Когнитивно-ценностная гармонизация личности
Метод представляет собой комбинацию когнитивно ориентированных дискуссий, косвенных и прямых суггестивных воздействий, направленных на коррекцию дезадаптивных когнитивно-поведенческих стратегий, которые сочетаются с показательным диагностическим обследованием пациента, демонстрирующим характер соотношения имеющихся у него адаптивных и дезадаптивных личностных качеств. На первом этапе пациенту объясняют, что его проблемы не случайны, как и все на свете. Имеются определенные причины каждого его поступка, каждой его эмоции, каждой мысли. Его особенностью, в отличие от большинства других людей, является то, что он обратился за помощью к психотерапевту. Данный факт не характеризует его ни с плохой, ни с хорошей стороны. Это говорит лишь о том, что он, во-первых, страдает (или испытывает психологический дискомфорт, нестабильность и др. ) и, возможно, страдает (или испытывает другие негативные или проблемные состояния) не он один. Во-вторых, что по-старому ему жить тяжело, и, возможно, не только ему, и что самостоятельно он не справляется с тем, чтобы жить лучше. Самостоятельно у него не получается жить без страданий (или др. проблем) и, возможно, не получается избавить от страданий других. Он исчерпал весь арсенал собственных ресурсов и способностей по преодолению психологического кризиса, но ничего не получилось. Его страдание настолько велико, что ему уже не помогают ни советы друзей или подруг, ни популярные психологические телепрограммы, книги или статьи. В поисках выхода он пришел к специалисту, который занимается решением психологических проблем (если не в первый раз отмечают и это). Пациента информируют, что существует много направлений в психотерапии, часть из них уже исчерпала себя, часть только развивается, но есть направления и соответствующие методы, которые зарекомендовали себя очень хорошо и позволяют эффективно помогать людям. Из них можно подобрать индивидуальную комбинацию методов, которые подходят как ключ к замку к данной личности.
Далее объясняют, что для эффективного управления собой необходима определенная информация - информация психологическая, ее нужно совсем немного - ровно столько, чтобы научиться «наводить порядок» в эмоционально-волевой сфере, поддерживать комфортное душевное состояние, избегать нервных срывов. Проводят аналогию с управлением автомобилем - водителю необязательно знать, как устроен двигатель, достаточно знать лишь, где находятся рычаги управления машиной и как их использовать. Говорят, что человек с психологическими проблемами напоминает неопытного водителя, который сел за руль автомобиля, не имея должных знаний ни по управлению им, ни о правилах дорожного движения. Такой водитель может не только создавать дискомфорт себе и своим пассажирам во время езды, но и становится опасным для себя и окружающих. Пациенту предлагают принять для рассмотрения прикладные психотерапевтические модели организации эмоционально-поведенческих реакций человека - интегративно-онтогенетическую (рис. 3) и функционально-динамическую (психофизиологическую). Они представляют собой упрощенные варианты схемы когнитивно-аналитической структуры личности и поведенческого цикла (см. главу 1, часть 1). Эти модели служат и для диагностики, и для решения вопроса о выборе мишеней (локусов) или рычагов для психотерапевтической и психокоррекционной помощи, аутопсихотерапии, психической саморегуляции. Сообщают, что относительно правильности предлагаемых моделей «сходятся мнения разных школ психологии и психотерапии. К настоящему моменту они является аксиомой, и к этим положениям можно относиться без каких-либо сомнений, потому, что этап сомнений на эту тему в науке уже закончился». Анализируют эти модели с учетом индивидуальных особенностей -
