Эволюция социальной, экономической и политической систем
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Методические рекомендации по изучению Учебной дисциплины «История» Для студентов заочной формы обучения С использованием дистанционных технологий Методические рекомендации разработаны Соловьевой Ириной Абрамовной, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры отечественной истории и этнологии ВятГУ Киров ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи освоения учебной дисциплины «История» Актуальность и значение дисциплины «История» определяются тем, что изучение исторического опыта поколений – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации человека в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Общество, лишённое исторической памяти, становится лёгким объектом любых манипуляций. В освоении исторического опыта – наше настоящее и наше будущее. Цель дисциплины: создать целостное представление об историческом развитии российского общества во всём его многообразии и противоречивости. Задачи дисциплины: о бразовательные: · сформировать представление об основных этапах истории России с древнейших времён до наших дней; · выявить общее и особенное российской истории; · определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, показать органическую взаимосвязь отечественной и мировой истории; · осветить дискуссионные вопросы истории России; воспитательные: · формировать рационалистическое мировоззрение; · воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому наследию; · воспитывать гражданскую ответственность и активность; развивающие: · формировать на основе изучения исторического опыта умение самостоятельно и критически мыслить;
· формировать навыки целостного восприятия современного мира и анализа происходящих в нём изменений. Освоение дисциплины «История» обеспечивает студентов фундаментальной фактологической базой, знанием основных методов и принципов изучения гуманитарных наук, умением формулировать и аргументировать собственную точку зрения, навыками самостоятельно анализа социально значимых процессов и явлений. Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «История» Знать: 1. хронологическую последовательность наиболее значимых событий и процессов в истории России; 2. имена выдающихся исторических деятелей России и их вклад в политическое, экономическое и культурное развитие общества; 3. актуальные проблемы, характерные для современного этапа развития российского общества. Уметь: 1. определять причины и последствия исторических событий и процессов; 2. анализировать значение исторических событий и процессов с точки зрения перспектив развития общества; 3. проводить аналогии между историческими событиями и процессами различных периодов российской истории и современности. Владеть: 1. основами научной исторической терминологии; 2. основами навыка аргументации собственной точки зрения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» Введение История как наука. Исторические источники, их классификация. Методы и принципы изучения истории. Этапы развития исторического сознания. Функции истории. Концептуальные модели истории. Цивилизационный подход к изучению истории. Понятие «цивилизация», классификация цивилизаций. Тема 1. Россия в мировом сообществе цивилизаций Россия между Западом и Востоком: межцивилизационный диалог. Цивилизационно неоднородное общество. Факторы самобытности российской истории: природно-климатический, геополитический, религиозный, социальный.
Тема 2. Этапы становления российской государственности: От раннефеодального государства к централизованному (IX – XV вв.) Этногенез восточных славян. Проблема формирования древнерусской государственности в отечественной науке: «норманнская» теория, евразийская теория, теория эволюционного формирования государственности. Древнерусское государство в домонгольский период: этапы становления, хозяйственная жизнь, социальная структура, политическое устройство. Религиозные реформы Владимира I и их значение. «Русская Правда» как исторический источник. Причины и последствия феодальной раздробленности. Основные политические центры, особенности их экономического развития и политического устройства. Специфика российского феодализма. Монгольское нашествие на Русь, установление зависимости от Золотой Орды. Дискуссии о характере монгольского влияния на дальнейшее развитие русских земель. Предпосылки преодоления феодальной раздробленности. Этапы объединительного процесса. Борьба за лидерство: Москва, Тверь, Великое княжество Литовское и Русское. Завершение территориального объединения русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г. Система управления. Государственные символы. Появление государственной идеологии (теория «Москва – третий Рим»). Тема 3. Россия на пути к Новому времени (XVI – XVII вв.): эволюция социальной, экономической и политической систем Реформы Ивана Грозного (Судебник 1550 г., созыв Стоглавого Собора, военные реформы, реформы местного управления) и их роль в создании централизованного государства. Деятельность Земских соборов, установление в России сословно-представительной монархии. Опричнина: сущность, дискуссии о возможных причинах перехода от реформ к политике террора, последствия. «Смутное время»: предпосылки, проявления, дискуссии о хронологических рамках и сущности Смуты. Проблема исторического выбора в годы Смуты. Воцарение династии Романовых. XVII век – начало нового периода российской истории. Социально-экономические процессы: развитие мелкотоварного хозяйства, появление мануфактурного производства, формирование всероссийского внутреннего рынка. Эволюция социальной структуры, законодательное оформление крепостного права. Народные движения. Формирование абсолютизма. Соборное Уложение. Обмирщение культуры.
Государство и церковь. Церковные реформы патриарха Никона, церковный раскол и его последствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|