Тема 4. Россия в XVIII веке: первые попытки модернизации
XVIII век – век модернизации и просвещения. Реформы Петра I: предпосылки, цели, основные направления, итоги. Цивилизационный раскол общества как результат петровских преобразований. Оценка личности Петра I. Судьба петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов. «Просвещённый абсолютизм «Екатерины» II: цели, сущность, противоречия, итоги. Оценка личности Екатерины II. Итоги развития России к концу XVIII века. Тема 5. Россия в XIX веке: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений Первые шаги к созданию правового государства в России. Реформы Александра 1: замыслы и реальность. Деятельность М.М.Сперанского и А.А.Аракчеева. Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I. Россия на пути буржуазной модернизации. «Великие реформы» Александра II: отмена крепостного права, создание земств, реформы в сфере образования и печати, судебная и военная реформы. Контрреформы 1880-1890-х гг.: причины и результаты. Противоречия либерального процесса. Формирование общественно-политических движений и их эволюция. Консервативное направление и теория «официальной народности». Либеральное направление: славянофилы и западники, земские либералы. Радикальное направление: декабристы, революционные народники, социал-демократы.
Тема 6. Россия в конце XIX – начале XX вв.: особенности развития и проблемы модернизации Основные тенденции развития индустриального общества на рубеже XIX – XX вв. «Эшелонная теория» развития буржуазных отношений. Особенности буржуазной модернизации России в пореформенный период. Реформы С.Ю.Витте – «индустриализация сверху»: замыслы, основные направления, итоги. Проекты аграрных преобразований. Программа реформ П.А.Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные направления, результаты, проблемы.
Начало политической модернизации России Формирование политических партий: классификация, программы, лидеры.
Тема 7. Россия в эпоху революций и Гражданской войны Причины революции 1905-1907 гг. Участники революции и их требования. Политические партии в годы революции. Итоги революции. Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньская монархия. Россия в годы Первой мировой войны. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Причины падения самодержавия. Альтернативы цивилизационного развития после падения самодержавия. Двоевластие, деятельность Временного правительства, его просчеты. Большевистский переворот: причины и последствия прихода большевиков к власти. Разгон Учредительного собрания. Причины Гражданской войны и интервенции. Расстановка противоборствующих сил, основные этапы войны, причины победы большевиков. Последствия Гражданской войны.
Тема 8. Строительство социалистического общества В Советской России – СССР Поиск руководством Советской России – СССР экономической модели социализма. «Красногвардейская атака на капитал», «военный коммунизм», Нэп. Политика «большого скачка»: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация. Итоги 1-й и 2-й пятилеток. Цена форсированного строительства социализма. Модель советской экономики к концу 1930-х гг. Объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР. Основные признаки тоталитаризма, хронологические рамки, периодизация.
Тема 9. Внешняя политика СССР (1920-1945 гг.) СССР в системе международных отношений 1920-х гг. Полоса международного признания СССР. Изменения геополитической ситуации и их влияние на внутреннюю политику СССР.
Истоки Второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1930-е гг. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Договоры 1939 г. с нацистской Германией и их оценка. Советско-финская война 1939-1940 гг., ее итоги, последствия и уроки. СССР в составе антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны.
Тема 10. Трансформации тоталитарного режима в СССР
Сталинский тоталитаризм. Массовые политические репрессии, культ личности вождя. «Хрущёвская оттепель», её проявления и ограниченность. Экономические эксперименты. Социальные программы. Внешнеполитическая стратегия. Программа строительства коммунизма. Появление правозащитного движения. Тоталитарный режим эпохи «развитого социализма». Нарастание противоречий в социально-экономической и идеологической сферах. «Эпоха застоя». Геронтократия. Последствия тоталитаризма в СССР.
Тема 11. СССР – РФ в эпоху реформ: от «перестройки» к смене модели общественного развития Осознание необходимости качественного реформирования советской системы. Начало «перестройки», её замыслы, основные направления. Успехи «перестройки» и её проблемы. Разрушение тоталитарного режима. Усугубление экономических проблем. Межнациональные конфликты и их причины. Путч в августе 1991 г. Беловежские соглашения в декабре 1991 г.: распад СССР, образование СНГ. Значение «перестройки» и её последствия. «Постперестройка» в Российской Федерации: смена модели общественного развития. Радикальные рыночные реформы: задачи, основные направления, результаты. Обострение социальных проблем. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Введение План изучения темы. 1. Предмет истории. Исторические источники. 2. Методы и принципы изучения истории. 3. Этапы развития исторического сознания. 4. Концептуальные модели истории. Цивилизационный подход к изучению истории.
Вопросы для самопроверки. - Какое определение Вы бы дали истории как науке?
- С какими историческими источниками Вам приходилось иметь дело? - Что значит быть объективным при изучении истории? - Какой вид исторических источников Вы считаете наиболее объективным? Почему? - Что Вы понимаете под историческим прогрессом? - Какая из изученных моделей истории в большей степени соответствует Вашим представлениям? Почему? - В каком значении использует понятие «цивилизация» историческая наука?
Примерные тестовые задания для самопроверки. 1. Установите соответствие между историческим источником и его видом: А) шапка Мономаха 1) аудиоисточники Б) «Повесть временных лет» 2) вещественные В) народная песня 3) этнографические Г) запись голоса В.И.Ленина 4) письменные 2. Как называется научный метод, предполагающий сопоставление исторических событий и процессов во времени и пространстве? А) историко-генетический Б) статистический В) историко-типологический Г) историко-сравнительный 3. Кто из названных учёных придерживался цивилизационного подхода к изучению истории? А) Л.Н.Гумилёв Б) О.Шпенглер В) К.Маркс Г) Геродот 4. Для какого типа исторического сознания был характерен принцип «верю, потому что знаю»? А) космологического Б) теологического В) рационалистического Ключ: 1 – А 2, Б 4, В 3, Г 1; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|