интеллектуально-культурного уровня, возраста и «менталитета» больного. Стремятся наполнить каждый элемент этих схем индивидуализированным, характерными для данного пациента, содержанием. Рис. 3. Прикладная психотерапевтическая интегративно-онтогенетическая модель организации поведения (психотерапевтические мишени) Объясняют алгоритмы самовлияния и влияния на других на каждом уровне эмоционально-поведенческой иерархии и каждом этапе эмоционально-поведенческого акта. Указывают на повышение эффективности коррекции дезадаптивных стереотипов по мере углубления направленности воздействий от итоговых эмоционально-поведенческих реакций к их основам и причинам. На основании интегративно-онтогенетической схемы пациента информируют о том, что «эмоционально-поведенческие реакции и состояния являются лишь вершиной своеобразного айсберга поведения и эмоций. Это то, что мы видим, когда общаемся или наблюдаем за другими - то, что чувствуют и делают они и то, что чувствуем и делаем мы. Эмоции и поступки могут быть адекватными или неадекватными, конструктивными или деструктивными, адаптивными или дезадаптивными, выгодными для индивидуума или для общества». Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия в пределах этого уровня соответствуют алгоритму: «Успокойтесь! », «Хватит грустить, радуйтесь жизни! », «Возьмите себя в руки! » и т. п. Сообщают, что они, как правило, неэффективны, т. к. не затрагивают предшествующего уровня - ситуационного и предситуационного мышления - тех, в большей или меньшей степени осознаваемых мыслительных (вербально-логических, аналогово-образных или праксических) процессов, которые соответственно своему содержанию приводят к определенным экст-рапунитивным или импунитивным реакциям и поступкам. Осмысление ситуации может происходить задолго до непосредственного столкновения с нею, при этом субъект прогнозирует свое поведение. При неожиданно возникающих, незапланированных ситуациях эмоционально-поведенческие реакции индивидуума часто отражают особенности глубоких уровней психического и биологического - того, что при относительно размеренной жизни маскируется в той или иной степени сознанием или подсознанием.
Для демонстрации роли ситуационного и предситуационного мышления обсуждают схему А - В - С. В этой схеме А - внешнее воздействие (уже имевшее место в прошлом, происходящее в настоящий момент или предстоящее), В - когнитивный фильтр, интерпретация, оценка, интеллектуальное опосредование этого воздействия, С - реакция на А, зависящая от В. Объясняют, что большинство людей связывают свои эмоциональные состояния и поступки С непосредственно с вызвавшими их событиями А, и именно эти события или тех, кто является причиной этих событий, обвиняет в собственных бедах. Однако причиной психологических реакций является на самом деле В - характер осмысления А. Только меняя стиль тематически направленного мышления можно повлиять на эмоции и поступки, связанные с А. Рассматривают понятие интерпретации событий, ее позитивные, негативные, нейтральные и иные варианты. Предлагают найти как можно больше ракурсов и сделать как можно больше вариантов интерпретации одних и те же явлений и вещей, сопутствующих беседе - погоды за окном, людей и предметов интерьера вокруг и т. д. - и оценить характер возникающих вслед за каждой интерпретацией эмоциональных реакций. Для демонстрации роли оценок используют метафору выбора кулинарных блюд: «если перед кем-нибудь поставить поднос с несколькими очень вкусными блюдами, часть из которых отравлена разными по силе ядами, рассказать, какие из них опасны, а какие нет, и дать человеку право сделать выбор, то лишь тот, кто решил покончить с собой, или умственно глубоко неполноценный, имбецил или, скорее, идиот выберет блюда ядовитые». Отмечают, что «при оценке «психологической пищи» - психологических воздействий (приятных или «ядовитых») также есть право выбора - избрать ту их интерпретацию, которая приятна или ту, которая отравит настроение на сутки или всю жизнь, а может быть станет причиной сведения счетов с жизнью».
Объясняют: «Дисгармоничные лица упорно выбирают «психологические яды», сознательно или неосознанно «стараются» испортить себе или другим настроение, не дают себе возможности радоваться жизни и с оптимизмом преодолевать проблемы. Они очень часто находятся в «отравленном», ослабленном, нервозном состоянии, хотя известно, что даже физические болезни, начиная с простуды и заканчивая теми, что требуют хирургических вмешательств, переносятся легче, когда человек пребывает в нормальном расположении духа. Что уж говорить о борьбе с трудностями и болезнями психоэмоциональными - для их преодоления «само собой» полезно быть в хорошей психоэмоциональной форме. Однако люди, склонные к нервным срывам и кризисам, с удивительным упорством повторяют одни и те же, привычно-стереотипные акции по психологическому самоотравлению и отравлению других». Схема психотерапии и психокоррекции