Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Креативный гипноз




Глава 8

КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ

Психология современного человека в ее интеллектуальных, ценностных, эмоциональных и культурных проявлениях отли­чается от психологии людей прошлых столетий. Психологиче­ская динамика касается и психологической реактивности, меняет­ся структура, нозологический состав и клинические проявления психических расстройств. Изменились реакции людей на гипно­тические воздействия, внушаемость и гипнабельность. Класси­ческая техника гипнотической индукции становится все менее эффективной, на смену ей приходит современный гипноз, «гип­ноз без гипноза», использующий состояния легкого транса и не­директивную, непрямую суггестию (Ж. Беккио, Ш. Жюслен, 1998; Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995; С. Гиллиген, 1997; Ж. Годэн, 2003; Ч. Цитренбаум, М. Кинг, У. Коэн, 1998; М. Эриксон, 1994, 1995, 1996 и др. ). Учитывая это, в ФПРЛ применяется техника креативного гипноза.

Креативный гипноз используется для преодоления насторо­женности и скрытого сопротивления процессу гипнотической индукции, для ускоренного обучения самогипнозу, медитации или глубокой релаксации. В случае неоднозначного отношения пациента к гипнозу его называют как-либо иначе - самогипно­зом, медитацией или глубокой релаксацией. При наличии нега­тивного отношения ко всем этим техникам их преподносят как «творческие психологические упражнения», «упражнения по раз­витию креативности», «тренинг креативности» и т. п.

Как показывают наши наблюдения, сопротивление гипноти­зации связано со следующими причинами.

1. Опасениями по поводу вреда гипноза («неизвестно, чем за­кончится это копание в мозгах», «вдруг не смогу проснуть­ся», «стану зомби», «вдруг возникнет зависимость» и т. п. ). Или страхом по поводу того, что во время сеанса, «когда от-

ключат сознание», будет потерян контроль над своим пове­дением или физиологическими функциями, и «это приведет к чему-либо плохому».

2. Жизненными принципами, исключающими принятие влия­ний другой личности («не хочу, чтобы мною управляла дру­гая личность»), склонностью к лидерству, соревнованием во время сеанса («кто кого»).

3. Отрицательным отношением к гипнотерапевту.

4. Сознательным или подсознательным желанием оставаться больным.

5. Боязнью обнажать, вновь переживать вытесненные, эмоцио­нально острые впечатления, проблемные воспоминания.

В каждом конкретном случае действует одна или несколько из этих причин, их выявляют, подвергают коррекции и «обходят» с помощью креативного гипноза.

Креативному гипнозу предшествует лекция-дискуссия, пер­вая часть которой посвящена ведущей роли активного творческо­го мышления в эффективном преодолении психологических кри­зисов и жизненных проблем.

Больному объясняют, что создание внутренней гармонии, управление собой, самосовершенствование, гипноз и самогипноз -это тоже творчество, творчество психологическое и что данный метод «активирует творческий потенциал», который мобилизуется для преодоления заболевания и психологической дисгармонии. Сообщают, что часть упражнений предлагаемого метода направ­лена на создание состояний глубокого отдыха, восстанавливающе­го, восполняющего личностные защитные ресурсы и усиливающе­го психологические возможности, которые истощаются в ходе прогрессирующей дезадаптации.

Другая часть вводной лекции содержит информацию о со­стояниях транса, возможностях гипноза, его безвредности и поль­зе. При сохраняющейся настороженности используют маскирую­щую терминологию. Спецификой этой информации является внушение пациенту многовариативности индивидуальных прояв­лений гипнотического состояния («состояний, благоприятствую­щих творческой стимуляции»), «отсутствия сна (того, каким чело­век спит ночью) и отключения сознания» во время сеанса. Слова

«активация», «стимуляция», «мобилизация» и т. п. рекомендуется использовать с осторожностью, главным образом в предваритель­ной беседе или в начале сеанса, т. к. они по своей сути противоре­чат релаксации и гипнотизации. Далее говорят о «неторопливом изучении», «самопознании в состоянии глубокого покоя» и др.

