболевания. Под личностью мы понимаем индивидуально специфичную, ..... иалыю обусловленную, активную, самоосознающую и самоор- Пшн дующуюся, высокообучаемую систему с когнитивно опосре-дшшппым восприятием, реагированием, прогнозированием и кон-||мнн'м поведения. Ее наиболее важными составляющими являют-■ ч иерархия отношений (А. Ф. Лазурский, 1924; В. Н. Мясищев, ГЛАВА 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
1960), мотивационно-смысловые образования (А. Н. Леонтьев, 1981), субъективный образ «Я» (Р. Берне, 1986; К. Р. Роджерс, 2001) и система установок (Д. Н. Узнадзе, 1966). Эти составляющие образуют когнитивные личностные конструкты (Д. Келли, 1955, 1963, 1969), когнитивные стили (А. Бек, 2002, 2003), когнитивные матрицы (Р. МакМаллин, 2001), когнитивные схемы поведения (Л. Фсстингер, 1999), когнитивные карты (Э. Толмен, 1948), которые занимают промежуточное положение между внешними стимулами и ответными реакциями личности. Активность личности субъективно центрирована, обладает субъективной значимостью, но имеет двунаправленный характер - внутриличностный (самоанализ, самоорганизация, самоуправление и т. п. ) и внеличностный (социальные контакты и деятельность, деятельность в целом и др. ). Недоразвитие когнитивного уровня, как правило, сочетается с ретардацией развития личности, а снижение когнитивного уровня сопутствует ее деградации. Согласно приведенному выше определению в качестве инте-гративной базисной индивидуально-психологической составляющей личности мы выделяем когнитип (когнитивный тип), т. е. тип личностно-центрированных когнитивных операций, доминирующий личностно-зависимый когнитивно-поведенческий стиль. Когнитип представляет собой лишь часть личности, является ее отражением и в то же время определяет поведение индивидуума, особенности самосознания и осознания внешнего мира, влияет на адаптационные способности, особенности дезадаптации и ее последствия. В соответствии с этим можно выделить адаптивные, способствующие адаптации когнитипы и дезадаптивные, прогностически неблагоприятные, приводящие к дезадаптации. Формирование когнитипа в онтогенезе идет параллельно с развитием личности, интеллекта и накоплением опыта социального взаимодействия. Диагностика когнитипа личности, как и самой личности, становится более точной после окончания пубертата. В более раннем возрасте можно говорить лишь о тех или иных тенденциях в развитии когнитивных компонентов поведения.
Как показали наши исследования, когнитип не является жестко связанным с типом личности, и различные акцентуации характера и психопатии могут включать в себя различные или тождест-ненные когнитивные типы или их элементы. Однако можно выделить наиболее типичные варианты сочетаний когнитипов с теми пли иными вариантами личностных структур в норме и патологии. Возможны также различные соотношения когнитипов с духовностью, нравственностью, интеллектом, творческими способностями или социальной принадлежностью индивидуума. В связи с этим о социальной ценности тех или иных когнитипов, как и типов личности в целом, можно говорить лишь в относительном плане, однако для условий микросоциума в большей степени подходят их адаптивные варианты, благоприятствующие межличностным контактам. Когнитип является более динамичной структурой, чем тип личности и легче поддается психотерапевтическим и психокор-рекционным воздействиям. Вместе с тем необходимо отметить, что в некоторых случаях, например, при наличии личностной ригидности, угроза потери или действительная потеря привычных когнитивно-поведенческих стереотипов способны быть большей психотравмой, чем реальные события, которые со стороны могут быть оценены как психотравмирующие. При этом субъект более склонен к сохранению психологического конфликта со средой, чем к потере своего когнитипа или его элементов. Когнитивный тип, будучи патогенетически значимым образованием, предрасполагает к определенным тенденциям осмысления внутриличностных и внеличностных социальных или микросоциальных явлений. В зависимости от своей структуры он может как повышать психологическую устойчивость индивидуума, защищать от психотравмирующих факторов, так и являться потенциальной или реализованной основой психологических кризисов, пограничных психических расстройств и состояний аддикции. Когнитивно-аналитическая структура личности включает в себя две составные части - эмоционально-поведенческий потенциал и функционально-динамическую систему (Н. П. Захаров,
