Глава 9. Метод контрастных переживаний
Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Метод контрастных переживаний основан на формировании пациента стереотипа приоритетных интегрированных адаптив-ых психологических реакций, контрастных по отношению первоначальным, дезадаптивным реакциям. Лечебно-коррек-лонный эффект достигается за счет сочетания когнитивных; ихотерапевтических воздействий на глубокие концептуальные; новы поведения личности с широким параллельным охватом фбально-логической и психосенсорной сферы с привлечением еханизмов соматопсихического взаимодействия. Первоначально диагностируют различные оттенки индивидуального стиля взаимодействия с психотравмирующими факто-1ми, выявляя при этом особенности интерпретации, терминоло-ш и формулировок, сопутствующих ассоциаций, базисных кон-; пций, образных представлений и сопутствующей мимики и штомимики. Далее все «заинтересованные» уровни подвергают )ррекции, дезадаптивный стереотип заменяют адаптивным. Метод контрастных переживаний реализуется в 3 этапа в со-юянии бодрствования пациента. На первом этапе для обеспечения своевременного включения; ех элементов адаптивного когнитивно-поведенческого стиля эй столкновении с факторами, провоцирующими нежелательное введение, у пациента формируют контрастные опережающие итегративные реакции на них, противоположные первоначаль-jm дезадаптивным по своим особенностям и по времени возник-звения. Натренированное, своевременное включение таких реак-1Й создает основу для успешного управления эмоциями и пове-шием, вытесняет прежние патологические поведенческие сте-ютипы, характерные для дезадаптивного стиля. Опережающие интегративные адаптивные реакции пред-авляют собой комплекс (интеграцию), объединяющий когни-
тивно-вербальный (мыслительно-словесный, вербально-логичес-кий) и невербальный (психосенсорный, сенсорно-образный, наглядно-образный, наглядно-действенный, мимико-пантомимичес-кий) уровни организации поведения. Для успешной фиксации адаптивных противопоставлений используют применение компактных карточек, разделенных на 2 половины. Такая карточка может быть одна или несколько в зависимости от количества проблемных тем. В левой части карточки, используя соответствующую терминологию, отражают содержание и характеристики первоначального, дезадаптирующего варианта поведения, а в правой для демонстрации доминирования - контрастного по отношению к ним, адаптивного (для левшей используют обратное соотношение). Текст каждого варианта имеет следующую структуру. 1. Формулировка проблемы. 2. Интерпретация проблемы. 3. Концепции, лежащие в основе отношения к проблеме. 4. Проблемный словарь (используемая терминология, ассоциации). 5. Мимика и пантомимика, сопровождающие проблемные переживания. 6. Образы, сопутствующие проблемным состояниям, соответственно сенсорным системам. Кроме этих шести компонентов может использоваться и седьмой - сновидения, если таковые, отражающие в той или иной форме проблемные переживания, имеются. Им противопоставляют сновидения с адаптирующим сюжетом, реализация которых целенаправленно самовнушается (В. С. Лобзин, М. М. Решетников, 1986). В качестве первого элемента выбирается формулировка проблемы, т. к. обозначение названия «обязывает» к соответствию ему и сразу определяет все остальное, ускоряет актуализацию контрастного. Пациенту разъясняют и внушают, что стиль мышления каждого человека имеет свою, характерную именно для него терминологию -названия и формулировки, касающиеся вербализации содержания
различных тем, в том числе проблемных. Эти названия и формулировки обладают значительным психологическим влиянием. Для того чтобы эффективно перестроить психологическую реакцию на какое-либо воздействие, необходимо изменить не только понимание и интерпретацию субъектом этого воздействия и их основу (концепции, установки), но и сопутствующую терминологию. Новое полярное, контрастное по отношению к первоначальным, психотравмирующим терминологическим вариантам переформулирование названия и содержания проблемы должно отражать тождественные позитивные интерпретации и концепции. Принятие другой формулировки и названия своей проблемы, ситуации, самого себя или других людей соответственно своему новому, позитивному смыслу вызывает контрастные реакции, вместо негативных - позитивные. Так, угнетающее самоназвание «брошенная», переформулированное в «свободную», «сбросившую цепи семейного рабства», способно потенцировать положительные эмоции. Так же, как и «развод», замененный «освобождением» или «реорганизацией» и т. п. После смены формулировок прежние уже не используют. Далее до сознания пациента доводят, что психологические реакции человека на внешние воздействия целиком зависят от того, как он интерпретирует, преподносит себе эти воздействия, опираясь на собственные концепции (убеждения) и жизненный опыт: негативная интерпретация влечет за собой негативные реакции, позитивная - позитивные. Контрастные интерпретации - это новый, адаптивный, исключающий возникновение аномальных реакций, взгляд на актуальные для пациента проблемы, противоположный первоначальному, дезадаптирующему взгляду. Он представляет собой более адекватную интерпретацию психотравмирующих событий. Например, негативный интерпретационно-терминологический материал «Это так унизительно, так ужасно, что меня оскорбили» может быть заменен контрастным утверждением: «Пусть это меня возвысит. Хорошо, что меня оскорбили - я глубже узнал этого человека и получил стимул стать совершеннее, овладеть техниками влияния на себя и на других». Или вместо «Невыносимо, что муж меня оставил» принимают «Это облегчение, это счастье, что муж ушел - появилась определенность. Жить в подвешенном «состоянии», без твердой опоры, униженной обманом и пренебрежением гораздо тяжелее. Теперь я могу свободнее расправить плечи и создать полноценную семью. Если захочу».
