Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы фиксированных выступлений




1. «Платон мне друг, но истина дороже», что имел в виду Аристотель?

2. В чем смысл «проблемы универсалий»?

 

Темы докладов

1. Греческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.

2. Протестантизм и католичество: основные моменты разногласий. (Идеи Лютера и Кальвина).

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Августин Аврелий. Исповедь. – СПб.: АСТ, 2003.

4. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. Т. 1.Ч. 2.

5. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2001.

6. Аристотель. Категории // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

7. Гараджа, В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. – М.: ИПЛ, 1971.

8. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: Высшая школа, 1980.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. – М.: Мысль, 1979.

10. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1979.

11. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

12. Очерки истории западного протестантизма. – М.: ИВИ РАН. 1995.

13. Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

14. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.1: Античность/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

15. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье: От Библейского послания до Макиавелли/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

16. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

17. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.

18. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Мысль, 1981.

Семинар 3

Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный и дедуктивный методы. Концепция субстанциальной природы бытия. Проблема достоверности знания.

Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».

Философское учение И. Канта: идея критической философии, априоризм и агностицизм; антиномии в теории познания. Принцип тождества бытия и мышления. Философская система и метод Г. Гегеля.

 

Темы фиксированных выступлений

1. Объясните, что такое индукция и дедукция, приведите примеры?

2. Что означает «Cogito ergo sum» у Декарта?

3. Что такое механицизм, какие философы Просвещения обращались к нему?

4. Какой смысл вкладывали философы эпохи Просвещения в понятие «гражданское общество»?

5. Познаваема ли «вещь в себе», почему?

6. Чем отличается «абсолютная идея» от «абсолютного понятия» у Гегеля?

Тема доклада

1. Взгляды на субстанцию Лейбница, Декарта, Спинозы.

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.628–632.

4. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

5. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия филос. наук: соч.: в 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1974.

6. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

7. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: МГУ, 1986.

8. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994.

9. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994.

10. Кузнецов, А. В. Hемецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов / А. В. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.

11. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 3.

12. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое Время (от Леонардо до Канта)/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

13. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

14. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Время картины мира. Преодоление метафизики. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

15. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. – М.: Логос, 1997.

16. Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

17. Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987.

18. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

19. Философия Гегеля и современность. – М.: Мысль,1975.

20. Философия Канта и современность. – М. Мысль,1974.

 

Семинар 4

Кризис традиционной формы философского знания. Формирование новых типов философствования: диалектико-материалистический (Марксизм); иррационалистический (философия жизни. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор); сциентистский (позитивизм. О. Конт. Постпозитивизм). Феноменология Гуссерля. Философский смысл психоанализа.

 

Темы фиксированных выступлений

1. Что имел в виду Маркс, говоря «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»?

2. Что значат слова Ницше «Бог умер»?

3. Зачем нужна философия в рамках позитивистской концепции (Конт О.)?

4. Как взаимодействуют «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?

 

Тема доклада

1. Основные идеи статьи Гуссерля Э. Философия как строгая наука.

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / Под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

4. Гайденко, П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии – 1993. – № 6.

5. Григорьян, Б. Т. Неокантианство / Б. Т. Григорьян. – М.: Мысль, 1962.

6. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.

7. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль – М.: Высш. шк., 1988.

8. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.

9. Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное / Н. С. Мудрагей. – М.: Наука, 1985.

10. Нарский, И. С. Позитивизм / И. С. Нарский. – М.: Мысль, 1959.

11. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

12. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.

13. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

 

Тема 3. Основные школы и направления современной философии

 

Лекция 5. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (Фуко М.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).

Семинар 5

Антропологизация философии в XX веке. Экзистенциальные проблемы человека, смысл и цель его жизни в экзистенциализме. Философия языка Л. Витгенштейна. Человеческая деятельность как универсальный критерий познания и истины в прагматизме. Вопрос о границах и возможностях познания в гуманитарных науках, герменевтический метод Гадамера и новые способы исследования человеческой действительности: структурализм и постструктурализм. «Место человека» М. Шелера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...