в пределах уровня ситуационного и предситуационного мышления: «Ваши мысли неправильны, неадекватны, думайте по-другому. Думайте так, как я Вам рекомендую! ». Пациенту сообщают, что подобные инструкции приносят успех редко, так как особенности мышления являются отражением нижележащего уровня - зависят от специфики отношения к проблеме, ситуации, людям, объектам и прочим актуальным вещам. Отношение может быть позитивным или негативным, адекватными или неадекватными, сверхценным или бредовым Именно характер отношения (отношений) направляет мыслительную деятельность субъекта по анализу ситуации, прогнозу и выбору определенной модели поведения в соответствующее русло. Алгоритм психологических лечебно-коррекционных влияний на уровне отношений следующий: «Относитесь к этой проблеме проще», «К этому следует относиться спокойнее», «Пора избавиться от гипертрофированного отношения к... » и т. д. Однако и это далеко не всегда является эффективным, потому что тип отношения к чему-либо связан с особенностями мотива-ционно-потребностного комплекса, который включает в себя потребности, мотивации, мотивы, направленность личности и т. п. Они в свою очередь являются зависимыми от концептуально-ценностного комплекса: иерархии жизненных ценностей, идей и концепций, относящихся к «Я» и взаимоотношениям «Я» с другими. Больному разъясняют, что работа с эмоционально-поведенческими расстройствами на мотивационно-потребностном и концептуально-ценностном уровнях гораздо более эффективна, чем предыдущие подходы. Здесь важной является идентификация концептуальных последовательностей и выявление ядерных концепций, которые лежат в основе дезадаптивного поведения индивидуума. «Концептуальная поверхность» личности может быть представлена достаточно большим набором концепций, однако при их структурировании в процессе когнитивного анализа происходит «клиновидное» сужение концептуального спектра, который в итоге может быть сосредоточен на 1-2-3-х ядерных концепциях, определяющих все вышестоящее когнитивное образование. Это сравнивают с перевернутой пирамидой, все уровни которой покоятся друг на друге, обращенная вниз вершина состоит из минимального количества блоков, а обращенное вверх основание - из множества блоков.
Дезадаптирующие ядерные концепции являются базисом де-задаптивной иерархии жизненных ценностей и соответствующих личностных когнитипов. Однако попытки отказаться от дезадаптирующих концепций и связанных с ними потребностей и ценностей могут натолкнуться на сопротивление, обусловленное памятью прошлого - уровнем опыта. Опыт - непосредственный и опосредованный, персональный и трансперсональный - содержит в себе накопленную и заряженную соответствующим аффектом информацию, впечатления, начиная с самых ранних этапов онтогенеза. Это индивидуальная «фактография психогенеза», которая оформлена в соответствующие более или менее осознаваемые концепции. Пациента информируют, что он в большей или меньшей степени является отражением влияния значимых лиц собственного прошлого. По мере развития его личности это гетерогенное влияние все более дополнялось аутогенным. Последнее в итоге может становиться доминирующим, однако возможности этого доминирования в немалой степени зависят от особенностей предшествующих гетеровоздействий. Эти воздействия может выявить ретроспективный анализ, который в сложных случаях может потребовать использования регрессивного гипноза, проективных тестов, ассоциативного эксперимента, адаптированных методов современного психоанализа. Параллельно или вслед за этими исследованиями может быть проведено «переписывание» прошлого - изменение отношения к патогенным воздействиям давних лет, отреагирование и нейтрализация психотравм. Таким образом, для создания мотивации к глубоким переменам - единственно возможному пути к избавлению от пограничных и аддиктивных расстройств - с пациентом рассматривают вопросы о «невозможности изменить эмоции и поступки без изменения мыслей-интерпретаций активирующих событий. В свою очередь мыслительные стереотипы не изменяются без коррекции отношения к тождественным проблемам и темам, а отношение не меняется без коррекции мотивационно-потребностного и концептуально-ценностного уровней. Их же бывает непросто изменить без коррекции исторической основы («фактографии психогенеза»)». Мотивация освобождения от негативных когнитивно-поведенческих