XVII век – начало нового периода российской истории.
1. Новые экономические процессы. Формирование всероссийского рынка. 2. Эволюция социальной структуры и социальная политика государства. 3. Эволюция политической системы: тенденции абсолютизма. Конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. 4. Начало обмирщения культуры. Вопросы для самопроверки. - Можно ли, на Ваш взгляд, назвать русский Земский Собор парламентом? Почему? - Зачем Ивану Грозному понадобился Земский Собор? - Изучите фактический материал, связанный с реформами «Избранной Рады», и сформулируйте цель каждой из них. Насколько разумными и целесообразными Вы считаете эти преобразования в контексте тех задач, которые стояли в середине XVI века перед Московским государством? - Пользуясь учебниками и дополнительной литературой, восстановите основные события, связанные с опричниной Ивана Грозного. Опираясь на эти факты, проанализируйте различные версии перехода царя от реформ к режиму государственного террора. С какой из них вы можете согласиться? Аргументируйте. - Как вы думаете, почему образ Ивана Грозного так привлекал И.В.Сталина? - Можете ли вы назвать причины «Смуты», помимо династического кризиса? - Какую роль играли Земские соборы в годы «Смуты»? - Изучите содержание теории «Москва – третий Рим» и обдумайте, каково было её назначение. Можно ли назвать её официальной идеологией Московского государства? Почему? - Рассмотрите реформы патриарха Никона. Почему российское общество так остро отреагировало на реформы, которые затрагивали только внешнюю сторону веры, но не основы вероучения? О каких чертах менталитета россиян это свидетельствует? - Из-за чего возник личный конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона? Чем он закончился и какое значение это имело для государства?
Примерные тестовые задания для самопроверки. 1. С деятельностью какого органа связано установление в России сословно-представительной монархии? А) Боярской думы Б) вече В) «Избранной Рады» Г) Земского собора 2. Всероссийский внутренний рынок – это... А) устойчивые экономические связи в пределах страны Б) самая крупная ярмарка в стране 3. Установите соответствие: А) Иван Фёдоров 1) организатор церковных реформ Б) Филофей 2) автор теории «Москва – третий Рим» Г) Никон 4) лидер «нестяжателей» 4. Полное закрепощение крестьян в России связано с … А) Судебником Ивана III
Ключ: 1 – Г; 2 – А; 3 – А 3; Б 2; В 4; Г 1; 4 – В. Тема 4. Россия в XVIII веке: первые попытки модернизации План изучения темы. Реформы Петра I: предпосылки, замыслы, реализация. 1. Предпосылки петровских реформ: дискуссии. 2. Основные направления преобразований: успехи и проблемы. 3. Оценка роли личности ПетраI и его реформ в истории России. Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. 1. Сущность «просвещённого абсолютизма». 2. Успехи и противоречия «просвещённого абсолютизма» в России. 3. Итоги развития России к концу XVIII века. Вопросы для самопроверки. - Можете ли Вы назвать события, превратившие ПетраI из беспечного подростка в государственного деятеля? - Согласны ли Вы с утверждением, что Пётр внедрял в России чуждые ей новшества, не учитывая при этом её национальные традиции? Докажите свою точку зрения. - Какие из реформ Петра Вы считаете наиболее успешными? Чем это можно доказать? - Как изменилась под влиянием реформ ПетраI жизнь различных сословий российского общества: боярства, духовенства, дворянства, посадских людей, крестьянства?
- Рассмотрите понятие цивилизационного раскола общества. По каким позициям произошло разделение общества? Был ли в дальнейшем преодолён этот раскол? - Как современники и потомки оценивали роль Петра I и его реформ в истории России? Какая точка зрения вам близка? Почему? - Заслуживает ли Пётр I, на ваш взгляд, обвинение в деспотизме? Аргументируйте. - Можете ли Вы сказать, чем Екатерина II принципиально отличалась от ПетраI как государственный деятель? Если да, то чем? - Заслуживает ли Екатерина II, чтобы её называли Великой? Почему? Примерные тестовые задания для самопроверки. 1. Установите соответствие: А) Святейший Синод 1) законодательный орган Б) Сенат 2) глава высшего надзорного органа В) Обер-прокурор 3) глава центрального органа управления Г) президент коллегии 4) орган управления церковными делами 2. Какой из перечисленных документов был издан Екатериной II? А) Табель о рангах 3. Какие сословия подлежали рекрутской повинности? А) все категории крестьян и посадские люди Б) помещичьи крестьяне и холопы 4. Кто возглавлял Крестьянскую войну 1773-1775 гг.? А) И.И.Болотников Б) С.Т.Разин В) Е.И.Пугачёв Г) М.В.Скопин-Шуйский Ключ: 1 – А 4; Б 1; В 2; Г 3; 2 – Г; 3 – А; 4 – В. Тема 5. Россия в XIX веке: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений План изучения темы. Первые шаги к созданию правового государства в России. 1. Конституционные замыслы Александра I и их судьба. 2. Попытки решения крестьянского вопроса в 1-й половине XIX века. 3. Создание в России системы образования. Великие реформы» Александра II. 1. Причины, основные направления реформ 1860-1870 гг. и их влияние на развитие страны. 2. Контрреформы 1880-1890 гг. Противоречия либерального процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|