Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности.




Педагог должен уметь:

1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;

2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально-значимых целей;

3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.

38. Учитель как субъект педагогической деятельности

Бывшие субъект-объектные отношения заменились на субъект-субъектные, что означает, что ученик также влияет на учителя и под его влиянием учитель меняется. Наша современная педагогика характеризуется: демократизацией, гуманизацией отношений, и личностно-ориентированным подходом.

Учитель как субъект этой деятельности имеет следующие свойства:

v Психофизиологические (задатки)

v Способности

v Направленность

v Профессионально-педагогические и предметные З., У.

Направленность – мотивация действий и поступков самого учителя. Она бывает 3 видов: соцпрофессиональная, гуманистическая, познавательная Н. учителя

Маткин выделяет 4 типа учителей по познавательной направленности:

A. Активно относится к новой информации, но сознательно избегает связанного со школой

B. Активно относится к информации, связанной со школьными проблемами, но внешкольные проблемы определяют выбор источника информации.

C. Интересуется всем тем, что связано со школой

D. Всю информацию делит на школьную и нешкольную

 

Симонов разработал карту профессионально-значимых личностных качеств и распределил по 3 направлениям:

1. Психологические черты личности как индивидуальные

1.1. Сильный, уравновешенный тип НС

1.2. Тенденция к лидерству

1.3. Уверенность к себе

1.4. Требовательность

1.5. Доброта и отзывчивость

2. Педагог в структуре межличностных отношений

2.1. Преобладание демократического стиля общения

2.2. Неконфликтность по отсутствию конформизма

2.3. Адекватная самооценка

2.4. Стремление к сотрудничеству

3. Профессиональные черты личности преподавателя

3.1. Широкая эрудиция

3.2. Свободное владение материалом

3.3. Умение учитывать психические и возрастные особенности учащихся

3.4. Общая и спецграмотность

3.5. Выразительная мимика и пантомимика

3.6. Мгновенная реакция на любую ситуацию

3.7. Умение четко формулировать цели

3.8. Владение методами обучения

3.9. Умение проверять степень усвоенности материала

39. Психологические особенности, структура, механизмы ПД

Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. ПД характеризуется целеположенностью, мотивированностью, предметностью, продуктивностью. Различают 5 уровней продуктивности ПД

I) (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; н епродуктивный

II) ( низкий ) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный

III) (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса; среднепродуктивный

IV) (высокий) системно-модулирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы ЗУН учащихся по предмету в целом; продуктивный

V) (высший) системно модулирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; высокопродуктивный

Особенности ПД:

o Преподавание имеет жесткие временные рамки, четкую цель, конкретные варианты осуществления; воспитательная работа не имеет четкой цели, нет строгих рамок. Во время ее организации решается ряд каких-либо задач

o Содержание обучения можно запланировать, в воспитательной работе планирование возможно только в общих чертах

o Результаты обучения легко выявить, и они зафиксированы. Результаты воспитания выявить сложно из-за большого количества факторов, которые влияют на воспитание того или иного человека и носят вероятностный характер.

o Преподавание предполагает постоянную обратную связь, которая управляет процессом преподавания.

Структура ПД:

1. Гностический компонент – компонент познания, характеризует быстрое и творческое овладение методами обучения, владение рефлексией

2. Конструктивный – отбор учебного материала.

3. Организаторский

4. Коммуникативный

40. Стили ПД

Авторитарный стиль   Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не усвоение знаний и собственное развитие. Главные метода – приказ, поучении. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость
Демократический стиль Ученик – равный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений. Учитывает их мнения, поощряет самостоятельность, учитывает личностные качества учеников. Метода воздействия – побуждение к действию, совет, просьба. Ученики чаще всего испытывают состояния глубокой удовлетворенности, высокой самооценки.
Либеральный стиль Учитель уходит от принятий решения, передавая инициативу ученикам. Организацию и контроль деятельности осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. (попустительский)

41. Педагогические способности и их компоненты.

Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь перцептивные, т. е. относящиеся к сфере восприятия. Они позволяют учителю адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности.

Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им.Необходимое условие этого – любовь к детям

. Третьим компонентом коммуникативных свойств личности учителя можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит и от наличия у учителя педагогического такта.

 

Вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей, прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т. д.

 

Компоненты педагогических способностей:

o Педагогический такт

o Наблюдательность

o Способность и желание работать с детьми

o Заинтересованность в результатах своей работы

o Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебного процесса

o Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях

 

42. Стили педагогического общения

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним буквально по пятам ходят!"

 

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог исполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

 

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики.

 

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

 

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Модели ПО:

1. Мон-блан: преподаватель считает себя выше всех

2. Китайская стена: между учеником и учителем непонимание

3. Локатор: выбирает группу, с которой будет работать

4. Я-сам: сам задает вопрос, сам отвечает

5. Робот: невозможность отойти от плана

6. Гамлет: преподаватель с заниженной самооценкой

7. Тетерев: монотонность

Союз

43. Особенности педагогических конфликтов, способы их разрешения и предупреждения.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой -- в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...