Для наиболее эффективного воздействия выявленным «глубинным», «ядерным» концепциям, лежащим в основе неадекватной, дезадаптирующей интерпретации противопоставляют другие, контрастные по отношению к ним. Это также должны быть значимые, глубокие, основополагающие концепции, позволяющие сформировать ряд исходящих от них, адекватных, адаптирующих интерпретаций. Так, «ядерную» социофобическую концепцию «Жизнь страшна, люди опасны, я слаб и неполноценен» заменяют контрастным противопоставлением «Даже слабый и неполноценный может получать удовольствие от жизни. Но я не настолько слаб и неполноценен, а жизнь не настолько страшна и люди не настолько опасны, чтобы прятаться от всего. При моей сверхосторожности я могу избежать любой неприятности, но, если быть честным, особенных неприятностей раньше и не было. Я, как и все, не обязан быть идеалом. Зачем пугать себя тем, что еще не произошло и может не произойти никогда? Так можно дойти до абсурда. Общаться все равно приходится. Буду извлекать из этого приятное и полезное». «Глубинному» истерическому «Л настолько хорош, что все должны это заметить и любить меня» противопоставляют «Я индивидуален, в чем-то оригинален, в чем-то совершенен и развит больше других, но и на солнце есть пятна, и алмаз имеет включения угля, и так же, как я отношусь к другим по-разному в зависимости от их поведения, так и любовь других ко мне пропорциональна моему поведению, тому, что я делаю для них, других. Нормальная человеческая природа не обязывает нас - ни их, ни меня - к тотальной, всеобъемлющей любви. Мы можем стремиться совершать добрые дела друг для друга или для человечества в целом, но истинное добро - это то, которое делается не ради воздаяния». С учетом индивидуальной приемлемости используют парадоксально-гротескные варианты интерпретации и терминологии, касающиеся психотравмирующих факторов (см. «Метод психо-моделирующего гротеска»).
Ассоциативную часть тренинга контрастных противопоставлений проводят на основе выявленных ранее на диагностическом этапе ассоциаций, возникающих при предъявлении слов из области патогенной тематики. Для этого выстраивают ассоциативные контркомплексы - наборы слов (первичных контрастных ассоциаций), противоположных по своему значению словам-стимулам и ассоциациям из ряда патогенных. Они могут быть усилены вторичным ассоциированием с дополнительными словами и понятиями, несущими желательный эмоциональный эффект (см. «Тренинг позитивных ассоциаций»). Для полного, искреннего принятия когнитивно-вербальных противопоставлений с пациентом проводят индивидуально необходимое количество когнитивных дискуссий и суггестивных сеансов. К этому материалу добавляют контрастные позитивные и негативные телеснофиксированные - мимические и пантомимические - компоненты. Их также фиксируют на карточке для более точного запоминания и воспроизведения. Устраняемые дезадап-тивные построения сопровождают невербальным выражением реакций отвращения и неприятия для того, чтобы повысить тенденцию к отказу от патологической формы поведения, а противоположные им позитивные варианты противопоставлений сочетают с невербальным выражением положительных эмоций или релаксацией для закрепления формы поведения, соответствующего норме. Левую часть карточки после заполнения зачеркивают, усиливая, таким образом, доминирующий характер информации, расположенной в правой, контрастной части. Последовательно работают с текстом негативной и позитивной частей, при этом негативное содержание пациент продумывает и проговаривает импрессивно, про себя, а позитивное - экспрессивно вслух. Соответствующим образом меняют и звукоречевые характеристики, используя те интонации и степень громкости, а также ту мимику и пантомимику, которые наиболее адекватно отражают контрастность противопоставлений, для того, чтобы фиксировать их более четко. Важным моментом является уменьшение времени сосредоточения внимания на негативном материале, возможно более быстрое включение мимики и жестов неприятия-отвращения при этом и переход к позитивному материалу. На нем сосредотачиваются дольше, все глубже осознавая его преимущества, потенцируя и пролонгируя положительные эмоции, сопровождая их тождественной мимикой и пантомимикой. Это позволяет укрепить тенденции к доминированию адаптивных реакций.
