Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 когнитип и адаптация. Когнитивно-аналитическая динамическая модель психогенных расстройств




Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ

Когнитивно-аналитическая динамическая модель психогенных расстройств

Согласно когнитивно-аналитической концепции, адаптация как состояние - это осознаваемое позитивно когнитивно-эмоцио­нальное соответствие внутренних потребностей и возможностей индивидуума и/или их соотношения с внешними, социальными требованиями и возможностями (интрапсихическая и/или экстра­психическая когнитивно-эмоциональная конгруэнтность). Адап­тация как процесс - это деятельность по достижению подобного соответствия. Жизненные ситуации редко бывают «хронически благоприятными», в большинстве случаев личность может дос­тичь состояния адаптации лишь при наличии способности созда­вать адаптогенную конгруэнтность за счет внутренних или внеш­них преобразований.

Дезадаптация как состояние - это осознаваемое негативно когнитивно-эмоциональное несоответствие внутренних потреб­ностей и возможностей индивидуума и/или их соотношения с внешними, социальными требованиями и возможностями (ин­трапсихическая и/или экстрапсихическая когнитивно-эмоцио­нальная дисконгруэнтность). Дезадаптация как процесс - это на­растание подобного несоответствия или его стабильное течение. Определенный уровень дисконгруэнтности является стимулом для той или иной деятельности, в т. ч. творческой.

Отмеченные конгруэнтность и дисконгруэнтность являются исключительно субъективными, и каждый индивидуум имеет свое представление о счастье и психологическом комфорте - «искатели приключений» не поймут тех, кто предпочитает «тихую га вань», и наоборот. Соответственно адаптация и дезадаптация в большей степени зависят от внутрипсихологических факторов, чем от внешних, социальных, т. к. в одних и тех же условиях (по­ложительных или отрицательных с объективной точки зрения) разные личности испытывают разные психологические состояния.

Особенности этих состояний напрямую связаны с когнитивном личности, характером индивидуальных когнитивно-эмо­циональных предиспозиций, «фильтрующих», опосредующих экстрапсихические воздействия. Для каждого типа личности су­ществуют свои специфические причины и особенности кризиса адаптации и соответствующие технологии его преодоления. Вме­сте с тем больше теоретически, чем практически, для каждой личности можно создать специальные, благоприятные условия, исключающие конфликт с социальной средой (симбиотическая адаптация).

Возникновение психогенных расстройств, согласно когни­тивно-аналитической концепции личности, связано с нарастаю­щей или постоянной дисконгруэнтностью когнитипа личности и окружающей среды и параллельным накоплением отрицательно­го аффекта, искажающего компенсирующие когнитивные про­цессы при слабости адаптивно-корригирующей системы. Этот процесс характерен для лиц с дезадаптивными когнитивными типами и разворачивается в следующей последовательности.

На первом, докризисном этапе дезадаптивный когнитип лич­ности находится в состоянии внутренней когнитивно-эмоцио­нальной конгруэнтности (беспроблемное соотношение различных внутриличностных тенденций) и/или конгруэнтности с особенно­стями окружающей среды и представляет собой лишь скрытую угрозу, фактор риска до момента возникновения несовпадения интрапсихических и экстрапсихических параметров. Это адапти­рованное состояние осознается позитивно. Аффективность на этом этапе соответствует норме.

Второй этап - адаптационный кризис - обусловлен возникно­вением неблагоприятных внешних обстоятельств и нарастанием дисконгруэнтности основополагающих структур личности внутри

нес самой и/или в их соотношении с микросоциальной и/или макросоциальной средой. При этом происходит дестабилизация ког­нитипа и состояния эмоциональной сферы с тенденцией к нарас­танию отрицательного аффекта.

Параллельно в большинстве случаев включается адаптивно-корригирующая система, и начинается «работа с конфликтом», представляющая собой когнитивный поиск. Последний может разворачиваться в трех направлениях: в виде поиска вариантов интерпретации конфликта, в виде поиска стратегий его решения или в виде выбора того или иного варианта коррекции тех или иных составляющих собственного когнитипа. Реже наблюдается пассивное переживание углубляющегося кризиса.

На третьем, результирующем, итоговом этапе в благоприят­ных случаях происходит реадаптация и реинтеграция когнитипа благодаря эффективной работе адаптивно-корригирующей сис­темы, когнитивно-эмоциональной гибкости и приспособления дезадаптивного когнитипа к проблемной ситуации (сбалансиро­ванная адаптация).

Менее благоприятным является достижение состояния псевдо­адаптации, возникающее в результате действия не самых идеаль­ных защитных механизмов личности, перемещающих конфликт в подсознание, уводящих от совершения внутренних перемен или конструктивной работы с проблемой (несбалансированная адапта­ция). Подобное может наблюдаться при рентных, демонстративно-конверсионных и психосоматических расстройствах, обсессиях, фобиях, замещающих симптомах, смещенной активности и других нарушениях, переключающих активность личности, являющихся «меньшим злом» по сравнению с ломкой собственного когнитипа.

Отрицательным исходом является дезадаптация - прогресси­рующая или стабильная. В первом случае нарастают психогенные отклонения, патогенетически связанные с конфликтом, углубляет­ся когнитивно-эмоциональная дезинтеграция, снижаются способ­ности к произвольному контролю, становится все более замет­ным когнитивно-дестабилизирующее влияние отрицательных эмоций. При стабильной, сохраняющейся дезадаптации эти на­рушения приобретают стационарно-хронический характер.

При обоих вариантах дезадаптации постепенно меняется личность, происходит ее невротическое развитие, заостряются аномальные преморбидные черты. Все это становится возмож­ным при отсутствии когнитивно-адаптирующей аутокоррекции или при еще более дезадаптирующей «антикоррекции» - неадек­ватной переработке негативной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...