стереотипов может быть усилена также аналогией с заботой о чистоте жилища: «Каждый нормальный человек старается поддерживать его чистоту и вовремя выбрасывает мусор, вытирает пыль, убирает грязь. Но почему-то мусор психологический, психологическую пыль и грязь, которые мешают нормально жить, дисгармоничные личности стремятся накапливать, отказываются расставаться с ними. При этом они могут много времени уделять заботе о жилище, одежде, автомобиле, растениях на даче и т. д. Или заботе о теле, зубах, коже лица, ногтях и т. п. Вкладывают в это деньги, а времени и денег для заботы о том, что является целью всего вышеперечисленного, - душевном благополучии - не находят, не принимают мер для «психологической чистки», профилактики психологических «морщин», душевной «коррозии». Наконец, рассматривают влияние биологического уровня («фактографии нейрогенеза» - генов, возрастных факторов, степени морфофункциональной целостности и т. п. ), являющегося основой всего: «Как ни возвышайся духовно, на какие заоблачные высоты умственных построений «не залетай» - как только меняется субстрат сознания и подсознания - головной мозг, возникают проблемы во всех психических планах, вплоть до потери всего, что характерно для человека при серьезных коллизиях с мозгом. Но влияние этого субстрата, пока он имеет достаточную сохранность, на эмоционально-поведенческие реакции является опосредованным, преломляется, фильтруется по мере прохождения снизу вверх по интегративно-онтогенетическим структурам». Объясняют, что лишь при эндогенных расстройствах и органических дефектах мозга эмоции и поступки меняются сами по себе, без внешних причин, из-за болезни. Но если такой болезни нет, то эмоциогенные и активирующие системы головного мозга «ау-тохтонно», автоматически обеспечивают оптимальный эмоциональный фон и психический тонус. Влияние этих систем можно на какое-то время «испортить», исказить негативными мыслями. Таким образом, «если нет грубой наследственной предрасположенности или безнадежных органических дефектов, судьбу человека предопределяют его психологическая история, концепции, ценности, иерархия желаний, особенности мышления и отношения к жизни в целом и ее отдельным проявлениям, темам. У одинаково возбудимых лиц может быть разная «концептуально-ценностная настроенность» и соответственно, разные темы, разные стимулы для возбудимости. Точно также у равноценно сензитивных или тревожных возможны разные темы для проявлений психологической идиосинкразии, страхов и паники. Или все бывает наоборот - психологически разные типы имеют одинаковые темы для переживаний. Но лишь через коррекцию всего, что находится между биологией и конечным этапом проявлений психической активности, эмоционально-поведенческими реакциями, можно достичь должного уровня психологической гармонии, научиться управлять собой». Пациента информируют, что для коррекции биологического уровня в необходимых случаях используется психофармакотерапия и различные приемы психической саморегуляции, влияющие на степень психической активности (например, психомышечная релаксация или активация, дыхательные техники). При эндогенных и органических психических заболеваниях главную роль играет терапия лекарствами. Но при пограничных психических и аддиктивных расстройствах фармакотерапия является вспомогательной задачей и при изолированном применении дает лишь временный эффект. Так, например, применение транквилизаторов может снять тревожность, страх или возбудимость, но наличие дезадаптирующих идей и моделей поведения после отмены препаратов, при сохранении прежних психотравмирующих факторов, вызывает рецидив заболевания. Точно так же применение психологической или мышечной релаксации, способное повлиять на уровень биологически обусловленной нейровозбудимости и психический тонус, имеет лишь временное значение - «концептуальная уязвимость» после прекращения седативных самовоздействий возвращает пациента к старым проблемам. Кроме того, если не были изменены глубокие психологические уровни, личность на сеансе релаксации может внутренне протестовать против спокойного отношения к тому, что она категорически не приемлет. В то же время «буйство биологии» при выраженной декомпенсации резидуально-органической церебральной недостаточности или в связи с синдромом отмены при зависимости от психоактивных веществ, практически