Карточку (карточки) постоянно носят с собой для заучивания лечебного материала и тренировки использования его при столкновении с психотравмирующими ситуациями или при размышлениях о них. После заучивания текста больному периодически (от 10 до 20 раз в день в зависимости от глубины заболевания) в установленное время или неожиданно предъявляют патогенные стимулы: называют слова, задают вопросы, обсуждают темы, имеющие отношение к его проблемам. На основании возникающих ответов оценивают устойчивость фиксации контрастных переформулировок, интерпретаций и ассоциаций, достигают хорошего эффекта воспроизведения контрастных противопоставлений. Эти предъявления во время сеансов осуществляет психотерапевт, а в домашних условиях - родственники пациента, получившие соответствующие инструкции или сам пациент. По мере улучшения качества воспроизведения позитивных когнитивно-вербальных и телесно-фиксированных противопоставлений, к ним присоединяют психосенсорные контрасты. Они представляют собой альтернативные построения в пределах тех или иных сенсорных систем, развитых у пациента в большей степени и/или в большей степени участвующих в отрицательных переживаниях. Контрастные образы могут1 быть как воспоминаниями, так и новыми конструкциями. Визуальные контрасты являются сериями последовательных смен образа, отражающего заболевание, контрастным по отношению к нему, демонстрирующим непатологическую модель поведения. Вначале, на этапе освоения техники, их представляют отдельно от когнитивно-вербальных и мимико-пантомимических противопоставлений. Затем, когда оба контрастных варианта будут воспроизводиться успешно, негативный образ представляют совместно с негативным когнитивным материалом, а позитивный, соответственно, с позитивным. Если образы касаются коррекции «рисунка» собственных реакций, то, сохраняя традицию нейролингвистического программирования, используют дистанцированный (диссоциированный) вариант визуализации с представлением своей копии или части себя (например, руки, тянущейся за рюмкой с алкоголем, сигаретой или сладким и приближающейся далее к собственному лицу). Это позволяет с самого начала отдалить, дистанцировать данный стереотип поведения от субъективного «Я» пациента. Для противоположных целей используется ассоциированная визуализация - видение «как в жизни», позволяющая интегрировать личность с более целесообразным поведением. При наличии у больного развитых реакций отвращения, тошноты или рвоты с его согласия используют аверсионное подкрепление зрительных образов болезни. Так, при алкоголизме внушают аверсионные реакции при зрительном представлении неприглядных сторон алкогольных эксцессов и картины деградации, при истерии или эксплозивности - на фоне представления соответствующих истерических или агрессивных приступов. При необходимости эту часть проводят в виде аверсионного тренинга. Контрастные образы представляют сериями, необходимое количество раз, критерием успешности является эмоциональное состояние пациента - появление реакций, способствующих избавлению от заболевания. Смену образов производят с различной скоростью, но эффективнее не задерживаться длительно на устраняемом рисунке поведения, в то время как на образе, выбранном для фиксации, внимание удерживают дольше, что позволяет обеспечить его доминирование и в большей степени усвоить именно позитивный образ. Для этой же цели образы устраняемых вариантов поведения представляют с «ослаблением параметров» (яркости, цветности, размеров, расстояния до них и т. п. ), а образы предпочтения - наоборот, с усилением этих характеристик. По аналогичной схеме проводят лечебные воздействия в пределах аудиальной системы. Негативные, патогенные образы замещают контрастными по отношению к ним позитивными образами, ослабляющими их действие. Кроме содержания, контрастные изменения слуховых образов могут затрагивать громкость, темп. При наличии «заинтересованности» в процессе заболевания и хороших психотерапевтических возможностей у ольфакторной системы используют контрастное воспроизведение соответствующих запахов. Чаще они выполняют нагрузку адекватного сопровождения, позитивного или негативного фона для манипуляций в пределах других систем и уровней. Эффективны парадоксальные дополнения и видоизменения негативного образа (см. «Метод психомоделирующего гротеска»). Аудиальные, ольфакторные и прочие контрастные психосенсорные представления по мере освоения, вслед за визуальными, постепенно присоединяют к когнитивным противопоставлениям. Кроме позитивных интегративных комплексов в качестве контраста могут использоваться негативные противопоставления - переживание состояний и ощущений или сравнение с состояниями и ощущениями, еще более отрицательными, чем те, которые