Общественно-политические движения России в XIX веке.
1. Теория «официальной народности». 2. Либеральное движение: а) западничество и славянофильство; б) земский либерализм. 3. Эволюция радикального движения: а) движение декабристов; б) революционное народничество; в) зарождение социал-демократии. Вопросы для самопроверки. - Что понимается под правовым государством? - Почему Александр I, как и его бабушка, не решился настаивать на реализации своих замыслов, когда столкнулся с негативной реакцией придворных кругов? - Рассмотрите реформу 1861 г. с двух сторон: обретение крестьянами личной свободы и вопрос о выкупе земли. Объективно оцените значение этой реформы для крестьян. - Изучив содержание земской и городской реформ, подумайте, как в них проявился буржуазный характер преобразований. - Рассмотрите изменения, произошедшие на уровне среднего и высшего образования. Изучите фрагмент Устава Российских Императорских университетов в хрестоматии и оцените его с позиции современного студента. - Выделите принципы, которые стали утверждаться в системе судопроизводства в результате реформы. Какие достоинства и недостатки Вы видите у суда присяжных? - Почему на Александра II, так много сделавшего для народа, упорно покушались члены молодёжных революционных кружков? - Понимаете ли вы логику Александра III, попытавшегося вернуть страну в дореформенное состояние? - Разъясните смысл триады С. С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Были ли принципиальные изменения в официальной идеологии самодержавия на протяжении XIX века? - Проследите эволюцию либерального движения в XIX веке. Найдите сходства и различия между западниками и славянофилами с одной стороны и земскими либералами – с другой.
- Проанализируйте, как представители радикальных политических организаций искали на протяжении XIX века ту общественную силу, которая сможет осуществить социальную революцию. Примерные тестовые задания для самопроверки. 1. Участок земли, полученный крестьянином в результате реформы 1861 г., назывался… А) надел Б) отруб В) хутор Г) имение 2. Какие органы управления пришли на смену коллегиям в началеXIX в.? А) приказы Б) министерства В) земства Г) городские думы 3. Установите соответствие: А) П.И.Пестель 1) западничество Б) М.И.Бакунин 2) социал-демократия В) П.Я.Чаадаев 3) революционное народничество Г) Г.В.Плеханов 4) движение декабристов 4. Судебная реформа, проведённая в 1870-х гг., не предполагала… А) учреждение суда присяжных Б) отмену смертной казни В) состязательность суда Г) открытость суда Ключ: 1 – А; 2 – Б; 3 – А 4; Б 3; В 1; Г 2; 4 – Б.
Тема 6. Россия в конце XIX – начале XX в.: особенности развития и проблемы модернизации План изучения темы. Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX в. 1. Специфика буржуазной модернизации России в пореформенный период. 2. Реформы С.Ю. Витте – начало индустриализации «сверху». 3. Программа реформ П.А.Столыпина. Аграрная реформа и её итоги. Становление российского парламентаризма. 1. Основные политические партии и их программы в начале XX века. 2. Деятельность I Государственной думы. 3. Деятельность II Государственной думы. Вопросы для самопроверки. - Как Вы считаете, существовали ли в пореформенной России все необходимые условия для свободного развития экономики? Объясните свое мнение. - Какие промышленные центры существовали в России к концу XIX века? - Что могло привлекать иностранных инвесторов в российскую экономику? - Почему далеко не все крестьяне воспользовались возможностью выхода из общины в период реформ Столыпина?
- Проведите сравнительный анализ программ основных политических партий либерального («Союз 17 октября», «Партия народной свободы»), революционного («Партия социалистов-революционеров», РСДРП) и консервативного («Союз русского народа») направлений. Ориентируйтесь на решение партиями вопроса о государственном устройстве, требуемые ими гражданские права, решение рабочего и аграрного вопросов, представления о национальном устройстве России и предлагаемые методы борьбы. Какие партии могли находить между собой точки соприкосновения? - Рассмотрите содержание Манифеста от 17 октября 1905 г., а также структуру созданного парламента, место в ней Государственной думы и полномочия императора по отношению к Думе. Насколько широкие полномочия получила Дума? - Постарайтесь найти истинные причины разгона Николаем Вторым I и II Государственной Думы. Подумайте, почему народ не откликнулся на Выборгское воззвание депутатов разогнанной I Думы.
Примерные тестовые задания для самопроверки. 1. Чего не предполагала аграрная реформа П.А.Столыпина? А) поощрение переселения крестьян за Урал Б) разрешение свободного выхода крестьян из общины 2. Что привлекало иностранные инвестиции в российскую экономику в концеXIX – начале XX вв.? А) покровительственное законодательство Б) дешёвое сырьё 3. Установите соответствие: А) П.Н.Милюков 1) РСДРП (б) Б) В.И.Чернов 2) партия социалистов-революционеров Д) В.М.Пуришкевич 5) РСДРП («меньшевики») Е) В.И.Ленин 6) «Союз русского народа» 4. Как назывался орган государственной власти, появившийся в России после издания Манифеста 17 октября 1905 г.? А) Государственный совет Б) Государственная дума
Ключ: 1 – В; 2 – Г; 3 – А 3; Б 2; В 4; Г 5; Д 6; Е 1; 4 – Б. Тема 7. Россия в эпоху революций и Гражданской войны План изучения темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|