Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Россия в XVIII веке: первые попытки модернизации




XVIII век – век модернизации и просвещения. Реформы Петра I: предпосылки, цели, основные направления, итоги. Цивилизационный раскол общества как результат петровских преобразований. Оценка личности Петра I. Судьба петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов.

«Просвещённый абсолютизм «Екатерины» II: цели, сущность, противоречия, итоги. Оценка личности Екатерины II. Итоги развития России к концу XVIII века.

Тема 5. Россия в XIX веке: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений

Первые шаги к созданию правового государства в России. Реформы Александра 1: замыслы и реальность. Деятельность М.М.Сперанского и А.А.Аракчеева. Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I.

Россия на пути буржуазной модернизации. «Великие реформы» Александра II: отмена крепостного права, создание земств, реформы в сфере образования и печати, судебная и военная реформы. Контрреформы 1880-1890-х гг.: причины и результаты. Противоречия либерального процесса.

Формирование общественно-политических движений и их эволюция. Консервативное направление и теория «официальной народности». Либеральное направление: славянофилы и западники, земские либералы. Радикальное направление: декабристы, революционные народники, социал-демократы.

 

Тема 6. Россия в конце XIX – начале XX вв.: особенности развития и проблемы модернизации

Основные тенденции развития индустриального общества на рубеже XIX – XX вв. «Эшелонная теория» развития буржуазных отношений. Особенности буржуазной модернизации России в пореформенный период.

Реформы С.Ю.Витте – «индустриализация сверху»: замыслы, основные направления, итоги. Проекты аграрных преобразований. Программа реформ П.А.Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные направления, результаты, проблемы.

Начало политической модернизации России Формирование политических партий: классификация, программы, лидеры.

 

Тема 7. Россия в эпоху революций и Гражданской войны

Причины революции 1905-1907 гг. Участники революции и их требования. Политические партии в годы революции. Итоги революции. Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньская монархия.

Россия в годы Первой мировой войны. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Причины падения самодержавия.

Альтернативы цивилизационного развития после падения самодержавия. Двоевластие, деятельность Временного правительства, его просчеты. Большевистский переворот: причины и последствия прихода большевиков к власти. Разгон Учредительного собрания.

Причины Гражданской войны и интервенции. Расстановка противоборствующих сил, основные этапы войны, причины победы большевиков. Последствия Гражданской войны.

 

Тема 8. Строительство социалистического общества

В Советской России – СССР

Поиск руководством Советской России – СССР экономической модели социализма. «Красногвардейская атака на капитал», «военный коммунизм», Нэп. Политика «большого скачка»: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация. Итоги 1-й и 2-й пятилеток. Цена форсированного строительства социализма. Модель советской экономики к концу 1930-х гг.

Объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР. Основные признаки тоталитаризма, хронологические рамки, периодизация.

 

Тема 9. Внешняя политика СССР (1920-1945 гг.)

СССР в системе международных отношений 1920-х гг. Полоса международного признания СССР. Изменения геополитической ситуации и их влияние на внутреннюю политику СССР.

Истоки Второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1930-е гг. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Договоры 1939 г. с нацистской Германией и их оценка. Советско-финская война 1939-1940 гг., ее итоги, последствия и уроки.

СССР в составе антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны.

 

Тема 10. Трансформации тоталитарного режима в СССР

 

Сталинский тоталитаризм. Массовые политические репрессии, культ личности вождя.

«Хрущёвская оттепель», её проявления и ограниченность. Экономические эксперименты. Социальные программы. Внешнеполитическая стратегия. Программа строительства коммунизма. Появление правозащитного движения.

Тоталитарный режим эпохи «развитого социализма». Нарастание противоречий в социально-экономической и идеологической сферах. «Эпоха застоя». Геронтократия.

Последствия тоталитаризма в СССР.

 

Тема 11. СССР – РФ в эпоху реформ: от «перестройки» к смене модели общественного развития

Осознание необходимости качественного реформирования советской системы. Начало «перестройки», её замыслы, основные направления. Успехи «перестройки» и её проблемы. Разрушение тоталитарного режима. Усугубление экономических проблем. Межнациональные конфликты и их причины. Путч в августе 1991 г. Беловежские соглашения в декабре 1991 г.: распад СССР, образование СНГ. Значение «перестройки» и её последствия.

«Постперестройка» в Российской Федерации: смена модели общественного развития. Радикальные рыночные реформы: задачи, основные направления, результаты. Обострение социальных проблем. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

План изучения темы.

1. Предмет истории. Исторические источники.

2. Методы и принципы изучения истории.

3. Этапы развития исторического сознания.

4. Концептуальные модели истории. Цивилизационный подход к изучению истории.

 

Вопросы для самопроверки.

- Какое определение Вы бы дали истории как науке?

- С какими историческими источниками Вам приходилось иметь дело?

- Что значит быть объективным при изучении истории?

- Какой вид исторических источников Вы считаете наиболее объективным? Почему?

- Что Вы понимаете под историческим прогрессом?

- Какая из изученных моделей истории в большей степени соответствует Вашим представлениям? Почему?

- В каком значении использует понятие «цивилизация» историческая наука?

 

Примерные тестовые задания для самопроверки.

1. Установите соответствие между историческим источником и его видом:

А) шапка Мономаха 1) аудиоисточники

Б) «Повесть временных лет» 2) вещественные

В) народная песня 3) этнографические

Г) запись голоса В.И.Ленина 4) письменные

2. Как называется научный метод, предполагающий сопоставление исторических событий и процессов во времени и пространстве?

А) историко-генетический

Б) статистический

В) историко-типологический

Г) историко-сравнительный

3. Кто из названных учёных придерживался цивилизационного подхода к изучению истории?

А) Л.Н.Гумилёв

Б) О.Шпенглер

В) К.Маркс

Г) Геродот

4. Для какого типа исторического сознания был характерен принцип «верю, потому что знаю»?

А) космологического

Б) теологического

В) рационалистического
Г) мифологического

Ключ:

1 – А 2, Б 4, В 3, Г 1;

2 – Г;

3 – Б;

4 – В.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...