Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XVII век – начало нового периода российской истории.




1. Новые экономические процессы. Формирование всероссийского рынка.

2. Эволюция социальной структуры и социальная политика государства.

3. Эволюция политической системы: тенденции абсолютизма. Конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

4. Начало обмирщения культуры.

Вопросы для самопроверки.

- Можно ли, на Ваш взгляд, назвать русский Земский Собор парламентом? Почему?

- Зачем Ивану Грозному понадобился Земский Собор?

- Изучите фактический материал, связанный с реформами «Избранной Рады», и сформулируйте цель каждой из них. Насколько разумными и целесообразными Вы считаете эти преобразования в контексте тех задач, которые стояли в середине XVI века перед Московским государством?

- Пользуясь учебниками и дополнительной литературой, восстановите основные события, связанные с опричниной Ивана Грозного. Опираясь на эти факты, проанализируйте различные версии перехода царя от реформ к режиму государственного террора. С какой из них вы можете согласиться? Аргументируйте.

- Как вы думаете, почему образ Ивана Грозного так привлекал И.В.Сталина?

- Можете ли вы назвать причины «Смуты», помимо династического кризиса?

- Какую роль играли Земские соборы в годы «Смуты»?

- Изучите содержание теории «Москва – третий Рим» и обдумайте, каково было её назначение. Можно ли назвать её официальной идеологией Московского государства? Почему?

- Рассмотрите реформы патриарха Никона. Почему российское общество так остро отреагировало на реформы, которые затрагивали только внешнюю сторону веры, но не основы вероучения? О каких чертах менталитета россиян это свидетельствует?

- Из-за чего возник личный конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона? Чем он закончился и какое значение это имело для государства?

 

Примерные тестовые задания для самопроверки.

1. С деятельностью какого органа связано установление в России сословно-представительной монархии?

А) Боярской думы

Б) вече

В) «Избранной Рады»

Г) Земского собора

2. Всероссийский внутренний рынок – это...

А) устойчивые экономические связи в пределах страны

Б) самая крупная ярмарка в стране
В) беспошлинная торговля в пределах страны
Г) появление единой денежной системы

3. Установите соответствие:

А) Иван Фёдоров 1) организатор церковных реформ

Б) Филофей 2) автор теории «Москва – третий Рим»
В) Нил Сорский 3) мастер, выпустивший первую печатную книгу

Г) Никон 4) лидер «нестяжателей»

4. Полное закрепощение крестьян в России связано с …

А) Судебником Ивана III
Б) Судебником Ивана IV
В) Соборным Уложением
Г) введением «заповедных лет»

 

Ключ:

1 – Г;

2 – А;

3 – А 3; Б 2; В 4; Г 1;

4 – В.

Тема 4. Россия в XVIII веке: первые попытки модернизации

План изучения темы.

Реформы Петра I: предпосылки, замыслы, реализация.

1. Предпосылки петровских реформ: дискуссии.

2. Основные направления преобразований: успехи и проблемы.

3. Оценка роли личности ПетраI и его реформ в истории России.

Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.

1. Сущность «просвещённого абсолютизма».

2. Успехи и противоречия «просвещённого абсолютизма» в России.

3. Итоги развития России к концу XVIII века.

Вопросы для самопроверки.

- Можете ли Вы назвать события, превратившие ПетраI из беспечного подростка в государственного деятеля?

- Согласны ли Вы с утверждением, что Пётр внедрял в России чуждые ей новшества, не учитывая при этом её национальные традиции? Докажите свою точку зрения.

- Какие из реформ Петра Вы считаете наиболее успешными? Чем это можно доказать?

- Как изменилась под влиянием реформ ПетраI жизнь различных сословий российского общества: боярства, духовенства, дворянства, посадских людей, крестьянства?

- Рассмотрите понятие цивилизационного раскола общества. По каким позициям произошло разделение общества? Был ли в дальнейшем преодолён этот раскол?

- Как современники и потомки оценивали роль Петра I и его реформ в истории

России? Какая точка зрения вам близка? Почему?

- Заслуживает ли Пётр I, на ваш взгляд, обвинение в деспотизме? Аргументируйте.

- Можете ли Вы сказать, чем Екатерина II принципиально отличалась от ПетраI как государственный деятель? Если да, то чем?

- Заслуживает ли Екатерина II, чтобы её называли Великой? Почему?

Примерные тестовые задания для самопроверки.

1. Установите соответствие:

А) Святейший Синод 1) законодательный орган

Б) Сенат 2) глава высшего надзорного органа

В) Обер-прокурор 3) глава центрального органа управления

Г) президент коллегии 4) орган управления церковными делами

2. Какой из перечисленных документов был издан Екатериной II?

А) Табель о рангах
Б) Указ о престолонаследии
В) Указ о трёхдневной барщине
Г) Жалованная грамота дворянству

3. Какие сословия подлежали рекрутской повинности?

А) все категории крестьян и посадские люди

Б) помещичьи крестьяне и холопы
В) бояре и духовенство
Г) все сословия

4. Кто возглавлял Крестьянскую войну 1773-1775 гг.?

А) И.И.Болотников

Б) С.Т.Разин

В) Е.И.Пугачёв

Г) М.В.Скопин-Шуйский

Ключ:

1 – А 4; Б 1; В 2; Г 3;

2 – Г;

3 – А;

4 – В.

Тема 5. Россия в XIX веке: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений

План изучения темы.

Первые шаги к созданию правового государства в России.

1. Конституционные замыслы Александра I и их судьба.

2. Попытки решения крестьянского вопроса в 1-й половине XIX века.

3. Создание в России системы образования.

Великие реформы» Александра II.

1. Причины, основные направления реформ 1860-1870 гг. и их влияние на развитие страны.

2. Контрреформы 1880-1890 гг. Противоречия либерального процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...