Гипнотизирующие внушения психотерапевта во время сеан­са маскируются инструкциями, «пробуждающими креативность» пациента, которая направляется на изучение возникающих во время сеанса ощущений и состояний и на «творческие экспери­менты в поисках собственного стиля глубокого влияния на само­го себя». Например, больного побуждают изучить свою способ­ность чувствовать разницу между расслаблением и напряжением тела и на основании самоанализа выбрать то, что дает больший комфорт и усилить это ощущение. Пациенту внушают, что его интуиция и творческое начало самостоятельно настроятся на же­лательный уровень погружения и возникновение или исчезнове­ние каких-либо ощущений.

Поскольку часть гипноиндукции посвящается внушению со-матовегетативных эквивалентов транса, в предваряющей лекции важно остановиться на психосоматических-соматопсихических взаимоотношениях, отметив высокую эффективность влияний на психологический уровень через соматовегетативные каналы. При этом в зависимости от интеллектуального развития и возраста пациента описывают нейрофизиологическую сущность состояния психической релаксации, возникающего при вызывании ощуще­ний расслабления, тяжести, тепла и невесомости. Это объясняют как центральный эффект периферической мио- и ангиорелакса-ции, как результат целенаправленного или случайного воздейст­вия слов и образов (В. С. Лобзин, М. М. Решетников, 1986). Для объяснения феноменов гипноза целесообразно использовать по­ложения школы И. П. Павлова о фазовых состояниях, слове как сигнале сигналов, раппорте - «сторожевом пункте» и т. п. как более доступные больным для понимания (П. И. Буль, 1974; М. С. Лебединский, 1971; О. В. Овчинникова, Е. Е. Насиновская, Н. Г. Иткин, 1989; А. П. Слободяник, 1977). Желательно сказать также о целебном влиянии гипноза на состояние внутренних ор­ганов и систем.

Пациенту внушают, что «совсем не нужно спать так, как Вы спите ночью, и вообще не нужно спать, желательно лишь изучать себя, свои ощущения, возможности и слушать рекомендации вра­ча для более глубокого самоизучения и повышения способностей управлять собой. Каждый чувствует свое во время сеанса: кто-то расслабление, кто-то ощущение приятной тяжести или тепла, не­которые чувствуют легкость, у кого-то возникают все эти ощу­щения, а кто-то вообще ничего не чувствует. Ваше творческое начало, Ваша интуиция самостоятельно настроятся на желатель­ный уровень погружения, который может сочетаться или не соче­таться с определенными ощущениями. Доверьтесь мудрости при­роды. Не нужно стараться и прилагать усилий. Единственное, что имеет значение, это то, что Вы решили освободиться от своей болезни (от своих проблем)».

Далее, как и в классическом гипнозе, могут быть даны зада­ния, оказывающие утомляющее влияние на те или иные анализа­торы или когнитивную сферу, подкрепленные должным образом «креативной теорией».

Для утомления зрительного анализатора нами чаще всего применяется фиксация взгляда на мишенеобразной цветоформе с концентрическими кругами черного, темно-красного и желтого цвета или на блестящем стальном шаре.

Для утомления двигательного анализатора чаше используется как можно более длительное удержание вытянутых рук: в положе­нии лежа под углом примерно 45 градусов, в положении сидя - 90.

Для «когнитивного утомления» используются «творческие упражнения»: «Энциклопедический словарь», «Неологизмы», «Телеграф», «Свободный поток».

В «Энциклопедическом словаре» задачей пациента является объяснение сути случайно или в результате сознательной работы попадающих в сферу внимания слов, как бы написание малень­ких статей в энциклопедический словарь. Например, при осозна­нии слова «дерево» может быть «написана статья»: «Дерево -крупное и крепкое растение, отдельные экземпляры которого достигают больших размеров - до двух десятков и более метров в высоту и до нескольких метров в диаметре. Древесина широко используется в хозяйстве и промышленности».

В «Неологизмах» «всплывающие» в сознании слова разде­ляются на две и более частей и по-новому соединяются, образуя «абракадабры». Так, «синхрофазотрон» преобразуется в «троно-синхрофаз».

«Телеграф» представляет собой простую имитацию теле­графного сообщения, в котором каждая гласная в осознаваемом слове дополняется словом «точка», а каждая согласная - «тире» или наоборот. Например, «окно» преобразуется в «о-точка-к-тире-н-тире-о-точка».

