Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 20. Tabula rasa. Тренинг пластичности. (коррекция психофизиологической ригидности)




Глава 20

TABULA RASA

Tabula rasa - «чистая доска» - чистое, незаполненное состоя­ние разума - метафора, шра, тренинг, явное и скрытое внушение оптимальных адаптивных концепций существования, стратегий мышления и поведения, тренировка психологической пластично­сти. Метод предполагает глубокий эмпатический контакт с пациен­том и его полное доверие, уважение к психотерапевту. Проводит­ся в конце когнитивно направленной работы, когда на уровне сознания достигнуто принятие адаптивных концепций и когни­тивно-поведенческих моделей.

Пациента вводят в состояние гипнотического транса или внушают релаксацию. Дают вводную метафору, отражающую образ чистоты и свободы, например, вид сверкающей мостовой после летнего дождя. Далее предлагается расслабиться и на неко­торое время забыть все свои идеи, взгляды и оценочные сужде­ния относительно себя и других, полностью освободиться от ка­ких-либо вариантов мировоззрения и полностью соглашаться с высказываниями психотерапевта, подтверждая свое согласие ут­верждениями: «Абсолютно согласен. Полностью верю Вам. Пол­ностью принимаю это. До глубины души согласен! ». Психотера­певт далее задает вопросы и проверяет степень усвоения инфор­мации - насколько быстро и правильно, соответственно услы­шанному, отвечает пациент. Подобный сеанс несколько раз по­вторяется в процессе лечения.

_

Глава 21

ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ

(КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)

Психотерапевтическая резистентность и личностная ригид­ность - различные варианты психологического сопротивления и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения - входят в чис­ло основных причин затруднений в психотерапевтической работе. Механизмы их возникновения могут быть связаны с ценностью и выгодностью симптомов болезни или субъективных когнитивных позиций (неадекватных концепций, касающихся взаимоотношений с миром и соответствующих стратегий поведения).

В других случаях играют роль неприятие личности психоте­рапевта или поверхностный уровень психотерапевтического воз­действия. Кроме этого, могут иметь значение: выраженное нега­тивное эмоциональное сопровождение симптоматики, глубинные неосознаваемые факторы, преморбидная врожденная или нажи­тая в ходе развития заболевания ригидность, затрагивающая ней-ропсихологический уровень, имеющая, например, психооргани­ческий генез и т. п.

Тренинг пластичности направлен на побуждение пациента к изменению негативных стратегий существования, дестабилиза­цию застойных дезадаптирующих поведенческих стереотипов и развитие пластичности.

Основа методики - многоуровневая модель нейтрализации психотерапевтической резистентности и личностной ригидности с активацией пластичности в различных сферах мышления, вос­приятия и переработки информации. При этом позитивные изме­нения затрагивают как нейрофизиологический, так и личностный уровни, формируя благоприятную основу для усвоения новых, адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий.

Психотерапевтический комплекс включает в себя общие и специальные лечебно-коррекционные воздействия (общий и спе­циальный тренинг пластичности). Реализация этого комплекса осуществляется в виде сеансов, предваряющих или сопровождаю­щих любые другие методы психотерапии, и включает в себя также специальные домашние задания, которые выполняет пациент.

Первоначально выявляют патологические дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии и, используя приемы прямо­го и косвенного воздействия, формируют у пациента мотивацию избавления от них и принятия, освоения позитивных, адаптивных стратегий мышления и поведения. На этом основании внушают концепцию ведущей роли психологической инертности и р. игид-ности в сохранении и поддержании патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является деста­билизация патологической доминанты, улучшение подвижности нервной системы и мыслительных процессов для повышения го­товности к усвоению новых, позитивных когнитивно-поведен­ческих схем и освобождения от устоявшихся негативных стерео­типов, являющихся помехой для гармоничной жизни.

Параллельно оценивают степень психотерапевтической ре-зистентности и личностной ригидности. Это осуществляют путем выявления и анализа реакций пациента на предлагаемые реко­мендации, убеждения и суггестию и регистрации темпа перефор­мирования негативных стереотипов в позитивные.

Разрабатывают индивидуальную схему повышения уровня пластичности в сферах наглядно-образного, наглядно-действен­ного и понятийно-логического мышления. Формируют для каж­дой из них набор доступных, индивидуально приемлемых дейст­вий и операций, описываемых ниже, которые обладают как ней-рокоррекционно-тренирующим потенциалом, так и суггестив­ным, фиксирующим через метафору, скрытый смысл идею ини­циации и реализации перемен.

Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное суггестивное воздействие в состоя­нии бодрствования пациента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...