Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод кумуляции радости (накопление эйфории)




Глава 10

МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ)

Метод кумуляции радости (накопления эйфории) направлен на увеличение «суточной дозы» положительных эмоций, дефи­цит которых переживают все лица с пограничными и аддиктив-ными расстройствами, особенно страдающие депрессиями. Он включает в себя следующие приемы:

1. вчувствование и самоанализ;

2. позитивную интерпретацию;

3. пролонгацию и вербализацию позитивных впечатлений;

4. ретроспективную кумуляцию радости;

5. мимико-пантомимическое подкрепление;

6. усиление степени приятных ощущений и эмоций с помощью отсрочки исполнения желаний;

7. удовольствия по контрасту;

8. индукцию радости;

9. адекватные гедонистические акции.

Предварительно составляют диаграмму среднесуточного ба­ланса положительных и отрицательных эмоций, типичного для данного пациента. Это позволяет наглядно определить «эмоцио­нальную ситуацию» и дает точку отсчета для последующей кор­рекции. Более демонстративна круговая диаграмма, в которой выделяют два сегмента, каждый из которых по своей площади пропорционален соответствующей эмоции. Желательно левую часть диаграммы отводить для отражения отрицательных эмоций, а правую - положительных (для скрытой демонстрации их доми­нирования в будущем). При этом представленность каждого типа эмоций выражают в процентах (см. рис. 4).

Рис. 4. Среднесуточный баланс эмоций

Далее в течение дня пациент с целью самодиагностики тре­нируется оценивать свое эмоциональное состояние по пяти­балльной системе, в которой самое плохое настроение оценивает­ся в 1 балл, а самое хорошее в 5 баллов.

Кроме этого в данном методе используется иерархическая шкала удовольствий и источников положительных эмоций, со­ставленная на диагностическом этапе. Здесь ее несколько услож­няют - каждую позицию оценивают в баллах, учитывая то, какой объем приятных впечатлений она способна давать. Как и в пре­дыдущей градации эмоционального состояния, здесь в 5 баллов оценивается способность давать максимальное удовольствие.

В эту шкалу включают все, что доступно в качестве источ­ника положительных эмоций конкретному пациенту - от творче­ства, социальной деятельности, хобби, семейного общения и т. п. до вещей более простых, «приземленных» - еды, сна, интимных отношений, водных процедур, массажа, самомассажа и др. Лица, страдающие зависимостями в соответствующем месте шкалы, учитывая степень получаемого удовольствия, устанавливают проблемное вещество или объект. Необходимо включить в нее и позитивные воспоминания (позитивная ретроспекция).

Далее осуществляют приемы, кумулирующие радость:

1. Вчувствование и регистрацию проводят соответственно сенсорным системам - анализируют разнообразные ощущения,

связанные с восприятием внутренней и внешней среды. Пациент должен почувствовать, осознать, «зарегистрировать» то, что он видит, слышит, воспринимает через все каналы восприятия. Оце­нивают состояние природы, особенности интерьера, окружающих людей и т. п. Фиксируют внимание и на физиологических ощу­щениях, соответствующих моменту вчувствования (осознании степени удобства позы, вкуса пищи, удовольствия от водных процедур, ощущений от правильно подобранной одежды и т. д. ).

2. Неприятные ощущения после регистрации мгновенно пе­реводят в приятные или, по крайней мере, в нейтральные с по­мощью своевременной, многократной, позитивной интерпрета­ции в выгодном для сохранения и усиления положительного эмо­ционального состояния свете. Позитивную интерпретацию про­водят по схеме, альтернативной негативной интерпретации, имеющей в качестве инициирующего заключение: «Как печаль­но, как плохо, что... ». Для позитивной интерпретации исполь­зуют прямо противоположную модель: «Какая радость, что... ». Важно своевременно производить переформулирование и блоки­рование экспансии отрицательных оценок, что позволяет осла­бить их конкурентоспособность по отношению к позитивным оценкам.

Например, зарегистрировав боль в желудке, вместо слов: «Как печально, как плохо, что у меня сейчас болит желудок» го­ворят себе: «Какая радость, как хорошо, что у меня сейчас болит желудок - он просит о помощи. И я обязательно помогу ему, все будет хорошо. Если бы он сейчас не болел, я бы не узнал, что в нем что-то не так». Или вместо: «Как ужасно, как плохо, что мне насупили на ногу в метро, - это оскорбление моего достоинства» внушают: «Какая радость, как хорошо, что мне наступили на ногу в метро - это комплимент, значит я личность значительная, мимо меня так просто не пройдешь».

3. На приятных ощущениях задерживаются, концентрируют­ся, осознают их полнее и глубже (пролонгация позитивных впе­чатлений) и вербализируют - проговаривают про себя или вслух. Вербализацию проводят в виде комментария: «Какая радость, как хорошо, как приятно, что... ». Новое, заменяющее негативное,

позитивное отношение и соответствующий позитивный эмоцио­нальный отклик также пролонгируют и вербализируют. Важно, чтобы интонации комментирующей речи соответствовали эмоции радости.

