Философия Др. Востока и античности
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Кафедра Общественных наук МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к изучению учебной дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»
Составители: Левин Г. М.
Санкт-Петербург
Методические рекомендации разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования. Методические указания составлены в помощь студентам, изучающим курс «Философия». В них содержатся тематический план, темы и планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы и дополнительной литературы, перечень тем рефератов, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам.
I. Методические указания к изучению курса Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание роли философии в жизни человека и общества, исторических типов философии, роли человека во Вселенной; религиозной, философской и научной картин мира; природы человека и смысла его существования; концептуальные подходы к решению проблемы человека в мире культуры; представление о познании, его возможностях и границах; о соотношении знания и веры; понятие общества; умение анализировать многообразие культур, цивилизаций и формаций, форм социального опыта; проблему личности, ее свободы и ответственности, роль человека в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; задачи человечества перед лицом глобальных проблем. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.
Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, написания письменных работ, подготовке сообщений и анализа учебных текстов в ходе практических занятий. В конце изучения курса студент должен сдать экзамен. Для допуска к экзамену студент должен сдать две аудиторные и одну домашнюю письменные работы, а также реферат одного из первоисточников из предложенного списка. Реферат первоисточника представляет собой конспект одного из произведений классиков философской мысли, снабженный справкой об авторе и его месте в историко-философском процессе, справочно-ссылочным материалом, а также высказыванием собственной позиции студента относительно проанализированного и отреферированного текста, что подразумевает знакомство с дополнительной, справочной и критической литературой, включая монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов и т. д. Желательный объем реферата – 15–20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать: 1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ф.,и.,о. автора, ученое звание, должность ф.,и.,о. руководителя, год и место написания); 2) план реферата (основное содержание: 3–4 пункта, соответствующие проблемным или авторским частям конспекта); 3) введение, включающее сведения об авторе реферируемого источника, истории написания произведения и пр.; 4) заключение, содержащее вывод и личное мнение о прочитанном; 5) список литературы с указанием автора, названия книг и статей, места и года издания, количества страниц. На экзамене студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.
II. Тематический план
Тема 1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека Учебные вопросы: 1. Предмет, структура философии и ее место среди форм мировоззрения 2. Основные функции философского знания
Предмет философии и ее место среди форм мировоззрения • Философия – это теоретическая форма общественного сознания, основным предметом которой является изучение наиболее общих проблем взаимосвязи человека и мира. • Мировоззрение – система взглядов человека на мир и свое место в этом мире • Основные формы мировоззрения: мифологическая, философская, религиозная, научная
Основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания, бытия и мышления Первая сторона основного вопроса философии – ответ на вопрос «Что первично: материя или сознание?» Вторая сторона основного вопроса философии – ответ на вопрос «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на первый вопрос философы разделились на материалистов и идеалистов. Признающие познаваемость мира – гностики, а отрицающие – агностики Основные функции философии • Рассматривая наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и мира, философия выполняет мировоззренческую функцию • Изучая проблемы развития и познания, методы и формы познания и преобразования мира, философия выполняет методологическую функцию • Выражая в обобщенном виде интересы тех или иных социальных сил, философия выполняет идеологическую функцию • Часто в рамках этих функций выделяют подфункции: прогностическую, воспитательную и др.
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития Учебные вопросы: 1.Социокультурные факторы возникновения философии 2.Философия Др. Востока и античности 3.Философия средневековья и эпохи Возрождения 4. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.) 5. Философия эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) 6. Немецкая классическая философия 7. Философский плюрализм XIX века 8. Русская философия XIX – начала ХХ вв.
Социокультурные факторы возникновения философии Мифы – фантастические сказания о деяниях богов и героев; культурная предпосылка возникновения философии.
Структура мифа: - зачатки эмпирических (почерпнутых из опыта) знаний; - догадки наших далеких предков (подкрепленные практикой они пополняли знания); - домыслы Философия Др. Востока и античности А. Основные философские школы Др. Индии: Литературные источники, предшествующие возникновению философских школ: 4 Веды, Махабхарата, Бхагавадгита, Рамаяна и др. Локаята (лока – мир, ята – учение) – древнеиндийское материалистическое учение, возникшее в VIII – VII вв. до н.э. Разновидностью локаяты является чарвака (чар – 4, вак – слово). В основе всего лежат 4 слова: земля, огонь, вода, воздух. Эти элементы вечны и неизменны. Свойства предметов зависят от сочетания этих элементов. Сознание, разум и органы чувств – сочетание этих же элементов. Душа смертна. Умирает тело, умирает и душа. После смерти соединения элементов разрушаются, и они присоединяются к аналогичным элементам неживой природы. Мир познаваем. Главную роль в познании играют чувства. Такая точка зрения в философии называется сенсуализмом Основные философские школы Др.Индии Джайнизм – одна из неортодоксальных систем древне-индийской философии, возникшая ок. VI-го в. до н.э. В основе – учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом для строения мира. Они же – фундаментальная истина, из которой строится знание. Главные таттвы – джива (душа), основным свойством которой является сознание, и аджива – все, что не душа. Одна из разновидностей адживы – материя, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца, не является божественным творением. Существует и тонкая «кармическая материя», обусловливающая связь души с телом. Души никем не созданы, а существуют изначально и всегда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|