1999). Их взаимодействие происходит в виде поведенческих циклов, фиксирующих сложную циклическую последовательность, которая простирается от биологического уровня личности до архивирования в памяти опыта каждого поведенческого акта (рис. 1). Эмоционально-поведенческий потенциал, основа поведения, состоит из нескольких уровней, самый глубинный из которых -биологический (биологический компонент мотивационно-потребностного комплекса: биологический уровень - «фактография нейрогенеза»). Он интегрирует в себе генетические и онтогенетические, прижизненно полученные и получаемые морфо-функциональные особенности центральной нервной системы, которые имеют относительную подвижность вследствие действия процессов жизнедеятельности, взросления и старения, компенсации или декомпенсации. Влияние биологического уровня в той или иной степени проходит от основания к вершине эмоционально-поведенческой пирамиды, претерпевая на каждой ступени определенные воздействия и видоизменяясь. Здесь можно выделить такие биологические субстраты, как эмоциогенные и активирующие структуры головного мозга, в норме «аутохтонно» обеспечивающие оптимальный эмоциональный фон и психический тонус, кроме этого -генетическую предрасположенность к тем или иным формам психоэмоционального реагирования, наследуемый потенциал интеллектуальных ресурсов, врожденные и приобретенные функциональные или органические особенности центральной нервной системы, например, такие как порог чувствительности, соотношение между первой сигнальной системой и второй, пластичность, подвижность или ригидность, инертность. Большое значение в модификации поведения могут иметь возрастные кризы и состояния, связанные с кратковременной или хронической интоксикацией при соматических заболеваниях или злоупотреблении психоактивными веществами, а также синдром отмены при возникновении зависимости от этих субстанций. Функционально-динамическая система
рис. 1. Когнитивно-аналитическая структура личности и поведенческого цикла
Биологический уровень формирует поток соответствующих биологически ориентированных мотиваций и потребностей (биологический компонент мотивационно-потребностного комплекса). Они в определенной степени модифицированы, «окультурены» благодаря интериоризации социальных нормативов, происходящей в процессе развития индивидуума, накопления все более возрастающего объема опыта личностно-социального взаимодействия (на рис. 1 - когнитивно-эмоциональный ОПЫТ - «фактография психогенеза»). Когнитивно-эмоциональное содержание этого опыта - непосредственного и опосредованного, персонального и трансперсонального - представляет собой накопленную и заряженную соответствующим аффектом информацию, впечатления, начиная с самых ранних этапов онтогенеза. Одним из важных моментов здесь является влияние значимых лиц собственного прошлого. По мере развития личности это гетерогенное влияние все более дополняется аутогенным. Последнее в итоге может становиться доминирующим, однако возможности этого доминирования в немалой степени зависят от особенностей предшествующих гетеровоздействий.
На основе преломления индивидуально-специфических тенденций, мотиваций, потребностей и получаемого непосредственно и опосредованно опыта формируется комплекс субъективных концептов, обладающий в зависимости от особенностей онтогенеза той или иной степенью свободы (субъективные концепты - концептуально-ценностный комплекс). Субъективные концепты - это концептуально-ценностные характеристики данной личности, иерархия осознаваемых и неосознаваемых концепций, идей, взглядов относительно субъективной и объективной реальности в соотношении с их индивидуальной значимостью, ценностью. На вершине этой иерархии стоят концепты, обладающие наиболее значительным личностным смыслом и влиянием на организацию поведения, их коллизии сопряжены с переживанием интенсивных эмоций. Субъективные концепты, определяя интерпретацию, каузальную атрибуцию (Ф. Хайд ер, 1958), представления и прогнозы, индивидуальное отношение к различным сторонам и оттенкам интрапсихического и экстрапсихического мира (отношение к проблемам, психологические установки, личностный смысл, архивированная каузальная атрибуция, личностные конструкты), формируют социально-психологический компонент мотивационно-потребностного комплекса. В пределах эмоционально-поведенческого потенциала содержание субъективных концептов представляет собой архивированный материал. Индивидуальная структура концептов напоминает перевернутую пирамиду (Р. МакМаллин, 2001), в широкой верхней части которой находятся концепты, имеющие подчиненное значение по отношению к концептам более глубоким. На самом нижнем уровне