Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения




Глава 14

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Нейтрализация патогенных триггеров, как правило, сочетает­ся с другими методами ФПРЛ. Патогенные триггеры - стимулы, провоцирующие нежелательное поведение, запускающие меха­низм дезадаптивного реагирования. Подобного рода триггеры мо­гут принадлежать к сенсорным системам и представлять собою специфические зрительные, слуховые, телеснофиксированные, ольфакторные или комплексные воздействия, имеющие отноше­ние к воспоминаниям или актуальной реальности.

Они могут касаться восприятия цельного облика или опреде­ленных деталей невербального (нюансов мимики и пантомимики, особенностей одежды и т. д. ) или вербального (оттенков речи, слов или фраз) поведения других людей. В иных случаях тригге­рами являются объекты, животные, характерные пространствен­ные факторы или их детали и т. п. Названия, звуки, мелодии, за­пахи, расстояние до человека или объекта, специфические ситуа­ции и многое другое относящееся к внешним факторам также может становиться стимулом негативных реакций.

Другим вариантом патогенных триггеров являются внутрен­ние психологические состояния (как положительные, так и отри­цательные) - извлечение из архивов памяти отдельных воспоми­наний или появление независящих от прошлого мыслей и образов. Важно отличать триггеры, запускающие аномальное поведе­ние от собственно психотравмирующих факторов. Триггеры - это элементы психотравмирующих факторов, являющиеся непосред­ственными стимуляторами негативных реакций. Здесь, если ве­рить «фольклору», подходит аналогия с поведением быка, спо­койно относившегося к человеку, пока тот не достал красную тряпку. Так, общение с отдельным человеком может происходить

спокойно, пока его голос, или выражение лица, или расстояние до него не изменится определенным образом. Поездка в метро мо­жет происходить без проблем, пока в ее стандартном режиме не произойдут характерные изменения. Состояние женщины-тру­женицы может быть спокойным, пока она, устало возвращаясь с работы, не увидит дверь своей квартиры, за которой скрывается «вечерняя часть трудовых будней», или не обнаружит мужа, ле­жащего на диване при отсутствии ужина и порядка.

В любом случае включается в большей или меньшей степени осознаваемый процесс субъективной оценки этих влияний с ак­туализацией глубинных концепций, программирование и санк­ционирование последующего поведения.

Метод включает в себя этап выделения патогенных тригге­ров и собственно их нейтрализацию, которая проводится на осно­ве их новой концептуально-ценностной интерпретации и с помо­щью комплекса психотерапевтических манипуляций, включаю­щего в себя большинство из рассматриваемых методов гетеро- и аутовоздействий.

Важным моментом является проведение тренингов с визуа­лизацией, а далее с ролевым проигрыванием проблемных ситуа­ций для формирования устойчивых поведенческих стереотипов, которые включаются при взаимодействии с рассмотренными триггерами и устраняют их отрицательное действие, блокируя тем самым развитие патологических реакций.

Глава 15

ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

Цель метода - повышение объема позитивных мыслей и эмоций, их расширение, распространение на возможно более ши­рокий класс явлений и опосредованное самовнушение избавления от негативных реакций. Для этого когнитивно подготовленный пациент многократно в течение дня комментирует и наделяет по­ложительным символическим или метафорическим значением все, что попадает в поле его зрения и внимания вообще и поддает­ся такому опосредованию.

Например, при позитивном символическом опосредовании дыхания говорят себе: «С каждым выдохом удаляю из себя все отрицательное, с каждым вдохом увеличиваю свою силу и уве­ренность! С каждым вдохом увеличиваю запас своей силы и энергии! С каждым вдохом и с каждым выдохом я сильнее».

При снятии одежды: «Снимаю с себя все проблемы и усталость! Закончен день, все, что во мне накопилось плохого, я удаляю вместе с одеждой. Все хорошее сохраню и приумножу». При одевании оде­жды: «Одеваю свою броню. Нет таких стрессов, нет такой энергии, которая могла бы пройти сквозь нее! Абсолютная защита! ».

При выбрасывании мусора: «Вместе с этим мусором, веще­ственным, выбрасываю мусор психологический. И тот, и другой мусор - ненужное, бесполезное, ставшее чужим. Уверенно и лег­ко освобождаюсь от мусора психологического, так же как от му­сора бумажного, пищевого и прочего! ».

Наблюдая зимнюю метель: «Чистый снег слой за слоем по­крывает землю. Охлаждается, становится нечувствительным все, что находится под ним. Снежная анестезия. Не разглядеть и не почувствовать того, что находится под белым, сверкающим по­кровом. Это становится далеким и теряет свой смысл, и это мож­но забыть. И я освобождаюсь от беспокойства и сомнений, это

теряет свой смысл, и это можно забыть. Снежная анестезия. Бе­лоснежная, чистая, стерильная. На душе спокойно и свободно. И от этого спокойствия и свободы на душе легко и хорошо».

