Последовательный систематический самоконтроль
Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ Основой последовательного систематического самоконтроля является функционально-динамическая (психофизиологическая) схема организации поведения (см. метод «Когнитивно-ценностная гармонизация»). Ее содержание, механизмы организации поведения и особенности структур, управляющих этим процессом, в более или менее популярной форме разъясняют пациенту с учетом его возрастных и интеллектуальных особенностей. Согласно этой схеме, поведенческие реакции инициирует психофизиологический дисбаланс, возникающий в процессе взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом образуется доминанта, связанная с ведущей мотивацией, и формируется модель результата. Далее происходит поиск оптимального способа действий с учетом опыта, возможностей реальной ситуации и прогноза последствий. Осуществляется выбор стратегии и принимается санкция о начале деятельности, при осуществлении которой контроль и коррекция, сравнение достижений и прогнозов осуществляет акцептор результатов действия. На завершающем этапе производится оценка результата и принятие решения о прекращении или возобновлении деятельности на основе повторного изучения внутреннего состояния и определения степени компенсации психофизиологического дисбаланса. Заключительный процесс - архивирование в памяти информации о полученном позитивном или негативном опыте. На всех этапах от психофизиологического дисбаланса до результирующего поведения этот процесс сопровождают соответствующие эмоции. Скорость его протекания может быть различной, от секунд до нескольких лет.
На основе этой схемы больному объясняют, что именно он, он сам решает, как отреагировать на внешнее событие. Именно он, он сам дает санкции, разрешающие или запрещающие те или иные действия. Сообщают, что это может в различной степени осознаваться человеком или иметь вид санкций-клише, когнитивно-поведенческих стереотипов, но действует всегда. Внушают также, что обоснованное, грамотное внедрение в непроизвольный процесс, который ранее приводил к нежелательным результатам, позволяет избежать осложнений и достичь большей внутренней гармонии, эмоционального комфорта и гармонии в отношениях с окружающими. Отработка навыка самоконтроля начинается с овладения стереотипом поэтапного отслеживания и прогнозирования действий и поступков. Пациенту дают инструкцию пролонгировать процесс совершения действий и поступков, начиная с самого раннего этапа' -этапа инициации поведенческого акта. Этот этап получает отсрочку на 15 символических секунд соответственно количеству ступеней метода последовательного систематического самоконтроля. Такая отсрочка позволяет снизить эмоциональную напряженность и сразу демонстрирует приоритет самоконтроля над непроизвольным течением поступков. Кроме того, эти 15 секунд становятся триггером оптимального поведения, который пациент произвольно «включает» в нужный момент и вслед за которым разворачивается привычная организация адаптивной реакции. К ним могут быть добавлены любые другие триггеры - слова, фразы, визуализируемые образы, мимика, жесты и т. п. Для удобства овладения всей совокупностью оптимальных действий пациент получает карточки с описанием последовательности принимаемых санкций в процессе совершения поступков. Согласно этим карточкам он последовательно спрашивает себя, отвечает сам себе и инструктирует себя: 1. «Что сейчас со мной происходит? -... ».
2. «Чего я действительно хочу сейчас? -... ». 3. «Что я раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас? -... ». 4. «Что сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы? -... ». 5. «Как соотносится опыт и реальность? -... ». 6. «Мой выбор, мой план -... ». 7. «Прогноз-... ». 8. «Я разрешаю себе -... ». 9. «Я действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела, дыхание, мимику, мышечный тонус, движения». 10. «Я полностью контролирую процесс достижения цели и регулирую свое состояние». 11. «Результат-... ». 12. «Оценка результата -... ». 13. «Вывод-... ». 14. «Решение о прекращении или возобновлении деятельности по достижению цели -... ». 15. «Информация в архив памяти -... ». Детям, подросткам или недостаточно интеллектуальным лицам может быть дана упрощенная схема организации поведения, в которой важно сохранить основные этапы полной последовательности - включение триггера оптимального поведения (счет, соответственно количеству этапов), определение цели поступка и его плана, выбор и санкционирование деятельности, самовнушение контроля над деятельностью в соответствии с развитием ситуации и критическая оценка результата. В необходимых случаях для помощи в освоении метода привлекаются близкие родственники или другие лица. На каждой ступени важно осознавать свое эмоциональное состояние. Овладение последовательным систематическим самоконтролем начинают с наиболее простых, не проблемных поведенческих актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п. ). Далее переходят к тренировке самоконтроля при совершении более сложных, но также не проблемных последовательностей действий и поступков. В процессе работы с проблемными ситуациями и отклоняющимся от нормы поведением первоначально достигают положительного эффекта в реализации последовательного систематического контроля при визуализации контакта с негативными факторами или при размышлениях на психотравмирующие темы. На следующем этапе совершенствуют и закрепляют полученный навык в ролевых тренингах с персоналом, родственниками или другими пациентами. В итоге используют натренированный стереотип последовательного систематического самоконтроля при непосредственном взаимодействии с проблемными или психотравмирующими факторами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|