Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы фиксированных выступлений.




1. Что такое «языковые игры» у Витгенштейна?

2. Как звучит формулировка «прагматической максимы» Дьюи?

3. В чем состоит проблема «герменевтического круга»?

4. Что такое «Все-жизнь» и какое место занимает это понятие в концепции Шелера?

5. Что понимают структуралисты под понятием «структура»?

 

Тема доклада

1. Философский смысл «Мифа о Сизифе» А. Камю

 

Библиографический список.

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

4. Витгенштейн, А. О достоверности / А. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2.

5. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988.

6. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. // Бунтующий человек. – М.: Республика, 1990.

7. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994.

8. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1988.

9. Проблемы философской герменевтики. – М.: Наука, 1990.

10. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995.

11. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

12. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М.: 1978.

13. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.

14. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

 

Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

 

Семинар 6.

Реальность: вещи, свойства, отношения. Реальность субъективная и объективная. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. «Вещь» – «тело» – «предмет» («объект»). Качество вещи, ее признаки, свойства и отношения. Отношения внешние и внутренние.

 

Текст для обсуждения

1. Платон «Миф о пещере». Платон. Государство. Кн. 6–7. М.: Мысль, 1994. – С. 278–302.

 

Тема доклада

1. Основные идеи статьи Хайдеггера М. «Учение Платона об истине».

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Доброштан, Виталий Михайлович,Имеет ли смысл искать смысл жизни?: монография / В. М. Доброштан; рец. Ю. В. Манько; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 152 с.

4. Доброштан, Виталий Михайлович,Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. - СПб.: Петрополис, 2011. - 239 с.

5. Платон. Государство // Соч.: в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.

6. Уемова, А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

7. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

8. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.

9. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

10. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

11. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.

 

Тема 5. Философские теории развития

 

Лекция 7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимо­сти. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.

 

Семинар 7

Прогресс и регресс. Законы диалектики и их философский смысл и роль в по­знании и преобразовании мира. Синергетика - теория самоорганизации систем.

 

Темы фиксированных выступлений

1. Приведите пример реализации закона единства и борьбы противоположностей.

2. Приведите пример реализации закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

3. Приведите пример реализации закона отрицания.

4. Чем прогресс отличается от регресса?

 

Темы для докладов

1. Синергетическая концепция развития.

2. Понятие самоорганизации.

 

Библиографический список.

1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 828 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования: с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб.: Мiръ, 2009

4. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С.15–23.

5. Асмус, В. Д. Античная философия / В. Д. Асмус. – М.: Высш. шк., 1976. – С.145–148.

6. Введение в философию / под ред. Фролова. – М.; Политиздат, 1989.

7. Галимов, Б. С. Пр инцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981.

8. Диалектика материального мира. – М.: Политиздат, 1985.

9. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход/ С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001.

10. Пригожин, И. Порядок из Хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Наука, 1986.

11. Ситковский, Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975

12. Философские проблемы научного познания и творчества. – СПб.: СПГУТД, 1996.

 

Тема 6. Сознание как философская проблема

Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуализированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессозна­тельного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.

Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалекти­ка индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.

 

Семинар 8

Основные моменты в истории развития проблемы сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. Общественное сознание, его основные формы.

Текст для обсуждения

1. Фрейд З. Я и Оно. Фрейд З. Я и Оно//Избранные произведения. – М.: Наука, 2003. – С. 78-82.

 

Тема для доклада

1. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. по статье М. К. Мамардашвили. «Анализ сознания в работах Маркса» (Вопросы философии.– №6, 1968. – С. 14–25).

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Рукопись]: учебное пособие / Ю. Б. Шилова; СПГУТД. - СПб.: [б. и.], 2011. - 67 л.

3. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. Б. Шилова; СПГУТД. - 1 файл DOC. - СПб.: [б. и.], 2011. - 1 CD-RW. - Б. ц.

4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.

5. Бахгин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахгин //Философия и социология науки и техники: Еже­годник 1984–1985. – М.: Наука, 1986.

6. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища Школа, 1978.

7. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М. Наука, 1995.

8. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

9. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус. культуры, 1999.

10. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. – М: Прогресс, 1968.

11. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М: Прогресс, 1986.

12. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.

13. Общественное сознание и его формы. – М: Прогресс, 1986.

14. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в фи­лософии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново.: Б.и., 1994.

15. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: Монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975.

16. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983.

17. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989.

 

Тема 7. Познание как предмет философского анализа

Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.

 

Семинар 9.

Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.

 

Текст для обсуждения

Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16

 

Тема доклада

1. Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, конвенциональная и пр.).

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Антонов, Н. С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Антонов. – М.: Наука, 1988.

3. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектики / П. В. Алексеев, Панин А. В. – М: Высшая школа, 1991.

4. Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. – М.: Мысль, 1986.

5. Естественное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. – Л.: ЛГУ, 1990.

6. Ильин, В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М.: Наука, 1993.

7. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Наука, 1999.

8. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.

9. Поварин, С. Н. Спор. О теории и практике спора / С. Н. Поварин // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. – С.377–391.

10. Пукшанский, Б. Я. Обыденное знание / Б. Я. Пукшанский. – Л.: ЛГУ, 1987.

11. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995.

12. Федотова, В. Г. Практическое и духовное освоение действи-тельности. – М.: Наука, 1991.

13. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...