может оказаться совсем небольшое количество мировоззренческих идей, «ядерных» концепций, глобального свойства, которые определяют существование человека. Психотерапевтическая помощь становится все более успешной по мере продвижения процесса коррекции от поверхностных концептуальных уровней к глубоким. Перечисленные уровни влияют на особенности эмоционально-поведенческих реакций и состояний, которые по мере апробации стандартизируются, приобретают относительную устойчивость и характер стереотипов (эмоционально-поведенческие стереотипы), сохраняя свойство потенциальной пластичности в зависимости от всей совокупности индивидуальных особенностей. Эмоционально-поведенческий потенциал не является «зоной стагнации», он создает и поддерживает определенный ориентационно-избирательный и оценочно-аналитический тонус, обеспечивая готовность к необходимому количественному и качественному объему реакций как физиологического, так и психологического уровня. «В недрах» этого потенциала зарождаются первичные эмоционально-поведенческие тенденции - потребности индивидуума, которые получают дальнейшее развитие или блокируются в зависимости от особенностей личности и взаимоотношений личности и среды. Содержание потенциала эмоций и поведения в различной степени осознается индивидуумом, неосознаваемые уровни могут быть подвергнуты анализу с помощью психотерапевтических методов. Эмоционально-поведенческий потенциал взаимодействует с объективной и субъективной реальностью с помощью функционально-динамической системы, которая выполняет адаптивно-приспособительные функции, включающие в себя в качестве основных, стратегических, две задачи. Первая из них - обеспечение максимального соответствия потребностей и возможностей индивидуума требованиям и возможностям окружающей среды. Вторая - преобразование окружающей среды или среды внутренней (совершенствование самого себя). При адаптационных проблемах функционально-динамическая система обеспечивает включение доступных данной личности защитных психологических механизмов. Отправной точкой собственно поведенческой реакции (как в норме, так и при патологии) является нарушение психофизиологического баланса, гомеостаза в его широком или узком смысле (нарушение баланса на психологическом или физиологическом уровне). Дисбаланс возникает на уровне эмоционально-поведенческого потенциала - в сложном комплексе биопсихосоциальных взаимоотношений, которые вмещает в себя человеческая индивидуальность, - в результате взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом появляются первичные эмоционально-поведенческие реакции, представляющие собой тенденции в развитии определенных вариантов поведенческих актов. Таких тенденций может быть несколько. На когнитивном уровне этот процесс начинается с когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, 1999), состояния несбалансированности когнитивной структуры (Ф. Хайдер, 1958), вызывающего негативное побудительное состояние (Л. Фестингер, 1999), направленное на устранение диссонанса, восстановление когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, 1958), конгруэнтности личностных конструктов и внешней реальности. Первоначальной, инициирующей функцией функционально-динамической системы является двунаправленная ориентационно-избирательная и оценочно-аналитическая активность с включением на осознаваемом и неосознаваемом уровне таких двунаправленных когнитивных процессов, как, с одной стороны, сканирование и регистрация первичных внутренних эмоционально-поведенческих тенденций, с другой - анализ и оценка состояния окружающей среды (интрапсихическая и экстрапсихическая ориентационно-избирательная и оценочно-аналитическая активность). На этой основе происходит селекция первичных эмоционально-поведенческих тенденций и формирование вторичной тенденции (как вариант - тенденций), имеющей узкую направленность, которая перерастает в ведущую мотивацию, доминирующую потребность (селекция первичных эмоционально-поведенческих тенденций, формирование ведущей мотивации). За этим следует развертывание специализированного, проблемно-ориентированного, ситуационно-центрированного (пред-ситуационного и ситуационного) мышления с прогнозированием и программированием поведения (проблемно-ориентированное мышление, актуализация когнитивно-поведенческих стереотипов, сличение опыта и реальности, прогнозирование и программирование поведения). По своему уровню ориентированное на актуальные проблемы, ситуационно-центрированное мышление может быть различным: осознаваемым, неосознаваемым, вербально-логическим, аналогово-образным