Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политические движения России в XIX веке.




1. Теория «официальной народности».

2. Либеральное движение:

а) западничество и славянофильство;

б) земский либерализм.

3. Эволюция радикального движения:

а) движение декабристов;

б) революционное народничество;

в) зарождение социал-демократии.

Вопросы для самопроверки.

- Что понимается под правовым государством?

- Почему Александр I, как и его бабушка, не решился настаивать на реализации своих замыслов, когда столкнулся с негативной реакцией придворных кругов?

- Рассмотрите реформу 1861 г. с двух сторон: обретение крестьянами личной свободы и вопрос о выкупе земли. Объективно оцените значение этой реформы для крестьян.

- Изучив содержание земской и городской реформ, подумайте, как в них проявился буржуазный характер преобразований.

- Рассмотрите изменения, произошедшие на уровне среднего и высшего образования. Изучите фрагмент Устава Российских Императорских университетов в хрестоматии и оцените его с позиции современного студента.

- Выделите принципы, которые стали утверждаться в системе судопроизводства в результате реформы. Какие достоинства и недостатки Вы видите у суда присяжных?

- Почему на Александра II, так много сделавшего для народа, упорно покушались члены молодёжных революционных кружков?

- Понимаете ли вы логику Александра III, попытавшегося вернуть страну в дореформенное состояние?

- Разъясните смысл триады С. С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Были ли принципиальные изменения в официальной идеологии самодержавия на протяжении XIX века?

- Проследите эволюцию либерального движения в XIX веке. Найдите сходства и различия между западниками и славянофилами с одной стороны и земскими либералами – с другой.

- Проанализируйте, как представители радикальных политических организаций искали на протяжении XIX века ту общественную силу, которая сможет осуществить социальную революцию.

Примерные тестовые задания для самопроверки.

1. Участок земли, полученный крестьянином в результате реформы 1861 г., назывался…

А) надел

Б) отруб

В) хутор

Г) имение

2. Какие органы управления пришли на смену коллегиям в началеXIX в.?

А) приказы

Б) министерства

В) земства

Г) городские думы

3. Установите соответствие:

А) П.И.Пестель 1) западничество

Б) М.И.Бакунин 2) социал-демократия

В) П.Я.Чаадаев 3) революционное народничество

Г) Г.В.Плеханов 4) движение декабристов

4. Судебная реформа, проведённая в 1870-х гг., не предполагала…

А) учреждение суда присяжных

Б) отмену смертной казни

В) состязательность суда

Г) открытость суда

Ключ:

1 – А;

2 – Б;

3 – А 4; Б 3; В 1; Г 2;

4 – Б.

 

Тема 6. Россия в конце XIX – начале XX в.: особенности развития и проблемы модернизации

План изучения темы.

Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX в.

1. Специфика буржуазной модернизации России в пореформенный период.

2. Реформы С.Ю. Витте – начало индустриализации «сверху».

3. Программа реформ П.А.Столыпина. Аграрная реформа и её итоги.

Становление российского парламентаризма.

1. Основные политические партии и их программы в начале XX века.

2. Деятельность I Государственной думы.

3. Деятельность II Государственной думы.

Вопросы для самопроверки.

- Как Вы считаете, существовали ли в пореформенной России все необходимые условия для свободного развития экономики? Объясните свое мнение.

- Какие промышленные центры существовали в России к концу XIX века?

- Что могло привлекать иностранных инвесторов в российскую экономику?

- Почему далеко не все крестьяне воспользовались возможностью выхода из общины в период реформ Столыпина?

- Проведите сравнительный анализ программ основных политических партий либерального («Союз 17 октября», «Партия народной свободы»), революционного («Партия социалистов-революционеров», РСДРП) и консервативного («Союз русского народа») направлений. Ориентируйтесь на решение партиями вопроса о государственном устройстве, требуемые ими гражданские права, решение рабочего и аграрного вопросов, представления о национальном устройстве России и предлагаемые методы борьбы. Какие партии могли находить между собой точки соприкосновения?

- Рассмотрите содержание Манифеста от 17 октября 1905 г., а также структуру созданного парламента, место в ней Государственной думы и полномочия императора по отношению к Думе. Насколько широкие полномочия получила Дума?

- Постарайтесь найти истинные причины разгона Николаем Вторым I и II Государственной Думы. Подумайте, почему народ не откликнулся на Выборгское воззвание депутатов разогнанной I Думы.

 

Примерные тестовые задания для самопроверки.

1. Чего не предполагала аграрная реформа П.А.Столыпина?

А) поощрение переселения крестьян за Урал

Б) разрешение свободного выхода крестьян из общины
В) изъятие части помещичьих земель с компенсацией её стоимости
Г) распространение в деревне научных сельскохозяйственных знаний

2. Что привлекало иностранные инвестиции в российскую экономику в концеXIX – начале XX вв.?

А) покровительственное законодательство

Б) дешёвое сырьё
В) дешёвая рабочая сила
Г) всё перечисленное

3. Установите соответствие:

А) П.Н.Милюков 1) РСДРП (б)

Б) В.И.Чернов 2) партия социалистов-революционеров
В) А.И.Гучков 3) Партия народной свободы (кадеты)
Г) Ю.О.Мартов 4) «Союз 17 октября»

Д) В.М.Пуришкевич 5) РСДРП («меньшевики»)

Е) В.И.Ленин 6) «Союз русского народа»

4. Как назывался орган государственной власти, появившийся в России после издания Манифеста 17 октября 1905 г.?

А) Государственный совет

Б) Государственная дума
В) Сенат
Г) Верховный Совет

 

Ключ:

1 – В;

2 – Г;

3 – А 3; Б 2; В 4; Г 5; Д 6; Е 1;

4 – Б.

Тема 7. Россия в эпоху революций и Гражданской войны

План изучения темы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...