7. Дезадаптивно-интегрированный когнитип
7. Дезадаптивно-интегрированный когнитип Дезадаптивно-интегрированный когнитип сочетает в себе различные комбинации рассмотренных выше 6 дезадаптивных когнитивных типов. Наиболее часто наблюдаются интеграции гиперактуализирующего, идеалистического и негативно-интерпретирующего типов. Дезадаптивно-эндогенные когнитипы Дезадаптивно-эндогенные когнитипы имеют в своей основе то или иное эндогенное заболевание (шизофрению, аффективные расстройства, эпилепсию), определяющее когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности больного, нарушающие процесс социальной адаптации. При этом уровень патопсихологических проявлений может быть пограничным, допсихотиче-ским или психотическим. 1. Эндогенный пограничный когнитип Этот когнитивный тип отличает наличие эндогенных психических расстройств пограничного уровня. Особенности личности, когнитивных процессов и эмоций, адаптационные возможности здесь зависят от особенностей заболевания и преморбидных личностных предпосылок, концепции существования несут на себе соответствующий нозологический оттенок, но не выходят за пределы сверхценных построений. Данный тип когнитивных структур развивается соответственно закономерностям мягкого эндогенного процесса и наблюдается при неврозоподобных и психопатоподобных проявлениях шизофрении, непсихотическом уровне депрессивных или гипо-маниакальных состояний, циклотимии и дистимии. 2. Эндогенный психотический когнитип Эндогенный психотический когнитип характеризуется грубыми явлениями эпизодической или хронической дезорганизации когнитивных процессов, личности и психической деятельности в целом, в т. ч. их распадом (галлюцинаторно-бредовые состояния, различные варианты деменции в связи с эндогенным заболеванием). Динамика когнитипа, глубоких и поверхностных концепций, эмоциональной сферы отражает процесс разрушения и замещения преморбидных интеллектуально-личностных образований специфическими патопсихологическими, эндогенно-психотическими.
Таким образом, нарастают, например, эпилептоидные или шизоидные изменения личности, появляются определенные (предопределенные) бредовые идеи. В случаях углубления когнитивного хаоса поведение больного становится все более нецеленаправленным и дезадаптивным, вплоть до потери дееспособности. Дезадаптивно-органические когнитипы 1. Погранично-органический когнитип При погранично-органическом когнитивном типе премор-бидные индивидуальные особенности постепенно вытесняются характерными биологически, экзогенно-органически обусловленными психическими изменениями, которые становятся причиной социальной дезадаптации. Набор этих изменений может быть различным и включает в себя те или иные нарушения из перечисленных ниже, соответствующих по МКБ-10 органическому расстройству личности. Среди них наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере: эмоциональная лабильность, неоправданная гипертимность, вплоть до степени эйфории, и вместе с тем легкость возникновения дисфории с кратковременными приступами раздражительности, злобы и агрессии. В некоторых случаях ведущее место может занимать апатия. Это сочетается с нарушениями в сфере потребностей и влечений, которые реализуются без учета последствий или социальных условностей (делинквентность, антисоциальность, неадекватные или извращенные сексуальные притязания, прожорливость, несоблюдение правил личной гигиены и др. ). В когнитивной сфере отмечается снижение познавательной потребности, аномалии в планировании, прогнозировании и контроле над деятельностью, истощасмость и прссыщаемость, случайные ассоциации, сверхвключение (расширение, включение в тематику побочных ассоциаций), вязкость и гиперграфия, а также подозрительность, параноидность, паранойяльность, охваченность какой-либо одной, обычно абстрактной темой (религией, моралью и т. п. ).