исключает возможность продуктивной психотерапевтической работы с пациентом и требует предварительной психофармакологической коррекции. Отмечают наличие как восходящих, так и нисходящих влияний в рассматриваемом интегративно-онтогенетическом комплексе, что позволяет, используя каналы и рычаги межличностного взаимодействия психотерапевта и пациента проводить коррекцию любого уровня. После этого рассматривают функционально-динамическую или психофизиологическую модель поведения человека. Она позволяет «расшифровать» закономерности организации поведенческих реакций с точки зрения динамики поведенческого акта. Здесь важно донести до сознания больного информацию о мотивационной, «побудительной» стороне поведения - неслучайности, предопределенности, личностной детерминированности желаний и поступков. Согласно этой схеме поведенческие реакции инициирует психофизиологический дисбаланс, возникающий в процессе взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом образуется доминанта, связанная с ведущей мотивацией и формируется модель результата. Далее происходит поиск оптимального способа действий с учетом опыта, возможностей реальной ситуации и прогноза последствий. Осуществляется выбор стратегии и принимается санкция о начале деятельности. Больному объясняют, что «прогнозирование и планирование поведения происходит всегда. Результат заранее предвидится. Всегда происходит выбор среди различных вариантов достижения желаемой цели, и принимаются санкции, разрешающие или запрещающие данный вид поведения. Эти санкции могут не осознаваться до конца, но в организации поведения присутствуют постоянно, даже, при, казалось бы, молниеносных поступках. Человек постоянно управляет процессом эмоционального реагирования и может его изменить или прекратить, прервать в нужный для себя момент. Приводят примеры: человек с эксплозивными чертами, домашний «неуправляемый» тиран, не будет проявлять свою взрывчатость и возбудимость перед представителями охраны правопорядка, хотя милиционеры могут оскорбить его больше, чем домашние; возбужденный начальник, оскорбляющий подчиненных, или мать семейства, истеричка, поносящая детей или мужа, мгновенно преображаются, если раздается телефонный звонок, и могут совершенно спокойно или даже заискивающим образом говорить с вышестоящими лицами или теми перед кем невыгодно быть «нервным». В процессе осуществления поведенческого акта производится контроль деятельности по возможно более точному соответствию результата ожиданиям, сравнение достижений и прогнозов, «дозируется» объем, скорость и интенсивность действий, корректируется их направленность. Это осуществляется при участии акцептора результатов деятельности. На завершающем этапе производится оценка результата и принятие решения о прекращении или возобновлении деятельности на основе повторного изучения внутреннего состояния и определения степени компенсации психофизиологического дисбаланса. Итогом всего является архивирование в памяти информации о полученном позитивном или негативном опыте, который далее используется в подобных ситуациях, приобретая часто характер стереотипов, клише. На всех этапах, от психофизиологического дисбаланса до результирующего поведения, этот процесс сопровождают соответствующие эмоции. Скорость его протекания может быть различной и охватывать секунды или годы. В патологических случаях формируются дезадаптивные стратегии поведения, ситуация и собственные возможности оцениваются тенденциозно, с точки зрения дезадаптивных концепций, из-за гиперактуализации и гиперэмоциональности возможна эмоциональная логика в составлении первоначальной схемы действий или отклонения от первоначальной схемы, а последствия совершенных действий могут игнорироваться. С учетом этого внушают, что «каждый несет ответственность за любые свои деструктивные поступки - он их себе разрешает, заранее предвидя определенный результат и планируя последовательность его достижения». Пациент может здесь возразить, что ему хотелось бы жить без слез, раздражения или страхов, но не получается, несмотря на все старания. Ему объясняют, что его старания «касались лишь поверхности поведенческих структур, не затрагивая основы. Это все равно, что покрасить ржавую машину - краска продержится недолго, или поставить зубную пломбу, не санируя поверхность, пораженную кариесом, или пытаться управлять автомобилем