Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы разработки программ для одаренных детей




1. Каждый ребенок неповторим, индивидуален

2. Одаренные дети часто отмечаются неблагоприятным образом «Я» - программа обучения и развития должна помочь ему получить уверенность в себе

3. Контакт семьи и школы

4. Программа должна содержать разнообразие материалов

5. Программа должна быть сбалансированной, т.е. способствовать не только познавательному, но и физическому развитию, развитию эмоциональной сферы и сферы общения

6. Программа должна предусматривать плавный переход ребенка с одного уровня на другой

7. Она должна развивать настойчивость в достижении цели

8. Должна развивать творческие способности

25. Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50 годы. По Гальперину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти этапы. По Гальперину, обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.

 

Процесс формирования умственных действий по П.Я. Гальперину совершается поэтапно:

Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шсстой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

 

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике.

Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются.

Усвоение знаний является не целью обучения, а средством. Знания усваиваются для того, чтобы с их помощью научится что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти.

26. Теория развивающего обучения В.В.Давыдова

Концепция Эльконина-Давыдова личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления. Ребенок рассматривается как самоизменяющийся объект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении. Основу содержания образования составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете.

Содержанием развивающего обучения должны являться теоретические знания. Если в традиционном обучении основной способ познания индуктивный (от частного к общему), то при развивающем данном обучении способ познания – дедуктивный

Цели развивающего обучения:

ü Сформировать теоретическое сознание и мышление, способы умственных действий

ü Обеспечить условия для превращения ученика в учащегося

27. Теория проблемного обучения

Проблемное обучение построено на создании проблемных ситуаций. Его главное назначение – развитие творческого мышления.

Проблемная ситуация – ситуация выполнения задания, при которых раннее усвоенных знаний недостаточно, вследствие возникает потребность в поиске новых знаний. ПС создаются при помощи постановки проблемных вопросов.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

2) усвоение учениками знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Отличия проблемного обучения от непроблемного:

- Проблемное требует размышлений, непроблемное воспоминаний

 

  Достоинства проблемного обучения   Недостатки проблемного обучения
ü Развитие творческого мышления ü Самостоятельность школьников ü Умения научного поиска ü Требует много энергии и времени затрат учителя ü Требует высокий уровень развития мышления школьников часто не под силу слабым, физически ослабленным детям ü Далеко не весь материал можно изучать проблемным методом

28. Теория развивающего обучения Занкова

Обучение по модели Занкова – обучения на высоком уровне сложности.

Правила уровня трудности · Соблюдение меры трудности · Преодоление непонимания материала
Принцип ведущей роли теоретических знаний · Повышение удельного веса теорзнаний · Формирование логического мышления
Осознанность обучения · Рефлексия (самоанализ) · Осознание ребенком трудностей · Осознание себя как субъекта учения
Принцип продвижения быстрыми темпами · Отказ от однообразия в изучении материала · Непрерывное обогащение школьников новыми знаниями
Принцип развития всех учащихся это обязательный учет индивидуальных особенностей учащихся

Общие черты моделей развивающего обучения:

1. РО противопоставлено традиционному: УД направлена на формирование самостоятельности, развитие способностей, активной жизненной позиции

2. Педагогические воздействия опережают и ускоряют психическое развитие

3. Ребенок – полноценный субъект УД. Отношения с учителем – принцип сотрудничества

4. УД направлена на развитие целостной личности ребенка

5. РО всегда осуществляется в ЗБР

29. Теория программированного обучения

Программированное обучение возникло в 50е годы 20 века на основе представлений бихевиористов.

Программированное обучении – самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с их индивидуальными особенностями. Идея ПО была предложена для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

Суть 1. Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности 2. Сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль за их усвоением 3. Предполагает примнение алгоритмизованных предписаий, помогающих обучающим кратчайшим путем находить верные решения определенного круга познавательных задач 4. Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, мышление становится управляемым  
Достоинства 1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий 2. Воспитывает умение логически мыслить
Недостатки 1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении 2. Требует больших затрат времени 3. Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и и не позволяет получить новые знания. 5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности

В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются:

1) сам учебный материал;

2) действия учащегося по его усвоению;

3) формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольшие по объему логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из некоторого числа заранее заготовленных преподавателем программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Выделяют программы:

1) линейные – каждый учащийся изучает одинаковую для всех последовательность учебных доз;

2) разветвленные – каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных способностей.

30. Психологическая сущность воспитания

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций, способствующих развитию, подготовке к общественной жизни и производительности труду

Социализация близка по содержанию к понятию воспитания, но она представляет собой стихийный процесс.

В процессе воспитания осуществляется развитие – количественные и качественные изменения в психике.

Формирование (составная часть воспитания) – процесс, в ходе которого личность приобретает те или иные свойства

Главная задача воспитнаия – формирование и развитие ребенка как личности.

Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это зависит от последовательности и среды.

 

Л.С. Выготский считал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Он выделил два уровня умственного развития:

• уровень актуального развития;

• зона ближайшего развития.

На первом уровне ребенок выполняет задание самостоятельно, на втором с помощью взрослых.

31. Психологические теории и модели воспитания

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания.

 

Теории воспитания

Биогенная Распространена в форме системы убеждений. Утверждает, что личностные качества человека передаются в основном по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни.Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности.
Социогенная Теория утверждает что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Выделяется ряд контраргументов против нее: · Некоторые свойства личности не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им. · Известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Следовательно, далеко не всё в личности зависит от воспитания, многое определяется и состоянием организма
Другие теории представляют собой промежуточные варианты двух рассмотренных Характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности, как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хоть и ограниченную роль
Необихевиористский подход Скиннера Поскольку в ней под личностными структурами понимаются привычки, умения и навыки поведенческого характера, то проблема их формирования и преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении человека. Считается, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрений и наказаний на практике механизма научения через оперантное обусловливание можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

Психологические теории воспитания различаются еще и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчеркиваются:

ü Есть группа теорий, предметом исследования в которых выступает характер человека

ü В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка

ü Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения выступают черты личности. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связано с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Если же речь идет о вторичных чертах, возникающих и формирующихся позднее (моральные и социальные установки), то с их воспитанием связывают большие надежды

 

Бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Воспитывать значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям. Поэтому в моделях воспитания на этой основе разрабатываются четкие цели воспитания, учебные курсы, назначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...