В речевой сфере имеют место более или менее выраженные изменения в темпе и потоке речевой продукции. Базисные концепции существования при погранично-органическом когнитивном типе могут быть аморфными или определенно-устойчивыми и приобретают характер когнитивной оболочки, оправдывающей и закрепляющей патологически измененные аффекты, влечения и стереотипы негативного поведения. 2. Погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип Проявления погранично-органического когнитивно-дефици-тарного когнитипа включают в себя интеллектуальные и личностные расстройства, не переходящие пределы пограничной интеллектуальной недостаточности (в детском возрасте - задержки психического развития). Интеллектуальный коэффициент при этой патологии, по данным разных авторов и классификаций, находится в диапазоне от 70 до 79-89. Дезадаптация при задержках психического развития возникает главным образом при обучении таких детей в массовой школе по стандартным программам. Обучение по программам школ 7 вида (для детей с задержкой психического развития) существенных проблем, как правило, не вызывает. В большинстве случаев при этой патологии наблюдается тенденция к постепенному сглаживанию интеллектуальных различий с возрастной нормой, развитие личности и когнитивно-поведенческих возможностей и стилей может достичь «среднестатистического» уровня, соответственно улучшается и адаптация. Однако наряду с этим зачастую наблюдается сохранение таких личностных особенностей, как недостаточная самостоятельность, внушаемость, узкий круг интересов (преимущественно материально-бытовая сфера), низкая стрессоустойчивость, слабые прогностические способности, недостаточное развитие волевых качеств и способности к произвольной регуляции эмоционально-поведенческой сферы и интеллектуальных процессов.
Индивидуальные глубокие, организующие поведение концепции при погранично-органическом когнитнвно-дефицитарном когнитипе с большей или меньшей степенью приближенности или утрированности отражают описанные выше концептуальные основы адаптивных и дезадаптивных когнитивных типов. Они отличаются наивностью, базируются на недостаточно полном понимании социальных отношений, особенно тонких условностей, и могут включать в себя идеи о собственной неполноценности, невозможности жить без поддержки со стороны, социофоби-ческие установки. При сочетании с поведенческими расстрой- ствами концепции существования часто приобретают цинично-эгоцентрический антисоциальный оттенок. Выделяются 2 разновидности погранично-органического когнитивно-дефицитарного когнитипа. 1. Неосложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип - здесь наблюдаются преимущественно интеллектуальные проблемы, не отягощенные личностными или невротическими расстройствами, связанные с усвоением информации, овладением определенными умственными операциями, контролем над деятельностью, прогнозированием поведения, которые осложняют социальную адаптацию, особенно в учебном возрасте при неадекватных программах обучения. В юношеском и зрелом возрасте психологическая структура индивидуума представляет собой комбинацию легкой интеллектуальной недостаточности с упрощенными вариантами адаптивных когнитивных типов. 2. Осложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип - различные сочетания дезадаптирующих пограничных интеллектуальных проблем с психогенными или органически обусловленными расстройствами. Когнитивно-поведенческие стили при этом варианте представляют собой комбинации с теми или иными органически заостренными разновидностями описанных выше дезадаптивно-психогенных когнитипов, которые могут в части случаев сочетаться с патологией влечений и потребностей.
Психогенные нарушения - невротические, поведенческие характерологические и патохарактерологические реакции и состояния - возникают здесь вследствие социальной (в учебном возрасте в первую очередь - школьной) несостоятельности, в ответ на ситуацию неуспеха и дискредитации в сферах значимой деятельности и общения. Невротические расстройства включают в себя анксиозные, фобические (главным образом, социофобические), депрессивные, астенические, моносимптомные, психосоматические и др. нарушения. В группу поведенческих отклонений входят реакции компенсации и гиперкомпенсации, агрессии и аутоагрессии, делин- квентное и антисоциальное поведение, реакции протеста, отказа, бродяжничество и т. п. К ним нередко присоединяется зависимость от психоактивных веществ. Основой этих психогенных отклонений часто является идея о собственной интеллектуальной неполноценности, которая может сочетаться или не сочетаться с завистью и недоброжелательным отношением к другим, желанием отомстить более успешным ученикам, а далее - коллегам по работе, обществу в целом, или доказать собственную значимость альтернативными, иногда аутодеструктивными, способами. Концепция собственной несостоятельности, слабая способность к прогнозированию может быть также причиной социофо-бии и зависимости от более адаптированных лиц. Другая группа расстройств, осложняющих погранично-органический когннтивно-дефицитарный когнитип, - неврозоподоб-ные и психопатоподобные - является следствием резидуально-органической церебральной недостаточности или ее декомпенсации вследствие истощающих нервную систему умственных нагрузок. Они проявляются в виде нарушений, внешне напоминающих невротические или психогенно-поведснческис, но не реактивного, социогенного происхождения. В детском и подростковом возрасте личность, как правило, незначительно фиксирует свое внимание на этих явлениях (кроме церебрастенических и краниалгических).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|