с помощью команд или используя не те, что надо педали и рычаги управления. Нужные же педали и рычаги для самоуправления связаны с концепциями, ценностями, установками и прошлым человека. Только меняя их, освобождаясь от «психологический ржавчины» в виде дезадаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов, можно достичь состояния внутренней гармонии, избавиться от кризисов». Далее переходят к рассмотрению вопроса о психологической гармонии. Больному сообщают, что «на основании многочисленных социально-психологических исследований большого количества людей выделено понятие и критерии психологической нормы и отклонений от нее. Установлено, какие особенности личности способствуют, а какие препятствуют возникновению психологических кризисов, эмоциональных срывов, дезадаптации, пограничных психических расстройств и состояний зависимости». Психическая дисгармония при этом определяется как комплекс личностных качеств, наносящих ущерб, заставляющих страдать самого человека или его окружение, или обе эти стороны (П. Б. Ганнушкин, 1964). Психологическая, личностная гармония в противоположность этому определяется как комплекс личностных качеств, защищающих человека и его окружение от страданий, который позволяет поддерживать эмоционально психологический баланс обеих сторон на комфортабельном уровне. В процессе клинико-психологического собеседования и когнитивно ориентированной дискуссии-лекции совместно с пациентом рассматривают признаки психологической дисгармонии и выявляют их наличие у пациента. Обсуждают следующие, наиболее типичные 14 качеств (их может быть выделено и больше). 1. Отклонения в сфере эмоциональной регуляции. • слабое развитие способности к произвольной регуляции эмоций, отсутствие внутриличностной работы, направленной на позитивное преодоление негативного состояния, пассивное отношение, пассивное переживание отрицательных эмоций, позднее принятие мер по их преодолению, ориентация на малоэффективные пути устранения психологического дискомфорта - отвлечение, выговаривание близким людям, прием седативных средств или алкоголя и т. п; • непосредственность восприятия, низкий коэффициент когнитивного опосредования, отслеживания эмоций; • склонность к гиперэмоциональным состояниям, как положительным, так и отрицательным, при которых доминирует эмоциональная логика. 2. Доминирование уязвимых ценностей в индивидуальной шкале жизненных ценностей, таких как собственное здоровье и здоровье близких людей, красота, финансовое и материальное благополучие, любовь, верность, честность, порядок, ответная благодарность за собственные благие дела и т. д. и т. п. - того, что жизнью, «правдой жизни» опровергается, разрушается, отнимается, того, что нестабильно и при гиперактуализации значения заставляет каждый раз отвечать сильными отрицательными эмоциями на утрату существенно ценного. 3. Низкая толерантность к фрустрациям, непереносимость слабых отклонений от состояния благополучия - физического или эмоционального, «трагическое» восприятие этих слабых отклонений, настроенность на состояние полного психологического и физического благополучия и комфорта. 4. Склонность к негативной интерпретации событий внешнего и внутреннего мира, «катастрофизация», преувеличение мелких проблем. Выбор из многих вариантов оценки и интерпретации событий негативного варианта, заставляющего страдать, хотя противоположный вариант имеет абсолютно такую же обоснованность, «право на жизнь». 5. Склонность к негативному прогнозированию и самопрограммированию, выбор из ряда прогнозов развития сложных событий неблагоприятного прогноза, при этом не планируется никаких мер по преодолению возможных осложнений. Другой характерный вариант - игнорирование возможных неприятностей, идеалистический прогноз как единственно возможный, который тоже является неблагоприятным, т. к. не подготавливает личность к возможным проблемам. 6. Психологическая ригидность, наличие хронически действующих неэффективных когнитивно-поведенческих стереотипов, наносящих ущерб самому пациенту, его окружению или обеим сторонам, - повторяющиеся эксплозивные вспышки, разрешение себе выпить «лишь чуть-чуть» при алкоголизме, постоянно заканчивающееся алкогольным эксцессом или запоем, хронически повторяющиеся и не подтверждающиеся идеи и утверждения об опасности чего-либо (лифта, метро и т. п. ). 