В «Свободном потоке» мысли ускоряют и без обдумывания быстро переходят от одной к другой.

Для «раскрытия творческих способностей» могут быть ис­пользованы также малоассоциируемые аудиальные стереотипы (см. «Метод психической саморегуляции с использованием мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов»), которые преподно­сятся соответствующим образом - как «акустические стимулы лечебно-творческого процесса», «акустические воздействия, соз­дающие желательное творческое состояние» и т. п.

Кроме этих упражнений подходят и любые другие из иных техник гипнотизации и самогипнотизации, «креативно опосредо­ванные». Например, счет от 1000 до 0 с пропуском четных или нечетных цифр и открыванием-закрыванием глаз при каждом счете (К. Теппервайн, 1997), визуализация или «аудиализация» образов, вызывающих чувство покоя, релаксацию, сонливость (Б. Алман, П. Ламбру, 1995; В. С. Лобзин, М. М. Решетников, 1986). Характер внушаемых образов заранее, перед сеансом об­суждается с больным для исключения несовпадений ожидаемых психотерапевтом эффектов и реальной реакции пациента.

Параллельно нарастанию явлений утомления пациенту вну­шают: «Ваш творческий потенциал постепенно освобождается от помех и неторопливо, спокойно переходит в состояние, в котором будет накапливать энергию, которая далее, после сеанса поможет Вам преодолеть любые проблемы».

Затем психотерапевтом используется счет от / до 20, уско­ряющий формирование стереотипа погружения в целебное со­стояние. Пациенту внушают: «Сейчас я буду считать от 1 до 20, и к цифре 20 у Вас возникнет именно то состояние, которое наибо-

лее подходит Вам сегодня для того, чтобы почувствовать себя лучше. Доверьтесь своей интуиции, она сама выберет то, что лучше именно для Вас. Это может быть состояние хорошей со­средоточенности или особой ясности сознания, задумчивости или легкой дремоты, или почти сна, или особенного сна, но вы будете постоянно слышать каждое мое слово, и каждое мое слово будет помогать Вам».

После этого, используя «креативный стиль», последовательно внушают ощущения расслабления, тяжести, тепла, легкости и не­весомости, распределяя их на протяженности от 1 до 20, замедляя или ускоряя счет в зависимости от наблюдающегося эффекта, со­четая их с внушением адекватных образов. При этом на первых сеансах используют детализированный вариант суггестии, при ко­тором подробно перечисляют различные ступени и степени воз­можных ощущений, а далее переходят к генерализованному вариан­ту, при котором даются обобщающие, компактные внушения гип­нотических феноменов. Возможно сочетание того и другого.

Ниже приводится детализированный вариант с элементами генерализации внушений:

«7... 2... 3... Изучите свою способность чувствовать разницу между расслаблением и напряжением тела. Научитесь... освобож­даться. .. от напряженности, если обнаружите ее. Попробуйте уси­лить мышечное напряжение, чтобы почувствовать, как Вам ком­фортнее, что больше подходит - напряжение или расслабление... Если Вы выбираете напряжение, то удерживайте его как можно дольше в мышцах лица, шеи, рук, туловища, ног... Если Вам боль­ше подходит... расслабление... то попробуйте последовательно... расслабить тело сверху вниз... Расслабьте... мышцы теменной, за­тылочной, височных областей... расслабьте мышцы лба... мышцы глаз... щеки... губы... язык... Расслабьте мышцы шеи... Изучайте себя, оцените, насколько Вы можете осознавать и углублять... рас­слабление, освобождаться от напряжения в теле... освобождать­ся. .. Углубляйте расслабление... 4... 5... 6... С каждой цифрой Вы все дальше и дальше... отстраняетесь... от того, что не нужно Вам и... приближаетесь... к тому, что желательно, - к приятному, ком­фортному состоянию, к тому, которое выбирает Ваша интуиция».

Затем внушают расслабление рук, туловища и ног, более или менее детально фокусируя внимание на отдельных частях тела в зависимости от темпа реализации внушений, переходя от част­ных внушений к генерализованным, описывающим наличие ощущение расслабления во всем теле, и привлекая «творческое Я» пациента «неторопливо искать свой стиль, свои варианты этих ощущений».

