Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия




И.Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии. 2 периода в творческой биографии Канта: докритический (научный) и критический (философский).

Учение об априорных (a priori – до опыта) понятиях как упорядочивающих формах сознания. Структура сознания: сфера чувств, сфера рассудка и сфера разума

«Антиномии чистого разума» − неразрешимые противоречия, свидетельствующие о непознаваемости мира. Явления закрывают для нас сущность мира, души и Бога, которые Кант называет «вещью-в-себе». Это – агностицизм.

Кант пытается обосновать внеисторическую основу морали, пригодную для любого общества, формулируя нравственный императив (требование).

Философия Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831)

Противоречия между триадической системой и методом в философии Гегеля.

Система Гегеля – объективно-идеалистическое решение основного вопроса философии, учение об абсолютной идее и ступенях ее развития и самопознания.

Метод Гегеля – диалектический способ построения этой системы, способ мышления Гегеля, способ выведения одних категорий из других.

Идеальное как сущность всего мира. Мир – проявление всеобщей разумности, действующий разум; абсолютная идея – активное начало мира.

Природа, человек, его разум и разум человечества вторичны по отношению к абсолютной идее, обладающей качествами субстанциальности, динамичности, активности.

В учении о сущности Гегель рассматривает противоречия как имманентный источник движения.

Природа, у Гегеля, лишена развития: в ней все и всегда было.

История развивается в форме духа, который передается от поколения к поколению.

3 этапа истории: восточная, античная и германская, высшей формой которой является Прусская

монархия, в которой все свободны, так как люди осознали свои функции.

Философия Л. Фейербаха (1804 – 1872)

Антропологический материализм Фейербаха.

Человек как соединение материи и сознания.

Проблема смерти и бессмертия в философии Фейербаха.

Фейербах о связи философии и естествознания. Природа – источник знаний человека.

«Мышление из бытия, а не бытие из мышления».

Пространство и время – объективные формы существования материи. Но пространство – чистое вместилище, а время – чистое движение от прошлого к настоящему.

Материя как бытие, как бесконечная, не сотворимая и не уничтожимая реальность.

Познание как отражение. Ощущение − исходный пункт познания. Но он не понял, чем мышление отличается от чувств.

Идеализм – это обоснование религии, которую, Фейербах называет «сном человеческого разума».

Корни религии: невежество, т.е. незнание истинных причин явлений; страх перед явлениями природы; страдания, несбывшиеся надежды, неосуществленные идеалы; способность человека к фантазии

Философский плюрализм XIX века

А.Философия марксизма.

К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) – основоположники диалектико-материалистической философии.

Материалистическая формулировка основных законов и парных категорий диалектики.

Диалектико-материалистическое учение об обществе и его развитии – исторический материализм.

Формационный подход к развитию истории.

Трудовая концепция происхождения человека.

Б. Философские идеи А.Шопенгауэра (1788 – 1860) и Ф.Ницше (1844 – 1900).

• Мир как иррациональная воля в себе у А.Шопенгауэра. Воля – универсально-космическая бессознательная сила.

• Принципиальная непознаваемость волевой природы мира, который может быть только представлением познающего субъекта.

Жизнь – ключевое понятие философии Ницше: иррациональный поток стихийных сил природы, целостность живого бытия в его вечном становлении.

Ничем не сдерживаемый поток жизни есть истинно сущее. Воля к власти – присущее всему живому страстное стремление к самоутверждению. Это сущность жизни и основной импульс движения жизни.

Сверхчеловек – существо, в котором воля к власти получает свое наивысшее воплощение.

Коренной порок цивилизации − омассовление общества, когда масса диктует личности, какой ей следует быть.

Христианская мораль – мораль слабых, рабская мораль нищих духом.

В. Позитивистская философия.

- Позитивизм О.Конта (1798 – 1857) и Г.Спенсера (1820 – 1903) – отказ от философского мировоззрения, от всех «общих вопросов».

- Задача науки – ответ на вопрос «как?», а не «почему?»

- Махизм – позитивизм Э.Маха (1838 – 1916) и Р.Авенариуса (1843 – 1896) – основателя эмпириокритицизма − философии «чистого опыта», в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического.

Г. Философия экзистенциализма

С. Кьеркегор (1813 – 1855) – основатель религиозно-мистического экзистенциализма, философии существования.

2 школы экзистенциализма ХХ века: религиозная (К. Ясперс) и нерелигиозная, «атеистическая» (Ж.-П. Сартр).

Противопоставление философии и науки М. Хайдеггером: предмет науки – «сущее», все, что относится к эмпирическому миру; предмет философии – «бытие», постигаемое непосредственно через человеческое бытие, т.е. через его личное существование, через экзистенцию.

Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу.

Реальность постигается непосредственно, интуитивно.

Русская философия XIХ – начала ХХ века

• Философия русских революционеров-демократов (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.).

• Идеал целостности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека (чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных) в творчестве В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких,

П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского и др.

• Мир как положительное всеединство у В.С. Соловьева(1853 – 1900).

• Идеи соборности в философии А.С.Хомякова (1804 – 1860) и софийности − в философии С.Н. Булгакова (1871 – 1944).

• Идея общего дела в философии Н.Ф.Федорова.

• Развитие марксистской философии в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

• Философия русского космизма (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.)

 

Тема 3. Основные школы и направления современной философии

Учебные вопросы:

1. Новые типы философствования в ХХ веке.

2. Сциентизм и антисциентизм в современном мире.

 

Новые типы философствования в ХХ веке

- Аналитический эмпиризм Л.Витгенштейна, Б.Рассела и др. как современная форма позитивизма.

- Прагматизм Ч.Пирса и Д.Дьюи и др.

- Герменевтика В.Дильтея, Г.-Х. Гадамера и др.

- Философская антропология М.Шелера и др.

- Структурализм и поструктурализм М.Фуко.

- Постмодернизм Ж.Дерида, Р.Рорти и др.

- Неотомизм как философия Ватикана

Сциентизм и антисциентизм в современном мире

Сциентизм как предвосхищение роли научного знания в решении глобальных проблем человечества.

Антисциентизм как обвинение науки во всех бедах и обострении глобальных проблем человечества.

Наука и практика в современном мире: пути взаимодействия.

 

Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Учебные вопросы:

1. Бытие как фундаментальная характеристика мира.

2. Уровни и формы бытия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...