Позитивное символическое опосредование весны может осуществляться таким образом: «Тает снег, много всего нако­пивший за зиму, местами этот снег серый, иногда даже черный. Он тает и исчезает, и вместе с ним тает и исчезает серое и черное, накопленное за зиму. И я вместе с природой освобождаюсь от серого и черного - от психологических загрязнений. Весенние, энергичные ручьи уносят эту грязь прочь - она уже никогда не вернется. Природа очищается и освобождается от груза грязных снегов, от зимнего холода, от зимнего мрака. Ей все легче и все ярче светит солнце, и все легче моей душе, моему сердцу. Все ярче загорается в моей душе свет уверенности, свет счастья, свет здоровья. Становится уютнее и радостнее вокруг, прилетают птицы, они начинают строить гнезда, чтобы в них зародилась но­вая жизнь, другая жизнь. Земле легче дышать. Она согревается, и в ней начинают прорастать зерна растений, оживать корни де­ревьев, трав и цветов, просыпается все живое. Потому что тепло, потому что светло, хорошо и уютно вокруг. И мне хорошо и уют­но. И я пробуждаюсь для новой жизни - уверенной и приятной. Природа набирает силу, и я становлюсь сильнее. На деревьях по­являются почки, потом будут листья, затем плоды. И я расту вме­сте с ними. И все это потому, что земля освободилась от серого и черного. Потому, что природа наполнена светом. И всем хорошо. И я свободен. И я наполнен светом. И мне хорошо. Свет солнца, тепло солнца во всем и во мне. И это навсегда. И я сам излучаю свет - свет добра. И это навсегда. Все будет хорошо».

Летнее опосредование: «Всесильный шар солнца заряжает энергией и силой все живое. Всюду кипит жизнь. Все растет и развивается. Плоды зреют и становятся все крупнее. И я тружусь, и я как солнце, и у меня светлый взгляд на природу, на жизнь, на себя, на других людей. И я сам светел, я сам свет. И я могу по­мочь другим, как солнце помогает всем нам. Могу помочь и тем, кто наполнен темным - злобой или тревогами, завистью или гру­стью. Помочь им силой своего света, светом и добром. Энергией этого света вытеснить темноту озлобления, тревоги, зависти или

грусти. Помочь им прозреть и вырастить внутри себя плоды света и добра. Могу им помочь хотя бы своим примером, не загрязняя себя озлобленностью, обидами и тревогами. Мой свет сильнее. И его отблески помогут другим стать светлее».

При виде дождя: «Очистительный дождь! Я часть природы. Очищается природа - очищаюсь я! Вода уносит все ненужное -и грязь, и мусор, и тревоги, и беспокойство. После дождя все свер­кает чистотой и свободой. И я становлюсь свободнее и чище. После дождя легко дышится, я распрямляюсь, дышу полной гру­дью. Очищение и свобода! На душе легко, свободно и чисто! Моя душа искрится всеми красками радостной свободы так же, как ра­дуга после дождя излучает все оттенки солнечного света! ».

При мытье рук: «Мыло полностью смывает, а вода полностью уносит - туда, откуда нет возврата, - все плохое. Очищаются руки -даже от мельчайших частичек грязи - и я полностью освобождаюсь, очищаюсь от всего плохого. Чистые руки, чистые мысли».

Для тех пациентов, которые первоначально не имеют достаточ­ных способностей к позитивному опосредованию, особенно объем­ному, составляются индивидуализированные тексты, которые они записывают, далее прочитывают, заучивают, произносят по памяти. Необходимо также использовать целенаправленные действия по позитивному опосредованию - совершить несколько энергич­ных вдохов и выдохов, символических жестов или процедур, вы­ражающих, например, защиту, очищение, удаление и т. п.

Позитивному символическому опосредованию могут быть подвергнуты также адекватные воспоминания (картин природы или подходящих событий) и зрительные символические пред­ставления (например, визуализация негативной связи с чем-либо или с кем-либо в виде цепей или веревок и последующее разры­вание этих цепей или сжигание веревок).

Важно сопровождать опосредование мимикой и пантомими­кой, отражающими позитивные эмоции.

При наличии рядом других людей, с учетом их особенно­стей, допустимую часть опосредования проводят вслух, вовлекая окружающих в переживание позитивной эмоции, - это приводит к взаимоиндукции, «положительному рикошету», подтвержде­нию и развитию символической позитивизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...