4. Ретроспективная кумуляция радости представляет собой использование положительных эмоциональных ресурсов про­шлого. Эти приятные воспоминания заранее «квантифицируют», устанавливают их иерархическое соотношение, их можно оце­нить в баллах пятибалльной шкалы. Для «реанимации» положи­тельных впечатлений применяется техника извлечения ресурса из прошлого (см. метод «Актуализация ресурсов»). Компенсирую­щий эмоциональный заряд используемого воспоминания должен быть достаточным, чтобы конкурировать с негативным состоянием в настоящем.

5. Мимико-пантомимическое подкрепление, тождественное положительной эмоции и целенаправленно усиленное, исполь­зуется для поддержания, пролонгации и интенсификации пози­тивного настроя. Пациенту дается инструкция как можно чаще, особенно при осуществлении манипуляций по кумуляции радо­сти улыбаться, принимать позу человека, который пребывает в хорошем настроении, двигаться соответствующим образом и т. п., а также почаще смотреть на себя в зеркало и корректировать выражение лица в сторону отражения эмоции радости.

6. Прием усиления степени приятных ощущений и эмоций с помощью отсрочки исполнения желаний может использоваться по отношению к любым потребностям и действиям, способным дать приятный эмоциональный эффект, - это может быть откла­дывание приятной покупки, приятной встречи, вкусной еды, по­сещения развлекательных заведений, удовлетворения физиологи­ческой потребности и т. п. Здесь используется человеческая осо­бенность острее переживать «долгожданное удовольствие». При выборе времени экспозиции ожидания необходимо учитывать индивидуальное реагирование, в тех случаях, где откладывание приятного вызывает негативные реакции, действуют по принципу «дорога ложка к обеду».

7. Удовольствие по контрасту, переживание положительной эмоции вслед за отрицательной, как правило, усиливает положи­тельную эмоцию. Предшествующие контрасты (антиподы-пред­шественники) не должны представлять собой слишком неприят­ные впечатления, эффект которых, в т. ч. следовой, сложнее ней­трализовать.

Могут быть использованы вкусовые ощущения - слишком сладкого или наоборот горького, чрезмерно соленого, кислого и др. (после их применения ротовую полость можно прополоскать), неприятные тактильные ощущения - например, массаж сензи-тивных точек (см. «Метод телесно-фиксированной и фармаколо­гической имитации, негативного подкрепления и моделирова­ния») или умеренно сильная фиксация зубами кончика языка.

Кроме этого, приносят успех физические упражнения стати­ческого характера, связанные с напряжением мышц или натяже­нием мышц и сухожилий. Это могут быть доступные пациенту по сложности и времени выполнения асаны из системы йогов, «шпа­гат», удержание головы или ног в приподнятом состоянии в по­ложении лежа и т. п.

Перечисленные манипуляции могут комбинироваться. Важ­но после их выполнения провести «вчувствование, регистрацию, интенсификацию и пролонгацию» возникшего приятного состоя­ния и ощущений, связанных с освобождением от неприятных воздействий.

8. Индукция радости представляет собой процесс «заражения радостью» окружающих, положительный эмоциональный аль­труизм. Если рядом находятся другие люди, пациенту вменяется в обязанность поделиться с ними приятным впечатлением, кото­рое он переживает, вовлечь их в положительную эмоцию. Другая задача, которая ставится перед больным, - это совершение дейст­вий и поступков, которые способны обрадовать других (оказание помощи и поддержки, преподнесение подарков и т. п. ), высказы­вание комплиментов, утешительных или ободряющих слов и т. п.

9. Адекватные гедонистические акции это эмоционально-позитивные манипуляции, действия, поступки, мероприятия. Ор­ганизуя их в соответствии с необходимостью, пациент первона-

чально оценивает свое эмоциональное состояние по пятибалльной шкале и далее выбирает соответствующую ему, адекватную гедо­нистическую акцию из иерархической шкалы удовольствий. Балльное значение этой акции должно зеркально отражать эмо­циональное состояние пациента. Например, при психологическом состоянии «на 1» используются мероприятия с положительным индексом 5, при эмоциях «на 3» - акции уровня 3 и выше. Ис­пользование количественного подхода здесь позволяет правильно организовать противодействие отрицательным эмоциям - с одной стороны, экономно («не стрелять из пушки по воробьям»), с дру­гой - подбирая «противоядие» достаточной силы. Пациенту могут быть назначены определенные «дозы положительных эмоций»: «3 радости в час», «33 радости в сутки» и т. п., которые получают с помощью акций и манипуляций, приносящих удовольствие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...