Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательный систематический самоконтроль




Глава 16

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ

Основой последовательного систематического самоконтроля является функционально-динамическая (психофизиологическая) схема организации поведения (см. метод «Когнитивно-ценност­ная гармонизация»). Ее содержание, механизмы организации по­ведения и особенности структур, управляющих этим процессом, в более или менее популярной форме разъясняют пациенту с уче­том его возрастных и интеллектуальных особенностей.

Согласно этой схеме, поведенческие реакции инициирует психофизиологический дисбаланс, возникающий в процессе взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом образуется доминанта, связанная с веду­щей мотивацией, и формируется модель результата.

Далее происходит поиск оптимального способа действий с учетом опыта, возможностей реальной ситуации и прогноза по­следствий. Осуществляется выбор стратегии и принимается санкция о начале деятельности, при осуществлении которой кон­троль и коррекция, сравнение достижений и прогнозов осуществ­ляет акцептор результатов действия.

На завершающем этапе производится оценка результата и принятие решения о прекращении или возобновлении деятельно­сти на основе повторного изучения внутреннего состояния и оп­ределения степени компенсации психофизиологического дисба­ланса. Заключительный процесс - архивирование в памяти ин­формации о полученном позитивном или негативном опыте. На всех этапах от психофизиологического дисбаланса до результи­рующего поведения этот процесс сопровождают соответствую­щие эмоции. Скорость его протекания может быть различной, от секунд до нескольких лет.

На основе этой схемы больному объясняют, что именно он, он сам решает, как отреагировать на внешнее событие. Именно он, он сам дает санкции, разрешающие или запрещающие те или иные действия. Сообщают, что это может в различной степени осознаваться человеком или иметь вид санкций-клише, когни­тивно-поведенческих стереотипов, но действует всегда. Внушают также, что обоснованное, грамотное внедрение в непроизвольный процесс, который ранее приводил к нежелательным результатам, позволяет избежать осложнений и достичь большей внутренней гармонии, эмоционального комфорта и гармонии в отношениях с окружающими.

Отработка навыка самоконтроля начинается с овладения сте­реотипом поэтапного отслеживания и прогнозирования действий и поступков. Пациенту дают инструкцию пролонгировать процесс совершения действий и поступков, начиная с самого раннего этапа' -этапа инициации поведенческого акта. Этот этап получает отсрочку на 15 символических секунд соответственно количеству ступеней метода последовательного систематического самоконтроля.

Такая отсрочка позволяет снизить эмоциональную напря­женность и сразу демонстрирует приоритет самоконтроля над непроизвольным течением поступков. Кроме того, эти 15 секунд становятся триггером оптимального поведения, который пациент произвольно «включает» в нужный момент и вслед за которым разворачивается привычная организация адаптивной реакции. К ним могут быть добавлены любые другие триггеры - слова, фразы, визуализируемые образы, мимика, жесты и т. п.

Для удобства овладения всей совокупностью оптимальных действий пациент получает карточки с описанием последова­тельности принимаемых санкций в процессе совершения поступ­ков. Согласно этим карточкам он последовательно спрашивает себя, отвечает сам себе и инструктирует себя:

1. «Что сейчас со мной происходит? -... ».

2. «Чего я действительно хочу сейчас? -... ».

3. «Что я раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас? -... ».

4. «Что сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы? -... ».

5. «Как соотносится опыт и реальность? -... ».

6. «Мой выбор, мой план -... ».

7. «Прогноз-... ».

8. «Я разрешаю себе -... ».

9. «Я действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела, дыхание, мимику, мышечный то­нус, движения».

10. «Я полностью контролирую процесс достижения цели и ре­гулирую свое состояние».

11. «Результат-... ».

12. «Оценка результата -... ».

13. «Вывод-... ».

14. «Решение о прекращении или возобновлении деятельности по достижению цели -... ».

15. «Информация в архив памяти -... ».

Детям, подросткам или недостаточно интеллектуальным ли­цам может быть дана упрощенная схема организации поведения, в которой важно сохранить основные этапы полной последова­тельности - включение триггера оптимального поведения (счет, соответственно количеству этапов), определение цели поступка и его плана, выбор и санкционирование деятельности, самовнуше­ние контроля над деятельностью в соответствии с развитием си­туации и критическая оценка результата. В необходимых случаях для помощи в освоении метода привлекаются близкие родствен­ники или другие лица.

На каждой ступени важно осознавать свое эмоциональное со­стояние. Овладение последовательным систематическим самокон­тролем начинают с наиболее простых, не проблемных поведенче­ских актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п. ).

Далее переходят к тренировке самоконтроля при совершении более сложных, но также не проблемных последовательностей действий и поступков.

В процессе работы с проблемными ситуациями и отклоняю­щимся от нормы поведением первоначально достигают положи­тельного эффекта в реализации последовательного систематиче­ского контроля при визуализации контакта с негативными факто­рами или при размышлениях на психотравмирующие темы.

На следующем этапе совершенствуют и закрепляют полу­ченный навык в ролевых тренингах с персоналом, родственника­ми или другими пациентами.

В итоге используют натренированный стереотип последо­вательного систематического самоконтроля при непосредствен­ном взаимодействии с проблемными или психотравмирующими факторами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...