Далее внушается ощущение тяжести в теле (тяжесть в голове субъективно обычно неприятна, поэтому детальным образом не внушается), при этом также от частных внушений переходят к обобщающим: «7... 8... Попробуйте почувствовать... вес своего тела... Ваше тело имеет определенный вес, у вас есть органы чувств, чтобы его почувствовать... Каждая часть тела имеет оп­ределенный... вес - и веки, и голова, и руки, и туловище, и но­ги... Изучите, что... тяжелее сейчас... что станет тяжелее по­том... Тяжесть... тела можно осознать именно как... тяжесть... или как... соприкосновение - соприкосновение тех частей тела, которые с чем-либо соприкасаются... Осознайте... соприкосно­вение... головы с подушкой... соприкосновение... рук с тулови­щем и диваном... туловища и ног с диваном... » (Используют аде­кватные высказывания в зависимости от позы пациента и того, где он располагается. ) «Может быть... соприкосновение... рук Вы осознаете как более заметное, чем туловища и ног... а может быть наоборот... Тяжесть... в руках может осознаваться заметнее чем в туловище и ногах... или иначе... Может быть ощущение общего... приятного отяжеления..., когда каждая часть тела, на­полнена... приятной тяжестью... Все здесь индивидуально, изу­чайте себя, ищите свой стиль... Ощущение... соприкосновения может быть разным... и ощущение тяжести... может быть раз­ным... Заметным, ощутимым... или иным... 9... 10... С каждой цифрой Вы все ближе и ближе к тому состоянию, которое наибо­лее подходит Вам сегодня, сейчас, здесь... ».

После этого внушают ощущение тепла в теле: «Может быть, изучая себя, Вы почувствуете совсем другое ощущение, напри­мер..., тепло... или одновременно и тяжесть, и тепло... Ваше творческое «Я» вполне... может осознать тепло... своего тела...

Оно... действительно теплое... и это тепло можно... даже изме­рить... Его действительно можно осознать... Ощущение тепла... можно усилить... Осознавайте и усиливайте тепло в кистях рук... Оно может целиком заполнить кисти, или Вы почувствуете его под кистями - они... реально излучают тепло... и оно накапливается под ними в месте... соприкосновения с тем, с чем соприкасаются кисти рук... Тепло... может быть более заметным в пальцах или между пальцами... Изучайте особенности... тепла... в кистях рук, найдите его характеристики - оно может быть разным - щекочу­щим, струящимся, пульсирующим, переливающимся или каким-либо еще... Тепло может... напоминать ощущения, которые Вы испытывали ранее, например, когда приходишь с мороза домой и... руки согреваются... в теплом помещении... Или когда руки распариваются в горячей воде... У Вас может возникнуть и любое другое воспоминание или фантазия о тепле... Тепло... может за­полнить не только кисти рук, но и целиком руки... 11... Погру­жайтесь все дальше и дальше в целебное состояние... »

Затем внушают ощущение тепла в области спины: «Изучите особенности теплообмена в спине... Спина излучает... тепло... и оно накапливается в зоне соприкосновения спины с тем, с чем она соприкасается... Осознайте, как... тепло задерживается теп­лоизолирующим материалом и... усиливается... отражается об­ратно, увеличивается в области контакта... Тепло в спине может быть... заметнее чем в руках или наоборот... Оно также может напомнить ощущения, испытанные ранее, когда Вы, например, лежали на чем-либо теплом... 12... 13... 14... Каждая цифра от­даляет Вас от пустой суеты, освобождает от того, что мешает чувствовать себя... спокойно и хорошо».

Цифру 13, как показывает опыт, желательно «перекрыть» как минимум предыдущей и следующей за ней цифрами, т. к. в гип­нотическом трансе могут проявить себя суеверные представления и страхи.

