Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция социальной, экономической и политической систем




Методические рекомендации по изучению

Учебной дисциплины «История»

Для студентов заочной формы обучения

С использованием дистанционных технологий

Методические рекомендации разработаны Соловьевой Ириной Абрамовной, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры отечественной истории и этнологии ВятГУ

Киров

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

«История»

Актуальность и значение дисциплины «История» определяются тем, что изучение исторического опыта поколений – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации человека в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Общество, лишённое исторической памяти, становится лёгким объектом любых манипуляций. В освоении исторического опыта – наше настоящее и наше будущее.

Цель дисциплины: создать целостное представление об историческом развитии российского общества во всём его многообразии и противоречивости.

Задачи дисциплины:

о бразовательные:

· сформировать представление об основных этапах истории России с древнейших времён до наших дней;

· выявить общее и особенное российской истории;

· определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, показать органическую взаимосвязь отечественной и мировой истории;

· осветить дискуссионные вопросы истории России;

воспитательные:

· формировать рационалистическое мировоззрение;

· воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому наследию;

· воспитывать гражданскую ответственность и активность;

развивающие:

· формировать на основе изучения исторического опыта умение самостоятельно и критически мыслить;

· формировать навыки целостного восприятия современного мира и анализа происходящих в нём изменений.

Освоение дисциплины «История» обеспечивает студентов фундаментальной фактологической базой, знанием основных методов и принципов изучения гуманитарных наук, умением формулировать и аргументировать собственную точку зрения, навыками самостоятельно анализа социально значимых процессов и явлений.

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «История»

Знать:

1. хронологическую последовательность наиболее значимых событий и процессов в истории России;

2. имена выдающихся исторических деятелей России и их вклад в политическое, экономическое и культурное развитие общества;

3. актуальные проблемы, характерные для современного этапа развития российского общества.

Уметь:

1. определять причины и последствия исторических событий и процессов;

2. анализировать значение исторических событий и процессов с точки зрения перспектив развития общества;

3. проводить аналогии между историческими событиями и процессами различных периодов российской истории и современности.

Владеть:

1. основами научной исторической терминологии;

2. основами навыка аргументации собственной точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Введение

История как наука. Исторические источники, их классификация. Методы и принципы изучения истории. Этапы развития исторического сознания. Функции истории. Концептуальные модели истории. Цивилизационный подход к изучению истории. Понятие «цивилизация», классификация цивилизаций.

Тема 1. Россия в мировом сообществе цивилизаций

Россия между Западом и Востоком: межцивилизационный диалог. Цивилизационно неоднородное общество. Факторы самобытности российской истории: природно-климатический, геополитический, религиозный, социальный.

Тема 2. Этапы становления российской государственности:

От раннефеодального государства к централизованному (IX – XV вв.)

Этногенез восточных славян. Проблема формирования древнерусской государственности в отечественной науке: «норманнская» теория, евразийская теория, теория эволюционного формирования государственности.

Древнерусское государство в домонгольский период: этапы становления, хозяйственная жизнь, социальная структура, политическое устройство. Религиозные реформы Владимира I и их значение. «Русская Правда» как исторический источник.

Причины и последствия феодальной раздробленности. Основные политические центры, особенности их экономического развития и политического устройства. Специфика российского феодализма. Монгольское нашествие на Русь, установление зависимости от Золотой Орды. Дискуссии о характере монгольского влияния на дальнейшее развитие русских земель.

Предпосылки преодоления феодальной раздробленности. Этапы объединительного процесса. Борьба за лидерство: Москва, Тверь, Великое княжество Литовское и Русское. Завершение территориального объединения русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г. Система управления. Государственные символы. Появление государственной идеологии (теория «Москва – третий Рим»).

Тема 3. Россия на пути к Новому времени (XVI – XVII вв.):

эволюция социальной, экономической и политической систем

Реформы Ивана Грозного (Судебник 1550 г., созыв Стоглавого Собора, военные реформы, реформы местного управления) и их роль в создании централизованного государства. Деятельность Земских соборов, установление в России сословно-представительной монархии. Опричнина: сущность, дискуссии о возможных причинах перехода от реформ к политике террора, последствия.

«Смутное время»: предпосылки, проявления, дискуссии о хронологических рамках и сущности Смуты. Проблема исторического выбора в годы Смуты. Воцарение династии Романовых.

XVII век – начало нового периода российской истории. Социально-экономические процессы: развитие мелкотоварного хозяйства, появление мануфактурного производства, формирование всероссийского внутреннего рынка. Эволюция социальной структуры, законодательное оформление крепостного права. Народные движения. Формирование абсолютизма. Соборное Уложение. Обмирщение культуры.

Государство и церковь. Церковные реформы патриарха Никона, церковный раскол и его последствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...