7. Деструктивный максимализм - максималистские притязания к жизни в сочетании с неспособностью их удовлетворить, неспособностью отказаться от малодостижимых потребностей, принятием в связи с этим деструктивных по отношению к себе или другим действий и страданием от невозможности достичь желаемого или отказаться от этого. Следование принципу «человек должен достичь всего, чего он хочет, иначе это не жизнь». 8. Отсутствие готовности к утратам - тем или иным потерям -материальным, связанным со здоровьем, близкими людьми, социальным статусом, внешностью и т. п. Неготовность принять это без кризиса, психологического слома, избегание размышлений на эти темы, отсутствие приемлемого плана мероприятий по выходу из возможных проблем, смягчению их последствий. 9. Дихотомическое мышление: «или-или», «все или ничего», «друг или враг», отсутствие градаций в диапазоне от плохого к хорошему. 10. Отсутствие стремления к психологическому развитию, совершенствованию. 11. Наличие глубоких неадекватных концепций, осознаваемых в большей или меньшей степени, определяющих «сквозную тему», «красную нить» проблемной жизни пациента, связанных с типом его личности, например, демонстративно-нарциссических «Я самый хороший, и все в жизни должно быть так, чтобы соответствовать этому, меня все должны любить, жизнь должна быть счастливой, радостной и приятной» или депрессивно-мазохи-стических «Я самый плохой, мне не на что надеяться, я обречен на страдания и отвержение другими» и т. д. 12. Патологическая вовлеченность в суету и скандальность мира, жизнь других людей. Наличие чрезмерных реакций на сообщения средств массовой информации, легкая вовлекаемость в острые социальные события. Попытки наводить «порядок» везде где только можно, назойливо внедряться в организацию жизни, личные переживания и планы других людей, попытки руководить ими или оказывать ненужную помощь. Такая чрезмерная опека со стороны родителей приводит к задержке развития личности ребенка, делает его несамостоятельным, робким. Любые коллизии с ним воспринимаются чрезмерно вовлеченным лицом как катастрофа, а попытки взрослеющего ребенка, юноши или уже взрослого быть самостоятельнее, жить самостоятельно оцениваются как опасные для него или как неблагодарность. Одна из глубоких концепций таких людей - «равнодушие является преступлением, преступно отгораживаться от других», другая -«именно я знаю, как лучше, и именно я должен помочь другим, а если надо, то и заставить их для их же блага делать то, что я считаю нужным». Из-за ходульных представлений о том, что хорошо и что плохо, отсутствия истинной душевной тонкости такие люди приносят больше вреда, чем пользы не только другим, но и себе. 13. Использование негативно-программирующих вербальных маркеров эмоционально-поведенческих реакций, способных выступать как самореализующиеся пророчества: «Я от этого повешусь», «Лучше застрелиться», «Меня от этого тошнит» «Можно сойти с ума от этого», «Это сидит у меня в печенках» или «Я его готов убить», «Таких надо расстреливать», «Пусть их покарает бог», «Им не место в этом мире» и т. п. 14. Склонность к обвинению окружающих, судьбы или рокового стечения обстоятельств в своих проблемах, игнорирование собственных характерологических особенностей как причины жизненных осложнений. Каждое качество обсуждается и сравнивается с особенностями пациента. Ему объясняют, что лица с подобными особенностями обречены на страдания, именно эти внутренние качества, а не сложности мироздания и общества или близких людей являются причиной внутреннего психологического дискомфорта и ощущения несчастливой жизни. Пациент, прослушивая информацию об особенностях дисгармоничных личностей, делает записи и отмечает наличие или отсутствие у себя тех или иных характерологических свойств. Затем определяется «коэффициент дисгармонии», «дисгармонический потенциал личности» - найденное количество дисгармоничных черт делится на их общее количество и умножается на 100%. Так, если оба показателя совпадают: 14 из 14, то коэффициент дисгармонии равен 100%. Если найдено 7 дисгармоничных черт из 14, то коэффициент равен 50%. Соответственно дисгармоничный потенциал личности может быть тотальным или частичным. Эти цифры используют для суггестивных целей, с их помощью демонстрируют пациенту причины его сложностей и проблем, доказывают, что они имеют внутреннее происхождение и тем самым повышают мотивацию к внутренней перестройке, самосовершенствованию. Далее обсуждают особенности гармоничных личностей, защищенных от значительных кризисов своими личностными чертами, и в первую очередь адаптивными когнитивно-поведенческими стратегиями. Здесь рассматривают тождественное количество личностных качеств, являющихся антиподами по отношению к дисгармоничным проявлениям. Помимо суггестивного эффекта смысл такого противопоставления и дублирования заключается в повышении достоверности информации, исходящей от пациента, проверке точности понимания вопросов и ответов. 