Глава 20. Tabula rasa. Тренинг пластичности. (коррекция психофизиологической ригидности)
Глава 20 TABULA RASA Tabula rasa - «чистая доска» - чистое, незаполненное состояние разума - метафора, шра, тренинг, явное и скрытое внушение оптимальных адаптивных концепций существования, стратегий мышления и поведения, тренировка психологической пластичности. Метод предполагает глубокий эмпатический контакт с пациентом и его полное доверие, уважение к психотерапевту. Проводится в конце когнитивно направленной работы, когда на уровне сознания достигнуто принятие адаптивных концепций и когнитивно-поведенческих моделей. Пациента вводят в состояние гипнотического транса или внушают релаксацию. Дают вводную метафору, отражающую образ чистоты и свободы, например, вид сверкающей мостовой после летнего дождя. Далее предлагается расслабиться и на некоторое время забыть все свои идеи, взгляды и оценочные суждения относительно себя и других, полностью освободиться от каких-либо вариантов мировоззрения и полностью соглашаться с высказываниями психотерапевта, подтверждая свое согласие утверждениями: «Абсолютно согласен. Полностью верю Вам. Полностью принимаю это. До глубины души согласен! ». Психотерапевт далее задает вопросы и проверяет степень усвоения информации - насколько быстро и правильно, соответственно услышанному, отвечает пациент. Подобный сеанс несколько раз повторяется в процессе лечения. _ Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ) Психотерапевтическая резистентность и личностная ригидность - различные варианты психологического сопротивления и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения - входят в число основных причин затруднений в психотерапевтической работе. Механизмы их возникновения могут быть связаны с ценностью и выгодностью симптомов болезни или субъективных когнитивных позиций (неадекватных концепций, касающихся взаимоотношений с миром и соответствующих стратегий поведения).
В других случаях играют роль неприятие личности психотерапевта или поверхностный уровень психотерапевтического воздействия. Кроме этого, могут иметь значение: выраженное негативное эмоциональное сопровождение симптоматики, глубинные неосознаваемые факторы, преморбидная врожденная или нажитая в ходе развития заболевания ригидность, затрагивающая ней-ропсихологический уровень, имеющая, например, психоорганический генез и т. п. Тренинг пластичности направлен на побуждение пациента к изменению негативных стратегий существования, дестабилизацию застойных дезадаптирующих поведенческих стереотипов и развитие пластичности. Основа методики - многоуровневая модель нейтрализации психотерапевтической резистентности и личностной ригидности с активацией пластичности в различных сферах мышления, восприятия и переработки информации. При этом позитивные изменения затрагивают как нейрофизиологический, так и личностный уровни, формируя благоприятную основу для усвоения новых, адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий. Психотерапевтический комплекс включает в себя общие и специальные лечебно-коррекционные воздействия (общий и специальный тренинг пластичности). Реализация этого комплекса осуществляется в виде сеансов, предваряющих или сопровождающих любые другие методы психотерапии, и включает в себя также специальные домашние задания, которые выполняет пациент. Первоначально выявляют патологические дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии и, используя приемы прямого и косвенного воздействия, формируют у пациента мотивацию избавления от них и принятия, освоения позитивных, адаптивных стратегий мышления и поведения. На этом основании внушают концепцию ведущей роли психологической инертности и р. игид-ности в сохранении и поддержании патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация патологической доминанты, улучшение подвижности нервной системы и мыслительных процессов для повышения готовности к усвоению новых, позитивных когнитивно-поведенческих схем и освобождения от устоявшихся негативных стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жизни.
Параллельно оценивают степень психотерапевтической ре-зистентности и личностной ригидности. Это осуществляют путем выявления и анализа реакций пациента на предлагаемые рекомендации, убеждения и суггестию и регистрации темпа переформирования негативных стереотипов в позитивные. Разрабатывают индивидуальную схему повышения уровня пластичности в сферах наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийно-логического мышления. Формируют для каждой из них набор доступных, индивидуально приемлемых действий и операций, описываемых ниже, которые обладают как ней-рокоррекционно-тренирующим потенциалом, так и суггестивным, фиксирующим через метафору, скрытый смысл идею инициации и реализации перемен. Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное суггестивное воздействие в состоянии бодрствования пациента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|