решают преодолеть. На втором этапе, к которому приступают после освоения манипуляций первого этапа, окончательно нейтрализуют дезадап-тивный когнитивно-поведенческий стиль, осуществляя его негативное подкрепление физическими упражнениями, манипуляциями и фармакологическими препаратами, вызывающими отрицательные ощущения. Они имеют имитационный характер, играют роль плацебо-средств (см. «Метод телесно-фиксированной и фармакологической имитации, негативного подкрепления и моделирования»). Истинная цель этих физических упражнений, псевдоакупрессуры (плацебопрессуры) и плацебофармакотерапии - формирование условного рефлекса, подавляющего аномальное, негативное поведение, скрытое принуждение к отказу него, создание условий, обременяющих болезнь, лишающих ее выгодности. Пациент подсознательно предпочитает отказаться от удержания симптомов, чтобы избежать таких «медицинских назначений». Важно, чтобы он не догадывался об их истинной сущности. Подобные упражнения, фармакологические средства, воздействия и задания используют при низком темпе выздоровления, применяют при каждом рецидиве симптоматики заболевания. Пациенту их преподносят как «нейрофизиологические», «соматоп-сихические», «фармакологические («биогенные стимуляторы», «аминокислоты», «ноотропы») или акупрессурные средства, стимулирующие системы биологической защиты и саморегуляции, спасающие нервную систему от разрушительного воздействия стрессов». Детям объясняют, что это лекарства, точки и упражнения, «отпугивающие» грусть, страх, тренирующие характер и т. п. С этими же целями на данном этапе сам больной или его родственники проводят верификацию, «взвешивание симптомов» или «тест на выявление истины». Первоначально осуществляют суггестивную подготовку - предлагают сравнивать истинность и глубину неприятных переживаний и ощущений, типичных для данного пациента, с другими, главным образом физическими переживаниями и ощущениями. В качестве таковых используют описанные выше «акупрессурные» воздействия или интенсивное сжатие кожной складки, например, в тыльной области предплечья. Пациенту объясняют, что для более глубокого понимания степени беспокоящих его симптомов необходимо каждый раз при их появлении проводить самостоятельно или с помощью родственников подобный «тест». Итогом, как правило, является постепенное угасание первоначальных симптомов, которые нейтрализуются таким «взвешиванием». С момента, когда будет четко воспроизводиться весь стереотип интегративных опережающих адаптивных реакций (контрастных позитивных противопоставлений), левую, негативную часть карточки отрезают и выбрасывают - это косвенно внушает, символически демонстрирует полное освобождение, окончательный отказ от дезадаптивного стиля поведения. Правую, позитивную часть сохраняют и неопределенно долго носят с собой, демонстрируя принятие адаптивного когнитивно-поведенческого стиля. На третьем этапе подготавливают пациента к использованию полученных навыков в условиях моделирования контакта с нега- тивными факторами, провоцирующими стереотип дезадаптивного поведения. Для этого последовательно проводят визуализацион-ный, а далее ролевой тренинги. Для своевременности включения интегрированных опережающих адаптивных реакций выделяют триггеры - сигналы, требующие «немедленного реагирования», внутренние (определенные мысли или эмоциональные состояния) или внешние (психотравмирующие ситуации, объекты, люди, пространства и т. д. ) (см. метод «Нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения»). При распознавании этих сигналов производят соответствующие манипуляции. На первом, визуализационном тренинге, совершенствуют применение усвоенных навыков по созданию адаптивной реакции при зрительном представлении контакта с негативными факторами, характерными для заболевания данного пациента. На втором, ролевом тренинге, к которому переходят после успешного проведения первого, проводят приближенное к жизни моделирование, разыгрывание проблемных ситуаций, в процессе которого отрабатывают усвоенные упражнения. В ролевые тренинги при необходимости вовлекают персонал, других пациентов или родственников больного. Критерием успешности выполнения обоих тренингов является степень уверенного снятия отрицательных эмоций. При наличии положительных результатов полученные навыки применяют далее в условиях реального контакта с психотравмирующими факторами. На четвертом этапе закрепляют полученный эффект динамическим наблюдением и проведением необходимой коррекции отклонений от адаптивного когнитивно-поведенческого стиля. Для повышения степени устойчивости достигнутых в ходе лечения успехов, с учетом индивидуальной необходимости осуществляют поддерживающие сеансы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|