1. Особенности эмоциональной сферы: • склонность к произвольной регуляции эмоциональных состояний, наличие внутриличностной работы по преодолению состояний эмоционального дефицита, активное отношение к отрицательным эмоциям, принятие своевременных и эффективных внутренних мер по нейтрализации психотравми-рующих воздействий; • оптимальный уровень когнитивного опосредования эмоций; • самоограничение эмоциональных выплесков - как отрицательных, так и положительных, если последние переходят некие средние границы; маятник эмоций при этом удерживается в сбалансированных границах, не «зашкаливает» ни в отрицательную, ни в положительную сторону, отсутствие гиперэмоциональных состояний. 2. Доминирование ценностей, защищающих личность от психологических кризисов - таких, как собственное развитие, психологическая гармония, духовность, гуманизм. Пациенты здесь часто спрашивают, можно ли ставить собственные интересы и психологический комфорт на первое место -перед здоровьем и благополучием других, придавать себе большую значимость, не эгоизм ли это. Им отвечают, что это «эгоизм альтруистический, который позволяет и другим быть счастливыми и защищенными, т. к. этим другим выгоднее иметь рядом человека гармоничного, не только способного к бесконфликтному сосуществованию, но и друга, опору. Человека, не склонного к оскорбительным истерикам, духовно развитого, избавленного от паники и нелогичных гиперэмоциональных поступков, считающего, что внутренняя психологическая культура - это важно. Того, кто не наложит на себя руки из-за того, что оскорблен кем-то или недополучил или утратил какое-то количество денег, и кто не будет третировать близких или подчиненных по пустякам, раздутым до вселенской катастрофы». 3. Высокая толерантность к фрустрациям, способность переносить эмоционально-психологический и физический дискомфорт с ориентацией на то, что это проявление нормального течения жизни, наполненной подчас или часто дискомфортом, который можно преодолеть или перетерпеть. 4. Склонность к позитивной интерпретации жизненных сложностей и психотравмирующих событий. Способность выбрать среди ряда интерпретаций этих событий позитивный вариант, позволяющий выровнять эмоциональное состояние, снизить или исключить совсем эмоциональный дискомфорт. 5. Склонность к позитивному прогнозированию и самопрограммированию, способность «настраивать себя на лучшее», прогнозировать и планировать адаптирующие и компенсирующие меры, исключение из прогнозов и программ собственного поведения аутодеструктивных или иных негативных реакций и поступков независимо от сложности проблем и тяжести утрат. 6. Психологическая пластичность, готовность к переменам оценок, идей, поведения и наличие этих перемен. Стремление к развитию, преобразование себя в соответствии с требованиями жизни, возраста, здоровья без потери своего «Я», но с развитием своего «Я». 7. Позитивный минимализм - готовность довольствоваться малым как в материальном плане, так и в плане поведения других людей, готовность выжить без саморазрушения даже при самых минимальных жизненных условиях, готовность отказаться от максимума в притязаниях. Однако, пока есть возможность, такие люди могут настойчиво добиваться своего, преобразовывать мир, преодолевать преграды. Здесь можно привести в пример «минимум миниморум» одного известного художника, который готов был спокойно перенести любые утраты, остаться без всего, лишь бы сохранилась способность «хоть как-то, хоть чем-то, хоть на чем-то, хоть что-то нацарапать, нарисовать» - эта возможность соответствовала его главной ценности - творчеству. Другой пациент, популярный политик, считал для себя достаточным сохранение способности вспоминать свои многочисленные путешествия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|