Далее индуцируют ощущение тепла в брюшной полости: «Кэтому моменту можно почувствовать свое... внутреннее теп­ло... Тепло... внутри тела человека выше, чем снаружи... это можно почувствовать... можно усилить... и погрузиться еще

дальше в целебное состояние... Изучите свою способность ощу­щать... тепло в животе... Его можно почувствовать в верхней части живота или в нижней, справа или слева, в центре или во всей брюшной полости... Оно может быть... струящимся, щеко­чущим, переливающимся или каким-то еще... Все индивидуаль­но, изучайте свои возможности, ищите свой стиль... Тепло в жи­воте... может напомнить ощущения, испытанные ранее, напри­мер, тепло от теплой грелки... или что-то еще... Тепло в живо­те... Найдите его особенности... 75... 16... Погружайтесь все дальше и дальше в целебное состояние... ».

В таком же стиле далее говорят о тепле в ногах и генерали­зованном тепле во всем теле, настраивают пациентов представ­лять адекватные образы и сравнения.

После этого внушают ощущение легкости, невесомости, леви­тации, эквивалентное глубоким состояниям транса, параллельно завершают счет до 20. Для реализации данной цели могут быть ис­пользованы модели внушения этих ощущений из МАС-метода (см. «Метод психической саморегуляции с использованием малоассо-циируемых аудиальных стереотипов»). Ощущение легкости можно стимулировать также внушением визуализации исчезновения опоры (дивана, кушетки, стула) или внушением светового потока, посту­пающего снизу: «Попробуйте представить или почувствовать, что диван исчез... а Вы свободно и легко парите... может быть, это дос­тупно Вам, и Вы почувствуете... легкость и свободу парения... Может быть, у Вас получится... представить свет, световой поток... освещающий Вас снизу, - серебристый, золотистый, голубоватый или какой-либо другой... свет... и Вы легко... парите в лучах этого света... Или, может быть, Вы сейчас представите что-либо иное, то, что выберет Ваша интуиция, и представляя это почувствуете... лег­кость и свободу парения... Или почувствуете что-либо другое... Или вообще ничего не почувствуете... ». В подходящих случаях это дополняют внушением прозрачности тела.

Для углубления транса может быть предложена также визуа­лизация тумана: «На этом этапе у Вас может возникнуть ощуще­ние, которое возникает у многих на этом этапе, и можно пофанта­зировать об этом, о том, как будто Вас окутывает, обволакивает завеса тумана... Туман... ограждает и защищает... Туман отда-

ляет от суеты... В тумане... все иначе - по-другому слышны зву­ки, по-другому видны дома, деревья, люди... Туман... ограждает и защищает... туман освобождает... И сквозь туман Вы слышите каждое мое слово... Может быть, Вы представите и почувствуете это... или представите и почувствуете что-либо другое, что... по­может Вам... еще глубже погрузиться в целебное состояние... ».

Эти внушения эффективно дополнить сложными фразами, «стимулирующими креативность» (на самом деле ее нейтрали­зующими, депотенциализирующими активность сопротивления), такими как: «На этом этапе можно чувствовать что-либо или ни­чего не чувствовать. Изучите свою способность не чувствовать ничего и чувствовать, что вы ничего не чувствуете, или чувство­вать что-либо и чувствовать, что чувствуете».

Если используется «снотворно-гипнотическая» терминоло­гия, то внушается «глубокий сон», при котором пациент будет слышать только психотерапевта. Менее директивна формулиров­ка, дающая варианты транса - «удаление... от того, что называет­ся... не сном и приближение к тому, что называется... сном..., погружение в начало сна... или на ту глубину, которая наиболее приятна и желательна».

Для сохранения раппорта, кроме прямых фраз о восприятии слов психотерапевта и их лечебной силе, безразличии к внешним шумам и помехам, эффективно действует образ сферы, защи­щающей от посторонней суеты, внутри которой находится пациент и имеющей единственное небольшое окно, сквозь которое можно слышать лишь слова психотерапевта, проникающее внутрь в виде лучей света. К представлению образа этой сферы привлекается «творческое воображение» больного.

Завершая счет, внушают: «Я назвал цифру 20, это значит, что сейчас Вы находитесь именно в том состоянии, которое наиболее подходит Вам сейчас. Ваша творческая интуиция выбрала то, что лучше. Если будет нужно, это состояние станет еще более глубо­ким или каким-либо другим, может быть, волнообразным, но все­гда лишь таким, каким лучше для Вас».