с участием сенсорных систем или двигательно-праксическим, а также - адекватным или неадекватным, сверхценным или бредовым. Данный процесс представляет собой концептуально зависимую интерпретацию воспринимаемых явлений, несущую в себе особенности субъективного отношения, концептов, личностных смыслов и т. п. Сознательное и бессознательное «Я» при этом одновременно соотносят опыт и особенности происходящего, разрабатывают прогнозы и стратегии достижения желаемой цели. Такое интеллектуальное опосредование внешних или внутренних воздействий (Д. Фурст, 1957) в когнитивной психотерапии отражают формулой А - В - С, где А - внешнее воздействие или внутренний стимул, В - интерпретация этого воздействия, С - реакция на воздействие, зависящая от В, своеобразного когнитивного фильтра (А. Бек, 2002, 2003; А. Эллис, 2002). При этом применительно к возникающим ситуациям актуализируются архивированные варианты каузальной атрибуции, личностные конструкты, эмоционально-поведенческие и когнитивно-поведенческие стереотипы. При необходимости и при наличии у данной личности должных адаптивно-пластичных качеств они могут быть подвергнуты коррекции, а при отсутствии подобных качеств - применяются шаблонно, несмотря на изменение условий (стереотипные концепции, мысли-клише), являясь одной из причин социальной дезадаптации. Осмысление и интерпретация ситуации могут происходить задолго до непосредственного столкновения с нею, при этом субъект сознательно или на бессознательном уровне предвосхищает и заранее программирует различные варианты ее развития и своего поведения, создавая «самореализующиеся пророчества». В зависимости от своего содержания они приводят к определенным экстрапунитивным или импунитивным психологическим реакциям и поступкам. Из прогнозируемых способов достижения цели избирается субъективно наиболее подходящий (объективно этот вариант может быть оценен по разному, в т. ч. как неадекватный) и санкционируется соответствующая деятельность. Санкционирование деятельности, определенного варианта поступка происходит сознательно или подсознательно всегда, даже при, казалось бы, молниеносных реакциях (Р. МакМаллин, 2001). При неожиданно возникающих, незапланированных ситуациях эмоционально-поведенческие реакции индивидуума в большей степени отражают особенности глубоких слоев психологического или психобиологического - того, что при относительно размеренной жизни маскируется в той или иной степени сознанием или подсознанием. Далее происходит развертывание эмоционально-поведенческой реакции, которая претерпевает адаптацию и коррекцию (адаптивно-корригирующая активность) для оптимального соотношения, конгруэнтности желаемого образа цели, модели будущего (Н. А. Бернштейн, 1947, 1966) и достигаемого в процессе деятельности результата. При этом основная роль принадлежит акцептору результата деятельности (П. К. Анохин, 1978, 1979), сочетающему в себе функцию антиципации (опережающего отражения, предвосхищения результата) и различных форм контроля, н т. ч. когнитивно-эмоционального, над процессом его достижения. Эмоционально-поведенческая реакция с различной скоростью приобретает характер результирующего поведения (итоговых эмоционально-поведенческих реакций). Конечный результат подвергается итоговой оценке и анализу (итоговая оценочно-аналитическая активность) для решения попроса о прекращении или возобновлении деятельности. Завершением всего является архивирование в памяти информации о полученном позитивном или негативном опыте, насыщенном соответствующими эмоциями (архивирование нового когнитивно-эмоционального опыта). Эта информация используется далее при возникновении аналогичных или любых других ситуаций. Таким образом, осуществляется поведенческий цикл с прямым и обратным взаимодействием эмоционально-поведенческого потенциала и функционально-динамической системы. В патологических случаях формируются дезадаптивные стратегии поведения, искаженно оценивается ситуация и собственные возможности, получают перевес социально неодобряемые или неприемлемые потребности, недостаточно или тенденциозно анализируются или игнорируются последствия поступков. Из-за слабости произвольного контроля, гиперэмоциональности или ригидности мышления могут возникать отклонения от первоначальной схемы действий. Все это становится возможным при различных аномалиях личности, серьезных психогенных воздействиях, психоорганической отягощенности, состояниях интоксикации или абстиненции при зависимости от психоактивных веществ и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|