Верификацию гипнотического транса и диагностику его глу­бины проводят в том случае, если ориентируются на внушение состояний глубокого погружения. Однако, как показывает наш

опыт и данные разных авторов, глубина гипноза не влияет на ре­зультат лечения, современный гипноз эксплуатирует главным образом состояния легкого транса, «отстраненность». При пра­вильно ориентированных внушениях достаточно, чтобы пациент, сконцентрировав внимание, без посторонних помех выслушал их.

Далее осуществляют собственно лечебные внушения, идеаль­ным вариантом которых являются внушения патогенетически ориентированные. Их проводят сериями, в паузах между которы­ми поддерживают глубину транса и раппорт. «Креативность» на этом этапе привлекается для усвоения значимой информации (прямых или косвенных внушений, вербально-логического и об­разного материала) - позитивного, адаптивного стиля мышления, адекватных концепций и интерпретаций, касающихся межлично­стных отношений, жизни вообще и собственно проблем пациен­та, для визуализации лечебных образов. Здесь важно избегать из­быточной стимуляции произвольной активности, которая может уменьшить глубину гипнотического транса.

На завершающем этапе проводят пробуждение пациента. Для этого можно использовать обратный счет от какой-либо цифры, обычно не большей чем 10, до 1. До 0 лучше не считать, чтобы избежать «обнуления» результатов сеанса. Прямой поря­док цифр формирует стереотип погружения в состояние транса, обратный - стереотип пробуждения.

Используя счет, внушают: «Сейчас я буду считать от... до 1 и в процессе счета Вы будете чувствовать то, что лучше чувствовать. Осознайте, используйте интуицию, чтобы выбрать то, что лучше, -это может быть... состояние бодрости, желание активно двигаться, или, наоборот... состояние приятной расслабленности, затормо­женности. .. или какое-то среднее между этими двумя вариантами состояние. Оно возникнет... сразу после сеанса или... через неко­торое время после него - тогда, когда... это будет наиболее выгод­но для Вас..., когда ваше творческое начало решит создать это». Давать вариативность итоговых состояний желательно для того, чтобы пациент в любом случае почувствовал позитивный резуль­тат и убедился в эффективной работе психотерапевта. Темп счета подбирают исходя из степени погружения в транс. Итоговые со­стояния внушают несколько раз.

После сеанса выдерживают адекватную паузу и меняют ло­кализацию - вместе с пациентом пересаживаются на другие мес­та или из гипнотария переходят в другое помещение, туда, где проводятся психотерапевтические беседы, с целью разделения зон сна и бодрствования, покоя и концентрации на проблемных темах, исключения противоречащих друг другу условно-рефлек­торных наслоений (Л. Шерток, 1992). Для того чтобы оптимально организовать последующую терапию, расспрашивают пациента о том, что он чувствовал во время сеанса.

Все сообщения оценивают с точки зрения творческой дея­тельности пациента во время сеанса. Заявления об отсутствии каких-либо особых ощущений и эффектов интерпретируют как позитивные, адекватные, выгодные для выздоровления пациента, стимулирующие дальнейший поиск: «творчество возникает там, где есть в нем необходимость, где есть проблема, затруднения -прогресс человечества происходил благодаря преодолению труд­ностей, там, где было все, развития не наблюдалось, поэтому до сих пор есть народы, живущие так, как многие тысячи лет назад». После получения нужной информации, если необходимо, оказывают воздействия, способствующие амнезии для перевода внушенной информации из сферы сознания в подсознание. При отсутствии надобности в информации о прошедшем сеансе амне­зию вызывают (внушают) во время самого сеанса, или в процессе пробуждения, или сразу после него. Амнезии способствует «об­рамление» сеанса сходными воздействиями. Для этих целей ис­пользуют счет, сходные или тождественные высказывания, жес­ты и действия до и после сеанса, а также неожиданные высказы­вания, вопросы жесты и действия после сеанса (Ж. Беккио, Ш. Жюслен, 1998).

Применение креативного гипноза при пограничных психиче­ских расстройствах практически во всех случаях позволяет ис­пользовать высокие лечебно-коррекционные возможности гипно-суггестии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...